in ДАОСИЗМ (кит. dao путь): одна из основных религиозно-мистических школ Китая, основана на понятиях дао («пути», которому должно следовать все сущее) и дэ (добродетели, которая заключается в правильном следовании этому «пути»). Призывает человека к активному поведению в этой жизни, возврат к естественному, природному поведению. Основоположник — мудрец Лао-цзы (ок. 480-390 гг. до н.э.). Характеризуется безразличием к социальным вопросам и общепринятым понятиям о праведности и грехе, стремлением к улучшению своих телесных и психических способностей, использованием секса для достижения духовных высот, особенными принципами эфирной физиологии человека и методами работы с тонкими энергиями.

Наиболее удобным способом представить китайскую концепцию бытия, пронизывавшую всю структуру китайского менталитета и общества на протяжении более 2000 лет, будет аналогия с многомерной климатической картой с постоянно меняющимися воздушными течениями, сталкивающимися и взаимопроникающими, с облаками, сбивающимися в тучи, дрейфующими по небосклону и громоздящимися в башни. И все это пронизано и сцеплено непознаваемой, непредсказуемой силой, энергией, известной под названием «Чи» (Ци), — жизненной субстанцией, дыханием жизни, чья тропа есть Верховная Тропа, Путь — Дао.

Ключевой чертой китайского восприятия мира является движение, неуравновешенность, волнение. Все элементы постоянно движутся и изменяются, то наступают, то отступают. Когда одно продвигается вперед, другое должно отступить назад. Когда одно сжимается, другое расширяется. Не существует активности без пассивности, не существует положительного без отрицательного.

Вплоть до середины I тысячелетия до н.э. эти идеи оставались смутными, туманными, они были понятными, но не выраженными. Затем божественная книга «И-цзин» («Книга перемен») назвала пассивную силу «Инь», а активную — «Ян» и описала, как их взаимодействие друг с другом продвигает энергию Чи по Верховной Тропе. «Взаимодействие одного Ян и одного Инь называется Дао, а происходящий вследствие этого постоянный процесс порождения называется «изменение»».

Философия, выросшая вокруг идеи Пути, стала известна под названием «даосизм», а ее приверженцы считали (и до сих пор считают), что долгой жизни, счастья и даже бессмертия можно добиться, если вместо того, чтобы подчиняться искусственности жестко структурированного общества, человек научится жить в гармонии с природой. Чтобы достичь этого, каждый человек должен поставить себе целью создать в своей собственной жизни такое же гармоничное взаимодействие Инь и Ян, как в самой природе, дабы пробудить в себе Чи, дыхание жизни, и научиться укреплять оба элемента, поскольку в природе они укрепляются контактом друг с другом и впитыванием друг друга.

Противоположные, но дополнительные по отношению друг к другу силы Инь и Ян можно наблюдать во многих естественных явлениях. Луна и зима соотвествуют элементу Инь, тогда Солнце и лето — Ян. Когда проводились сексуальные аналогии, женщина классифицировалась не как чистый Инь, а как «младший Инь», а мужчина, соответственно, — как «младший Ян». Это было свидетельством признания психологической истины, согласно которой даже в самой пассивной женщине присутствует активный элемент Ян и даже в самом активном мужчине — пассивный элемент Инь. Связанное с этим убеждение в том, что в обоих полах дополнительный элемент питает и укрепляет основной, легло в основу развития даосского и общекитайского представления о сексе.

Истинное Дао невыразимо в словах и непостижимо для разума. Для того, чтобы следовать своему Дао, человек должен отбросить все излишние условности, навязываемые культурой развитого общества, и подчиниться течению перемен, происходящих в природе. Первые адепты «философского» даосизма (в частности, знаменитый Чжуан-цзы) называли себя «безумными мудрецами» и демонстративно нарушали многие обычаи и нормы поведения, принятые в китайском обществе. Они культивировали у-вэй («ветер и поток») — искусство стихийных немотивированных действий, приспособленных к естественным изменениям окружающей среды.

Со временем даосизм включил в себя и усовершенствовал более древнюю систему оздоровительных и медитативных техник, разработанную китайскими шаманами; здоровье и долголетие стало считаться неотъемлемым условием и основным признаком постижения дао. Уже в 3 в. (за три-четыре столетия до первых тантр) здесь начал складываться единый комплекс дыхательных и медитативных техник, получивший название син-ци. Эта эпоха отмечена расцветом многочисленных школ «религиозного даосизма» (дао-цзяо); среди них можно назвать Школу Гигиены Внутреннего Божества, Школу Магического Камня, Путь Постижения Истины, Путь Правильного Единства, Путь Высшего Покоя и Пять Мер Риса. Адептов этих и других школ и сект называли «бродячими даосами», или фан-ши, поскольку они переходили из храма в храм, из монастыря в монастырь, нигде надолго не останавливаясь. Последователи дао-цзяо ставили во главу угла вопрос о приобретении сверхъестественных способностей и физического бессмертия. Этой конечной цели были посвящены все разработанные ими упражнения и техники, а также эзотерические приемы сексуальной йоги фан-чжун шу. Кроме того, они занимались предсказанием будущего, медициной, изготовлением талисманов и алхимией (по-видимому, включавшей в себя изготовление и употребление психотропных веществ).

Именно в эту эпоху были созданы «Канон Желтого Императора» и «Канон Трех Бессмертных Дев», включившие в себя все основные понятия даосской сексуальной йоги. Половой акт между мужчиной и женщиной рассматривается здесь как аналог бракосочетания Неба и Земли, породивших «всю тьму вещей». Адепты даосизма воспроизводят этот изначальный акт творения на человеческом уровне; они переживают единство с Дао и его энергетическим потоком. Однако мужчине при этом рекомендуется не растрачивать энергию (т.е. воздерживаться от семяизвержения) и вбирать в себя энергии, слюну и сексуальные соки своей партнерши. В противном случае он рискует подорвать свое здоровье, сократить свою жизнь и умереть, так и не постигнув своего настоящего Дао.

Поскольку человечество сбилось с естественного Пути вследствие развития ума и воли, учение, ведущее обратно к этому Пути, должно было развивать телесную сторону человека. Одним из важнейших аспектов развития тела, безусловно, являлся секс, уместность которого было достаточно легко объяснить, не прибегая к туманной символике. Не требуется большого воображения, чтобы признать, что половое сношение является для человека эквивалентом взаимодействия между космическими силами Инь и Ян, даже если аналогии не содержат в себе откровенно телесного смысла и говорят не о влагалище и пенисе, а о более тонких явлениях, таких, как субстанция Инь (жидкость, увлажняющая женские половые органы) и субстанция Ян (мужское семя).

Сексуальное учение даосизма было доступным и понятным, и, в определенных пределах, ему было легко и приятно следовать, тогда как другие подразделения даосизма требовали большей целеустремленности и сознательного посвящения себя Верховному Пути. Это не значит, что предписания даосизма были сами по себе исключительно сложными и загадочными. Едва ли современные врачи, пытаясь определить, какой режим позволит человеку прожить долгую и здоровую жизнь, смогут возражать против основной даосской программы — регулярных упражнений, сбалансированной диеты, контроля над дыханием, солнечной терапии и полноценной сексуальной жизни, — хотя последний пункт этой программы, эликсир бессмертия, они, вероятно, заменят достижением XX века — витаминной пилюлей. Однако, когда требования гармонии Инь и Ян должны были сочетаться с такой программой, многие предписания оказывалось не так-то просто понять и исполнить.

Философия Дао еще на ранней стадии стала такой глубокомысленной и так переплелась с тайнами божественных откровений, что только самый усердный ученик мог надеяться на ее постижение. Проблема заключалась главным образом в том, что, хотя основная концепция могла быть понята без особых трудностей благодаря инстинкту или интуиции, ее было очень сложно выразить средствами языка. Слова слишком часто превращали ее в бессмыслицу, и преодолеть это могли только истинные приверженцы учения. «Бытие есть Небытие, а Небытие есть Бытие... Сущее есть Пустота, а Пустота есть Сущее...» Отчасти по этой причине рисунки, каллиграфия, живопись и скульптура (значение которых не надо было постигать через рациональное, логическое мышление) стали весьма характерными религиозно-философскими приемами. Если живопись эпохи Возрождения, изображающая Богоматерь с Младенцем, Тайную вечерю или Распятие, иллюстрирует только избранные фрагменты христианского учения, то пейзажи XIII в. периода династии Сунь охватывают целиком все философское понятие гармонии Инь и Ян. И то, что эта гармония может быть с таким же успехом полностью передана откровенно эротическими изображениями полового сношения, было выгодно для тех даосов, которые обладали не столь изысканным художественным вкусом. Даосские учителя жили и мыслили на уровне, чересчур утонченном для простых людей, их трактаты столь же недоступны для разума «среднего» китайца, как недоступны трактаты современных теологов для не слишком усердного прихожанина. На уровне обыденной жизни изощренная философия даосизма воспринималась как некое магическое вероучение, последователи которого отказались от здравого смысла ради веры. Но подобно тому, как отцы ранней христианской церкви сформировали отношение к сексу во всем западном мире, так и даосы сформировали отношение к сексу во всем Китае. Европеец эпохи раннего средневековья знал (хотя и не вполне понимал почему), что секс греховен, но изредка допустим; так и его современник в Китае знал (тоже не вполне понимая почему), что секс — это его священный долг, который он должен исполнять часто и сознательно, если он хочет достичь гармонии с Верховной Тропой, Путем — Дао.

Представление о том, что семяизвержение губительно для мужчины, легло в основу всех китайских сексуальных техник. Даосский ученый и врач Гэ Хун (284-364 гг. н.э.), автор энциклопедической работы «Нэй-пянь», писал: «Половой акт можно сравнить с водой или огнем. Он может погубить человека или даровать ему жизнь. Все зависит от человеческого умения». Под «человеком» здесь подразумевается мужчина, а под «умением» — искусство достигать оргазма без эякуляции. Таким образом человек накапливает семя (цзин), которое с помощью особых упражнений преобразуется в энергию (ци), а затем — в чистый дух (шэнь).

Китайская теория секса оказала большое влияние на тибетские тантры, которые, в большинстве случаев, придерживаются аналогичных позиций, с той разницей, что «искусному» половому сношению здесь, как правило, предпочитают абсолютное воздержание. По мнению тибетских тантристов, накопление половой энергии способствует как развитию различных паранормальных способностей (сиддхи), так и окончательному освобождению от бремени сансары. Восточные тантрические школы считают соединение с Шакти весьма опасным актом, который допустим только на высоких ступенях посвящения и требует контроля со стороны учителя.

Практика преобразования семени в чистый дух более известна под названием «даосской внутренней алхимии» (нэйгун). Она окончательно сформировалась в Хв. под непосредственным влиянием тантрического буддизма, распространившегося в Китае благодаря проповедям Бодхидхармы. Наиболее известные мастера «внутренней алхимии» — Чжан Бодуань и Чжан Саньфэн- принадлежали к так называемой Школе Целостной Истины, удачно сочетавшей в своем учении элементы традиционного даосизма, буддизма и конфуцианства. Учителя Целостной Истины утверждали, что классические тексты следует понимать метафорически: так, например, «бессмертие», к которому стремились даосские мудрецы — это бессмертие духа, тождественное буддийской нирване, которая, в свою очередь, есть не что иное как слияние духа с изначальным Дао. Аналогичному пересмотру подверглись и древние алхимические трактаты: по мнению Чжан Бодуаня (автора классических «Глав о прозрении истины»), упоминаемые в них химические реактивы и операции символизируют органы человеческого тела и процессы, происходящие с ними в результате тех или иных упражнений. Исходя из этой точки зрения, даосы разработали оригинальную и чрезвычайно действенную систему психофизического треннинга, в которую были включены некоторые элементы тантрической пранаямы. Конечная цель этого треннинга - формирование из собственного «семени» (т.е. из физиологических жидкостей своего тела) так называемую «золотую пилюлю» («золотой эликсир») бессмертия. Приемы «внутренней алхимии» охватывают все сферы человеческой жизнедеятельности и, в первую очередь, дыхание, питание и секс.

Сексуальная техника «двойного взращивания», входящая в вышеупомянутую систему, основана на устранении полового вожделения и строгом воздержании от эякуляции. Знаменитый даосский мастер ЮЯнъ объясняет ее следующим образом: «Когда совокупляются небо с землей, черпай энергию из тайных источников Инь и Ян». Дж. Блофельд толкует эти слова так: «Когда совокупляешься с парнершей, соединяй обе живительных жидкости и втягивай их в свое тело». По преданию, Три Бессмертных Девы научили Хуан-ди («Желтого Императора») двойному взращиванию; он впитал в себя иньскую эссенцию тысячи двухсот женщин и получил из нее «золотую пилюлю». Так Желтый Император достиг бессмертия (т.е. приобрел божественный статус).

Один из практических приемов «двойного взращивания» называется хуанъ-цин пу-нао (т.е. «позволить семени вернуться и укрепить мозг»). Он заключается в том, что перед самой эякуляцией оба партнера крепко сжимают пальцами эрегированный лингам. Затем мужчина делает полный выдох и скрежещет зубами. При этом энергия семени поднимается в «верхнее киноварное поле» и сливается с жизненной энергией ци. Другой распространенный способ — нажатие на «точку тысячи монет», расположенную на промежности посередке между мошонкой и анусом.

Поскольку половое сношение являлось одним из главных путей к небесам, не было причин окружать его молчанием. Откровенному отношению к сексу не мешало даже то, что обычная для китайцев сдержанность в личных делах зачастую заставляла исключать эту тему из повседневных разговоров. Именно китайцы создали первые в мире сексуальные руководства, весьма доступные для понимания и очень подробные. Многие европейцы даже сегодня отнеслись бы к этим руководствам как к порнографии, но порнография — это продукт социальных условий. Для китайцев они были серьезными трудами, у которых было серьезное предназначение — просветить читателей в том, как достичь гармонии Инь и Ян, женщины и мужчины. Поскольку эти руководства были по происхождению даосскими, а даосизм был по-иньски мягок, гибок и интуитивен, то женщинам в них уделяется не меньшее внимание, чем мужчинам, и их нередко давали читать невестам перед свадьбой.

Официальная библиография, перечисляющая наиболее важные книги, имевшие хождение в ранний период династии Хань (206 г. до н.э. — 24 г. н.э.), включает восемь подобных руководств, все из которых, кроме одного, состоят из двадцати и более глав. Хотя тексты этих руководств не сохранились в подлиннике, ученые считают, что они неоднократно переписывались, редактировались и издавались в течение многих столетий, так что восемь «новых» книг по искусству поведения в спальне, включенные (вместе с тринадцатью «даосскими классическими произведениями» той же тематики) в библиографию VII в. династии Суй, не очень отличаются от своих предшественников династии Хань. Книги династии Суй также были утрачены, но существенная часть их сохранилась в японском труде «И-син-по», составленном в X в. Примерно в это время японцы испытали на себе влияние китайской культуры и начали создавать свою собственную цивилизацию, неравнодушную к земным благам, процветающую, терпимую и очень похожую по общему направлению на китайскую. Фактически, японцы продолжали сохранять традиционное китайское отношение к сексуальной жизни еще долгое время после того, как оно было подавлено в самом Китае.

Большинство китайских руководств разделяются на шесть частей. Сперва приводятся вступительные замечания о космическом значении половых отношений; затем следуют рекомендации относительно предварительных ласк; далее идет описание самого полового акта, включающее разнообразные технические приемы и позы. На этом практическая часть оканчивается, и последующие три главы посвящены терапевтической ценности секса и тому, как выбрать подходящую женщину и как женщине следует вести себя во время беременности. В последнем разделе содержатся полезные рецепты и предписания. Как и все хорошие учебники, руководства по сексу были снабжены иллюстрациями, которые были не чисто декоративными, а имели отношение к сути дела и предназначались для пользования.

«Когда красный цветок открывает свою красоту
И источает свой пьянящий аромат,
Когда она остается с тобой на ночь
И ты играешь с ней и получаешь удовольствие,
Указывая на картинки, ты следуешь за ними,
А она краснеет и выглядит смущенной И застенчиво возражает...».

Должно быть, были такие периоды, когда даже самый преданный своей философии даос чувствовал, что безбрачие было бы гораздо легче. Но такое спасение было абсолютно неприемлемым для китайца: это было неприлично, это было предательством долга перед предками мужчины и противостоянием естественным ритмам природы. Даосизм утверждал, что разум мужчины становится беспокойным, если он лишается сексуальной жизни, и что дух его страдает не меньше. Сунь Чжу-мо мог бы согласиться со святым Павлом, утверждая, что было бы превосходно, если бы разум человека мог быть «всегда ясным и необеспокоенным мыслями о половой жизни... Но среди десяти тысяч мужчин едва ли один может достичь этого». Такой взгляд на безбрачие помешал распространению в Китае христианства и аскетического буддизма, поскольку обе эти религии отрицают ценность сексуальной жизни.

Китайцы критиковали некоторых своих императоров за то, что стены их дворцов были расписаны эротическими фресками. (Сяо-чинь, положивший начало этой практике во II в. до н.э., считался «изобретателем» эротического искусства.) Без большого энтузиазма относились они и к зеркальным ширмам, окружавшим постели в императорских Нефритовых Покоях VII в. Но они не возражали против публичного церемониального массового секса, который впервые имел место в конце II в. и стал относительно популярным в IV в. К концу династии Хань, когда китайская экономика и общество находились в состоянии кризиса, глава даосской «церкви», человек по имени Чань Чуэ, решил попытаться свергнуть династию Хань и установить даосскую империю. Он пустился в это честолюбивое предприятие, собрав армию, воины которой носили на голове желтые повязки и практиковали массовый секс по ночам в новолуние и полнолуние, провозгласив своей целью «ши цуй» — «освобождение от вины». Восстание «желтых шапок» было жестоко подавлено, но магические действия, к которым они прибегали, повторялись снова и снова на протяжении многих веков, особенно в провинции Шантунь — традиционном месте обитания ясновидящих, магов и колдунов. Даже в коммунистическом Китае в 1950 г. существовала тайная даосская секта, чьи «бесстыдно похотливые предводители» (как писала газета «Куаньминжипао») заставляли своих приверженцев вести беспорядочную сексуальную жизнь, чтобы достичь бессмертия и излечения от болезней. И не столь важно, было ли это сообщение в газете правдой или фальсификацией: интересно то, что в сознании китайцев ассоциации между даосизмом, массовым сексом и бессмертием очень прочны.

Дополнительно:
  • Дао любви