in АЛХИМИЯ (лат. alchemia, alchimia, alchymia; араб. ul-chemi (al-kimia) от гр. chemeia; cheo лить, chemos — сок, живица, выжатая из растения; либо ChemiaЕгипет): наука, рассматривающая тончайшие силы природы и те разные условия, при которых они выявляются. Возникла в 3-4 в. до н.э в Египте. Явилась прародительницей современной химии. В поздний эллинистический период (примерно со 2 в до н.э.) появилось направление, значительно развитое потом в средние века, которое ставило целью превращение неблагородных металлов в золото и серебро, разработку универсального лекарства для лечения болезней и предупреждения смерти. В дальнейшем оно развивалось параллельно изначальной алхимии, но стало наиболее известно и популярно, благодаря своим задачам. И даже бытовало некоторое время прещставление об алхимии, как о лже-науке и «примитивной» химии. Однако, эта точка зрения стала постепенно подвергаться академическому пересмотру. В конце-концов, и современная наука уже не отрицает, что возможно превратить один металл в другой, правда, замечает при этом, что такое превращение посредством управляемых ядерных реакций обойдется во много раз дороже, чем само полученное вещество.

Многие видные исследователи (в том числе Карл Густав Юнг и Мирча Элиаде) трактуют алхимию как учение о самосовершенствовании человека, записанное аллегорическими символами. Они утверждают, что подлинный, «внутренний» алхимик никогда не задавался целью превратить свинец в золото; этим занимались профаны, не сумевшие расшифровать герметическую терминологию и постичь истинную природу «великого делания».

Такая точка зрения подтверждается многочисленными даосскими трактатами по «внутренней алхимии», посвященными взращиванию внутри себя «золотой пилюли бессмертия». В начале нашей эры восточные алхимики также пытались «делать» серебро, золото и самоцветы, превращать вино в молоко и лишать его запаха. Одна из древнейших тантр, «Матрикабхеда-тантра» (IV в.), почти целиком посвящена тайнам этого мастерства. В ней говорится о сжигании ртути и способах создания драгоценных камней, серебра и золота. Однако уже в раннем средневековье подобные опыты стали уделом невежд, не получивших подлинного эзотерического посвящения. Иная ситуация сложилась в западной алхимии, где подобные невежды задавали тон и, в конце концов, совершенно дискредитировали все алхимическое учение в целом.

Тем не менее, при правильном прочтении западные алхимические трактаты действительно раскрывают нам мистическое учение о слиянии мужского и женского начал и духовном самосовершенствании человека, родственное тибетской ваджраяне. Три стадии преобразований, через которые должно пройти вещество — «делание в черном», «делание в белом» и «делание в красном» — в действительности представляют собой три ступени мистического пути самого алхимика. Вначале алхимик должен «умереть» — уйти от мира, растратить все свое состояние, пережить многочисленные лишения и забыть собственное имя. Затем он воскресает и совершенствуется в новом качестве и, наконец, слившись с женской половиной своего «я» (девятый ключ Алхимии: мужчина и женщина совокупляются на оплодотворенном яйце), обретает истинное «золото философов», то есть физическое и духовное совершенство.

Интересную трактовку данного вопроса предлагает французский исследователь алхимии Жак Саду. По его мнению, трансмутация металлов действительно возможна — но лишь после долгой и кропотливой работы, в ходе которой с алхимиком происходит то же самое, что и с трансмутируемым веществом. И когда в конце «делания» он находит реальный способ превращения любых металлов в золото и добывает «эликсир бессмертия», он обнаруживает, что стал другим человеком, и ни золото, ни бессмертие уже не принесут ему вреда...

С алхимии начается творение — из одного нечто возникло другое нечто. Алхимия — искусство превращения любого вещества, энергии и информации в любое другое. Что же есть такое вещество, независимо от его плотности?.. Это материя, имеющая атомарно-молекулярную, плазменную или иную энергетически вибрирующую структуру. Все частицы вещества имею массу покоя, не равную нулю.

Алхимические процессы повсеместны. Самый очевидный — кругооборот в природе воды, которая проходит все стихийные (агрегатные) состояния, то есть состояния одного и того же вещества при различных условиях его пребывания, например, при разных интервалах температур и давлений. Основными агрегатными состояниями вещества (тонкие элементы) считают газообразное (воздух), жидкое (вода), твердое (земля), плазменное (огонь) состояния, переходы между которыми обычно сопровождаются скачкообразными изменениями плотности, энтропии и других физических свойств. Стихии Земли соответствует кристаллическое, огня — состояние нагрева, которое переводит воду в воздушную стихию. В этом процессе происходит трансформация свойств воды и её энергетики. Земля поглощает и разделяет, огонь очищает (ретифицирует) и возносит, трансформирует в более тонкое качество, воздух освобождает и развеивает, в атмосфере вода насыщается космической и ноосферной энергетикой. И нисхождение благодатным дождём. Экстаз Природы. Оплодотворение Земли Небом... Это — круговорот веществ — многократно повторяющийся процесс совместного, взаимосвязанного превращения и перемещения веществ в природе, имеющий более или менее цикличный характер. Общий круговорот веществ характерен для всех сфер, малых и больших, макро- и микроксомосов. Он складывается из отдельных процессов круговорота химических элементов, воды, газов, энергий и других веществ, плотно- и тонкоматериальных. Однако, процессы круговорота бывают не полностью обратимыми из-за рассеивания веществ, изменения их состава, местной концентрации и деконцентрации.

Золото из свинца, за которое алхимики попадали в пыточные камеры и тайные лаборатории, было не главным. Искусственное получение золота или серебра было для науки того времени просто практической задачей. Исходная же теоретическая посылка алхимии — идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости. Главной задачей алхимики считали превращение («трансмутацию») неблагородных металлов в благородные с помощью «философского камня». Главным критерием качества Философского Камня — вещества, очищающего металлы до их божественного состояния — золота — есть процесс внутреннего преображения человека во время Делания — самого процесса получения Философского Камня. И даже не во время Делания, а во время бесчисленных попыток расшифровать суть процесса, описанного языком символов, каждый из которых имел мноожество значений. И когда однажды на алхимика нисходило прозрение, его природа оказывалась трансформированной в божественную.

И этому человеку уже не грозили искусы богатства и славы. Да и цели у него менялись. Перед получением Камня в атаноре, или в философском яйце, колбе, устроенной специальным образом, в которой происходило «вызревание семени», появлялся эликсир бессмертия. Его употребление в малой концентрации запускает процесс приобретения телом богоподобия и бессмертия. А человек, который сознательно живет долгую жизнь, имеет цели, отличные от обывательских. Для него биологические мотивы воспроизведения себя в потомстве теряют свою первостепенность — вместо этого возникает потребность продлить линию знания. Социальное самовыражение утрачивает свою самостоятельную значимость.

Многие могучие властители искали секрет Делания для продления своей жизни. Среди них известны те, которые не нашли его. О тех, кто, предположительно, получил эликсир, остаётся лишь информация, связанная с неправдоподобным сроком жизни и изменением мировоззрения. Известные алхимики эпохи Возрождения, о смерти которых было достоверно известно, проживали срок, который в несколько раз превышал среднюю продолжительность жизни в то время. И в их могилах нередко оказывались сюрпризы в виде — ну, например, старой сандалии при полном отсутствии следов самого адепта. А его самого изредка встречали в добром здравии и изрядно помолодевшим во время путешествий в далеких странах. Или даже в своей стране, но через несколько десятков лет после его «смерти» — когда практически не оставалось вероятности того, что кто-либо сможет узнать этого человека.

Помимо собственно бессмертия, эликсир излечивал все болезни. Настоящая «панацея». Название было введено Парацельсом, который прославился своими исцелениями. Много обсуждали в своё время выздоровление Гёте от неизлечимой болезни. Когда от него отказались врачи, его посетил адепт и дал выпить эликсира.

Адепты. У них довольно своеобразное чувство юмора. Когда одного индийского йога (агхори) везли на машине, кончился бензин. Денег заправиться не было, владелец запаниковал. Йог открыл бензобак … и справил туда нужду. Паника владельца автомашины стремительно переросла в шок. Но зажигание сработало, и машина проехала значительно большее расстояние, чем то, на которое был рассчитан бензобак. Впрочем, это уже внутренняя алхимия.

Территориальное распространение алхимия весьма широко: это — греко-египетская, арабская и западноевропейская устойчивые алхимические традиции. Достижения алхимиков Китая и Индии не оказали практического влияния на Запад. В России распространение алхимия было невелико.

Индийская Тантрическая алхимия

Тантрическая алхимия направлена скорее на изготовление препаратов, помогающих телу быть здоровым и неподверженным заболеваниям. Также она уделяет внимание изготовлению веществ, по внешнему виду напоминающих золото. Такие препараты получают не с целью использовать как золото, а потому, что существует мнение, что применение таких препаратов либо избавляет человека от болезней, либо делает тело более крепким и здоровым. Превращение веществ происходит следующим образом: акаша (эфир, вибрирующее состояние вещества, информативное поле, содержащее информацию о прошлом и будущем) — тепло — газ — жидкость — твердое вещество.

Расаяна
«Наука об эссенциях», тантрическая разновидность алхимии. Ее расцвет приходится на VI-XIV вв. н.э. Адепты расаяны производили эксперименты над различными жидкостями человеческого организма, в частности, над менструальной жидкостью. В «Матрикабхеда-тантре» (от санскр., матрика «мать», «материнская энергия») она называется кунда-пушпой — «цветком священного источника». Европейскому атанору (алхимической печи) соответствует тантрический гарбха-янтрам -«прибор-утроба»: «Сделай глиняный тигель, 4 пальца в длину и 3-е ширину, с круглым горлышком. Возьми 20 частей соли и одну часть беделлия, измельчи их и добавь воды. Намажь тигель этой смесью. Разожги костер из рисовой шелухи и разогрей прибор на медленном огне».

Главной целью тантрической алхимии было создание эликсира жизни и уравновешивание внутренних энергий. Тантристы разработали множество методов «гармонизации» тела; они использовали ртуть, всевозможные лекарства, дыхательные упражнения и гелио-терапевти-ческую медитацию.

Медицинская школа чарака (80-180 гг.) разработала подробную классификацию веществ:
Земляные вещества: тяжелые, грубые, твердые, инертные, густые, непрозрачные; возбуждают органы обоняния.
Водные вещества: жидкие, вязкие, холодные, мягкие, скользкие, текучие; возбуждают органы вкуса.
Огненные вещества: горячие, резкие, тонкие, легкие, сухие, прозрачные; разреженные и светящиеся.
Воздушные вещества: легкие, холодные, прозрачные, разреженные; резонирующие.
Эфирные вещества: невесомые (или легкие), разреженные, гибкие; способные издавать звуки (вибрировать).

«Квинтэссенцией» всех веществ считалась ртуть. В тантристских алхимических трактатах она называется расой. Алхимики создавали амальгамы ртути и воздуха, ртути и крови, ртути и семени, ртути и различных окислов. Они использовали и другие ингредиенты: слюду, серу, пириты, киноварь, различные щелочи, битум и металлы — золото, серебро, цинк, медь, мышьяк, а также ряд кислот. Увлечение ртутной алхимией практически прошло у них уже к XVI в., тогда как в Европе соли ртути применялись для лечения сифилиса вплоть до изобретения пенницилина.

Китайская Даосская алхимия

Даосизм принимает во внимание, что секс, далекий от того, чтобы быть препятствием на пути достижения просветления, может быть использован как вспомогательное средство для очень важных целей. Тайно практикуемые техники были названы «метод питания жизни посредством инь и янь», и их основной целью было накопление как можно большего количества семенной эссенции (цзин) и божественного элемента (шэнь) главным образом за счет возвращения обратно элемента цзин. В то же самое время две великие силы, воплощенные в различных человеческих телах, совершают акт необходимого питания (необходимой поддержки), одна с другой. Наиболее удивительным аспектом в этой значительной области Даосской философско-религиозной практики является то, что она включает в себя публичные церемонии так же, как обычную супружескую жизнь и тайные упражнения для кандидатов. Эти ритуалы были названы «Истинное Искусство выравнивания энергий ци, или объединение мужской и женской ци». Основная цель тантрической и даосской «внутренней алхимии» — преобразование и превращение энергий. Мужчины и женщины соединяют и разделяют, смешивают и растворяют свои жидкости и энергии.

Греко-Александрийская алхимия

На Западе искусство изготовления веществ, по внешнему виду напоминающих золото, зародилось в Александрии в Египте. Начав свое существование в 4 в. до н. э., оно хорошо развилось в ранних веках христианской эры. Было получено много новых веществ и базовая теория развилась в целую концепцию. Считая, что все вещества состояли из одной первичной материи, prima materia, а наличие специфических отличий обязано наличию различных качеств, приданных ей, алхимики пытались отнять эти качества, чтобы получить прима-материю как таковую, а затем получать из неё необходимые вещества, придавая ей надлежащие качества. Изначально прима-материя идентифицировалась как ртуть, но не обычная, а «философская ртуть», которая представляла собой сущность, или душу ртути, свободную от четырех аристотелевских элементов – земли, воды, воздуха и огня или от качеств, которые они представляют. Так, оператор должен был извлечь из обычной ртути землю или элемент земли, воду или элемент жидкости, зафиксировать ее, удалив элемент летучести. Полученная таким образом прима-материя должна была быть обогащена серой (или серой с мышьяком) для наделения ее надлежащими недостающими качествами. Опять же, сера не была обычной серой, а представляла некоторый элемент, из которого состоял философский камень или эликсир, белый – для серебра и желтый или красный для золота.

Арабская алхимия

Говорят, что термин алхимия происходит от арабского аль кимийа, который, в свою очередь, происходит от греческого chuma (сплав металлов) или от египетского chemi – черный, переделанного греками в chemia, которым греки называли как Египт («черная страна»), так и свинец – один из основных элементов всех алхимических процессов.

В течение 5-6 веков н.э. некоторые группы христиан, изгнанные из Константинополя, мигрировали и оседали в Сирии и Персии. В более поздние века арабы из багдадского халифата Аббасита изучали древние греческие тексты этих христиан, в том числе переведя много греческих работ, посвященных алхимии, на арабский язык. Арабы не только пользовались греческими источниками, но и сами внесли большой вклад в развитие алхимии.

Среди арабских алхимиков наиболее известен такой автор как Абу Мусса Джабир (Латин. Гебер), живший в 720-813 годах н.э. Джебир классифицировал вещества на (1) – «спирты», т.е. вещества, при горении сгорающие полностью, (2) – «металлы», плавкие и ковкие, (3) – «тела» или минеральные вещества, которые могут быть или не быть плавкими, но не ковкие и могут быть измельчены. К «спиртам» относились сера, мышьяк, ртуть, аммиак и камфора, к «металлам» — свинец, олово, золото, серебро, медь, железо и карсини, неустановленная субстанция. К «телам» относились составные вещества, имеющие с своем составе «спирты». Таким образом, классификация Джебира уходит своими корнями в раннюю греческую классификацию веществ на землю, воду, воздух и огонь.

Аристотель был первым, кто заявил, что металлы образуются в недрах Земли в результате сгущения (уплотнения) «дымных паров» испарений. Джебир утверждал, что сгущение этих испарений вначале приводит к образованию пластов серы и ртути, а различные металлы формируются из этих веществ в зависимости от их процентного соотношения. Из чего делался вывод, что металлы могут преобразовываться один в другой. По его теории, обычные, доступные металлы имели незавершенность, изъян, но с помощью соответствующих эликсиров их можно довести до совершенства. Эликсиры – это чистые отдельные вещества, получаемые многократной дистилляцией из обычного элемента. В теории Джебира утверждается, что совершенно чистая сера и совершенно чистая ртуть могут образовать наиболее совершенный металл, а именно золото. Так как большинство более низких металлов могут быть получены путем соединения серы и ртути в определенных пропорциях, они могут быть очищены надлежащим применением серы и ртути в правильном соотношении. Такое применение подразумевает трансмутацию. Трансмутация одного металла в другой представлялась как урегулирование посредством эликсиров некоторые из которых должны были определяться в самом процессе, тогда как трансмутация любого вида может быть осуществлена с помощью так называемого Великого Эликсира (Grand Elixir).

Европейская алхимия

В начале двенадцатого века контакты европейцев и арабов сделали возможным для европейцев изучение древнегреческой науки, текстов и достижений, сделанных арабами в медицине, алхимии и других областях знания. Было переведено множество текстов с арабского языка на латынь.

В начале шестнадцатого века Парацельс стал использовать алхимическое знание для изготовления новых лекарств и составов. Затем более пристальное внимание стало уделяться свойствам минералов и стадиям, через которые они проходили в процессе различных реакций.

Постепенно техники и соединения накопились и в начале восемнадцатого века большее внимание уделялось самому процессу изменения, а не конечному продукту. Так из алхимии зародилась химия.

«Алхимию можно сравнить с человеком, говорящем своим сыновьям, что он оставляет им золой клад где-то в его винограднике; перекопав все в поисках золота, сыновья золота не нашли, но взрыхлили землю, в результате чего получился замечательный урожай винограда. Так и все попытки и устремления в получении золота принесли множество полезных открытий и поучительных экспериментов»- писал в семнадцатом веке Фрэнсис Бэкон.

Алхимия представляет собой религиозный мистицизм. Фактически, всюду, где существовала алхимия, она зародилась в различных религиозных сектах или была связана с определенными религиозными культами, например, Даосизм в Китае, Суфизм в Аравии, Тантризм в Индии. Даже в Греко-Александрийских центрах обучения алхимические идеи и практики изначально культивировались приверженцами мистического культа, берущего начало у египетского духовенства начала христианской эры.

Очевидно, что алхимия Александрии, Китая и Индии имела независимые корни, но с течением времени происходил обмен открытиями и идеями.

Рекомендации непосредственного технохимического дела

Чем греть? — спрашивает алхимик. — Огнем, но только определенным образом приготовленным.

Запрещено сильно нагревать сосуд. Нагревают его так, чтобы всегда можно было бы к нему прикоснуться, не обжигаясь. Греть его надо так, покуда не растворится то, что следует растворить. Адепты алхимии рекомендуют наблюдать огонь, следить за градусами «огня». Что такое чистый алхимический огонь в современном понимании?.. Это — плазма — газообразная смесь положительно и отрицательно заряженных частиц в таких пропорциях, что их общий заряд равен нулю. Электроны и ионы плазмы могут переносить электрический заряд.

В чем греть? Это алхимическая (технохимическая) посуда.

В «регламентированных» сосудах, обогреваемых «регламентированным» огнем, алхимик восходит по «регламентированным» ступеням совершенствования вещества. Частный опыт практического химика становится универсальным, писаным (не изустным!) опытом алхимика. Сумма-компендиум вместо простой арифметической суммы частных рецептов. Утверждается регламентация химико-технологических, хотя все еще алхимических, процедур трансмутации.

«Се рецепт, найденный в сундуке, замазанном в стене. Был продан за великие деньги, изведан самим делом на опыте и от искусных в алхимии одобрен, что и по делу — оказывается. Того ради остерегайтесь открыть толикой важности секрет жадным и надменным людям, также и тем, кои не суть дети философии».

Любой алхимический рецепт содержит:
а) оперирование с веществом в конкретной препаративной ситуации;
б) размышление по поводу вещества.
Словом, рукотворный опыт и то, что повелевает его руками.

Первичная материя (materia prima) хаотична и темна, но потенциально содержит все индивидуальные тела, в том числе минералы и металлы. Она же — носитель элементов-качеств. Смеси элементов-качеств и есть тела. Порожденные в ней и вышедшие из нее индивидуальные тела уже не исчезают, но зато могут быть превращены друг в друга, имея общий субстрат — первоматерию, которая и есть онтологическое оправдание трансмутации.

Качества-свойства первоэлементов (земля, вода, воздух, огонь) изначально заключены в первичной материи. Земля (твердое состояние тела) и вода (жидкое состояние тела) — качества видимые; воздух (газообразное состояние тела) и огонь (лучистое состояние тела) — скрыты (сокровенны) и могут быть поглощены первыми двумя; лишь при нагревании они исходят, проявляя себя самостоятельно. Четыре качественных принципа — именно качества-свойства, а не стихии.

Между тем алхимику с ними нельзя оперировать. Они недостаточно конкретны для химических операций. По этой причине земля и вода, например, переформулируются в серу и меркурий (ртуть), ассимилируя свойства исходных земли и воды. При этом сера (мужское, постоянное начало) связывается с набором видимых свойств, а ртуть (женское, летучее начало) — сокровенных. Таким образом, первичная материя состоит из серы и меркурия (ртути), но опять-таки как качественных принципов, а не физических тел. Аристотелевские качества живут уже незримо в алхимической памяти серы и ртути.

Теперь уже то или иное соотношение серы и ртути есть неповторимое лицо вещи.

Правда, нужно еще найти механизм этого сочленения; медиума — посредника. Это «соль», третье начало алхимиков и есть пятая сущность, или quinta essentia, которая может быть извлечена из каждого тела с помощью многократных очисток, сосредотачиваясь в самых деятельных частях очищаемых тел.

Представленный набор доктрин — лишь статический чертеж алхимической теории. Динамическая модель только угадывается, особенно после замены центральных понятий: сера — сила, ртуть — материя, соль — движение. И тогда единая материя отдает себя как материал для конструирования форм индивидуальных тел. Этот акт есть следствие движения, вызванного силой. Начинается взаимодействие принципов, а потом — и веществ.

Мера благородства металла определена не только соотношением в нем принципиальных серы и ртути, но и мерой их чистоты, мерой их порчи, мерой болезни — здоровья. Поэтому очистка — один из основных приемов алхимии.

Несовершенные металлы больны, охвачены порчей. Алхимическое искусство способно их возродить. Своим многообразием металлы обязаны только различию акцидентальных форм, но не сущностям. Сущность, или эссенция, для них едина. Значит, лишить металлы акциденций возможно. Лечение металлов — рукотворный, но и боговдохновенный процесс. Но лечить прежде следует начала — серу и ртуть, иначе говоря, возвратить металл к первичной материи (очищением огнем), ибо акцидентальные свойства переменчивы. И снова: трансмутация металлов возможна.

Совершенный металл имеет рукотворный прототип, составленный из двух (сера и ртуть) или четырех (еще мышьяк и нашатырь) начал. Того же состава и философский камень — посредник между несовершенными и совершенными металлами. Только эти начала — вещества-принципы — следует очистить.

Вот, пожалуй, и вся — очень огрубленная — теоретическая схема, от которой можно уже переходить к алхимическому «рукоделию». Правда, переход этот — всегда загадка, ибо предполагает ничем не оправданный скачок от принципа к вещи.

Если можно говорить о том, что алхимик подражает природе, то подражает он ей лишь в принятии предпосылок собственного дела, «совпадающих» с предпосылками природы. Рукотворную же процедуру алхимик начинает с изобретения того, чего у природы нет: с философского камня.

Двенадцать операций алхимического дела выглядят так:

1) Кальцинация (caltinatio) — обжиг, превращение плавких веществ в неплавящиеся, т. е. в окислы.
2) Коагуляция (coagulation) — затвердевание жидких веществ.
3) Фиксация (ficsatio) — превращение летучих в нелетучие, придание летучим постоянства.
4) Растворение (solutio) — прием разделения веществ.
5) Варка (coctio) — воздействие медленного огня.
6) Дистилляция (distillatio) — способ очищения жидкой материи от примесей
обычно в ванночке.
7) Сублимация (sublimatio) — возгонка сухого вещества в закрытом сосуде при помощи острого пламени.
8) Сепарация (separatio) — отделение взвесей (суспензий) от жидкости (маточного раствора), фильтрация, сцеживание.
9) Размягчение (ceratio) — обращение твердого вещества в воскообразное.
10) Ферментация (fermentatio) — брожение под воздействием тепла; медленное разложение нагретым воздухом. Сакральный смысл операции — одухотворение, оживление.
11) Умножение (multiplicatio) — увеличение навески философского камня.
12) Бросание (projectio) — активное «физико-химическое» соприкосновение философского камня с трансмутируемыми металлами.

Растворение есть «слияние какого-либо прокаленного вещества с водою». Раствор можно перегонять. Нагревание способствует растворению. Иногда растворению помогает охлаждение. Некоторые вещества сначала прокаливают с серой и лишь потом растворяют.

Техника растворения. Не больше. Но цель — опять-таки метафизическая: «Процедура эта изобретена для того, чтобы скрытые качества вещества могли стать явленными твоему взору, а явленные качества, напротив, могли уйти вглубь». Но все это пригодно и для тривиальной перегонки.

Полюса, между которыми разыгрывается алхимическое действование: вершина — «высочайшая высота высот», т. е. бог; низ — микрокосмос, человек, стесненный моралью, данной богом. Такое предварение алхимического трактата — результат мимикрии алхимии, пришедшей в крещеный мир. Посередине помещаются собственно алхимические дела, причем сквозь любое из них просвечивает умозрительное деяние, а умозрительное прозрачное деяние всегда затемнено осязаемой вещью, утяжеляющей эфемерную мысль.

Между тем каждый шаг сам по себе. Каждое вещество может быть усовершенствовано и в собственном качестве. Но как? Только огнем, который не только принцип, но и тот огонь, которым греют, обжигают, закаливают. Отсюда важность «энергетических» — вспомогательных — веществ, способствующих трансмутации. Сами же вещества в ней не участвуют.

Как будто все воспроизводимо. Но здесь-то и начинается таинственное крайне неопределенное описание магического ритуала — обрядового действования, доступного лишь праведным. К делу примешивается деяние, к действию — священнодействие. Примешивается. Смешивается.

Принцип смешения несмешиваемого — образ действия алхимика. Смешивается все: и вещества, и идеи веществ. Но только совершенные вещи смешиваются лучше всего. Вот почему «физико-химическая» очистка веществ занимает заметное место в этой Сумме.

Конечно, сам принцип смешения вещи и имени — залог неуспеха, но алхимик смешивает, ибо имя вещественно, а вещь призрачна.

Итак, бог и человек остаются только вещами, а собственно алхимический миф проигрывается в полном небрежении этими полюсами христианского мышления. Ни теологизирование, ни химическое ремесло из алхимии не выводимы. Напротив, они утопают в ней, обретая легкомыслие квазитеории и квазиопыта.

Безрезультативное всеумение алхимика — это и есть результат, принципиально отличающийся от результатов теоретической деятельности схоласта-теолога или умения средневекового ремесленника.

Присутствие недостижимости — важный момент алхимической практики. Алхимик, пользуясь уже готовыми результатами технохимического опыта и преобразуя ремесленную осуществленность в алхимическую неосуществленность, изменяет поступившие из практической химии приемы. Именно такими вот улучшениями полна практика алхимиков: кладка печей, литье посуды, очистка веществ, химические операции. Именно из алхимии все это потом вошло в новую химию в виде практических приемов, ибо именно алхимия вдохнула жизнь разночтения в жесткие нормативные акты химического ремесла. Рисованные символы алхимиков не столько обозначают понятия, сколько служат аллегориями, образами (например, обратимая химическая реакция обозначалась иногда в виде дракона, проглатывающего свой собственный хвост, семь металлов соотносились с семью планетами, ртуть и сера — с материнским и отцовским началами и т. п.).

Слитность вещи и имени, их чередование, возвышение вещи и заземление имени — специфически алхимический феномен. Граница зыбка: начало и принцип, состояние и свойство, вещество и вновь принцип; все это вместе, поочередно, порознь и ... вновь вместе.

С самого начала начинается странное: с духовными началами действуют, как с вещами: мельчат, помещают, нагревают, охлаждают, вынимают. Но прежде идеальные принципы — ртуть и серу — отмывают, кипятят и прочее. Сера и ртуть как вещества дают метафизическую киноварь — «субстанцию благородную». Ее «делают из живого серебра и серы», а сера и ртуть как принципы дают сверкающий красный порошок минеральной краски.

«Эксперимент» и «теория» — «теория» и «эксперимент». И то, и другое в кавычках. Земное и небесное даны вперемежку. Если алхимический опыт и алхимическая теория — квазиопыт и квазитеория, то смешение имени и вещи — подлинное смешение.

Где же все-таки то скрепляющее вещество, которое удерживает эту смесь в ее индивидуальном не просеиваемом на отдельные фракции качестве? Это эмоциональная энергия:

«Я открыл перед вами, о дети мои, сокрытые смыслы. Пришла пора помочь вам сподобиться великих тайн нашего искусства, столь надолго сокрытых от взоров ваших, — вывести вас к свету. Допреж я научил вас, как изгонять и собирать истинные цветы, доподлинные сущности тех субстанций, с коими вы имеете дело. Ныне же я выучу вас взращивать их, изобильно плодоносить. Но один из тех плодов вдруг окажется последним и венчальным из всех — плодом плодов — навечно, навсегда...»



Дополнительная информация:
  • Алхимия спермы
  • Тонкие элементы