Таёжный Тупик
<< Агафья готовится к копке картошки >>
Владимир Павловский
Николай Седов, сын известного кемеровского геолога Ерофея Сазонтьевича Седова, только что вернулся с заимки Лыковых, расположенной в глубине Саян.
– Большой поклон вам от Агафьи Карповны, – сказал он мне по телефону, едва переступив порог своего таштагольского дома. – Вспоминала вас. Хорошие, говорит, верёвки привозил мне Павловский, до сих пор служат.
Честно говоря, сам я уже и не помню, что за верёвки отдавал отшельнице (а наверняка были не только они). Но поклон тронул. Значит, помнит, надеется и на дальнейшую помощь.
Что нового произошло на Еринате? Во-первых, у Агафьи Карповны сменился помощник. Уже с месяц живёт рядом с ней инок Гурий, приехавший по благословению отца Владимира из Оренбургской области.
Прежний – Георгий – вернулся на Урал, поскольку понадобилась операция по удалению грыжи. И это подтверждает, что постоянная жизнь в тайге – далеко не сахар, она многотрудна, требует полной отдачи.
В Саянах выпал снег. Сейчас, правда, в низинах он уже сошёл, но горы стоят белые. Словом, почти зима. Удивительно то, что при этом Агафья ещё не копала картошку, посаженную, как обычно, на крутом склоне.
– Попробовала, а шкурка-то ещё тоненька, пусть окрепнет, – говорит она.
Традиционно к этой работе Лыкова приступает в октябре. В последние годы, слава Богу, делала это не в одиночку. Накапывает обычно в пределах сотни вёдер. Хранит в ямках в погребе.
Помню, как-то по весне, в апреле, вырывал из земли у неё довольно крепкие клубни. Остались с осени и не замёрзли. Но зимы не всегда сиротские. Надеюсь, нынешняя "уборочная" всё же пройдёт успешно и весь урожай перекочует в хранилище. Ведь кормится-то она теперь не одна.
К тому же у Агафьи Карповны по-прежнему есть козы, куры, две собаки и целая ватага постоянно воспроизводящих потомство котов и кошек. Хозяйство хлопотное.
Спросил Николая Ерофеевича, не беспокоят ли обитателей заимки медведи. Пока нет, ответил он. Раньше косолапый жил по соседству, едва ли не на огороде. Нынче в окрестной тайге почти нет орехов, брусники, черники, так что зверь переместился подальше – в поисках лучшего пропитания.
По осени Агафья Карповна занимается заготовкой рыбы на зиму. Солит, вялит. Ей хватает пяти-шести вёдер. Правда, возникли нынче проблемы с заездком – приспособлением для ловли хариуса. Часть его снесло течением. Значит, опять трудозатраты – предстоит ремонт.
Большие хвори 72-летнюю отшельницу не беспокоят. "Она всё это время как бы в одной поре", – успокоил Николай Сазонтьевич. Беспокойство о здоровье понятное – не так давно Лыкову вывозили в больницу, да и у неё на заимке доктор побывал.
А вот акция "Красноярского рабочего" по сбору средств для покупки бензиновой помпы, с помощью которой можно было бы спастись в тёплый период от случайного огня (сухие грозы в тайге никто не отменял), провалилась.
В августе мы, обращаясь к неравнодушным людям за помощью, публиковали номер карты "Сбербанка", владельцем которой является Надежда Борисовна Седова – супруга Николая Ерофеевича: 427 626 001 240 40 82. Откликнулись всего несколько человек со всей России. В общей сложности собрано только 3 550 рублей. А нужно-то 30 тысяч.
Вести с Ерината на этот раз хорошие, что бывает, однако, не всегда. "Красноярский рабочий", которому Агафья Лыкова продолжает доверять, будет следить за тем, что происходит в далёкой, глухой тайге – в уединённом месте, названном когда-то Василием Песковым тупиком.
28 Августа 2017 г.
>>