in АТУМ (Атем, Амун, Амон, Ра) — в египетской мифологии бог солнца, демиург, возглавляющий гелиопольскую эннеаду (девятка изначальных богов из города Гелиополь: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида; считались первыми царями Египта), один из древнейших богов. Во многих текстах Атум называется вечерним, заходящим солнцем. Изображался человеком с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель», то есть Верхнего и Нижнего Египта), воплощался также в образе змея, иногда — ихневмона («фараонова мышь» — мангуст).

Надпись на камне Шабака, находящемся ныне в Британском музее, рассказывает о боге Солнца Атуме. Центр его культа находился в Оне (Гелиополис). Этот бог вдохнул в мир жизнь «своим семенем и своими пальцами». Датируемый концом VI века до н.э. папирус Бремнера-Риндса (тоже хранящийся в Британском музее) содержит утверждения, также относящиеся к богу Солнца Ра-Атуму: «Я был тот, кто кулаком своим вызвал желание; я возбуждал себя рукой и исторг его [семя] из своего рта...» («Я, кто кулаком пробужден; я пробудился рукой и породил дыхание жизни...») В ходе воспроизведения мифов или пантомимы жрецы делали то же, что делали боги: мастурбировали... а как и что делали дальше неизвестно, некоторые полагают, что эякулировали в ладонь, с ладони заглатывали семя, а затем его выплёвывали, как следует из первого перевода. Еще больше загадки придает знаменитое антипризнание в египетской Книге мертвых, приписывающее мертвому фараону слова, которые он должен произнести в судилище, чтобы достичь вечного блаженства. Он говорит: «Я не мастурбировал в храмах бога города моего» («Я не извергал рукой семени в храмах бога города моего»).

Итак, согласно гелиопольскому мифу, Атум (Ра)-солнце, «создавший сам себя», возник из первобытного хаоса — Нуна (иногда называемого отцом Атума) вместе с первозданным холмом (на изначальном холме: Иуну (Гелиополис)) (с которым он отождествлялся). Из вод (хаоса, огромной коровы-неба) вышел холм, на котором распустился цветок лотоса (птица Великий Гоготун снесла яйцо), а оттуда появилось дитя (золотой теленок) (солнце-Ра), осветившее землю, пребывающую во мраке. Он был первым существом в мире, и его первым действием (первой игрой) была мастурбация, которой он занялся на (в) холме и которой породил богов. Он обхватывал свой фаллос ладонью и приводил себя в состояния оргазма. Долго ли коротко, но однажды в своей мастурбации Атум сам себя оплодотворил (проглотил собственное семя; эякулировал в руку и затем выпил из нее свое семя; активно вознес и сублимировал). Получив этот опыт как первое удовлетворение (удовольствие, наслаждение, просветление, прозрение) в мире, Атум зачал в себе мысль (идею, план) ввести в мир других существ, с которыми он мог бы получить подобное наслаждение. Магические акты (действия) самооплодотворения постепенно наделили Атума силой войти во множественные, отдельные формы себя самого. И однажды, когда достаточно к тому созрел, первое, что он сделал при помощи этой силы, стал (родил, выплюнув изо рта, разделился) двумя новыми существами (богами-близнецами) воздухом — Шу и влагой — Тефнут, которые образовали (породили) близнецов: землю — Геба (повелителя Земли) и небо — Нут (госпожу ночи). По другой легенде, Атум воплотился сразу в близнецов Геба (Великого Отца) и Нут (Великую Мать), которые испытали первое коитальное сексуальное наслаждение.

Нут очень увлекалась забавами любви с братом, всё время проявляла активности и всё время была сверху. Много времени прошло и тогда, когда Геб подрос и стал уже выделать семя. Но Нут так овладела процессом, что ненасытно втягивала в себя семя Геба и распахтывала его в себе фаллосом брата досуха, непрерывно коитируя его, и тем не давала зачатию состояться. И однажды, всё же, Геб не выдержал и стал громко стенать, что Нут ежедневно пожирает всех их бесчисленных детей (сперматозоиды-звезды). Ра расслышал стоны и очень рассердчал на внуков, мол, удовольствия-удовольствиями, но надо думать и о продолжении рода и повелел своему сыну Шу (воздуху) разъединить любовников, что тот и сделал, подняв дочь над сыном на великую высоту. Однако семя, которое Нут не успела распахтать на Гебе, сделало своё дело и однажды обнаружилось, что Нут беременна. Но Ра всё ещё сильно дулся и, узнав о беременности, рассвирепел ещё больше и в наказание Нут за прежнее ее поведение проклял ее, утверждая, что ни в одни из 360 дней в году она не сможет разрешиться от бремени. Долго бы она ещё мучилась, если бы не пришел её на помощь ещё один сын Ра Тот. Тот умудрился обыграть бога Луны Хонсу в одну азартную игру и выиграл у того излишки света, которые оставались после того, как Луна светила 360 дней. Из этих сэкономленных резервов Тот скроил в году пятеро дополнительных суток, в которые Нут и принялась разрешаться, породив других важных богов (нетеру: сестер Исиду, Нефтиду и братьев Осириса, Сета (и Гора Старшего)), обобщенно называемых Природой. Согласно традиционному поряду следования рождений дети появились в следующей очередности: Осирис, Гор Старший, Сет, Исида, Нефтида. Все остались быть довольны. Формально рожденные дети считались рождеными Нут от Геба, но, как утверждает Плутарх, на самом деле Геб был отцом лишь только одного Сетха, отцом же Осириса и Гора Старшего (Бехдетского) был Ра, отцом Исиды (Аст) был Тот. Полагали также, что Нут каждый день рождает сына-солнце, который на рассвете выходит из ее лона, а на закате вновь погружается в ее рот.

В Мемфисе происхождение Атума вели от Птаха (бога, творящего языком и сердцем как вместилищем мысли), Атум отождествлялся с Птахом, а также с Хепри (Атум-Хепри, в некоторых изречениях «Текстов пирамид» это божество называется создателем Осириса), Аписом (Апис-Атум), с ним сближали Осириса («Живой Апис-Осирис — владыка неба Атума с двумя рогами на голове»). В мифе об истреблении людей Атум (или Нун) возглавляет совет богов, на котором богине-львице Хатор (Сехмет) было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В другом мифе разгневанный Атум грозит разрушить всё им созданное и превратить мир в водную стихию. Впоследствии почитание Атума было оттеснено культом Ра, отождествлённого с ним (Ра-Атум).

В храмах Атума (Амена, Амуна) по всему Египту, самый большой из которых Большой храм в Карнаке, праздновали и представляли практическое знание божественной сексуальности. За пределами храмов Атума представляли в виде его тотема — козла (символа сексуальной удали и удовольствия). Внутри храма Атум изображался в виде большой коронованной символами Атума статуи обнаженного мужчины, который держит эрегированный пенис в одной руке во время созидания в мастурбации вселенной. Позади большой статуи скрытые двери вели в потаенную комнату, предназначенную для фараона и его жены, олицетворявших собой для египтян Великого Отца (Геба) и Великую Мать (Нут). В определенное время в этой комнате фараон и его жена воспроизводили вторую часть акта творения Атума. Жрецы ижрицы Атума были по существу сексуальными советниками для всех людей. Храмовая проституция (сексуальное заместительное служение) было главной функцией этих храмов Атума. Жрецы и жрицы были призваны сексуально помогать всем, кто приходил к ним с потребностью получить сексуальное удовлетворение, а также учить значениям и способам тайных мистерий секса в любой из его форм.

Рука Атума — богина Иусат, которая воплощалась в своем священном дереве — акации («дерево жизни и смерти»), древние греки называли ее Саосис. Иусат отождествлялась с Хатор (Xатхор: «дом Гора», т. е. «небо») — богиней неба, почитавшаяся в древнейший период как небесная корова, родившая солнце. Впоследствии изображалась женщиной с рогами и иногда ушами коровы, но в некоторых местностях сохранила облик коровы (одна из ипостасей Xатор — корова Мехурет). Фетиши Xаторы — столб, увенчанный двуликой головой Xаторы с коровьими ушами (в ранний период — головой коровы), и малахит. Центр культа Xаторы — город Дендера (её эпитет — «владычица Дендеры»), но её почитание было распространено но всему Египту, а также в Нубии, Библе, Пунте, на Синае. Xатор — жена Гора Бехдетского, мать Гора-Сематауи (в Мемфисе иногда её мужем называли Птаха). С Xатор отождествляли Ихет, Мут, Пут. С возвышением культа Ра Xатор стала считаться его дочерью, солнечным Оком, она отождествляется с дочерьми Ра Сехмет и Тефнут и почитается в образе львицы. В этом качестве Xатор занимает место центрального персонажа мифов и приносящем весну возвращении солнечного Ока (Тефнут-Хутор) из Нубии, об истреблении людей в наказание за их грехи по приказу Ра его Оком (Сехмет-Хатор). Как и Гор, Xатор охраняет фараона, дарует плодородие, выступает как богиня-мать. С Xатор связан культ деревьев, образ которых она принимала — финиковой пальмы, сикоморы (платон, явор). Выступая из ветвей сикоморы загробного мира, Xатор поит души умерших живительной влагой. Xатор почиталась также как богиня любви, веселья, музыки, пляски (её атрибутом был музыкальный инструмент систр, изображения которого часто носили в качестве амулета, охраняющего от злых духов). Один из распространённых её эпитетов — «золотая». В Дендере сыном Xаторы и Гора Бехдетского считался бог музыки Ихи. Древние греки отождествляли Xатор с Афродитой. Xатор связана с заупокойным культом, она вместе с богиней Таурт встречает умерших на пороге подземного царства. Как «владычица прекрасного запада» в период Нового царства отождествлялась с Аментет. В поздний период Xатор отождествлялась с Исидой. С Xатор также отождествлялись Таурт, Нейт, Баст, Небтуи, Кудшу.

АМОН (Амен, Амун; amn — «сокрытый», «потаённый»), в египетской мифологии бог солнца и мужественности (половой зрелости, возмужалости). Центр культа Амона — Фивы, покровителем которых он считался. Священное животное Амона — баран. Обычно Амон изображали в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Почитание Амона зародилось в Верхнем Египте, в частности в Фивах, а затем распространилось на север и по всему Египту. Жена Амона — богиня неба Мут (Нут), сын — бог луны Хонсу, составлявшие вместе с ним т. н. фиванскую триаду. Иногда его женой называли богиню Амаунет. Амон и Амаунет — одна из четырёх пар гермопольской огдоады (восьмерица космических богов, из которых возник мир — четыре пары божест: Нун и Наунет (водная стихия), Ху и Хаухет (бесконечность в пространстве), Кук и Каукет (сокрытое), Амон и Амаунет (заменившая Ниау и Ниаут (отрицание)). Первоначально Амон был близок фиванскому богу войны Монту. С возвышением XII династии (20-18 вв. до н. э.) Амон отождествляется с ним (Амон-Ра-Монту) и вскоре вытесняет его культ. В период Среднего царства с Амоном отождествляется также бог плодородия Мин. В эпоху XVIII (Фиванской) династии Нового царства (16-14 вв. до н. э.) Амон становится всеегипетским богом, его культ приобретает государственный характер. Амон отождествляют с богом солнца Ра (Амон-Ра, впервые это имя встречается в «Текстах пирамид»), он почитается как «царь всех богов» (греч.— Амон-Ра-Сонтер, егип.— Амон-Ра-несут-нечер), считается богом-творцом, создавшим всё сущее (и в частности, его ставят во главе гелиопольской эннеады и гермопольской огдоады богов). В Амоне невидимо (что следует из самого его имени) существуют все боги, люди, предметы. «Ты один обладаешь множеством рук, ты простираешь их к любящим тебя». Амон отождествляется с Гором (Амон-Ра-Гарахути), Хапи (Амон-Хапи), Пупом, Пшахом, Хепри, Себеком, Хнумом и др. С Амон связано обожествление фараона, почитавшегося как его сын во плоти (считалось, что фараон рождается от брака Амон и царицы-матери, к которой бог является в образе её мужа). Амон и фараон едины как владыки мира, его заботливые правители. Амон играет ведущую роль в коронационных мистериях. Он дарует победы войску фараона. Амон почитается и как мудрый, всеведущий бог, небесный заступник, защитник угнетённых («везир для бедных»).

Крупнейший и наиболее древний храм Амона — Карнакский (в Фивах), во время праздника Амон («прекрасного праздника долины») из него при oгромном стечении народа выносили на барке статую Амона. Воплощённое в ней божество изрекало в этот день свою волю, вещало оракулы, решало спорные дела.

Культ Амона получил распространение в Куше (Древней Нубии), где также принял государственный характер. Среди многочисленных местных ипостасей Амона главная роль принадлежала Амону храма Напаты. Оракулы этого храма избирали царя, который после коронации, совершавшейся в храме, посещал святилища Амона в Гемнатоне ц Пнубсе, где подтверждалось его избрание.

Одной из ипостасей Атума выступает Атон («диск солнца») — олицетворение солнечного диска. Первоначально Атон — одна из ипостасей богов солнца («Атум в своём Атоне», т. е. Атум в солнечном диске; «тело Ра-Атон», т. е. тело Ра — это солнечный диск). В текстах эпохи Аменхотепа III (правил в 1405-1367 до н. э.) Атон впервые выступает в качестве бога солнца. Расцвет культа Атона относится ко времени Аменхотепа IV (1368-1351 до н. э.). В начале его правления Атон выступает как воплощение всех главных богов солнца. На шестом году (спустя 2300 лет после поражения Гором Сета) своего царствования Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запрещает поклонение другим богам (запрещает употреблять слово «боги» во множественном числе) и изменяет своё имя Аменхотеп — «Амон доволен» на Эхнатон — «Угодный Атону» или «Полезный Атону». Верховным жрецом Атона стал сам фараон, считавший себя его сыном. Это была таинственная религиозная революция Эхнатона. Формально культ Атона, введенный Эхнатоном, в противовес фиванскому жречеству Амона был культом солнечного диска и ничего более, зачем нужно было все менять, если бог Амон тоже был Бог Солнца? Но «Атон» было имя Солнца на западе, заходящего, умирающего, символом восточного, восходящего солнца был скарабей. Помимо этого, Эхнатон отменил культ Осириса, который был основным культом Египта со времени ухода Осириса в загробный мир, и объявил, что загробной жизни не существует, запретив все ритуалы, связанные с поминовением усопших, также он отменил культ Амона, который ко времени Эхнатона носил имя Амон-Ра-Горахути и называл себя единственным сыном бога Атона, единственным посредником между Атоном и людьми, никто другой не мог познать Атона, запрещает изображать бога или богов в каком либо виде (этот же запрет и поныне существует в иудаизме и исламе). Эхнатон страдал генетическим заболеванием и не мог иметь детей. И производил на современников странное впечатление не совсем вменяемого человека, который находится на грани психоза, под чьим то постоянным влиянием, в частности, он вывел в пустыню несколько сотен тысяч человек и заставил строить новый город Ахетатон. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, на концах которых помещались руки, державшие знак жизни «анх» (как символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном). Атону в этот период присущи полупантеистические черты: он, считалось, присутствует во всей природе, в каждом предмете и живом существе. После смерти Эхнатона почитание Атона как единого бога Египта прекратилось, еретик и все его новации были преданы забвению и проклятию.

НУН — олицетворение первозданного водного хаоса, изначальное космическое божество. Нун и его жена Наунет (олицетворение неба, по которому солнце плавает ночью) — первая пара богов, от них произошли все боги. Они члены гермопольской огдоады, от Нуна произошёл Атум, глава гелиопольской эннеады. Эпитет Нуна — «отец богов», его считали отцом Хапи, Хнума, иногда — Хепри и Атума. В Мемфисе Нун отождествлялся с Птахом, в Фивах — с Амоном.