in ШИВА (др.-инд. Civa, «благой», «приносящий счастье»): в индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду (тримурти). Шива — высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме. Самый мужественный, дерзкий и агрессивный бог индусского пантеона, вобравший в себя черты доисторических фаллических богов. Его символы — трезубец, ваджра и эрегированный лингам. Шива — мастер-аскет и, в то же время, первый учитель любви. Шива — разрушитель Вселенной, которую создал Брахма и сохраняет Вишну; Шива — покровитель воинов, аскетов и йогов; Шива — воплощение мужского начала, сексуальный партнер и супруг Шакти, которая предстает перед ним в облике Парвати. «Все, что нужно Шиве — это Шакти. Шива — это Чистое Сознание, которое нуждается в творческой энергии Шакти» («Камакалавиласа»). «Шива — это Чистое Существование, бессмертный Божественный Принцип. Шива — это Чистое Сознание, Безусловное и Трансцендентное. Шива — это бог Разума, Господь Йоги. Владыка Трех Миров и Победитель смерти. Шакти Шивы создала всю Вселенную» («Шива-пурана»). Шива, олицетворяющий Дух, сознание, абсолютно беспомощен, бессилен без Шакти — женской, всепорождающей энергии; в этом смысле Сознание человека (волновая материя) — это Шива, а тело (атомарная материя) – Шакти, в более широком смысле, Шакти - это Материя; Шива только в союзе с Шакти-материей-телом обладает могуществом.

В качестве самостоятельного божества Шива был включён в пантеон сравнительно поздно (ок. 200 до н. э.), однако истоки его культа уходят в глубокую древность. На печатях, найденных при раскопках городов долины Инда (3-2-е тысяч, до н. э.), имеется изображение трёхликого и рогатого божества, окружённого зверями, в котором можно усмотреть прототип Шивы в его функции «хозяина животных» (Пашупати). Многие атрибуты Шивы были присущи ведийскому Рудре; в дальнейшем один из эвфемистических эпитетов Рудры — Шива стал основным именем бога, и, наоборот, его былое имя Рудра — эпитетом.

О позднем и не вполне органичном вхождении Шивы в индуистский пантеон рассказывает миф о жертвоприношении Дакши. Согласно одной из версий этого мифа, Шива первоначально был отстранён от жертвоприношений богов, но однажды, не приглашённый на жертвоприношение Дакши, в гневе уничтожил жертву и согласился восстановить её лишь после того, как ему была обещана в ней постоянная доля.

Дело же было таким образом. Дакша, устраивая сваямвару («выбор мужа») своей дочери Сати (др.-инд. Sati, «сущая»), не пригласил на неё Шиву, которого не признавал богом. Сати, однако, не хотела другого мужа, и когда она подбросила в воздух гирлянду, предназначавшуюся для жениха, та, в согласии с её желанием, упала на шею внезапно появившегося Шивы. Не примирившись с выбором Сати, Дакша отстранил Шиву от жертвоприношения, на котором присутствовали остальные боги. Оскорблённая Сати потребовала, чтобы Шива разрушил жертвоприношение, а сама, не стерпев унижения, бросилась в священный огонь и сгорела (в этой связи термин «сати» прилагался в Индии к вдовам, сжигающим себя на погребальном костре мужа). С обгоревшим телом Сати Шива долго блуждал по миру. Это стало историей о его помешательстве после смерти своей божественной супруги. В безумном танце Шива скитался по земле, возложив себе на плечи тело покойной. Безумная поступь Шивы грозила разрушением Вселенной, и другие боги были вынуждены вмешаться. Вишну одну за другой отрубал части тела Шакти на множество кусков и разбрасывал останки. Там, где они падали, возникали мощные силовые поля, впоследствии ставшие местами поклонения и центрами паломничества. Гениталии богини упали в Ассаме, близ селения Камакхья. В святилище, посвященном Дэви, отсутствует ее рукотворный образ, но верующие поклоняются богине в расселине скалы, форма которой напоминает йони. Расселина постоянно увлажнена пещерными водами, которые богаты окисью железа и в июле-августе становятся красными. Спустя же некоторое время Сати возродилась как Парвати, новая жена Шивы.

В процессе длительной ассимиляции в Шива были синтезированы черты различных арийских и неарийских богов с их собственными культами и функциями. Эти черты иногда противоречиво переплетаются в образе Шива и отражены в его эпитетах. Шива — «яростный» (Угра) и «милостивый» (Шамбху), воплощение времени (Кала) и водной стихии (Джаламурти); ему приносят человеческие жертвы и он — истребитель демонов, уничтоживший одной стрелой крепость асуров - Трипуру. Вместе с тем для своих адептов-шиваитов, распространённых в основном в Южной и Восточной Индии и представляющих вместе с вишнуитами два главных направления в индуизме, Шива — высшее всемогущее существо и бог, олицетворяющий созидающие и разрушающие силы в универсуме: Махадева («великий бог»), Махешвара («великий господин»), Бхава («сущее») и т. п. У Шивы много имен, различные школы и секты приписывают ему разные функции и атрибуты. «Всемилостивый и всеблаженный Бог; его сострадание подобно океану нектара; его тело сияет белизной, словно камфара или жасмин; чистейшая, вездесущая истина, облаченная пространством; любящий и любимый Бог йогов; его вьющиеся, спутавшиеся волосы орошают воды Ганга; он усыпан золой, увит змеями и человеческими черепами; трехглазый Бог трех миров: в одной руке трезубец, в другой — благословение; воплощение Знания; дарующий Нирвану: вечный: чистый; безупречный; дружелюбный: благодетель всего живого; Бог Богов» «Маханирвана-тантра».

В плане борьбы с демонами, со злом Шива чаще всего выступает в функции грозного разрушителя. В этой же своей ипостаси Шива обычно воспринимается и в момент танца. Воплощением космической энергии Шивы, регулирующей мировой порядок, является его оргиастический танец — «тандава», который Шива в качестве Натараджи («царя танца») исполняет вместе со своей женой Деви на теле убитого им асуры Апасмары. Одна из пуранических легенд рассказывает, что змей Шеша покинул Вишну и много лет совершал покаяние, чтобы быть допущенным к танцу Шивы. По другой легенде, Шива покорил своим танцем 10 000 враждебных ему аскетов. Те вначале пытались ему противиться и сотворили свирепого тигра, бросившегося на Шиву, но Шива содрал с него шкуру и сделал из неё для себя накидку; они наслали на него змею и антилопу, но Шива надел змею на шею, как ожерелье, а антилопу навечно зажал в своей левой руке. Тогда аскеты, а за ними и все боги признали над собой власть Шивы — бога ритма и танца. Танцующий Шива величествен и прекрасен, о чем свидетельствует одно из наиболее известных его скульптурных изображений— Шива Натараджа: все четыре руки бога в гармоничном движении танца, причем каждая из них символизирует величие и возможности Шивы.

Созидающие аспекты образа Шива воплощены в его основном символе — линге-фаллосе. Изображения линги в виде каменной колонны, покоящейся на йони — женском символе, распространены по всей Индии и являются главным объектом культа Шива В «Махабхарате» мудрец Уламанью говорит, что знак творения — не лотос (эмблема Лакшми), не диск (Вишну), не ваджра (Индра), но линга и йони, и потому Шива — верховный бог и творец мира. Согласно другому мифу, во время спора Врахмы и Вишну, кого из них почитать творцом, перед ними вдруг возник пылающий линга необозримой величины. Пытаясь найти его начало и конец, Вишну в виде кабана спустился под землю, а Брахма в виде гуся взлетел в небо, но оба не достигли цели. Тогда они признали Шиву величайшим из богов. Сходный аспект культа Шива отражён также в представлении о нём как о двуполом существе — Ардханаришваре, с правой — мужской и левой — женской половинами.

Будучи богом-создателем, Шива — одновременно и бог-разрушитель; в частности, в этой функции он по преимуществу выступает в верховной индуистской триаде, где ему отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы. С этим связаны многие устрашающие черты облика и культа Шивы. Свиту Шива составляют праматхи («мучители»), бхуты, веталы и пишачи - злые духи и оборотни, живущие на кладбищах и питающиеся человеческим мясом. Ещё более грозны существа, представляющие собой эманацию духа Шивы: тысячеголовый и тысячерукий Вирабхадра; исторгнутый изо рта Шивы ради разрушения жертвоприношения Дакши; имеющий львиную голову Киртимукха, рождённый гневом Шивы для уничтожения Раху; Бхайрава («ужасный») — чудовище с гигантскими клыками, опоясанное черепами и змеями, которое Шива сотворил из своего лба, чтобы отомстить Брахме. Один из мифов рассказывает, что Шива , разгневавшись на Брахму, отсек у него пятую голову, но за это был осуждён на вечный аскетизм. В качестве «великого аскета» (Махайогина) Шива изображается голым, с телом, покрытым золой, со вставшими копной волосами, с серьгами из змей и ожерельем из черепов, сидящим на тигровой шкуре и погружённым в глубокую медитацию.

Посредине лба Шива — третий глаз, глаз гневного разрушителя, который появился у него, когда его будущая жена Парвати, подойдя к нему сзади, закрыла ладонями два других глаза. Этот глаз Шива особенно губителен: его пламенем он сжёг бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь его от аскетических подвигов. Волосы Шивы украшает серп месяца, и сквозь них протекает река Ганга, которую Шива , когда она падала с неба, подхватил себе на голову, чтобы тяжестью своих вод она не разрушила землю. С тех пор как Шива во время пахтанья богами океана выпил яд калакуту, способный отравить и сжечь вселенную, его шея — синего цвета, а тело окружено огненным полукружьем. На многих изображениях Шивы у него пять (или четыре) лиц и четыре руки. В руках он держит трезубец (тришулу), маленький барабан в форме песочных часов (дамару), боевой топор или дубинку с черепом у основания (кхат-вангу), лук (аджагаву), сеть (пашу), антилопу и т. д. Ездовое животное (вахана) Шивы и его постоянный помощник — бык Нандин.

Со своей женой (шакти), имеющей множество ипостасей (Деви, Парвати, Дурга. Кали, Ума и др.), Шива живёт на вершине Кайласы. У него два сына: бог войны Сканда и предводитель его свиты (ганы) слоноподобный бог Ганеша. Согласно некоторым мифам, Шива вступал в интимную связь с Вишну и богом огня Агни. От союза с Агни у Шивы родился сын Картиккей, от союза с Вишну — бог Харихара. Шива считается также отцом андрогинного бога Ардханаришвары.

В пуранах перечисляются 1008 имён, или эпитетов, Шивы. Помимо названных ранее, среди них наиболее известны: Бхутешвара («господин бхутов»), Вишванатха («владыка всего»), Гангадхара («носящий Гангу»), Гириша («властитель гор»), Джатадхара [«носящий копну (волос)»], Ишана («властитель»), Ишвара («господин»), Капаламалин («с гирляндой из черепов»), Махеша («великий владыка»), Нилакантха («с синей шеей»), Панчанана («пятиликий»), Стхану («твёрдый»), Трилочана («трёхглазый»), Чандрашекхара («увенчанный месяцем»), Хара («уносящий»), Шанкара («благодетельный») и др.

Одним из имён Шивы служит и Ишвара (др.-инд. Ishvara — господин). Интересно заметить, что ряде индуистских сект все боги и в т. ч. их верховная триада: Брахма, Вишну и Шива — рассматриваются лишь как ипостаси Ишвары. В философии ведантизма Ишвара выступает как активная манифестация пассивного абсолюта — брахмана, в противоположность активному женскому принципу — Шакти, благодаря которому бог-супруг и воплощает свои потенциальные качества. Мир возникает благодаря лиле — любовной игре божественной четы Шива-Шакти.

«Сила Шивы» проявляется через центральный тонкий канал — сушумну, который управляет духовным развитием. Эту силу называют «всепроникающей энергией недифференцированного сознания» и «экстатическим трансцендентным качеством эволюции». Каждый мужчина есть воплощение Шивы, а каждая женщина — Шакти, что позволяет им проявить в себе Шиву и, слившись с Шакти во время ритуальной майтхуны, присоединиться к его божественному началу. «Простонародный» культ Шивы связан с ритуальной мужской мастурбацией и гомосексуализмом.

Шива, лингам и мозг
Шива традиционно изображается в виде лингама, который имеет куполообразную форму, очень похожую на человеческий мозг в его самом общем виде, и является его Ведическим соответствием. Мозг управляет всей деятельностью организма. Когда мозг работает совершенно уравновешенно, мы переживаем чистое сознание, трансцендентное состояние. Поэтому мозг представляет Шиву в его форме лингама в физиологии. На лбу Шивы расположена луна (полумесяц), а из волос вытекает река Ганга, текущая в трёх направлениях. Далее на лбу Шивы есть третий глаз, волосы Шивы завязаны в узел при помощи рудракши (нити бусин), вокруг его шеи обвилась большая кобра, при нём всегда барабан, сосуд с водой и трезубец. Все эти атрибуты Шивы представлены в физиологических структурах мозга.

  • Трезубец Шивы. В физиологии мозга соответствием трезубца является вентрикулярная (желудочковая) система мозга. Это система полостей внутри мозга, служащая, в основном, для поддержания равновесия. На сечении мозга видно, что желудочки образуют форму трезубца.
  • Полумесяц. Полумесяц, украшающий голову Шивы, мы находим в структуре гипоталамуса, который представляет Луну в нашей физиологии. Гипоталамус отвечает за многие внутренние функции, в том числе за обмен веществ, секрецию гормонов, эмоции, а также рост и развитие.
  • Рудракши. В мозгу есть структура, которая называется сосудистым сплетением. Она напоминает рудракшу (нить бусин). Сосудистое сплетение выделяет спинномозговую жидкость, которая наполняет желудочки вентрикулярной системы. Поток спинномозговой жидкости ассоциируется с течением Ганги из головы Шивы.
  • Третий глаз Шивы. Рядом с желудочковой системой, в центре мозга, расположена шишковидная железа (шишковидное тело). Она чувствительна к свету и вырабатывает гормон мелатонин, который связан с настроением, бодрствованием и другими состояниями сознания. Шишковидное тело соответствует третьему глазу Шивы.
  • Барабан Шивы. В желудочковой системе есть так называемая прозрачная перегородка — структура, напоминающая две мембраны, две поверхности барабана. Прозрачная перегородка играет важную роль в эмоциях и мотивации и напоминает по структуре и функциям барабан Шивы.
  • Кобра. Вокруг желудочков расположена лимбическая система, содержащая хвостатое тело и сводчатое образование (свод). Они отвечают за координацию движений, а также связаны с памятью и эмоциями. Их структура напоминает кобру, которая обвивает шею Шивы.

    Пробудить Шиву в нашем мозгу — значит воссоздать во всех деталях пульт управления, который контролирует сферу покоя во Вселенной и сферу бесконечного, вечного динамизма. Физиология мозга каждого человека — это очень ценный космический пульт управления, дающий нам способность контролировать осуществление наших желаний и намерений в любой части мира, на любом расстоянии.

    Шайва (шиваизм)
    Одна из четырех основных религиозных систем индуизма — поклонение Шиве как верховному божеству. В «Шива-самхите» говорится, что тот, кто поклоняется Шиве, «смел, предприимчив, лишен слепых страстей, искусен, настойчив, талантлив, удовлетворен и непоколебим в своих суждениях». Шиве поклоняются по всей Индии и в соседних странах, но главная цитадель шайвы — Кашмир. Современные шайвы отрицают авторитет всех ведических писаний и признают только 28 шиваитских Агам.
    Шайва подразделяется на шесть школ: шайва-сиддханта, пашупата, натха, кашмира-шайва, адвайта-шайва и лингайята; последняя является наиболее радикальной и «шиваитской» изо всех шести. Важную роль в шайве играют йогические практики, аскетизм, духовное познание собственной божественности и бхакти-йога.

    Пуруша
    В классической индийской философии термином Пуруша обозначается мужское начало творения — космическая сила Сознания, вселенская душа, «чистый дух», высшее и внеличностное «Я» человека. Это сознающее, но инертное начало Вселенной, которое соединяется с энергией Пракрити и порождает весь материальный мир. Восходящие уровни опыта называются локами, нисходящие — талами. В центре этих уровней находится «уровень земли» (бхурлока), изображаемый в виде круга. Пуруша позволяет душе воспринимать себя как индивидуальное «я», отличное от других джив и от божественного «Я». В гимнах Ригведы Пуруша изображен гигантским космическим человеком — тысячеглазым, тысячеглавым, тысячеруким, со всех сторон покрывающим землю, самопородившимся и беспредельным. Здесь же повествуется отом, как боги принесли Изначального Пурушу в жертву самим себе и, разрезав его на части, установили во Вселенной тот порядок, который существует до сих пор. Из глаза Пуруши возникло солнце, из духа — луна, из дыхания — ветер, из головы — небо, изо рта, рук, бедер и ног — четыре основных сословия индийского общества (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры). Таким образом Единое распалось на много частей. Задача человека — восстановить Изначального Пурушу в себе самом и во всей Вселенной с помощью энергии Шакти и таким образом совершать эволюцию вселенной в теле космического человека.

    Рудра
    Древнее имя Шивы. Означает «воющий» или «рычащий»; может также значить «красный». Воплощает в себе разрушительный аспект этого божества. Рудра — дикий охотник, который не подчиняется ни людям, ни богам. Ведические боги и жрецы ненавидели и боялись Рудру, называя его «вонючим». Однако в то же время Рудра — бог плодородия и благодатного дождя; тем, кто почитает его. он может даровать лекарство, дающее долгую жизнь. Рудра — отец 33 рудр или марутов — богов ветра грома и молний; согласно одной из легенд, их родила сама Земля, с которой он совокупился в образе быка. Однажды бог-творец Праджапати встретился в лесу со своей дочерью Ушас («рассвет»), принявшей облик лани. Праджапати воспылал страстью и. обернувшись оленем, склонил ее к любви. Внезапно из чащи вышел Рудра с луком и стрелами. Праджапати стал молить его о пощаде и в награду пообещал сделать его Пашупати — «царем зверей». На индусских печатях рядом с Пашупати изображены носорог, тигр, слон, буйвол и антилопы — животные, символизирующие фаллическую силу и плодородие.

    Ardha-narishvara, одна половина Которого мужская (Шива), а другая женская (Шакти) называют еще «Xapа-Гаури-Мурти». Хара и Гаури – в алхимическом символизме Тантр «слюда» и «ртуть», Шива и Шакти, прозрачность чистого сознания («слюда») и массивная плотность Изначальной Силы (ртуть). Левая половина этого Божества золотого цвета, а правая – снежно-белого, серебристого. Гаури, женская половина фигуры, – также и одно из имен Матери Вселенной, Изначальной Силы. Её называют Сада-Гаури – женская половина фигуры Сада-Шивы.