in КАМА (санскр. kama — наслаждение, вожделение, любовное томление, желание, чувственное влечение, сфера чувственных желаний человека, полное удовлетворение физических желаний, лишь частично совпадает по значению с русским словом «любовь»): в древнеиндийской мифологии бог любви, прототип древнегреческого бога Эроса и римского Амура. Его призывают с целью добиться успеха и помощи в любви, восстановить утраченную силу и т.п. Кама почитается также одним из вишведевов — божеств, которым поклонялись при жертвоприношениях душам предков и ежедневно подносили часть пищи.

Кама определяется в ведийских текстах как «саморожденный», великий перворожденный, вышедший из сердца верховного творца Брахмана, как сын Дхармы и супруг веры, персонификация «желания» как изначально творящей силы. Образ Кама получает развитие в эпической литературе: он — сын бога Вишну и богини счастья и красоты Лакшми; его супруги — Рати («любовная страсть», «удовольствие», «наслаждение»;) и Прити («любовь»), его младший брат — Кродха («гнев»), его дочь — Тришна («жажда»). Во всем этом отражается взгляд на брачные отношения, которые могут проявляться в плане космогонической и ритуальной символики и быть описанными в конкретных рекомендациях.

Согласно легенде, мудрецы, увидев Каму, перестали медитировать, не в силах оторвать от него взгляд. Но это были мелочи. Как повествует Матсья-пурана, боги желали брака Шивы с Парвати, ибо их сын должен был одолеть одного из злых демонов. Но Шива не поддавался на уговоры бога любви Камы, так как после гибели своей первой жены Сати (она, согласно Вайя-пуране, бросилась в жертвенный огонь ради чести мужа) он был погружен в глубокие раздумья, намеревался стать аскетом. И Кама помог Парвати соблазнить Шиву: специальной стрелой он поразил Шиву в сердце. Разгневанный Шива раскрыл свой третий глаз и испепелил Каму. Но дело было сделано: подвижничество этого верховного йога было нарушено, любовь проникла в сердце великого бога, что привело его к браку с Парватии и Парвати стала его женой, матерью его сыновей, один из которых — известный Ганеша, слоноголовый бог. А меж тем Кама был испепелен. Тогда Рати — воплощение сексуальности — обратилась с мольбами к Парвати, и та добилась-таки благословения, Шива возродил Каму в облике Вечного Юноши, даровав ему вечную молодость и красоту. Приняв обличье смертной женщины, Рати вырастила Каму (родившегося в образе Прадьюмны, сына Кришны и Рукмини), затем открыла ему связывающие их узы, снова стала его женой и родила от него сына Анируддху. Наряду с Камой, Рати занимает важное место в ряду богов, являясь богиня любви, страсти, желания и наслаждения; в Южной Индии засвидетельствованы особые церемонии, во время которых исполняется плач Рати по своему супругу. «Сексуальные тайны» Рати раскрыты в «Ратирахьясе»- средневековом трактате, больше известном под названием «Кока-шастра». Имя Рати используется в словах, обозначающих сексуальные техники и позы. Например, ратипаса («петля Рати») — поза, при которой женщина скрещивает ноги за спиной у партнера. Правда, на о. Бали (Индонезия) Рати изображают в виде демоницы с огромными заостренными грудями. Некоторые авторы считают их признаком агрессивности.

Бога же любви Каму изображают юношей с двумя или восемью руками, восседающим верхом на попугае (также — на крокодиле, на колеснице). Он одет в голубое платье; его величественная поза вызывает в памяти небесного слона Айравату. В руках у него лук из сахарного тростника с тетивой из пчелиного роя и пятью стрелами из цветов (из голубого лотоса, жасмина, чампака, ириса и цветка манго), которыми наносит людям раны, вызывающие чувство любви, любовную страсть и возбуждающие желание. На его знамени изображено фантастическое морское чудовище (макара), во чреве которого он, согласно преданию, жил некоторое время. Небесные спутники Камы — танцовщицы апсары и музыканты гандхарвы. Кама бродит по земле и разбрасывает любовные стрелы или сидит в своем раю — Камалоке. Кама наделен множеством эпитетов: Манматха («смущающий душу»), Манасиджа («родившийся в душе»), Мадана («опьяняющий»), Шамантака («губитель покоя»), Шрингарайони («источник наслаждения») и т.д. В «Шива-пуране» и «Рудра-самхите» Кама описывается как образец индийской мужской красоты: «Его лицо золотистого цвета, у него сильная и крепкая грудь, красивый нос, его бедра, ягодицы и икры округлы и мускулисты. У него черные, вьющиеся волосы и густые, выразительные брови. Его лик подобен полной луне. Его косматая грудь широка, как двери... Его руки, глаза, ноги и пальцы красного цвета. У него стройная талия и прекрасные зубы. Он пахнет, как слон в период «охоты». Его глаза подобны лепесткам лотоса, и он благоухает, словно лотосовые тычинки. Его шея подобна раковине... Своим томным взглядом он обольстит любую. Он всем подмигивает Его дыхание подобно ароматному ветерку. Из каждой поры его тела исходит чувство любви».

Брахманическая традиция относится к Каме довольно сдержано, утверждая, что «только свободный от Камы восходит на небо». Однако и пренебрегать дарами Камы считалось за тяжкий грех, это становится нечестием, заслуживающим особой кары: герой «Махабхараты» Арджуна, отвергший любовь небесной девы (апсары) Урваши, был наказан за то и обречён в течение года быть евнухом да носить женское платье.

Понятие Кама служит в индуизме также обозначением чувственной, эмоциональной жизни и входит (наряду с дхармой, артхой — нормой практического поведения, а впоследствии и мокшей — избавлением от процесса перевоплощений) в число основных установок поведения, гармоничное сочетание которых считается важнейшим долгом трёх высших варн.

Наставления в Кама составляли особый жанр (камашастра; одно из наиболее значительных — «Камасутра» Ватсьяяны, ок. 3-4 вв. н. э.) и на протяжении веков играли существенную роль в системе традиционной индийской дидактики, которая помогала многим поколениям индийцев осмысливать и упорядочивать собственную деятельность:
  • дхарма (дхарма, от дхар — «держать») — «установление», «закон», «нравственный долг» — совокупность общественных, семейных, религиозных обязанностей, определяющих должное поведение человека;
  • артха — «суть», «польза», «выгода» — приобретение и надлежащее использование материальных ценностей, также наука государственного управления и шире — стратегия практического поведения в целом;
  • кама — «любовь», сфера чувственной, эмоциональной жизни, возбуждение и удовлетворение чувств, преимущественно же — физическая любовь;
  • мокша — «освобождение», противопоставлен первым трем, означая отказ от активной жизнедеятельности и мирских привязанностей, достижение высшего состояния, святости.

    При этом надо иметь в виду, что дхарма, артха и кама относились не только, а подчас и не столько к разным поступкам, сколько к разным точкам зрения на один и тот же поступок, т.е., условно говоря, представляли соответственно этическую, прагматическую и гедонистическую его оценки. Традиция предписывала гармонично сочетать эти принципы — так, чтобы ни один из них не вредил другому — и должным образом распределять их по стадиям жизни : «В детстве — приобретение знаний и другие дела артхи. В молодости — кама. В старости — дхарма и мокша».

    Здесь напрашивается сопоставление четырех указанных принципов с другой изоморфной классификацией — четырьмя жизненными стадиями, ашрамами, предписывавшимися брахману: состояния ученика (брахмачарин), домохозяина (грихастха), лесного отшельника, заботящегося лишь о размышлении и должных обрядах (ванапрастха) и отрекшегося от мира нищенствующего странника (санньясин). Первые три ашрамы в той или иной степени связаны с исполнением первых трех принципов, четвертая — с четвертым принципом, выдвигавшимся как конечная цель человеческого существования. Все эти стадии и связует воедино сила конкретного человеческого желания.

    Майя (др.-инд. maya), в ведийской мифологии способность к перевоплощению, свойственная нуминальным (от лат. numen, «божество») персонажам; иллюзия, обман. Применительно к богам Майя обозначает положительную магическую силу, изменение вида, чудесную метаморфозу. Если Майя принадлежит противникам богов — демонам, врагам, Майя выступает как обман, хитрость, колдовское изменение вида, подмена. Амбивалентность значений этого слова в значительной степени определяет сходное размежевание в словаре дева и асур. В послеведийский период Майя нередко выступает в персонифицированном виде как божественная женщина небесного происхождения, иногда отождествляемая с Дургой: Майя [или Майя-деви (Maya-devi), Майя-вати (Maya-vati), Маха-майя (Maha-maya)], жена демона Шамбары, воспитавшая сына Кришны Прадыомну (воплощение бога любви Камы), а затем ставшая его женой. В этой ипостаси Майя идентифицируется с женой Камы Рати.
    В вишнуизме, как и в целом ряде направлений древнеиндийского умозрения, Майя обозначает иллюзорность бытия, вселенной, воплощённой в Вишну; действительность, понимаемую как грёзу божества, и мир как божественную игру (лила). Майя — одно из ключевых понятий древнеиндийской модели мира, вошедшее и в европейскую философию.