Таёжный Тупик
<< Экспедиция к Агафье, 2016 >>
Евгений Собецкий

И вот очередная экспедиция на Еринат к Агафье Лыковой, уже в августе 2016 года. К ребятам из МИРЭА (Московского института радиотехники, электроники и автоматики) присоединились представители Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, который стал нашим партнером по молодежным проектам в рамках интернационального фестиваля «Молодость». Руководителей этого вуза заинтересовала возможность приобщить своих студентов и будущих филологов не только к волонтерской работе в Таежном тупике, но и к таящемуся здесь уникальному кладезю русского разговорного и письменного языка, не подверженному воздействию внешним лингвистическим влияниям, то есть сохранившим свою первозданную красоту и свежесть. А носителем его является знаменитая на весь мир 71-летняя Агафья Лыкова, выросшая на старинных богословских текстах и языковой культуре своих родителей – Карпа Иосифовича и Акулины Карповны, братьев Савина и Димитрия и сестры Натальи. В 2005 году в Красноярске издан словарь лексики Агафьи Карповны объемом свыше 500 страниц. Примечательно, что посланцами ГИРЯ на Еринат стали участники международной волонтерской программы «Послы русского языка в мире» Александра Пантелеева и Ульяна Бродецкая. Эта программа появилась по инициативе института имени Пушкина сравнительно недавно и призвана популяризировать русский язык, культуру и литературу России и у нас в стране и за рубежом. Интерес к ней огромный, достаточно сказать, что на старте программы заявки на участие в ней направили почти 140 вузов из 70 регионов РФ и 11 зарубежных государств. Понятно, что посол русского языка в мире, общавшийся с самой Агафьей Лыковой, приобретает дополнительные возможности для своей работы в образовательно-просветительских экспедициях в нашей стране или в какой-либо другой.
      Благодаря присутствию в группе Ульяны Бродецкой, расширилась и география участников новой экспедиции, поскольку она – жительница Кемерова и выпускница местного госуниверситета.
      Костяк новой экспедиции составляли люди, уже не раз бывавшие на Еринате, в их числе – Андрей и Даниил Горбатюки, Николай Седов, Николай Щербаков и автор этих строк, к ним примкнули новички – Сергей Василенко и Илья Бацев, которые хорошо вписались в сложившийся коллектив. Был в группе еще один, можно сказать, постоянный участник волонтерской программы МИРЭА на Еринате, это – одиннадцатилетний абаканский школьник Макар Костригин, который свою первую поездку к Агафье Карповне совершил год назад.
      Как и год назад, в Таежный тупик мы добиралась вертолетом, что стало возможным, благодаря мощной поддержке программе студенческих экспедиций к Агафье Лыковой со стороны губернатора Кузбасса Амана Гумировича Тулеева. В полете нас сопровождали его помощники – глава Таштагольского района Владимир Николаевич Макута и глава Таштагола Алексей Анатольевич Путинцев. А пилотировал воздушную машину опытнейший Александр Иванович Бухтояров, начальник летного отряда специального назначения УВД МВД РФ по Кемеровской области.

Медведь вновь атакует а отступает
      Прилетели, приземлились, стали выгружать вещи – свои и те, что предназначены Агафье Карповне и ее соседу по заимке – Георгию, а отшельницы не видно. В прошлый раз она сразу появилась на импровизированной вертолетной площадке, а в этот почему-то задержалась. Причина задержки выяснилась вскоре, когда Агафья и Георгий с вязанками веток для коз показались на берегу. Мы продолжали разгрузку вертолета, а Макута и Путинцев ушли с Агафьей к жилью, но вскоре вернулись, и Владимир Николаевич с тревогой в голосе сообщил нам: «Рядом с заимкой бродит медведь, в лес одним не ходить!» Вот так заявил о себе Таежный тупик уже в первые минуты нашего пребывания на Еринате, вмиг прочертив незримую границу между миром, который знаем мы и из которого только что прибыли, и миром, в котором живут Агафья Карповна и Георгий. Так он сразу напомнил, что жизнь в глухой тайге – не для слабонервных, а точнее – для сильных духом людей.
      Это был все тот же медведь, с которым Агафья Карповна чуть ли не нос к носу столкнулась на тропе в двухстах метрах от изб минувшим летом. Та драматичная встреча с хищником произошла за десять дней до нашего появления на заимке, нынешняя – за три. Совпадение? Вряд ли. Скорее за этим явлением кроется нечто такое, что нам, людям мирским и в немалом числе подверженным материалистическому восприятию картины мира, может показаться нереальным. А между тем, дело обстоит именно так. Тогда (и об этом рассказано на стр. 9 нашего выпуска) Агафью Карповну спасла огромная выдержка и Иисусова молитва. Зверя и человека разделяли десять с половиной метров, и ничто не мешало ему броситься на беззащитную женщину...
      Так, собственно, и происходит в большинстве случаев, когда люди оказываются в непосредственной близости от медведей, о чем говорят многочисленные сообщения в отечественных СМИ. Вот последние, сентябрьские.
      14 сентября. Медведь напал на мужчину, который занимался дорожными работами в Ромненском районе Амурской области. Пострадавший доставлен в больницу с травмами головы, лица и груди.
      14 сентября. Геолог алмазодобывающий компании «Алроса» подвергся нападению медведя на территории особо охраняемой природной зоны «Очума» в Сунтарском районе Якутии. Его спутники, обнаружив пропажу товарища, подняли тревогу. Медведя пришлось застрелить, что и сделал охотовед республиканского министерства охраны природы с помощью двух местных охотников и охотничьей собаки. Тело пропавшего геолога обнаружили на месте отстрела хищника.
      12 сентября. Около десятка белых медведей окружили метеостанцию Севгидромета на острове Тихий в южной части Карского моря. Из-за того, что несколько дней они держали здание в осаде, полярники, у которых закончились средства отпугивания хищников (патроны, наверное), не могут выйти за его порог.
      5 сентября. В Бикинском районе Хабаровского края медведь напал на грибника. Пострадавший находится в больнице с многочисленными травмами.
      4 сентября. Близ села Покровка в Приморском крае в лесу на грибника напал медведь. Человек погиб.
      В эти же дни медведи атаковали двух человек в пострадавших от наводнения районах Приморья. Оба находятся в больнице.
      Как видим, когда человек оказывается в непосредственной близости от медведя, у него мало шансов уцелеть. В. Макута, ссылаясь на рассказы опытных охотников, подтвердил, что если медведь начинает атаку на человека, он не останавливается: «Такого не бывает, чтобы хищник повернул назад, в него будут стрелять, а он все равно идет к своей цели, его пытаются острогой остановить, а он продолжает идти на человека. Здесь, видите, раз – и остановился...» Последняя фраза Владимира Николаевича о столкновения Агафьи Карповны с медведем на береговой отмели за три дня до нашего приезда...
      Вот это «раз – и остановился» находится за гранью нашего, мирского, понимания, а между тем у него есть свое объяснение...
      Нынешняя встреча с медведем произошла тоже на берегу реки, но примерно в трехстах метрах ниже предыдущей – прошлогодней. Агафья Карповна находилась в этот момент у рыбацкого балагана, который сооружен недалеко от кромки береговой отмели. Здесь отшельница обычно проводит сентябрь, добывая с помощью заездка, этакой хитроумной рукотворной плотины, рыбу на зиму. В балагане она коптит и сушит ее. Зверь появился на невысоком обрыве, до которого (я измерял) от балагана было примерно 25 метров. Не медля, он направился прыжками в сторону человека. Когда Агафья Карповна увидела его, он уже вовсю мчался к ней. «Только крестное знамение трижды успела сделать и Исусову молитву прокричать», -рассказывала она о тех мгновениях, что отделяли ее от неминуемой гибели. А зверь-то огромный, «темна куча» – как она описывала его еще минувший раз. Ситуация была настолько критической, что она даже употребила такую фразу: «Не знаю, как и жива осталась...»
      До Агафьи Карповны было всего девять метров, когда хищник внезапно остановился, развернулся по солнцу и убежал в тайгу. «Метнулся от меня...» – так описала она этот маневр хищника. В прошлом году их разделяли десять с небольшим метров.
      Как и тогда, она бочком стала уходить к жилью. Идти надо было так, чтобы ни на секунду не терять из виду то место, куда медведь скрылся и откуда вновь мог показаться. А он и вернулся к балагану, когда Агафьи Карповны уже не было на берегу, забрался в него и расшвырял находившиеся там камни.
      К тому же идти пришлось по неровной каменистой отмели, ненароком и запнуться можно о торчащий булыжник, а уж если упадешь, то... Вот так, рискуя упасть и опасаясь возвращения хищника, она и выбиралась к жилью.
      Когда мы слушали эту историю и задавали уточняющие вопросы, Агафья Карповна добавила, что медведь все тот же, что терроризирует ее уже много лет. Ему сейчас около 20 лет, и с возрастом он становится все опаснее, потому что перестал бояться человека. Да и ничего он не боится, даже холостых выстрелов из ружья. Отшельница не исключает, что он и на заимку может вновь заявиться, где уже появлялся в минувшие годы несколько раз.
      И словно про Агафью Карповну, защищавшуюся крестным знамением и Иисусовой молитвой от огромного хищника, говорил старец Паисий со своими духовными чадами в конце минувшего века: «Если человек осенит себя крестом и вверит свою жизнь в руки Божии, то Бог и будет потом судить, жить или умереть надо было этому человеку». Иначе говоря, именно Господь и пришел на помощь отшельнице на последних прыжках медведя, заставив его «по солнцу развернуться» и убраться восвояси. Произошло то, что Владимир Николаевич Макута сформулировал кратко, но емко – «Здесь, видите, раз – и остановился», то есть прекратил атаку на человека. Но ведь другие-то звери не остановились, нападая на людей в тех случаях, о которых рассказано выше... Выводы делать вам, читатель. А вот старец Паисий опять дает нам важное разъяснение: «Бог поможет в трудностях. Но для того, чтобы Бог дал Божественную силу, надо, чтобы и человек дал то малое, что он может дать». Что же человек может дать Богу? А это уже о том, о чем спрашивал Агафью Карповну паренек Александр из Шлиссельбурга в письме, привезенном нами на заимку. А он, помните, спросил ее – в чем смысл жизни?
      И она отвечает ему и нам вместе с ним: «Жизнь свою надо отдать Богу, Богу послужить с покаянием, с добрыми делами, и потом в Царствие Небесное... Обратись ко Мне, Я обращусь к вам...» И замолчала, дескать, сами думайте дальше. Все же не ее это дело – лекции на сложнейшие мировоззренческие темы читать. Ее дело – своим опытом, своим примером показывать, как это бывает – отдать свою жизнь Богу...
      Но когда-то и старца Паисия спросили о том же, о чем спросил Агафью Карповну незнакомый ей парень, и у нас есть возможность с его помощью развернуть ее ответ Александру и заодно убедиться в том, что и он, святой, какого Бог, по словам одного из афонских старцев, посылает на землю раз в 400 лет, и она, отшельница, прожившая всю свою немалую жизнь вдали от мира, мыслят о главном одинаково. «Геронда, в чём конкретно заключается смысл этой жизни?» – так по-житейски прагматично спросила старца его духовная дочь.
      «В чём? – переспросил отец Паисий. – В том, чтобы подготовить себя для нашего Отечества, для неба, для Рая. Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, иже (который – прим.) есть спасение души. Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой «загранпаспорт» для жизни иной. Мы забываем о том, что всем нам предстоит уйти. Корней здесь мы не пустим. Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог призовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда... Глубочайший смысл жизни обязаны уяснить все люди. Если бы они это сделали, то совсем бы исчезли мелочные придирки, грызня и прочие проявления самости. Раз есть Божественное воздаяние, то будем думать о том, как заработать маленько «денежек» для будущей жизни, а не о том, как в жизни этой держаться с достоинством и принимать человеческую славу от других».
      И та история про медведя – прошлогодняя, и нынешняя, когда в качестве щита перед ним прозвучала Иисусова молитва, говорят о том, что медведь вокруг отшельницы бродит не случайный, В окрестностях заимки, по словам Николая Седова, много разных медвежьих следов, есть среди них и следы медведицы с медвежонком, но она и другие косолапые хищники обходят человеческое жилье стороной, а тот, который «темна куча», с маниакальной настойчивостью атакует отшельницу. Ходит за нею по пятам и донимает ее один зверь. «Страшно стало», – признается Агафья Карповна. И только помощь Господа помогает ей в этом противостоянии. Так что сила молитвы в этой истории показана овеществленным образом.

Агафья – это живое чудо
      Далее в рассказе о пребывании студентов-волонтеров в Таежном тупике мы пойдем по дневниковым записям, чтобы обозначить самое интересное из увиденного и услышанного при общении с Агафьей Карповной, иначе не справиться с обилием материала.
      А материала действительно много, поскольку каждое ее слово выверено годами и нет нужды подвергать его проверке, да и не произносит она ничего всуе – все связано с каким-то событием или несет важный смысл, а ты слушай, записывай, вникай, а потом старайся понять, что же такого хотела донести до тебя отшельница. То же самое можно сказать о ее действиях – по хозяйству ли, в общении с ребятами, в таежном походе по ягоды, в подготовке заимки к зиме... Информации, которая важна для любого из нас, так много и она возникает так неожиданно, что не успеваешь все фиксировать. По-хорошему надо постоянно держать диктофон включенным и записывать каждое слово Агафьи Карповны и свою реакцию на них, но так не получается – надо ведь еще и делом заниматься, для чего, спрашивается, приехали? Зато ни на секунду не покидает ощущение, что, прикасаясь к феномену Агафьи Лыковой, ты прикасаешься к чему-то великому, к великой истории, к тому, что отличает Россию от всего остального мира.
      (Когда были написаны эти строки, и взята пауза, случилась очень примечательная вещь. Взяв в руки месяц назад отложенную из-за нехватки времени книгу «Лествица» и открыв ее на той странице, на которой прервалось чтение, читаю следующее: «Все хотящие познать волю Господню, должны прежде умертвить в себе волю собственную; и, помолившись Богу, с верою и нелукавою простотою вопрошать отцов и братий в смирении сердца и без всякого сомнения в помысле и принимать советы их как из уст Божиих, хотя бы оные и противны были их собственному разуму и хотя бы вопрошаемые были не весьма духовны». Так ведь это о нас и о нашем общении с отшельницей, которая несет в себе уникальнейший опыт приобретения веры и служения ей. Мы-то какие? Живем в обществе, насквозь пропитанном гедонистическими императивами, о духовном и не думаем, а если и думаем, то крайне редко и то под влиянием каких-либо обстоятельств. А она? Ей повезло, поскольку веру получила с молоком матери, воспитывалась пусть и в спартанских условиях, но мотивированных нравственными законами православия, что позволило ей избежать вредоносного влияния искушений, которым подвержен урбанизированный человек, преодолела все испытания через жизнь в дикой природе, сохранив в себе детскую чистоту и непосредственность, а ведь сказал же Иисус: не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное... И вот рядом с таким редчайшим носителем духовных ценностей нам довелось жить полторы недели и общаться накоротке.
      Процитированные выше строки написал в VI веке игумен Синайского монастыря преподобный Иоанн Лествичник. И хотя это руководство к нравственной жизни предназначалась инокам его обители, любой человек и сегодня может получить с ее помощью надежный путеводитель к духовному совершенству. А для нас в ней есть еще одна подсказка: «...Бог не попустит, чтобы прельстились те души, которые с верою и незлобием смиренно покорили себя совету и суду ближнего; потому хотя бы вопрошаемые и не имели духовного разума, но есть глаголющий через них Невещественный и Невидимый». Иначе говоря, через Агафью с ее выдающимся бэкграундом с нами, неразумными, работает Он – Господь.
      Вот такая неожиданная поддержка в лице преподобного Иоанна Лествичника пришла вдруг во время работы над дневниковыми записями).
      Глядя на нее, такую маленькую и хрупкую, в те моменты, когда она с помощью топора и березовых клиньев играючи делает из бревен толстенные доски для новых стен курятника или устраивает на реке заездок, часами работая в студеной воде при своем-то сквозном остеохондрозе, понимаешь, что есть в этой женщине что-то непостижимое из того разряда, что делает непостижимой и саму Россию. Эта ее внешняя неброскость, неприметность в сочетании с твердостью в вере и абсолютной самоотдачей, весь опыт ее отшельнической жизни, неповторимый никем пример твердого самостоянья помогают избавиться от внушаемого нам со всех сторон ощущения вторичности по отношению ко всему западному и зависимости от чужих нравственных ценностей, под сурдинку пробравшихся в нашу жизнь. И здесь хочется вернуться к своим сомнениям по поводу продуктивности некоторой части полемики вокруг церковного раскола.
      В конце концов, разбираться с тем, что произошло на Руси в середине и второй половине XVII века, нужно – для нашего же общего будущего. Но разбираться грамотно и взвешенно, с учетом новых научных данных, понимания исторических процессов с высоты нового опыта, а главное – чтобы это помогало России сохранять единство во всех делах на благо Отечества. Именно об этом ведь говорит весь исторический опыт старообрядчества, о чем и напомнил на Всемирном русском народном соборе глава РПСЦ митрополит Корнилий.
      Бывая в Таежном тупике, мы не смотрим на вероучительные обряды через призму церковной ортодоксии, поскольку не обладаем со ответствующей научной компетенцией, да и не за тем приехали. Мы смотрим на то, каким должен быть русский человек, каков он есть, находясь в трудных условиях жизни, и в этом смысле старообрядческая отшельница Агафья Лыкова, сохранившая бесценный опыт Святой Руси, сегодня наше общее достояние. Рассказывая в своих газетных отчетах о старообрядчестве подробно, мы нисколько не противопоставляем его новобрядчеству или, как говорят в старообрядческой среде, никонианству. Так сложилось, что оба течения православия на Руси существуют не один век, укрепились в народе, и оба несут несомненную пользу Отечеству. Если хотите, они всем своим опытом демонстрируют подлинный, а не квасной патриотизм по отношению к матушке-России. Именно тот патриотизм, который президент Путин назвал национальной идеей. А обращаясь к подробностям старообрядчества, история которого многим незнакома, мы получаем возможность копнуть старину, увидеть ее неизвестные стороны, а значит – увидеть российскую историю болей полной и точной.
      А теперь, сделав необходимые пояснения, перейдем собственно к дневниковым записям.
      * * *
      17 августа. Вторая половина дня после прибытия группы в Таежный тупик прошла в разговорах с Агафьей Карповной о житье-бытье, разборе почты, которую мы привезли для отшельницы, устройстве палаточного лагеря и прочих хлопотах, связанных с организацией жизни на новом месте. Видимо, потому, что разговоров оказалось и без того достаточно много, вечером мы и Агафья Карповна обошлись без привычной по прошлым приездам ночной «пресс-конференции».
      * * *
      18 августа. За завтраком распределились по участкам работы. Николай Седов и трое парней ушли на другой берег Ерината, где занялись заготовкой дров на зиму. Николай работал с бензопилой, а ребята кололи чурки и складывали поленья в штабеля, которые здесь называют поленницами. Как позже сообщил Илья, в первую половину рабочего дня они уложили полторы поленницы, темп заготовки вполне приличный при том, что ребята, кроме Коли Щербакова, впервые работали таким непривычным для них инструментом как колун.
      Даниил косил траву на полянах у балагана, Макар полол грядки на огороде, выбирая мокрицу, которую потом отдавал курам. Куры любят клевать эту траву, считается, что после нее они лучше несутся. Девочки – Александра и Ульяна – занимались разборкой общественных вещей и продуктов, варили еду для группы на обед. Вообще-то все это для них происходит впервые. Впервые они в таком серьезном походе, как наш, впервые живут в палатке, впервые готовят в походных условиях на большую группу едоков. И забегая вперед, следует сказать, что они довольно успешно выдержали это испытание на взрослость.
      Во второй половине дня на таежной заимке стартовала уборочная страда. Первой под уборку пошла делянка со знаменитым лыковским горохом, которая находится на склоне горы в 150 метрах от ее подножья. Эту делянку размером примерно в одну сотку Агафья Карповна отвоевала весной у той части бывшего огорода, который несколько лет назад она перестала использовать под посадки и который быстро зарос травой, превратившись в сенокосную полянку. Вскапывала землю мотыгой, которую когда-то сама и смастерила. Работа не для женских рук, но делать ее, как и многое другое на заимке, больше некому, потому и мотыжила заросшую почву, переворачивая почву травой вниз. Горох вырос отменный.
      Убирая его, мы сделали технологическую ошибку – срезали стебли на нижних рядах делянки и укладывали их общей кучей, чтобы потом спустить вниз и разместить на сушку на одной из покатых крыш, а надо было начинать с верхних рядков, из стеблей формировать маленькие снопы, перевязывая их теми же стеблями. И вот Даниил унес первую охапку, завернутую в мешковину, тут же возле него появилась Агафья Карповна. Стало ясно, что мы делаем что-то не так. Все объяснилось, когда Агафья Карповна поднялась к нам. Позже она расскажет, что собиралась пообедать, но увидела, что Даниил принес бесформенную груду гороховых стеблей, поспешила к нам. Как выяснилось, она с утра еще ничего не ела, а на часах было между тем 17.30. Спросил, как себя чувствует, не евши-то весь день? На что Агафья Карповна только улыбнулась. А что будете есть, не унимаюсь? Хлеб да что привезли – то есть овощи и фрукты. Надо сказать, что в те дни у православных шел Успенский пост, который такой же строгий как и Великий. Мы-то его не соблюдали, что разрешено делать путешествующим, а вот Агафья Карповна не просто соблюдала, но и демонстрировала чудеса аскетизма. Иногда, уходя с ночной «пресс-конференции», она, словно оправдываясь, говорила – еще не обедала. На дворе ночь – а она не обедала!
      Вообще Агафья Карповна, как, наверное, и другие старообрядцы, трапезничает в течение дня только дважды – обедает и ужинает, завтрака как такового у нее нет. А в пост, получается, один раз, да и то под занавес дня. Откуда силы только, ведь работу выполняет наравне с нами, а то и более трудную! А еда-то какая! Однажды ела кашу из кабачка, ею же кормила и кошек, а потом всю неделю – только хлеб с арбузом. У арбуза срезала шляпку, делала небольшое углубление, клала в него сухари или хлеб, размачивала арбузным соком и ела ложкой, затем арбуз накрывала шляпкой, оставляя его до следующей трапезы. И при такой пище все время – в движении, в общении с гостями заимки. Удивительный человек!
      Чем объяснить столь строгое отношение к себе? Это вопрос вопросов. Как известно, по окончании зимы Агафья Карповна переходит из избы в балаган, один у нее в огороде, другой на речке. Балаган за пределами Таежного тупика – это, как гласит словарь, барак, сарай, навес, временное дощатое или иное строение. То есть более или менее солидное сооружение. Не то в самом Таежном тупике. Балаган Агафьи Карповны – это жерди, покрытые полиэтиленом, да и то лишь с двух сторон. Внутри кой-какое имущество, сбоку у открытой стороны балагана место для костра, оборудованное металлической решеткой на ножках для кастрюли, на полу – прикрытые тряпьем доски, на которых отшельница и спит, укрывшись от холода весьма скромным одеялом. Кроме холода, донимают противные насекомые – комары да мошка. На что комары докучливы, но еще противнее мошка. Та, по словам Агафьи Карповны, набивается в резиновые сапоги и кусает так, что уснуть невозможно. Но все это говорится без всякой досады, что, на первый взгляд, кажется странным (наши-то девочки ближе к вечеру даже противомоскитные сетки на голову надевали). А странного ничего нет. Вспоминается из какой-то книжки про Афон, как один монах, показывая ее автору на многочисленные следы на лежанке для спанья от укусов клопов, с улыбкой произнес – это наши маленькие друзья. На духовном языке это означает следующее: чем больше стеснишь себя, тем больше получишь благодати и радости. Понимание этой тонкости кроется в одном из Блаженств, которые Иисус изложил перед Своими учениками в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
      В своем комментарии к проповеди шотландский богослов Баркли поясняет, что блажен человек, осознающий свою абсолютную беспомощность и уповающий только на Бога. В жизнь такого человека (а мы тут же представляем на его месте Агафью Карповну) входят две взаимосвязанные стороны. Этот человек совершенно отрешается от материальных вещей (можно сказать по другому – благ), потому что он осознает, что они сами по себе не могут принести счастья. И другая сторона – он полностью привязывается к Богу, потому что осознал, что помощь, надежду и силу дать ему может только Бог. Вот почему отшельница тут же обратилась к Нему, когда увидела мчавшегося к ней громилу-медведя. И Господь услышал ее и пришел на помощь, вот почему медведь прекратил атаку на человека, остановился, развернулся по солнцу и убежал в тайгу.
      Агафья Карповна для нас словно живая иллюстрация сути Блаженства, гласящего, что нищий духом – это человек, осознающий, что материальные вещи, то есть человеческие блага не значат ничего, а Бог – это все. И таким, как она, говорит Иисус ученикам, принадлежит Царство Небесное. Как все это осознать? Как сама Агафья Карповна понимает, что ждет ее в Царстве Небесном? И можно ли вообще хоть что-то о нем знать? Наверное, она что-то знает, если с рождения живет в своем Таежном тупике и не желает его покидать, если поступает так, как не каждому дано... За нее нам дает ответ преподобный Серафим Саровский, который Божией Благодатью будто бы однажды был поднят на несколько Небесных уровней и тут же возвращен на землю: «Ах, если бы ты знал, возлюбленный, какая радость, какая сладость ожидает праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением. Если бы сама эта келья была полна червей, и они бы всю нашу жизнь ели нашу плоть, то и тогда надо бы терпеть со всяким благодарением, чтобы только не лишаться той небесной радости...»
      Впрочем, Агафья Карповна, скорее всего, не размышляет столь детально о том, что ждет ее в Небесном Царстве, она просто смиренно несет свой крест, как несли его предки ее и все русские люди, стоявшие за веру, что называется, не на живот, а на смерть, и знает: быть ей в Царствии Небесном или нет, решит Господь...
      Но мы отвлеклись и пора возвращаться к делянке, где только что убран горох. Ребята ушли и унесли снопы, но Агафья Карповна не спешила покидать место уборки, она обошла делянку, подбирая стебельки, которые, как это бывает во время рабочей суеты, незамеченными остались на земле. Подобрала их, подобрала и оторвавшиеся от стеблей гороховые стручки, положила их в карман кофты, надетой поверх лопотины (так у старообрядцев называется верхняя одежда), подобрала горошины, которых, правда, оказалось немного, но которые, тем не менее, могли быть потерянными для отшельницы. Закончив работу, она выпрямилась, перекрестилась и произнесла слова какой-то молитвы...
      Глядя на нее в эти минуты, вспомнил не раз рассказанную в других случаях историю про то, как буквально исследовала она площадку возле березы, с которой брала ветки с листьями для коз. По словам видевшего все это Николая Седова, она обошла березу, осмотрела внимательно всю площадку, подобрала мелочь, которая упала на землю при заготовке корма и которая могла бы пригодиться животине, обошла вокруг Николая с его вязанкой, чтобы и возле него не осталось что-либо значимое для коз, и только после этого они отправились домой. Такое отношение к делу диктуется Евангельским принципом – будь совершенен как совершенен твой Отец.
      Пусть не покажется натяжкой, но все оставшееся время на заимке часто вспоминал Агафью Карповну с ее этим железным правилом – делать все на совесть и всякий раз как бы ее глазами смотрел на законченную операцию, находя изъяны, которые требовалось поправить. Следуя этому правилу, мы с Даниилом и Сергеем вернулись в предпоследний день экспедиции на противоположный берег Ерината, где завершилась заготовка на зиму дров, и собрали в штабеля все разбросанные поленья. Получились еще две приличные поленницы. Всего же их стало семь. Не собери мы те дрова, зимой они ушли бы под снег, а снег в этих местах глубокий, значит, найти их не вышло бы, да и кто стал бы этим заниматься...
      Через 20 минут после окончания уборки гороха Агафья Карповна появилась в студенческом лагере с кабачком в руках – принесла нам на ужин. А в обед она уже угощала нас караваем белого хлеба. Девочки сказали, что в нем, кроме муки, использовалась манная крупа. Этот каравай, разрезанный на манер торта, и выглядел со стороны как торт или кекс. Очень вкусный! И хлеб от Агафьи Карповны мы получали регулярно, для чего она несколько раз пекла его в русской печи.
      Вечером в избе, где находится домашний иконостас и вся религиозная библиотека отшельницы, шла служба. Продолжалась она около полутора часов, мы с А.В. были на ней. Агафья Карповна сказала, что рано утром следующего дня будет служба, посвященная Преображению Господа, одному из двунадесятых праздников в православии. Поэтому легли спать пораньше...
      * * *
      19 августа. В 5.40 в избу пришла Агафья Карповна, мы с Андреем Викторовичем и Макаром скоренько поднялись и убрали свои спальники, чтобы освободить место перед иконами для нее и Георгия. Служба длилась до 10.30. Наблюдая за нею, не устаешь поражаться -посреди тайги, откуда до ближайшего жилья сотни километров через непроходимую чащобу, шло действо, которое по полноте и значению не уступало богослужению в храме, а может, в чем-то и превосходило его. Непостижимо! И к тому же здесь, в Таежном тупике, много такого, чего нет за его пределами. К примеру, Николина молитва.
      Еще год назад Агафья Карповна напела ее на наши диктофоны, но расшифровать сложный текст дома не получилась, не помог и интернет. Впрочем, интернет был изначально бессилен – «только тут и услышишь», предупредила отшельница. На сей раз мы решили не упускать возможность записать на бумаге текст молитвы, которую «только тут и услышишь». Наш спецвыпуск позволяет познакомиться с ним всем желающим. Вот этот текст:
      «О, великий заступниче архиерею Божий, триблаженне Николае (ударение на втором слоге – прим.)! Иже подсолнечною осиявый чудесы, скорый отче услышатель бысть, обуревающим пристанище тихое, везде предваряя и спасая, и изымая, от бед страждущая вся и присно действуя, предивная от Бога данной ти Благодати чудес Даров, услыши нас ныне недостойных раб твоих, верою призывающих тя, и молебное приносим ти пение сие, тебе молимся, и тя ходатаем на умоление Владыки предлагаем. О, преславный в чудесех и дивные скорый услышатель, высокопарящий святителю, скорое Владыце и Богу предстани о нас, яко имея дерзновение к Нему, и обычным ти молением преклоньсе и преподобные свои руце молебно к Нему простри о нашем согрешении, щедротство Благости подаждь нам и приими нас во свое заступление, и от всех бед и зол избавляя, от нашествия враг видимых и невидимых свобождая нас, и вся их наветы и злохидства отгоняя и погубляя во всей жизни нашей дондеже из тьмы в житии сем, и прегрешениям нашим прощения испроси, и спасенны нас представи Христу Богу, и в будущий век сподоби нас получити в Царствие Небесного за благость твоего человеколюбия, Ему же слава со безначальным Его Отцем, и с пресвятым благим животворящим Его Духом, и ныне и присно и во веки веком. Аминь.»
      После обеда почти всей группой ходили с Агафьей Карповной в лес на другом берегу Ерината за брусникой и черникой. Пока шли берегом, то и дело натыкались на медвежьи следы. Поначалу, признаюсь, жутковато было, но благодаря присутствию человека, который, рассказывая про свои стычки с медведем, сам признается – «Страшно!», но который, тем не менее, продолжает походы в тайгу, вычеркнул из своего сознания мысли о хищнике.
      Ягоды мы не набрали: Агафья Карповна сообщила, что две недели назад в этих местах был град, прибивший ягодник ко мху. И в огороде он побил ботву, но не сильно, все овощные посадки выдержали испытание. Поход в тайгу между тем получился поучительным. Не набрав ягоды, Агафья Карповна при этом насобирала более ведра грибов – маслят и сыроежек, а еще целую котомку кедровых шишек (для нас), слетевших с деревьев. Иначе говоря, она всякую работу делает с очевидным результатом, мы-то, получается, лишь прогулялись, а она вернулась домой не с пустыми руками.
      Поднявшись по склону до середины горы, устроили привал. На часах 16.20. Светило яркое солнце, настроение было приподнятым. Чувствовалось, что наш маленький поход будет каким-то образом расцвечен. Так и случилось. Там наверху Агафья Карповна по моей просьбе поведала ребятам историю про возы на мосту и начала рассказ о святой воде ялуторовских старцев, но прервала его, поскольку пришла пора возвращаться на заимку.
      * * *
      20 августа. После завтрака Коля Седов и трое парней занялись дровами, Макар с Сашей отправились на заготовку лечебной травы мать-и-мачехи, не остались без работы и остальные участники экспедиции. После уборки гороха появилась новая задача – подготовить освободившуюся делянку под посев озимой ржи. Землю взрыхливали мотыгой. Работать ею, не обладая навыками, оказалось непросто. К тому же все это происходило на склоне крутизной до 45 градусов – приходилось припадать на левое колено, правой ногой упираться, цепляясь за неровность почвы, но и это не все – надо было научиться владеть мотыгой. Если ею действовать вытянутыми руками, то плечи и предплечья быстро устают, а если инструмент взять покороче, то удар получается сильнее и оттого эффективнее. Рассказываю об этом для того, чтобы читатель представил условия, в которых Агафья Карповна сначала отвоевывала огород у леса, а потом каждый год готовила его к посадкам.
      Ее умение работать в сложнейших условиях и великое терпение – это тот признак, который был отличительным у старообрядцев во все времена и благодаря которому они добивались выдающихся результатов. Привожу некоторые выдержки на этот счет из книги К. Кожурина «Повседневная жизнь старообрядцев» (Молодая гвардия, 2014).
      «К началу XX века в руках представителей старообрядцев (династии Морозовых, Рябушинских, Кокоревых, Хлудовых, Зиминых, Солдатенковых) было сосредоточено 64 процента всего российского капитала. Составляя к этому времени менее 1,5 процента от общей численности населения, старообрядцы дали России свыше двух третей всех предпринимателей-миллионеров в то время, когда страна выходила на первое место в мире по темпам экономического развития».
      «Природа русского хозяина, как и природа русского человека в целом, сложна и полна противоречий. Его классическое выражение Рябушинский видит в «хозяйственном великорусском мужике», «этом упорном стяжателе, прижимистом, твердом, настойчивом в труде, смекалистом, ловком, часто очень одаренном, но одновременно обуянной большой духовной гордостью».
      «Постоянная борьба за существование, за право исповедовать веру отцов воспитывала предприимчивость и практическую смелость. Немаловажным качеством предпринимателя-старовера была трезвость и умеренность в быту. Староверческое капиталистическое предпринимательство развивалось естественным путем и опиралось на традиционные районы ре месла и кустарной сельской промышленности».
      «Старообрядцы-промышленники и предприниматели, зачастую являвшиеся выходцами из простой крестьянской среды, были горячими патриотами России и надежным оплотом государства (несмотря на то, что в редкие годы в государстве Российском они не подвергались гонениям и преследованиям за веру). Свои многие капиталы они вкладывали в развитие отечественной промышленности, а не хранили за границей. Одним из таких самородков, пионеров русской нефтяной промышленности был старообрядец поморского согласия Василий Александрович Кокорев, который в 1887 году написал в своей книге «Экономические провалы»: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами отечества и засорять насильными пересадками родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу».
      Другой старообрядец Сава Тимофеевич Морозов говорил в 1896 году о том, что «богато наделенной русской земле и щедро одаренному русскому народу не пристало быть данниками чужой казны и чужого народа» и что «Россия, благодаря своим естественным богатствам, благодаря исключительной сметливости своего населения, благодаря редкой выносливости своего рабочего, может и должна быть одной из первых по промышленности стран Европы».
      Как современная иллюстрация этих цитат – забота Агафьи Карповны о сохранении семян пшеницы. Двадцать пять пшеничных колосков растут на верхнем участке огорода. Их поначалу и не заметишь, если не знаешь о них. Так и произошло, когда Агафья Карповна показала мне рукой в сторону, где эти колоски дозревали. Пшеницу сеяла вместе с горохом, убрала его, и теперь колоски сиротливо качаются под дуновениями ветерка на оголенной делянке. Это та самая пшеница, которую Лыковы размножили с одного колоска, случайно оказавшегося в вымолоченном горохе, о ней писал Песков, по ошибке обозвав рожью (эту ошибка повторяется и в нашем спецвыпуске).
      В каждом колоске – по 33-35 зерен. Теперь задача – сберечь их до будущего года. Вот как? «Не знаю», – говорит отшельница. А тогда зачем, семена могут привезти? «Да вот могут... А это-та старинная, от деда Степана, на Каире жили, там сеяли, с Енисея принесли», – поясняет.
      В этих слова огромный житейский и философский смысл – надо держаться за то, что досталось от предков, а не хвататься за то, что тебе подсовывают. По данным «ЛГ» (21.01.2016), в 2015 году из-за границы в Россию ввезено 95 процентов семян сахарной свеклы, почти в таких же объемах – семян кукурузы, подсолнечника, некоторых других культур. А ведь мы всей информации на сей счет не знаем и вполне вероятно, что обстановка в этой сфере еще более драматична.
      * * *
      21 августа. Воскресенье, нерабочий день. Почти всю ночь шел дождь (а Агафья Карповна – в своем балагане), проснулись – дождь. День весь был дождливый. И это был своеобразный подарок природы нашей группы – весь день проговорили с Агафьей Карповной. Вечером она испекла четыре булки хлеба, нам отдала, Николаю и Георгию.
      * * *
      22 августа. Продолжились работы по программе зимней подготовки заимки. Агафья Карповна уже дает нам задания, намечая фронт работы, что говорит о том, что мы окончательно стали для нее своими. Раньше-то она робко, как бы в предположительном виде говорила о том, что надо бы сделать, а ты – догадывайся, что тебя просят. Тогда она не хотела никого утруждать своими проблемами, не считала себя вправе это делать. И сейчас просьбы поступают в деликатной форме, но они поступают.
      * * *
      23 августа. День не жаркий, но главное – сухой, утром – 11 градусов, днем – 19. Хорошая погода для заготовки сена и, конечно, дров. С сеном нынешним летом беда, из-за дождей в июле не удалось покосить совсем. Поэтому теперь приходится наверстывать упущенное. В итоге мы скосили траву на пяти делянках на склоне горы, а также на полянках в огороде, Георгий убрал траву на берегу реки.
      Агафья Карповна посеяла озимую рожь, перед посадкой и после нее перекрестилась и положила три поясных поклона.
      Крестьянский труд летом непрерывен. Макар принес Агафье Карповне по ее просьбе литовку, которая оставалась на верхнем огороде, она собиралась вечером покосить, говорит – трава обсохла после дождей и быстро высохнет после скашивания. И весь день опять провела, ни разу не поев. Косила уже в сумерках, выкосила приличную площадь. А потом еще пекла хлеб. Готовые булки вынула из печи в 22.45. Потом еще подождала, пока они остынут, чтобы освободить хлеб из форм. Пока хлеб пекся, напела на диктофон текст из Златоустовой книги о субботе. Запись заняла 30 минут. Ушла от нас к себе в балаган ближе к полуночи.
      24 августа. Ночью был легкий заморозок. Прихватило немного картофельную ботву, видимо, морозец прошелся участками. Ребята говорят, что в палатках этой ночью было холодно. Сама Агафья Карповна всю ночь поддерживала огонь в костерке на краю балагана, спала, завернувшись в одеяло, но все равно замерзла. О возможном заморозке она догадывалась еще накануне вечером – воздух был стылый, так что руки мерзли, была сильная роса. И днем она выражала по этому поводу некоторое беспокойство, поскольку на дальних гольцах выпал снег, что летом бывает редко. И рожь посеяла, как бы не очень к тому стремясь. Хотя на вопрос – может, рано посеяла? – сказала, что нормально.
      Но все эти подробности говорят, что жизнь в Таежном тупике не позволяет расслабляться ни на один день. Надо быть готовым к любому сюрпризу судьбы...
      В 9.00 температура наружного воздуха была 9 градусов – несколько ниже, чем в предыдущие дни. Эти данные снимаем с термометра, которому уже 28 лет и на шкале которого нет цифровых значений – отлетели за давностью времени. Вернее, сохранилась только цифра 20 в отрицательном сегменте, поэтому всякий раз цепляешься глазами за нее, как за отправную точку, и далее ведешь отсчет по верхнему концу ртутного столбика... В 14.45 температура воздуха поднялась до 23 градусов, вот такие тут в горах климатические перепады...
      * * *
      25 августа. Накануне Агафья Карповна завела тесто, оно поднялось очень поздно, и потому не стала тревожить нас, обитающих в избе, где есть русская печь. Всю ночь провозилась с квашней, пекла хлеб под утро в курятнике, где тоже есть русская печь. Понятно, что в эту ночь не спала. А ведь весь предыдущий день на ногах. Поела один раз. Доела арбуз с сухарями. Всю неделю питалась этой едой, только на Преображение Господне приготовила кабачок с рыбой.
      В этот день занимались устройством заездка. Выбрали для него место несколько ниже прошлогоднего, поэтому все материалы и детали перетаскали от старого балагана. Работа по устройству заездка трудная, вовсе не женская, а когда-то Агафья Карповна выполняла ее в одиночку, и сама же разбирала плотину уже глубокой осенью. Все ребята хорошо поработали, но Илья и Сергей проявили себя так, что можно сказать – их отношение к делу соответствует духу жизни на заимке. Сама Агафья Карповна вымокла основательно, находясь постоянно в холодной воде. Сушилась и грелась у небольшого костра, хотя как можно подсушить на себе одежду, которая промокла практически вся... А она улыбается... Улыбалась и тогда, когда выходила из реки, хотя любой другой человек какими-нибудь гримасами на лице выражал свое состояние, которое, конечно же, не было в эти минуты превосходным.
      Два дня назад Агафья Карповна рассказала нам несколько снов, которые можно считать чудесными, поскольку в них видела Николу-угодника и ярким снопом света освещенную икону на домашнем иконостасе, а вскоре на заимку прибыл ее будущий духовник отец Владимир, и это событие значило для отшельницы очень много. Попросили рассказать о чудесах еще, она, мягко улыбнувшись, молвила – разве все упомнишь.
      И вот теперь глядя на ее сияющее лицо в тот момент, когда от холода зуб на зуб не попадает, я подумал: так вот оно, чудо! Человек, который работает истово и самоотверженно и ни секунды не унывает от дикого дискомфорта, а радуется тому, что дело идет!
      А еще маленькое чудо можно было наблюдать позже у костра, когда уже все поужинали, и у ребят шло, если можно так сказать, досуговое время. Вся еще в мокрой одежде Агафья Карповна пришла к огоньку, села рядышком с ним на чурку, и можно было подумать, что она пришла погреться. А ребята в эти минуты затеяли игру с угадыванием и как-то не обратили внимания на гостью. А она сидит себе тихонько и наблюдает за молодыми. Те же увлеченно заняты игрой, звучат разные фразы, но одна из них – «я – живой» – повторяется. Агафья Карповна спросила, что это за игра, ей ответили – разгадывание задания, которое придумывает тот или иной игрок. И она тут же отреагировала – бесовская игра. А карты, спросили ее? А карты еще страшнее, еще больший грех. Если знать, что игральные карты для православных – это осквернение Христовых святынь на радость бесам, то станет понятной роль карт и в гаданиях, то есть исканиях бесовских откровений.
      Ребята, однако, никак не отреагировали на слова отшельницы и продолжили свою игру. Ничего больше не сказала та, встала и так же тихонько как появилась у костра – ушла.
      Только потом понял я, что вовсе не греться приходила она к студентам. Ее привел сюда Господь, чтобы она оказала ребятам духовную помощь. И это – настоящее чудо...
      * * *
      26 августа. Весь день занимались дровами, сеном.
      * * *
      27 августа. Наступил день отъезда. Николай Седов связался по спутниковому телефону с командиром вертолета, и тот сообщил, что машина за нами прибудет ориентировочно в 12.30.
      Занялись сборами. Попутно доделывали «хвосты», в частности, Андрей Викторович и Илья закончили дополнительное остекление двух окон в избе, где Агафья Карповна будет зимовать. Прибрались на площадке, где стояли палатки, надо, чтобы здесь после нас остался идеальный порядок. Вроде все... А потом вспомнили – картошку-то из ямки (погреба) мы не подняли на поверхность! Как-то вскользь поговорили об этой задаче и забыли, а жаль, теперь Агафье Карповне придется делать это самой...
      Почти в назначенное время на Еринат прилетел вертолет. Из него вместе с Макутой и Путинцевым вышел проректор МИРЭА Игорь Тарасов. Он уже был здесь два года назад, так же на вертолете с кратковременным визитом, но Агафья Карповна вспомнила его, и на наш вопрос «кто это» сходу сказала – Тарасов.
      Как обычно это бывает во время прилета новых гостей, на заимке поднялась суматоха, кто-то из прибывших журналистов запустил над избами квадрокоптер, и он с жужжанием метался над святой обителью, словно некое мифологическое существо...
      И вот остались последние минуты нашего пребывания в Таежном тупике, стоим, молча, перед Агафьей Карповной. Коля Седов первым произносит: «Прости Христа ради, Карповна!» У старообрядцев принято при прощании просить друг у друга прощения. Прощаемся и мы этим же образом, Агафья Карповна в ответ не произносит ни одного слова, только смотрит на нас так, что прощальный взгляд тот стоит перед глазами до сих пор...
      Вертолет запустил двигатель, взмыл над долиной Ерината и взял курс на Большую землю. Через полчаса с небольшим мы приземлились в Таштаголе, а здесь нашу группу ждала торжественная процедура, о которой рассказано выше. Ну а далее все, как в гаваньской песне:
           «Спасибо вам, не подвели, не дрогнули
           и каждый был открыт таким, как был.
           Слова прощальные за сердце тронули
           спасибо вам, прощайте, до Курил!»
      С одной лишь поправкой: вместо Курил – до Ерината, но это другая, особая песня, и нам еще предстоит ее досочинить и допеть...
      24 сентября 2016 г.

>>