in ПРИАП (гр. Priapos, Prinpos, Priapismos), в античной мифологии итифаллическое божество производительных сил природы (изначально, собственно, ему поклонялись как изваянию в виде фаллоса). Его отличительной чертой является огромных размеров фаллос, встречающийся также и при приапизме.


Приап, взвешивающий свой фаллос

Место происхождения культа Приапа неизвестно, локализация его в Лампсаке (Троада) вторична. Жители Лампсаки считали Приапа основателем их города, но в соперничающих городах и на островах утверждали, что Приап был изгнан из города за небывалый по размерам фаллос. На ранней стадии (до конца 4 в. до н. э.) Приап почитался в виде древесного сучка и осла. После походов Александра Македонского культ Приапа широко распространяется по всему Восточному Средиземноморью и включается в мифологию Диониса. Возникает миф о происхождении Приапа от Диониса и Адониса (по другим вариантам — от Зевса или Гермеса). Матерью Приапа была либо одна из нимф, либо Афродита. По одной версии, Афродита, беременная Приап от Диониса, сошлась с Адонисом; ворожба ревнивой Геры сделала ребёнка уродцем (уродство состояло в наличии у Приап двух фаллосов, что объясняется двойным отцовством — Диониса и Адониса). По другой версии, Приап — сын Афродиты и Зевса, из-за насланного Герой уродства он был оставлен в горах и подобран пастухами или нимфами, силеном и сатиром. В римскую эпоху культ Приап достигает наивысшего расцвета. Приап был включён в круг римских божеств плодородия. Добрый сельский божок, страж садов, следящий за чистотой родников и правильным межеванием земли, покровитель рыбаков и матросов, проституток, развратников, распутников, сладострастников и евнухов, сводник, кутила и педераст, он — «учитель Вакха», помощник Геракла, олицетворение «порождающего логоса» стоиков, создатель моря и суши, тождественный Эроту, Пану и Доброму демону и Всебог. Приап — «священен», он — «отец», «царь», «благодетель и защитник», удостоившийся неумирающего жанра как настенной, так и книжной поэзии — т.н. приапей. Изображения Приапа (в основном относящиеся к эпохе империи) находились в лесах, садах, виноградниках, на дорогах, пасеках, пристанях и в публичных домах по всей Греции, Италии, Германии, Галлии, в Далмации, Фракии, Африке и Испании. Атрибуты Приап: рог изобилия, тирс, факел, маска, кошель, садовый инвентарь и музыкальные инструменты (главным образом двойная флейта). Кроме цветочных венков и гирлянд, овощей, фруктов, меда, бобов и вина, Приапу приносили в жертву кровь бычков, козлов, ягнят, поросят, голубей и рыб, окропляя ею изображения Приапа (пурпурный или густо-шафранный хитон подарила младенцу Приапу мать, чтобы сгладить уродство сына). Каждая кухня считалась святилищем Приапа. Праздники в честь Приапа в марте и июне сопровождались сексуальным неистовством и весельем; как простонародный культовый персонаж Приап участвовал в праздниках Деметры, Диониса и Доброй богини (Bona Dea). Наиболее распространённый иконографический тип Приап — старичок с фаллообразной головой (один из эпитетов Приап — triphallus, третий фаллос — голова Приапа), одной рукой поддерживающий полу или корзину с овощами, фруктами и зеленью, а другой — фаллос (бесчисленные терракотовые статуэтки, мраморные рельефы, геммы, фрески; также амулеты). Кроме изображений Приапа на могильных камнях, большой интерес представляют распространённые от Галлии до Фригии фаллические амулеты и статуэтки, на которых умершие предстают в облике Приапа. В Риме Приап отождествлялся с божеством Мутуном Титином.