Таёжный Тупик
<< Почему Песков первым открыл Таежный тупик >>
9 октября исполняется ровно 35 лет, как в «Комсомолке» вышел очерк о таежных отшельниках Лыковых
Евгений Сазонов
Девятого октября исполнилось ровно 35 лет, как Василий Михайлович Песков – легендарный журналист «Комсомольской правды» – открыл миру семью таежных робинзонов Лыковых.
В 1982 году на страницах «Комсомолки» вышла первая часть очерка о сибирских отшельниках. И эту тему Василий Михайлович вел практически до самой смерти в 2013 году.
Удивительно, но именно благодаря этому очерку я заочно познакомился с лучшим журналистом России, чьим начальником впоследствии стал, когда возглавил толстушку.
Хотя, конечно, большой вопрос – кто кем управлял, и кто кого направлял. Василий Михайлович был человеком крайне не равнодушным, любознательным несмотря на годы, а потому вникавший во всё и всегда. Его интересы не замыкались только в его авторской полосе «Окно в природу». Он читал всю газету, советовал, как бы сделал тот или иной материал. И мы всегда прислушивались, потому что относились к нему не только как к сотруднику, но – скорее – словно к отцу. А точнее – к деду. Деду Василию, как он сам себя любил называть.
И вот именно со слов Деда Василия планета узнала о староверах Лыковых, добровольно заточивших себя в дремучей тайге. И благодаря его фотоискусству мир это все увидел. Вообще работа над темой «Таежного тупика» – это действительно отдельная история, которая очень ярко характеризует самого Пескова. Дело в том, что о Лыковых, в принципе, знали – весть о них не свалилась с неба в одну минуту, как принято считать. На протяжении десятков лет рассказы о них всплывали из разных источников: охотники периодически проходили мимо их заимки... местные рассказывали, что есть такая странная семья в тайге... геологи... вертолетчики...
В 1978 году (за четыре года до выход очерка Пескова) их официально обнаружила геологическая партия. Естественно, эта информация поднимались до районных журналистов, а то и до областных. Казалось бы – чего проще – доберись до места, поговори с людьми, сделай очерк для федеральной газеты, впиши свое имя в вечность. Но все не досуг было местным, относились они к этой истории – максимум, как к анекдоту, над которым так приятно поржать во время редакционной пьянки в среду, которая уже тогда у многих воспринималась как маленькая пятница.
Хотя – может быть просто тема ждала своего писателя. Или большое видится на расстоянии. И как только Василий Михайлович его увидел, узнал о староверах, тут же помчался за тысячи километров. У многих был шанс стать первыми. Но удалось это только Пескову.
Выход очерка стал настоящей сенсацией. Его обсуждали на кухнях, на улицах, в автобусах. Собственно именно там я – пятилетний оболтус – и услышал впервые и о Пескове, и о таежных робинзонах. Мама начала обсуждать прочитанное с подругой, но через пару минут в разговоре участвовал весь салон общественного транспорта. До сих пор четко помню этот момент.
Представляете, как нужно было попасть в тему, что ей заинтересовался и стар, и млад. И что нужно было сделать, чтобы даже пятилетний ребенок запомнил ее на всю жизнь! Но Песков тем и отличался, что умел до гениальности просто, доходчиво описывать эти темы. А главное – умел находить их. Находить там, где другие равнодушно проходили мимо. Потому его имя и останется золотой строчкой в истории российской журналистики.
И в моем сердце.
09 Октября 2017 г.
>>