in СУБЛИМАЦИЯ (sublimatio) (лат. sublimare; sublimo — возношу, возвышаю, поднимаю, возгоняю):
  • предполагаемое превращение сексуальных влечений в приемлемые в социальном отношении и не подвергающиеся нравственному осуждению формы деятельности; фяяяяяяяяяяяяяяяяя
  • переключение полового влечения при его блокировании на творческую деятельность в иной сфере (труд, искусство, общественная деятельность, воспитание детей, уход за больными и т. д.).

    В алхимическом трактате, датированным 1390 годом, «сублимация» обозначает очистку исходного химического продукта посредством определённого на него физического воздействия, в частности, путем термической перегонки его через газообразное состояние. То есть дистилляцию, при которой некоторые твердые вещества при нагревании переходят непосредственно в газообразное состояние, не сжимаясь, а при охлаждении снова превращаются в твердые тела, например сера (sulfur sublimatum). Применительно к человеческой сексуальности термин впервые вводится и употребляется австрийским врачом-психоаналитиком Зигмундом Фрейдом в 1910 (1900?) году. В толковании понятия «сублимация» по Зигмунду Фрейду специалисты сходятся в мнении, что оно обозначает «один из механизмов психологической защиты» и «процесс перевода, отклонения выражения инстинктивных желаний и импульсов (подсознательных инстинктов, энергии сексуальных влечений) со своей примитивной (первичной) формы и прямой цели — получения удовольствия и продолжения рода — на более социально или культурно приемлемую активность (направления их к активности по достижению несексуальных целей, которые считаются более социально или культурно приемлемыми и необходимыми)». Хотя Зигмунд Фрейд и вводит дополнительные условности в виде социально преемлемой деятельности и социально непреемлемой, в целом понятие сублимации, когда разговор заходит о сексуальных побуждениях, охватывает перенаправление человеком своих сексуальных сил и импульсов на осуществление задач иных, нежели чисто получение удовольствия и воспроизведение человеческого рода (половое размножение). Сублимированные таким образом сексуальные влечения по идее значительно повышают психическую работоспособность. В особенностях сублимации — один из источников художественного творчества, плодотворной трудовой деятельности, социально значимого поведения и социально приемлемого досуга. В качестве примеров сублимирования полового инстинкта можно привести всю человеческую цивилизацию, её культурное наследие, религию, искусство, науку, государственную и общественную деятельность, а также саму по себе гиперсублимацию. Примером сублимирования является и человеческая агрессивность, область агрессивных влечений, на которую позже было распространено понятие «сублимация», хотя Фрейд и не производит агрессивность от сексуального инстинкта. Однако, уже давно экспериментально установлена зависимость между уровнем андрогормонов в крови и агрессивностью.

    Понятие «сублимация» является термодинамическим и энтропическим явлением. Согласно физическим законам термодинамики, ничто не возникает из ниоткуда, всё имеет определенное материальное энергетическое наполнение и все явления в физическом мире возникают в результате перехода энергии и вещества из одного своего состояния в другое. Не обходят эти закономерности и любую сторону человеческой жизнедеятельности. Касается ли это трансформации питательных веществ или сложных психических процессов. Везде присутствуют материальные составляющие и носители энтропии, то есть того или иного размещения, превращения и распределения энергии и материи во времени и пространстве. Однако эти материи и энергии не всегда укладываются в канонизованный в тот или иной системе координат перечень. И главный вопрос для исследователя заключается не столько в том, чтобы зафиксировать определенные физические изменения с помощью всегда ограниченных механических или электронных приборов и доказать бытие актуальных явлений относительно косному по своей академической природе научному миру. Намного более важной и более интересной задачей для исследователя становится изучение самой природы определенной энтропической метаморфозы всеми посильными для его случая методами самых разнообразных научных школ, чтобы выработать собственный подход. Тогда познание свойств и возможностей прежде неизвестного и нового переходит в повседневность и овладение его природой становится обычным.

    Широчайший круг гипотетических явлений десексуализации разных составных частей полового влечения можно условно определить как «пассивная сублимация», поскольку в данном случае трансформация сексуальной потенции и различных ее материальных составляющих происходит вне непосредственной коитальной деятельности человека. В противоположность этому под условным определением «активной сублимации» понимаются многочисленные энтропические явления, которые естественно происходят и во время самого полового акта и касаются непосредственного поглощения половыми органами сексуальных секреций в ходе него, независимо от его оринетации (гетеро-, гомо-, ауто-). То есть абсорбция веществ. Причем, эти секреции могут быть как плотноматериальными, в виде различных генитальных и внегенитальных выделений на жидкостной основе (вагинальная смазка, семенная жидкость, предкоитальная смазка, слюна), так и тонкоматериальными (оргастическая энергия, потенция, семенные, овуляторные и прочие силы), которые невозможно пощупать руками, но можно так или иначе ощутить.

    Проблема сублимации имеет первостепенное значение в воспитании и самовоспитании личности. С одной сороны, научить личность умению быстро переключать собственную энергию аффективных влечений и трансформировать ее в добрую шутку, иносказание, остроту, реализовать ее в какой либо деятельности, спорте, культурном досуге — ценное качество любой человеческой личности. С другой стороны, понимание механизмов активной сублимации и владение ими является неотъемлемо важной частью всей человеческой жизни.

    У мужчин (как и у женщин) возникают сексуальные желания, которые требуют действия или должны быть как-то преобразованы. На Западе стараются эти желания подавить или сублимировать, но, по даосским представлениям, это ведет к физическим и психологическим нарушениям. Лишь только активное сексуальное вытягивание (кунфу) приводит сексуальную энергию в равновесие, к счастью контроля энергии мужской сексуальности.

    Великий перелом

    Процесс интеллектуализации и цивилизации начался с ритуала кастрации: это был великий перелом. Нерастраченная сексуальная сила скопилась в том, что мы называем мозгом, и вызвала его качественное изменение, породив развитие мозга и обретение интеллекта в ущерб сексуальным и физическим возможностям. Эти способности позволили человеку получить преимущество перед животными и выделиться из их среды.

    Наиболее важным феноменом истории культов является пришествие жреца-кастрата, ознаменовавшее начало новой религиозной фазы, называемой духовной, которая сменила материальную фазу. Колдун — персонаж, увенчанный парой рогов, одетый в звериную шкуру, впадающий в транс, практикующий ритуальное совокупление и ритуальное убийство, — вполне традиционен в религиозном плане, но он принадлежит к древней, материальной религии. Священнослужитель — человек, возведенный в духовный сан, практикующий мистическую бесстрастность, принадлежит к новой, духовной и интеллектуальной религии. С появлением этого типа священника начинается новый мир. Кастраты стали истинными священнослужителями, в общепринятом ныне смысле слова, и традиция безбрачия духовенства зародилась именно на этом этапе истории. Кастрация была рычагом, с помощью которого было введено в обиход большинство моральных и нравственных принципов, которыми мы руководствуемся и сегодня и которые считаем логичными и рациональными.

    На первом пути эволюции можно отметить следующие характерные особенности:
  • - гомосексуальные жрецы;
  • - шествия безумствующих кастратов (вакханалии);
  • - шествия безумствующих самобичевателей.
    На втором пути:
  • - целомудренные жрецы;
  • - мистическая бесстрастность;
  • - аскетизм, святость;
  • - различие между животной и духовной жизнью, социальное превосходство, достигаемое благодаря жертвам и отречению;
  • - появление понятия нарушения в отношении полового акта, приличий, целомудрия и т.д.
    Два новых великих ритуала:
  • - ритуал кастрации;
  • - ритуал принятия духовного сана (трепанация, деформация черепа, пострижение).
    Эволюция духовенства:
  • - жрецы-кастраты;
  • - жрецы, одетые в женские одежды;
  • - целомудренные жрецы.
    Появление нового «транса":
  • - мистическая бесстрастность;
  • - аскетизм;
  • - святость;
  • - йога.
    Замена кастрации:
  • - безбрачие (целомудрие);
  • - чехол для пениса;
  • - обрезание;
  • - бичевание, нанесение шрамов;
  • - умерщвление плоти;
  • - пост.
    Идеи, получившие распространение:
  • - самоотречение, воздержание, самопожертвование;
  • - отказ от всего, что считается нечистым;
  • - гордость, превосходство,господство;
  • - совершенствование, благородство, усилие;
  • - различие между животной и духовной жизнью;
  • - появление сексуальной морали.
    Последствия в культе:
  • - замена обширного святилища на открытом воздухе на пещеру небольших размеров, обстановка в которой благоприятствовала мистической бесстрастности.