in МАТЕРНЫЕ СЛОВА (относящиеся к матери, крепкие, ядрёные)
  • обсценная лексика (англ. obscene — оскорбительный (для чувств, вкуса и изящества);
    лат. ob — на + scenum — грязь, низость;
    лат. ob — против, супротив + греч. skene — крытая сцена; «не для театрального показа»)
  • мат (многоэтажный, забористый с завитушками, замысловатый, длинный, завитой, кудреватый, мудрёный, уёбистый, заебонный, в сколько (этажа, этажей));
    --- матерщина, мат-перемат, матерок, матюк(и), матюг(ан), матюги, нецензурщина, похабщина, многоточие, пи, шероховатость выражения, сквернословие, срамословие, проклятия, руг(от)ня, ругательства, хула, чертыхание, чертыханье, лай,
    --- (мат(ер)ное, нецензурное, ненормативное, непечатное, непереводимое, обсценное, вульгарное, забористое, (под)заборное, площадное, похабное, черное, грязное, непристойно мерзкое, сильное, крепкое, отборное, ядрёное, архибранное, грубейшее, наказуемое, табуированное, грешное, срамное) (слов(ц)о, выражение), (~) выражения, (~) (лексика, брань, ругань), (~) (народный фольклор);
    --- сегмент бранной лексики, выступающий в качестве спонтанной реакции на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию;
    --- блядь, ебать (ёб), хуй, пизда; и нахуй и захуй
  • материть(ся) (длинно, многоэтажно):
    --- (браниться, выражаться, загибать, гнуть, лаяться, (обо)крыть, обкладывать, обложить, обругивать(ся), оскорблять, покрывать, посылать, пускать, ругать(ся), честить) ((аж) уши вянут, грязью, помоями, мерзостью, поносом, крепко, забористо, смачно, отборно, нецензурно, нецензурными словами, ругательски, матерно, матюком, матерком, (длинным, трехэтажным, многоэтажным) матом, трехэтажным, в (десять матов, три этажа), длинным коленом, (бабушку и в) (бога-(душу-)мать (до третьего колена)), по-матушке, по (матери, матушке), как (сапожник, водопроводчик, (портовый) грузчик, дядя Вася), к (ёбаной, ебени, ебини) матери, на (три (весёлых) буквы, хуй (и за хуй)), и нахуй и захуй, хуями) (на) (весь) (белый свет),
    --- использовать мат, мандюкать(ся), материнить, матерщинить, матерщинничать, матюгать(ся), матюкать(ся), намекать на интимную связь с матушкой, поминать родителей, поносить(ся), похабить, похабничать, распускать язык, скабрезничать, сквернословить, чертыхаться, выёбываться, (виртуально, заочно) ебать

    Брань — это оскорбительные, ругательные слова, тогда как обсценная лексика — это грубейшие вульгарные выражения, табуизированные слова. Обсценность связана с нарушением табу. Главный признак, неразрывно связывающий брань и обсценность, — эмоционально-экспрессивная реакция на неожиданные и неприятные события, слова, действия и т. п.

    Не следует смешивать бранность и обсценность. Брань может быть не обсценной (пошел ты к черту!), обсценные выражения могут употребляться не в составе собственно ругательств (хуй ты там заработаешь). Категории бранности и обсценности изменчивы: на некотором уровне снятия обсценности ругательство перестает быть таковым (например, заместительный ряд: хуй — хрен — черт — фиг — бог с тобой); с другой стороны, употребление обсценных слов даже в нейтральных выражениях (он хуй придет), будучи нарушением социального табу, сообщает такому выражению некоторую степень бранной действенной силы.

    Обсценный смысл чаще всего соотносится с половой связью, хотя в разных культурах бывают и другие табу. «Действенный» характер ругательств — прежде всего, обсценных — связан с тем, что употребление ругательства представляет собой как нарушение табу, так и магическое действие (магия слова). Обсценная лексика считается крайне грубой и неприличной и поэтому запрещена в формальной речи. Исторически любая ненормативная лексика подвергается цензуре, поскольку нарушает исторически сложившуюся и принятую стабильность в обществе.

    Матерщина имеет сильную эмоциональную нагрузку, чаще отрицательную. Её часто употребляют не в прямом значении, а для выражения чувств, например удивления, восхищения, раздражения, гнева, разочарования, оскорбления, и т. п. Однако прилюдная брань в нормальной обстановке неминуемо нарушает права и унижает достоинство тех людей, для которых табу сохраняет силу (по моральным, религиозным и иным соображениям).

    На чужой пирожок не раззевай роток
    На похабщину слюнки текут. Обжигаешься, шпарят — ан нет, все манит и тянет насыщенная ёмкость слов. Нет, нет — да и выругаешься, бывало, крепко и забористо. Хоть какой из себя интеллигент и дворянская кровь в высшем сословии.

    Откуда сила мата
    Загадка матерщины проста. Она — в несоответствии того, что мы привыкли думать о ней, привитого негативного отношения, и того, что представляет она из себя на самом деле, положительного смыслового наполнения. Между этими полюсами и возникает колоссальное напряжение слов, самих по себе тихих и нейтральных.
    И чем больше будет отрицательный полюс этого своеобразного семантического, смыслового конденсатора, тем пропорционально выше будет и позитивный потенциал. Иначе говоря, чем предубежденнее человек относится к мату, тем больший шок вызывают у него нецензурные слова.

    Когда сердце мата просит
    Когда испытываешь дискомфорт, неуют, неудовлетворенность. И не имеет значения, какая тому причина. То ли импотенция, то ли гиперсексуальность. Важно одно — матерщина свидетельствует о бессилии, о слабости, о неспособности найти гармонию своего существования, удовлетворение.
    И тогда действие замещается словами, досада — радостью мнимого свершения. Напуган кем, удивлен чем, дело валится из рук, жена ушла к другому, зарплату не дают, устал после работы, посмеяться хочется, подперчить разговор... Поводов много, а причина одна.
    Подавляется агрессивность? Дескать, чтобы не искалечить, не изнасиловать — наделят крепким словом? Все одно: беспомощность, неумение совладать со своим существом. Мат — что сигнальный индикатор, мол, аллё, переживается энергетический упадок, дисбаланс.
    Ну к чему стимулятор, коль и так стоит хорошо? Силы восстанавливаются после сна, отдыха — и мат сразу ненужным становится, такие себе обычные слова. Но бывает и хроническое бессилие, слабость. Тогда неурядицы следуют одна за другой, настроение малоприятное, а похабщина на каждом шагу через слово: как протез на ноге, как песок в пироге.

    Хорошо бы солить в меру
    Матерное слово — что соль. Не приправить иногда бывает тускло. И тогда слово ядренистое, могучее, действенное. А пересолишь — и уже смердишь, протухаешь и, опять-таки, изматываешь себя. Славна эрекция при хорошей погоде. Но, простите, дарует ли силы болезнь — приапизм — неувядающая денно и нощно?
    Мы в ответе за произнесенные слова, их питаем собой, как мать утробное дитя. Даже произнесенное про себя, излишнее и невпопад, гадит легкое дыхание жизни.
    Вроде бы, если много рассола — какая хворь прошибет? Вот-вот, в рассоле не прошибет. Ну а если всамделишне это не рассол — лишь смердючая застойная водичка?
    Да и семя зачинает плод, когда крепкое оно и здоровое. Мат — средство выразительное и необыкновенно мощное. Когда редок и приходится к месту. Вырвется невзначай — и раскаленным железом прожигает насквозь все чертовщины, сглазы, невзгоды. Матюгнешься вдруг — и легче становится. Матерное слово — что губка, вбирает в себя энергетику нечисти вокруг тебя — и отваливает прочь.
    Однако культивируемый мат пакостен. Он отсасывает энергию из окружающего человека пространства, окружающих людей и обесточивает все это, лишает потенции и свежести. Если человек убог, убого все вокруг него и вся его жизнь. Кто еще создал такую, кроме него самого? Он — своими словами, мыслями, поступками.

    Такой прожорливый мат
    Действенное слово обладает широким, глубинным смыслом. Смысл отображает реальное положение вещей-явлений в жизни. Чем больше смысла — тем больше сил забирает оно у воспроизводящего его человека, если произнесено невпопад.
    А если впопад? То тем больше сил возвращает человеку обратно и с лихвой. Не реч`и имени Господа всуе. Всуе — когда не находишься в экстремальной ситуации и потому не нуждаешься в Его неотложной помощи.
    Что значит «обладает широким, глубинным смыслом»? Что ж, этого смысла тем больше, чем космичнее, существеннее явление-вещь, обозначенное словом, чем приближеннее явление-вещь к самому источнику жизни всего вокруг.
    Неужели глобальность смысла матерных слов может равняться с именами Господа? На первый взгляд, матерщина обозначает лишь сексуальные явления и поэтому, вроде бы, грязна, непотребна и низка. Однако секс является не меньшей по безысходности загадкой-тайной бытия, чем Господь. Матерщина точно обозначает то, где человек соприкасается и остается наедине с жизнеутверждающей тайной бытия не менее явственно, чем в религиозном чувстве.
    Матерщина — лишь сильное средство избавиться от неуемных потаенных желаний? Скорее — целая энциклопедия народного опыта.
    Какая из двух тайн наибольшая? Они обе безысходны, неизъяснимы и близки к источнику жизни, хотя и не являются им. Иначе говоря, нечего матюкам поклоняться и возносить их.

    Самые избранные отказники
    Существуют множество слов, имеющих отношение к сексу. И среди них оказались почему-то именно четыре, самые пронзительные и матерные, «нецензурные». Почему это так получилось?
    Матерные слова наиболее удачно передают сущность обозначаемых явлений. И, кроме того, они — главные «падшие ангелы», изувеченные именно предубеждением человека.
    Откуда предубеждение? От временной неразвитости и искренней боязни тайны, которую, как ни крути, а невозможно удовлетворительно объяснить.
    Будто колода карт? Играть люди — играют, пользоваться — как не попользоваться, но занятием считают постыдным и недостойным воспитанного и высоконравственного человека. Хотя оно повсюду и от него никуда не деться.
    Каждая игральная карта несет свое мистическое значение, и вся колода в совокупности обладает сакральным толкованием мира. Мудрость, которую не все понимают, но настойчиво передают из поколения в поколение. Мудрость, сокрытая в занимательной игре. Пусть детишки бавятся, пока еще слабы понимать.

    Так и канон матерных слов. Четыре главенствуют, остальные дополняют, хотя примечаниями служат весьма существенными. В четверице крепких слов старшинство сложилось следующим образом:

    определение мужского начала,
    определение женского начала,
    определение взаимоотношения мужского и женского начал,
    определение особливого человека.

    Зачем все это ворошить? Чтобы, понимая смысл, облегчиться от скверны недоразумений. Ведь о сексе можно многое говорить. И заниматься сексом также возможно очень много. Но и тогда мы всё по-прежнему остаемся теми, кто о сексе так ничего и не знает, не ведает и не зрит. Познаем — но не познается. Выражаем — но не выражается. Изъясняем — но не изъясняется. Но при всем при этом он что-то из себя есть, чем-то остается и нечто продолжает делать с нами. Но вот только что?.. Важнейший соучастник в нашей жизни, в нашем развитии, на нашем пути?..

    Опыт людей аккумулируется в словах. И их становится больше, и обрастают они новыми связями, ассоциациями, обогащаются внутренним содержанием. Зреют, подобно людям, оставаясь неизменными в интимнейшей глубине. И её понемногу обнаруживают, приоткрывают. И к ней пробиваемся найтись, встретиться — найти и встретить себя. Удачи.

    Самое богатое на синонимы русское слово

    Результатом лингвистических исследований, проведенных Центром альтернативных исследований, оказалось, что самым богатым на синонимы, эвфемизмы и сходные по смыслу выражения в русском языке бесспорно является обсценное слово «хуй». Даже самый скромный и далеко не полный список, вошедший в скомпилированный словарь «Русские синонимы», состоит из более чем 4 500 слов и словосочетаний. Объяснить данный феномен можно открытой семантикой данного слова. То есть лексическое значение данного слова может вбирать в себя значение практически любого другого слова языка, не теряя своего первичного оттенка.

    В десятку наиболее «значимых» в русском языке слов вошли также слова пизда (более 2500 близкородственных семантических замещений), малафья (>1300), муде (>1000), ебать (>900), бить (>700), пить (приблизительно 600), обманывать (прибл. 600), дурак (>350), блядь (>300).

    Но это лишь парадоксальный и второстепенный результат данного независимого тезуарного изыскания. В целом его эпиграфом вполне могла бы стать цитата, которая завершает статью «Иегова»: «И сказал Бог Моисею: Имя Мое ты хочешь знать? — По делам Моим Я обозначаюсь. Когда сужу людей, Я называюсь Элоґим; когда воюю с грешниками — Саваоф; когда отношусь к ним долготерпимо — Шаддай; когда же Я милую мир Свой, меня называют Господом Йаґве».

    Дополнительно:
  • Язык и секс