Таёжный Тупик
<< Глава Хакасии назвал Агафью Лыкову «великой нагрузкой» >>
Виктор Зимин объяснил, почему «не очень любит бабушку Агафью» [опрос КП]
Татьяна Пантюшева
Накануне, 14 ноября, в Хакасии прошла прямая линия с главой республики Виктором Зиминым. Жители задавали главе региона разные волнующие их вопросы. Среди них был вопрос и о знаменитой таежной отшельнице, живущей на территории заповедника в Хакасии, Агафье Лыковой.
Виктор Зимин высказал свое отношение к отшельнице:
– Я не очень люблю бабушку Агафью, а к старообрядческой вере отношусь с большим уважением. У меня даже одна из девушек, которая работает со мной очень близко, является старообрядкой... Бабушка Агафья не является носителем никаких великих дел. Бабушка Агафья и так нагрузка великая для многих. Она проживает в заповедной зоне и там бывать нельзя никому. У меня мама, царствие небесное, говорила: «Сынок, это несправедливо, я всю жизнь на государство работала, но ко мне вертолеты не летают». Политически красиво у этого флага стоять, вовремя доставить продукты…. Богоугодное дело, вопросов нет. Но Лыковой давно предлагали переселить ее в хорошие, достойные условия. А не тратить на нее такие миллионы! Конечно, не вся жизнь измеряется деньгами, но она измеряется справедливостью. Каждый житель республики хотел бы иметь такие условия для проживания, бесплатные: снабжение, полеты, связь, авиация, и еще соседи Хакасии иногда пиарятся (это о кемеровчанах). Запретил бы, сказал, еще борт придет оттуда — вы нарушили закон страны. Не имеете права ни садиться там, ни прилетать. И позорить нас не надо. А они там прям кормильцы…. Агафья Карповна – единственная оставшаяся в живых из семьи таежных отшельников. Фото: администрация Кемеровской области
Агафья Карповна – единственная оставшаяся в живых из семьи таежных отшельников. Фото: администрация Кемеровской области
Напомним, бабушка Агафья – одна из семьи таежных отшельников, дожившая до сегодняшних дней. Ее опекают сотрудники заповедника, на территории которого она живет, а также губернатор Кемеровской области. Бабушке возят продукты, добровольцы помогают ей по хозяйству.
Последнее время у Агафьи Карповы не все в порядке со здоровеем, это понятно – возраст и тяжелые условия жизни сказываются. Когда было совсем плохо, ее увозили в кемеровскую больницу. Но как только отшельнице полегчало, она сразу запросилась обратно, к себе на таежную заимку.
Николай Денисов, пресс-секретарь Виктора Зимина:
– Мы не ожидали такого резонанса, если честно. Так или иначе, мы делали выборку откликов на «прямую линию», знаем, что с позицией главы многие люди согласны. Вообще же, это вечные споры – помогать отшельнице индивидуально, или перевезти ее на «большую землю», люди делятся по этому вопросу прямо противоположно в своих мнениях. Может быть, кто-то подумал, что Хакасия не в состоянии помочь отшельнице. Но это не так. Есть простые люди, есть сотрудники заповедника, которые навещают Агафью Лыкову, помогают ей, но не делают из этого пиара. В любом случае, у главы республики вот такая позиция, даже может не как у руководителя региона, а чисто человеческая.
Владимир Павловский, редактор газеты «Красноярский рабочий», друг и исследовтель жизни Агафьи Лыковой:
– Как раз сегодня я занимался вопросом подготовки книги исследователя Галины Толстовой, которая изучала самобытный язык Агафьи Лыковой. Кто бы как к отшельнице не относился, это уникальный человек, сохранивший лексику, традиции, которыми мы уже не владеем. Она не виновата в том, что родилась в отшельнической семье, что не жила так, как мы, она дитя тайги. Нельзя упрекать ее в том, что она якобы занимается попрошайничеством. Недавно на меня вышел житель Норвегии, он хотел бы подготовить книгу о сибирской отшельнице, консультировался, как можно до заимки добраться. Агафьей Лаковой интересуются, и фамилию ее знают во всем мире.
МНЕНИЯ
«За!»
Хочешь жить отшельником – живи. Но не на шее у государства
Ульяна СКОЙБЕДА
Наш обозреватель поддержала губернатора Хакассии в его жестком отношении к Агафье Лыковой
Наконец-то хоть кто-то это сказал!
Мне тоже было всегда непонятно это персональное содержание отшельницы, ее «списки желаний»: «Привезите мне посуду, серп и косу, а также зимние сапоги, у которых внутри мех», – вертолеты с провизией и визиты врачей, по воздуху, в глушь, с диагностическим оборудованием.
Да, поначалу, обнаруженные экспедицией староверы отказывались брать что-либо у пришельцев из внешнего мира, и помощь им навязывали: из гуманитарных соображений, и, по-моему, просто из интереса. Относились, как к диковинке. Как медведя сахаром кормили.
Но сейчас это выродилось в какую-то странную ситуацию, когда Агафья живет уже на полном обеспечении, на нее «работает весь заповедник, инспектора колют ей дрова» (слова губернатора) – а женщина по-прежнему отказывается покинуть заимку: «Тятеньке обещала», – и «ест», таким образом, миллионы рублей из бюджета, которые очень пригодились бы нашим обычным, неуникальным пенсионерам. Которые работали всю жизнь, а не скрывались по лесам. Воевали. Налоги платили.
Хочешь жить отшельником – живи отшельником. Но не на шее у государства и у спонсоров.
…Звонила недавно журналистам: у коз сено закончилось. Просила привезти.
«Против!»
Может и тигров переселим?
Евгений САЗОНОВ
Почему надо помогать отшельнице Лыковой
Семью Лыковых открыл легендарный корреспондент «Комсомольской правды» Василий Песков. Один из лучших журналистов в стране и фанатично преданный делу защиты природы человек.
И так же как природу, он защищал самую семью отшельников-староверов. Те, кто читал классику российской журналистики, у того вопросов не возникают, почему на заимку летают вертолеты. Потому что есть на свете вещи дороже денег.
Сколько стоит сохранить популяцию амурского тигра? Дальневосточного леопарда? Снежного барса? Миллионы и миллионы рублей. Но эти суммы надо тратить, потому что идут они на сохранение нашего главного богатства — природы. Хотя, конечно, можно сэкономить на этом деле прилично. Переловить всех выживших редких зверей и подсадить в клетки. Одна проблема — в неволе они чахнут и стремятся к нулю.
Переселить Агафью — последнюю из рода Лыковых — пытались несколько раз. И каждый раз неудачно. Потому что для нее в город, как для тигра — клетка.
Она — большой ребенок. Она дитя природы. Если мы хотим, чтобы она жила, ее нельзя забирать из ее естественной среды. Агафья — уже часть природы. А природа у нас охраняется государством. Тем более — такая уникальная. Единственная в своем роде.
По крайней мере, так считал Василий Песков. А его мнению я доверяю.
15 Ноября 2017 г.
>>