in ГОР (hr — высота, небо) (Хор; Неч-атеф, «Мстящий за отца»; царь Горох): в египетской мифологии божество, воплощённое в соколе. Гор изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его символ — солнечный диск с распростёртыми крыльями. Во многих областях Египта издавна было распространено почитание богов-соколов, носивших различные имена, но, как правило, связанных с небом и солнцем. Первоначально Гор почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. В династический период происходит слияние различных соколиных божеств в две тесно связанные между собой ипостаси Гора: Гора-сына Исиды (егип. Гор-са-Исет) и Гор Бехдетского. Гор Бехдетский, муж Хатор и отец Гора-Сематауи, в основном выступает как борющийся с силами мрака бог света, его глаза — луна и солнце. Гор-сын Исиды, действует прежде всего как мститель за своего отца Осириса. И тот, и другой покровительствуют царской власти. Фараоны являются «служителями Гор», преемниками его власти над Египтом. Своими крыльями Гор охраняет царя (на статуе фараона Хефрена на затылке изображён сокол, прикрывающий крыльями его голову). Имя Гор вошло обязательным компонентом в пятичленную титулатуру фараона.

Согласно мифу о Гор Бехдетском (дошёл до нас в тексте посвящённой ему мистерии, высеченном на стене храма Гор в городе Эдфу (егип. Бехдет) в Верхнем Египте, куда был перенесён культ Гор Бехдетского, возникший, вероятно, в городе Бехдет в дельте Нила), Гор сопровождает ладью своего отца, бога солнца Ра, плывущую по Нилу, и поражает превратившихся в крокодилов и гиппопотамов врагов Ра во главе с Сетом, олицетворяющим всех чудовищ. На рельефах храма, сопровождающих текст, Гор Бехдетский изображён стоящим на ладье впереди Ра, в руках у него гарпун, которым он поражает крокодила. В этом мифе Гор выступает не только как сын Ра, но и как сам Ра, сливаясь с ним в единое божество Ра-Гарахути (Гор-ахути, Гарахути означает «Гор обоих горизонтов» или «Гор из страны света»). Образ Гора Бехдетского переплетается с образом Гора-сына Исиды, также участвующего в борьбе с Сетом и другими чудовищами. В близком варианте того же мифа, высеченном на другой стене Эдфуского храма, Гор Бехдетский фактически слит с Гором-сыном Исиды, который вместе с ним борется с врагами солнца, воплощёнными в образе Сета. Можно предполагать, что в эпизодах борьбы Гора Бехдетского и Гора-сына Исиды с врагами нашли отражение войны за объединение Египта на рубеже 4 и 3-го тысячелетий до н. э. Победа Юга мыслилась как победа, одержанная Гором, а Гор — как владыка страны. Другая ипостась Гора — Гор-Сематауи, т. е. Гор-объединитель обеих земель (Верхнего и Нижнего Египта).

Согласно мифу о Горе-сыне Исиды, она зачала его от мёртвого Осириса, коварно убитого Сетом, его братом. Удалившись в болота дельты Нила, Исида родила и воспитала сына. Возмужав, Гор на суде богов в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом Гор сначала терпит поражение, Сет вырывает у него глаз — чудесное око, однако затем в долгой борьбе Гор побеждает Сета и лишает его мужского начала. В знак подчинения Сета он кладёт ему на голову сандалию Осириса. Своё око Гор даёт проглотить Осирису, и тот оживает. Воскресший Осирис передаёт свой трон в Египте Гору (что переплетается с представлениями о Горе Бехдетском), а сам становится царём загробного мира.

Менее значительными ипостасями Гора являются Гор-ахути, связанный с Ра бог утреннего солнца, а также (с эпохи XVIII династии, XVI-XIV вв. до н. э.) бог горизонтов запада и востока; Гор-эм-ахет («Гор в горизонте»), солнечное божество, подобное Ра-Гарахути; Гор-ур («Гор старший»), упоминаемый Плутархом брат Исиды и Осириса (в связи с тем, что слово «ур» имело также значение «сильный», «великий», мог почитаться и как «Гор великий»); Гор-па-Ра, солнце-ребёнок, рождённый Рат-тауи; Гор-па-херд и ряд других. С Гор отождествлялся также Амон (Амон-Ра-Гарахути), различные соколиные боги (участник битвы с Сетом Немти, Сопду, Хентихети и др.). Почитание Гора было распространено также в Нубии. Геродот сравнивал Гора с Аполлоном.