in АНКХ (др.-егип. nh (ankh) — жизнь) (анх; крест с петлей (лат. crux ansata)): древнеегипетский символ (вечной) жизни, (бессмертия) и воскрешения, магической защиты, средоточие (концентратор, проводник) жизненной энергии, ключ, открывающий ворота смерти, сила и жизнь, даваемые воздухом и водой. По форме напоминает христианский крест, кроме верхней части в виде овальной петли.


Анх ведет свое происхождение от древнеегипетского иероглифа, обозначавшего слово «жизнь», который, в свою очередь, происходит от древнего священного символа с тем же значением (или от стилизованного изображения человечка с расставленными руками). В раннем египетском обществе, держась за анкх, приносили клятвы. Возможно, анх обозначает. Иногда рассматривают анх как сочетание круга и креста (то есть символов бесконечного света и нисхождения духа в материю, Исиды и Осириса), это сочетание отождествляют с маткой; однако такое толкование относится, скорее, не к самому египетскому иероглифу (традиционное написание которого не содержит ни креста, ни круга), а к происшедшему от него астрономическому символу Венеры, в алхимии обозначающем также медь, а в биологии - женский пол. Высказывались предположения, что знак изображает ремешок сандалии, инструмент для измерения уровня воды в Ниле, позвоночный столб (позвоночник), например быка, восходящее солнце из-за линии горизонта или заходящее солнце.



Некоторые исследователи усматривают в нем фаллический символ (изображение мужских гениталий), причем видят тут фаллос по разному. Одни видят в петле головку, в перекладине — венечную бороздку, а в ручке — ствол. Другие усматривают в петле простату (корень, луковицу фаллоса), в перекладине — яички, а в ручке — наружную часть фаллоса. Третьи утверждают, что круг обозначает женский половой орган (влагалище, вход во влагалище, матку), культя (обрубок) на конце — мужской половой орган (фаллос), а пересекающая линия отождествляется с детьми брачного союза. Или же анкх понимается как единение мужского и женского начал в боге-гермафродите (всё во всём).



Древние боги Египта часто изображаются держащими знак анкха. Как полагают, знак свидетельствует, что эти существа способны контролировать и давать жизнь (свободно управлять жизнью и ее энергией). Анкх могли держат за ручку, а могли, продев ладонь в кольцо (петлю). Первая хватка наблюдается, когда боги помещают анкх спереди лица (перед ртом, кончиком носа) фараона, словно микрофон слегка под углом снизу вверх, передавая человеку (наделяя его), как полагают, дыхание (дар) непреходящей жизни, волны очищения и укрепления, силу просветления и постижения. При этом анкх держится в левой руке (кончик ручки охватывается либо кончиками пальцев, либо упирается в центр ладони), а правой рукой бог или охватывает середину левой ладони человека, либо касается ладонью поясничного отдела позвоночника. Плотно обхватывали ручку анкха ладонью, когда использовали анкх для защиты (две руки с зажатыми анкхами перекрещивали запястьями на груди (левое поверх правого) и помещали анкхи слева и справа поверх груди — так изображались фигуры на саркофагах). Анкх держали за петлю в случае, например, набора энергии (обретения энергетической устойчивости) при различных магических операциях.

Как бы там ни было, даже в древности анх считался изображением некоего предмета, в отдаленные времена служившего амулетом. Считалось, что амулет этот защищает носящего от болезней, бесплодия, импотенции и обеспечивает бессмертие после окончания жизни. В Древнем Египте знак иногда использовали в сочетании с двумя другими символами, обозначающими «силу» и «здоровье». Этот амулет изготавливали из различных материалов и использовали, как правило, в качестве кулона для ожерелья. Часто использовался анкх также как оправа для зеркал, которые служили целям гадания и предсказаний.

По мнению Мельхиседека, на фреске в Абу Симбеле изображена семья — Исида, Гор и Осирис (по другим данным изображенными персонажами являются Исида, фараон Рамзес и Мин) — и показана техника применения инструментов воскрешения. Гор прикладывает жезл-анкх к затылку Осириса, прямо к той точке, которая является прямым входом в восьмую чакру. Посох с крюком здесь не показан, но в действительности крюком проводили по этому основному стержню вверх и вниз, настраивая его. Очевидно, настройка была только что произведена, но без крюка. Осирис поднял руку, и один его палец держит камертон (также полагают, что это обычный атрибут Мина — цепь, символизировавший молнию)), инструмент, с помощью которого вы можете тонко настроить свое тело, получив необходимую вибрацию, бегущую вверх по вашему позвоночнику. У Осириса видна эрекция. Сексуальная энергия была и остается главнейшим компонентом в египетской концепции воскрешения. Именно в момент оргазма, когда энергия поднималась вверх по позвоночнику, инициируемые были способны совершить переход. На одной из настенных фресках пирамид Исида держит анкх, поднося его Осирису сзади. Согласно Тоту, инициировать анкхом можно только сзади. Если вы инициируете им спереди, это вас разрушит. На другой фреске изображена Исида, поднесшая анкх к носу и рту Осириса. Тем самым она показывает, что анкх, или ключ к вечной жизни, связан с дыханием, точнее, — и с сексуальной энергией, и с дыханием. На другой фреске показана та же сцена. Вместо обычной сферы над головой изображен красный овал метаморфоза. Он означает, что Исида обучает Осириса прохождению метаморфоза и технике дыхания. Исида мягко держит Осириса за руку, на ее губах подобие улыбки Моны Лизы, очень нежной, любящей улыбки. Она обучает Осириса дыханию, которое приведет его от обычного сознания к Сознанию Христа.

Во время христианства анкх был адаптирован египетской (коптской) церковью как ее неповторимая форма креста (петлевой (дуговой, ручкообразный, с ручкой) крест — crux ansata) и обозначал жизнь после смерти.

Дополнительноно:
  • Волшебная палочка
  • Кадуцей
  • Фаллос
  • Лингам
  • Жертвенник
  • Половой член