Таёжный Тупик
<< Зачем и почему? >>
Евгений Собецкий

      Почему и для чего МИРЭА из года в год направляет небольшие группы своих студентов в Восточную Сибирь, на затерявшуюся в недоступных горах небольшую речку Еринат, к знаменитой на весь мир отшельнице Агафье Лыковой? Может, как поется в одной популярной некогда песенке, за туманом и за запахом тайги? Так ведь этого добра немало и вблизи от Москвы. А может, за тем, чтобы ребята научились азам выживания в условиях дикой природы? Так ведь они в своем вузе не в космонавты готовятся, которым действительно следует быть готовым к жизни «на подножном корму» в случае нештатной ситуации при возвращении с космической орбиты. И к тому же им и в этом случае не нужно далеко от столицы уезжать, чтобы получить порцию «диких» впечатлений – есть Урал с его широко известным перевалом Дятлова или, на крайний случай, вполне экстремальные северные широты европейской части России.
      Нет, ответ лежит в иной плоскости – мировоззренческой…
      Агафья Лыкова, будучи, мягко говоря, далекой от записных законодателей поведенческой моды, вот уже почти три десятилетия с того дня, как страна узнала о живущей в полном отрыве от мира старообрядческой семье Лыковых, приковывает к себе внимание тех, кто понимает, что жизненный успех – это далеко не только и не столько служебная карьера и жизненные блага при всей их важности для человека любого, а тем более нашего – XXI века, но и что-то более сокровенное, глубинное… Она, не имея общепринятого в классическом понимании образования, но умеющая при этом читать с четырех лет, что позволило приобрести уровень познаний в духовной сфере, какому бы мог позавидовать любой христианский проповедник, продолжает привлекать к себе людское внимание уникальным опытом жизнестойкости, который базируется на православной вере… Почему? Вот как на этот вопрос отвечает кинорежиссер Н. Михалков, человек, казалось бы, насквозь пропитанный духом всепроникающего информационного века. В одной из телепередач он говорит: «Без религиозного сознания вообще жизнь русского человека теряет смысл». Оставим за скобками слова «русского человека», поскольку, как известно, не ему только присуще религиозное мировосприятие, нам важен подход искушенного обитателя высших интеллектуальных сфер к пониманию такой тонкой материи как человеческий дух. А он, как мы видим, не совсем в стиле нашего секуляризованного общества.
      Подобными мыслями задавались задолго до Михалкова другие видные русские люди. Известный своим критическим отношением к церкви Чехов все же отмечает в записной книжке: «До сих пор человек будет сбиваться с направления, искать цель, быть недовольным, пока не отыщет своего Бога. Жить во имя детей или человечества нельзя. А если нет Бога, то жить не для чего, надо погибнуть. Человек или должен быть верующим или ищущим веры, иначе он пустой человек». Эту мысль Антон Павлович записал, обдумывая замысел драмы «Три сестры», она частично использована в тексте данной пьесы.
      А вот еще о религии из Чехова: «Природа вложила в русского человека необыкновенную способность веровать, испытующий ум и дар мыслительства, но все это разбивается в прах о беспечность, лень и мечтательное легкомыслие».
      Вот-вот – легкомыслие… А это уже ближе к нам, ныне живущим. Излишне говорить о том, какое сложное время переживает сейчас Россия. Святейший патриарх Кирилл по этому поводу сказал следующее: «…Все мы вступили в эпоху очень серьезной борьбы – борьбы за будущее нашего Отечества, за будущее нашего человека». Этой теме он посвятил одно из пастырских выступлений на ТВ в декабре 2015 года, отвечая на вопрос Евгении Островитяновой из поселка Ужма Алтайского края – есть ли еще у России силы на возрождение?
      В свою очередь, и Святейший задался вопросом: а что такое возрождение, о каком возрождении идет речь? По его оценке, большинство людей в нашей стране не без оснований считают, что возрождение России – это возрождение экономики, возрождение науки, развитие инфраструктуры, улучшение их жизни. И патриарх согласен с ними, «потому что сильная Россия не может быть внутренне слабой, будь то экономически, культурно, научно, инфраструктурно». «Совершенно очевидно, – говорит он, – что возрождение связано со всесторонним экономическим и материальным развитием страны. Совершенно очевидно, что Россия, если ей не будут сильно мешать со стороны, не просто способна к такому возрождению – она запрограммирована на него в силу наших природных богатств, в силу способностей нашего народа».
      Но здесь есть одна тонкость, и патриарх говорит о ней без обиняков – возрождение экономики, инфраструктуры и науки возможно и при внешнем управлении государством (к чему, заметим, дело шло еще совсем недавно). И тогда неизбежны упадочные явления в области культуры и духовной жизни, ослабление национального самосознания. Можно ли назвать возрождением страны ее возрождение в исключительно материальном плане? Строго говоря, возрождение предполагает оживление того, что некогда было и что оказалось потеряно. «Что же было в нашем народе такое, что нам необходимо возрождать?» – снова вопрошает патриарх.
      Вот здесь, продолжает Святейший, от материального фактора мы должны перейти к фактору духовному. «Нам нужно возрождать силу нашего духа, – утверждает он. – Нам нужно возрождать нравственное начало – сильное, крепкое. Нам нужно возрождать наше национальное самосознание. Нам нужно возрождать духовную мощь нашего народа. А все то, что определит подлинное возрождение, действительно связано с духовной жизнью человека».
      Итак: возрождать требуется то, что было главным в нашем народе – мощь духа, нравственное начало – сильное, крепкое.
      И тут становится понятным выбор маршрута студенческих поездок на Еринат к Агафье Лыковой. Она без всякой натяжки – прямой потомок Святой Руси и потому самым непосредственным образом связывает нас с героическими периодами в истории нашего Отечества. По оценке митрополита Корнилия, предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви, такие люди, как Агафья Лыкова, их судьбы «способствуют укреплению единства нашей истории и наших народов». Эти слова сказаны им на Всемирном русском народом соборе в ноябре 2014 года, темой которого стало единство истории, единство народа и единство России. Как считает владыка, Агафья Лыкова дает всем приближающимся к ней ощущение глубины связи с Творцом, со своим народом, вселяет веру в свои силы, дает пример твердого самостоянья и успехов в борьбе за независимость.
      Особую ценность и привлекательность этим путешествиям на Еринат (и в историю Отечества) придает то обстоятельство, что Агафья Лыкова – представитель старообрядчества. И если многие из нас в общих чертах еще как-то осведомлены об истории Русской церкви, то о судьбах старообрядцев после церковного раскола XVII века, как и о самом расколе, знают очень и очень мало. А между тем старообрядчество – это важнейшая часть нашей общей истории. «Мы должны быть благодарны старообрядцам за то, в первую очередь, что на добрые три столетия оно продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба, может быть, не меньше, чем защита Отечества на поле брани», – писал Валентин Распутин, певец русской деревни, а в ее лице – русской старины. И Агафья, пользуясь его сравнением, именно из того времени, «когда человек мог быть крепостью, а не лавкой, торгующей в разнос». Она несет в себе частичку того опыта, который митрополит Корнилий назвал на Всемирном русском народном соборе историческим. И этот опыт, по его убеждению, «может помочь русскому народу на пути возрождения». Этот опыт заключается в том числе и в единстве во всех делах на благо России.
      Обратите внимание: и патриарх Кирилл, и митрополит Корнилий – оба согласно и практически синхронно говорят о возрождении России, вкладывая в него, прежде всего, духовный смысл. И это важно, поскольку неким силам очень хочется, чтобы Россия по-прежнему оставалась в состоянии раскола – и не только по конфессиональным направлениям. Чему в определенной мере способствует полемика на тему церковных реформ XVII века. И пусть бы она шла, что называется, в конструктивном духе – спокойно, с подлинным осознанием уроков истории, с нащупыванием, наконец, возможностей для уврачевания ее ран, что было бы, без всякого сомнения, только на пользу нашей матушке-России. Но порой кажется, что некоторые полемисты забывают посмотреть на календарь в тот момент, когда они отпускают тетиву своего полемического орудия. В одной из свежих книг, посвященной последствиям церковного раскола, можно прочесть такое: «Угли этой инквизиции, превзошедшей по свирепости западную, не погасли и до сих пор, еще тлеют и в наше время». То есть тлеют еще и сейчас, сегодня, когда мы ведем рассказ о студенческих поездках к Агафье на Еринат. К Агафье, которую знают и почитают не только в России и не только ее единоверцы.
      А вот еще цитата из книги: «Никонианство – это не просто новые обряды, это на много порядков заниженный уровень духовной жизни, приземленность, это апостасийное, идущее по пути расцерковления латинизированное православие с обливательным крещением, неканоничным, концертно-оперным пением, неканоничной иконой в живописном стиле и неканоничным церковным зодчеством, это уже более душевность, а не духовность». И все это бездоказательное и уничижительное перечисление «грехов» никонианства итожится еще более категоричным – «Никонианство», как полное извращение христианства, есть несомненная ересь».
      Как-то уж очень забористо, даже по-залихвастски забористо… Особенную пикантность этим утверждениям придает то обстоятельство, что автор цитируемой книги – член новообрядческой церкви, и по его же собственной логике он сам как никонианин является носителем ереси. И где тут, спрашивается, так нужная новому времени попытка уврачевать раны истории нашего Отечества? А уж возрождением общего наследия – сильного русского духа и вовсе не пахнет. Тут уместно напомнить, что 2 июня 1971 года Поместный Собор Русской православной церкви отменил все запреты на старые русские обряды и двоеперстие, вынесенные Московским Собором 1656 года и Большим Московским Собором 1667 года. С этого времени старые русские обряды и новые, введенные патриархом Никоном, признавались равнозначными, а клятвы, наложенные на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, упразднены и «считаются яко не бывшие». Поместный Собор РПЦ свидетельствовал, что «спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще неразделенной Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения».
      Как видим, ошибка исправлена, и надо бы дать поработать кроту истории, а он свое дело, как известно, делает хорошо, к тому же худа без добра не бывает… Об этом говорит старец Паисий, всего год назад прославленный Константинопольской церковью в лике преподобного, а вообще-то – наш современник: «Бог часто попускает чему-то произойти ради пользы многих людей. Он никогда не делает только одно добро, но по три-четыре добра вместе. И злу Он никогда не попускает случиться, если из него не произойдет много добра. Всё: и ошибки, и опасности Он употребляет в нашу пользу». Добро и зло, утверждает старец, между собой перемешаны: «Хорошо бы, если бы они были порознь, но встревают личные человеческие интересы и перепутывают их между собой. Однако Бог извлекает пользу даже из этой путаницы. Поэтому следует верить, что Бог попускает произойти только тому, из чего может выйти добро, потому что Он любит Своё создание. Например, Он может попустить какое-то малое искушение для того, чтобы уберечь нас от искушения большего». И далее старец рассказал совершенно житейскую байку. Как-то раз один мирянин был на престольном празднике в каком-то святогорском монастыре. Там он выпил и захмелел, а на обратном пути из монастыря упал на дороге. Пошел снег, его занесло, но от винного духа в сугробе над ним образовалось отверстие. Шел мимо того места прохожий. Увидев отверстие в сугробе, он с удивлением произнес: «Это что же здесь такое? Не родник ли?», и ударил по отверстию палкой. «Ох!» – закричал пьяный. «Так Бог не дал ему погибнуть», – заключил старец.
      Не правда ли, очень реальная ситуация? Только услышав что-нибудь подобное от своего знакомого, вряд ли свяжешь этот случай с Божьим промыслом. А между тем, так оно и есть, надо просто внимательнее относиться к деталям. И уж во всяком случае не будить лихо, пока оно тихо. Это снова – о полемике вокруг церковного конфликта XVII века.
      Такой стиль «диалога» присутствует в нашей жизни сплошь и рядом, и даже, как ни удивительно, на уровне взаимодействия таких великих держав, как Россия и США. Как известно, отношения между ними сегодня находятся практически на нулевой отметке. В ходе саммита «двадцатки» в Китае президенты Путин и Обама попытались сдвинуть их с мертвой точки. Причем важно заметить – не без доброй воли России, которую Запад под водительством США в последнее время пытается прижать к стенке во всех смыслах. Лидеры великих держав при встрече друг с другом по определению не могут говорить просто ни о чем, значит, и на сей раз были какие-то важные договоренности. Но только президенты РФ и США расстались, как из Вашингтона последовала информация о расширении санкционного списка в отношении нашей страны. Приехали, называется…
      Вот нечто подобное порой можно наблюдать в том, что касается разговора о непростой судьбе послераскольной России. И эти перехлесты можно было бы списать на издержки нарративного восприятия нашей истории, но проблема-то глубже. Она, по словам одного современного исследователя, в том, что «наше русское прошлое нам не дано». «Мы, русские, приобретаем смысл только тогда, когда у нас есть осмысленное прошлое, которое придает смысл нашему настоящему, и благодаря этому смыслу, нашему настоящему, мы творим или играем ноту нашего русского будущего», – говорил он не так давно на одной из научных конференций.
      За этим «русским прошлым» и едут на Еринат каждый год студенты МИРЭА. И не только за прошлым, и не только студенты… С собой мы привезли для Агафьи почту – три письма из России, Боливии и Франции, две увесистых посылки из Томска от Андрея Максимовича Коркишко. Агафья Карповна, не откладывая, тут же вскрыла конверты. Александр из Шлиссельбурга пишет, что ему 17 лет, он намерен учиться в одном из техникумов, и спрашивает отшельницу – «В чем смысл жизни?» В письме из Боливии речь идет о возможном переезде на Еринат супружеской пары, которая придерживается древлеправославной веры. Автор письма из Франции просит Агафью Карповну помолиться за его детей. С такой же просьбой прилетали к ней на частном вертолете две женщины из Москвы, когда наша группа находилась в Таежном тупике. Они привезли немного продуктов и список тех, за кого просят помолиться. Значит, люди не сомневаются в близости знаменитой отшельницы к Богу… «Проповедуют многие, но не многие вызывают у людей доверие к себе, поскольку их жизнь не соответствует их словам», – говорил о подобных ситуациях старец Паисий. Эти слова он произнес в рассуждении о миссии монаха, а Агафья и есть монахиня, ведь она – отшельница, пустынножительница, то есть – иная, чем мы, инокиня, и значит обладающая иным взглядом на жизнь, который может иметь очень большое значение для духовного укрепления современного человека. Да и митрополит Московский и всея Руси Корнилий говорит о том, что Агафья в своей обители службу отправляет по монашескому правилу.
      Старец Паисий отмечает, что монах не произносит громких проповедей, рассчитанных на то, чтобы его услышали другие: «Он опытом проживает Евангелие, и Благодать Божия его выдает. Так монах проповедует Евангелие способом наиболее достоверным, а это и есть то, чего жаждет мир, особенно сегодняшний. Когда монах говорит, то он выражает не просто мысль, но опыт. Однако и мысль, высказанная монахом, тоже таит в себе свет».
      И продолжает: «Бог не требует от монахов, чтобы они выходили в мир и водили людей за ручку. Он хочет, чтобы монахи опытом своей личности давали людям свет и таким образом руководствовали их к вечной жизни. Монах уходит далеко от мира не потому, что он ненавидит мир, но потому, он любит его. Живя вдали от мира, монах своею молитвой поможет ему в том, в чем нельзя помочь по-человечески, но одним лишь Божественным вмешательством. Поэтому монах должен находиться в постоянной связи с Богом, принимать от Него сигналы и указывать людям путь к Нему».
      Замените в этих цитатах слово «монах» на имя хозяйки Таежного тупика, и вы получите точное определение ее беспримерной духовной миссии.
      Именно поэтому так важно побывать у нее и прикоснуться к тому чуду, коим является ее жизнь вдали от мира, но рядом с Богом. Именно такими словами и говорит о подобных поездках Святейший патриарх Кирилл: «Это очень важно для современного человека, который находится в круговерти событий, в мощном информационном потоке, который смешивает добро и зло, правду и ложь. Повседневная жизнь часто сопровождается многими конфликтами, стрессами, и для того, чтобы сохранить себя, нужно иметь возможность посмотреть на мир другими глазами. Это легко сделать, если соприкасаешься с иным образом жизни».
      Так, к слову, и произошло с Сергеем Василенко, студентом третьего курса института информационных технологий МИРЭА, который находился на Еринате в составе нашей волонтерской группы. «Все, что я увожу отсюда, связано с моими домашними проблемами. Теперь, приобретя спокойствие и умиротворенность, я не считаю их такими сложными, как раньше. Я уверен теперь, что их легко решить, стоит только приложить усилия», – сказал он за несколько минут до посадки в вертолет, готовящегося увезти студентов с Ерината на Большую землю. И еще Сергей заметил, что на Еринате, где дышишь свежим и чистейшим воздухом, пьешь воду из горной реки, ешь ягоды, которые собираешь своими руками, он чувствовал себя частью природы.
      Что-то подобное, видимо, имела в виду и Александра Пантелеева, студентка второго курса Государственного института русского языка, которая, по ее словам, так далеко от Москвы еще не удалялась и которая также находилась в составе волонтерской группы МИРЭА, когда говорила о том, что с Ерината она уезжает другой. А можно сказать – иной, еще, конечно, не такой как настоящие инокини, но уже иной, чем ее сверстники: «Мы стали чище, спокойнее, умиротвореннее, благодаря общению с Агафьей Карповной».
      Вот об этом – о важности общения с людьми духовными говорил и старец Паисий. Он вообще считал, что «связь с ними даже больше, чем духовное чтение, помогает человеку, потому что эта радость духовного союза пробуждает в нем сильное рвение к духовным подвигам». То же утверждал еще в XIX веке и русский духовный писатель, богослов и публицист-проповедник Феофан Затворник.
      К подвигам или не подвигам, но то, что Агафья Карповна благотворно влияет на всех, кто с ней общается, можно проследить на примере города Таштагола, где мы уже второй год подряд бываем, чтобы из местного аэропорта стартовать на вертолете к Еринату. У этого небольшого по общим меркам городка, который запрятался в глубине Горной Шории и является ее столицей, есть свое, только ему присущее и неповторимое лицо – очень живое и по-человечески симпатичное. Мало того, что все улочки ухоженные и уже потому имеют привлекательный вид, но они еще изобилуют различными памятниками (есть даже памятник снежному человеку – йети, который якобы обитает в местных окрестностях) и скульптурными композициями, которые в ландшафтной архитектуре и садово-парковом деле называются малыми архитектурными формами. К таким формам можно отнести даже уличные скамейки, каждая из которых – это индивидуальный стиль, что неудивительно, поскольку такая скамья – это благотворительный дар конкретного человека своему родному городу, о чем свидетельствует прикрепленная к ее спинке металлическая табличка. И такие малые архитектурные формы в сочетании с природными особенностями Таштагола, расположенного в живописной холмистой местности на берегах реки Кондома (приток Томи), создают целостную эстетическую композицию с национальным шорским колоритом.
      Сколько красивых и уютных городов в Сибири, но Таштагол среди них явно в лидерах.
      А ларчик открывается просто – главы Таштагольского района и самого Таштагола Владимир Николаевич Макута и Алексей Анатольевич Путинцев много лет наведываются к Агафье Карповне для того, чтобы, во-первых, доставить ей вертолетом продукты для нее самой и корма для ее домашней живности, что делается по личному поручению губернатора Кузбасса Амана Гумировича Тулеева, а, во-вторых, побыть возле нее, поговорить с нею, подышать без преувеличения святым воздухом Таежного тупика, испить кристально чистой водички из Ерината. И вот результат: город, где они живут и трудятся, не просто удобен в функциональном отношении, но еще и обладает редкой для городских образований духовной энергетикой, что ценится как горожанами, так и многочисленными туристами, которые наводняют Горную Шорию круглый год. Видимо, про подобные случаи говорят – сделано с душой.
      И таких людей как Макута с Путинцевым в Кузбассе много. Можно даже назвать точное число – 32873. Вы улыбнетесь, но именно столько в Кемеровской области обладателей медали «За веру и добро», которой здесь награждают за активную благотворительную и общественную деятельность (учреждена 14.02.2005). Награждают, по сути, за то, что люди делают по велению сердца, или как Агафья Карповна сказала бы – по Божьей милости. Она и сама, кстати, награждена медалью «За веру и добро» еще два года назад, а прошлым летом мы даже стали свидетелями редкой в жизни отшельницы картинки – передачи ей этой награды. Как объяснил нам тогда В. Макута, Агафья Карповна награждена за доброту и молитвы за благополучие кемеровчан. Согласитесь, уникальный для Таежного тупика момент, за которым, как ни крути, государственное признание важности его духовной миссии.
      Как видим, в Кузбассе понимают поистине космическое значение доброделания. Вот и патриарх Кирилл в упоминавшемся выше пастырском выступлении на ТВ сделал акцент на этом понятии. Его спросили: является ли Россия удерживающим началом от пришествия в мир антихриста и от конца человеческой истории. «Удерживающим», сказал Святейший, является не государство с тем или иным названием, и даже не народ. «Удерживающим от распространения зла является добро, – подчеркнул он. – Если добра больше, чем зла, то никакое господство зла наступить не может. Если добро в обществе устойчиво развивается и воспринимается каждым последующим поколением, то пространство добра расширяется, а всякое добро – от Бога». По его оценке, Россия обязательно будет удерживающим фактором сохранения рода человеческого от тотального господства зла, если добро станет цементирующим началом в жизни нашего народа, если оно будет преобладать в межличностных и общественных отношениях. Правда, при этом Святейший был предельно аккуратен и сдержан в оценке истинного положения в этой сфере. Он даже заметил: нельзя сказать, что возрождение духовной жизни человека запрограммировано так же, как оно запрограммировано в экономике, имея в виду новые вызовы и новые проблемы, которые принес с собою XXI век. Здесь «результат зависит от нас с вами, от нашей способности идти к поставленной цели и не поддаваться на очередные обманы и искушения».
      А если и от нас, то есть от участников ежегодных студенческих экспедиций к Агафье Лыковой, что-то в этом важном деле зависит, то можно добавить, что волонтерскую деятельность МИРЭА на Еринате высоко оценил губернатор Кузбасса А.Г. Тулеев, который сам широко известен в нашей стране как инициатор и зачинатель всяких добрых дел не только в своем регионе, но и за его пределами, чему подтверждение его многолетняя помощь Агафье Карповне. Когда 27 августа с.г. вертолет с нашей группой приземлился в Таштагольском аэропорту, ребят попросили пройти в административное здание, где глава Таштагольского района В.Н. Макута по поручению Амана Тулеева вручил трем членам экспедиции медали «За веру и добро», остальным – благодарственные письма от губернатора Кузбасса, а еще всем – ценные подарки. Приятно, конечно, но все же не за награды старались… Человек должен осознать добро необходимостью, иначе он будет мучиться, говорил старец Паисий…
      24 Сентября 2016 г.

>>