in
АНТИЧНОСТЬ РИМСКАЯ (лат. antiquus — древний): самостоятельная эпоха, испытавшая сильное влияние греческой античности.
Так же, как и в атичной Греции, активность считалась мужской чертой, а пассивность — женской, причем последняя интерпретировалась в смысле «бабья», «позорная». Любовь к мальчикам и юношам играла в Риме подчиненную роль, но так же, как бисексуальность, была частью половой жизни и ни в коем случае не дискриминировалась. Однако анальный акт, в особенности с мальчиками, был делом обычным. Проституция была широко распространенным явлением. Существовало бесчисленное множество борделей, так называемых лупонариев, которые сильно отличались друг от друга в отношении и женщин, и оказываемых ими услуг, и по своей обстановке. Так, хозяйки изысканно обставленных домов продавали свою благосклонность весьма дорого, но наряду с ними имелись большей частью не столь привлекательные, общедоступные проститутки для простых людей. Особенно популярны были общественные бани, где не только мылись и снимали напряжение, но часто тут же на месте находили подруг и наслаждались с ними сексом. Римских мужчин меньше, чем в древней Элладе, интересовали интеллектуальные беседы, зато высок был спрос на сексуальные удовольствия. В Древнем Риме часто даже известные проститутки не имели того высокого уровня образования и культуры, каким могли гордиться греческие гетеры. Насколько либеральным было отношение к различным проявлениям сексуального поведения, свидетельствует, например, то, что о Цезаре говорили, будто он супруг всех женщин и супруга всех мужчин, что вовсе не вредило его положению в обществе.
На сексуальное поведение римлян влияло изобильное наличие рабов, которых либо покупали на рынке, либо привозили с собой из дальних стран (торговля девушками и женщинами). Бесправные, они находились целиком во власти своего господина и поэтому часто подвергались всевозможному сексуальному насилию и были принуждены выполнять любые прихоти своих хозяев. Зажиточные и знатные нобили (патриции, дворяне) имели множество рабов для оказания самых интимных услуг, и некоторые половые извращения. считавшиеся грязными, были позорными для свободного мужчины потому, что именно рабы играли роль пассивной стороны.
Вызванный моральным беспределом многих римских императоров, их жен и царедворцев нравственный распад вел к тому, что с течением времени жизнь становилась все более развратной. Пример тому — император Тиберий, питавший страсть к мальчикам. Во время совместного купания эти «рыбки», как он их называл, должны были плавать у него между ног и лизать или сосать его пенис и тем самым возбуждать его чувственность. Говорят, что императрица Мессалина была ненасытна в сексуальном отношении. Переодевшись служанкой, она посещала самые развратные бордели, чтобы отдаваться там всем мужчинам без разбора. Кроме того, у нее было множество любовников, которые должны были быть всегда готовыми выполнить ее волю, а тех, кто пытался уклониться, осуждала на cмерть. Император Нерон с большой помпой женился на одном из своих любовников.
На фоне такой развращенности исключением были девственницы-весталки, принявшие обет почитания Венеры и в то же время целомудрия. Нарушившие этот обет искупали позор смертью: их живьем закапывали в землю.
Несмотря на отдельные попытки как-то обуздать безнравственность знати, распад римского общества продолжался, что подготавливало почву для принятия и распространения христианства, которое положило конец сексуальной распущенности, однако постулировало другую крайность — отказ от чувственного удовольствия и аскетизм.
У римлян греческий хитон называется туникой и приобретает необходимые аристократизм и элегантность. Римляне уже знали некоторые тонкости кроя и отказались от простых драпировок, с помощью именно кроя подправляя недостатки фигуры. Туника осталась универсальной одеждой, которую носили и мужчины, и женщины, и старики, и молодежь, и сенаторы, и простые воины.
Туника составляла долгое время основу одежды римлян. Однако она была скорее разновидностью нижней рубахи (даже так иногда и называлась) и носилась вместе с тогой (у мужчин) или столой (у женщин). У такой нижней рубахи были обычно очень короткие рукава либо их вообще не было. Поскольку она была очень широкой, то при подпоясывании «лишняя» ткань образовывала сама по себе такие своеобразные «рукава».
В отличие от хитона тунику надевали через голову (поскольку на плечах она не скреплялась, а сшивалась) и обязательно носили с поясом или ремнем с пышным напуском на талии. Без пояса выходить на люди считалось неприличным. Позднее в женских туниках пояса заменили сборкой на груди, что было более удобно и практично, а кроме того, приспособлено к фигурам.
Классическая римская туника у мужчин была длиной до середины икры, а у женщин — почти до полу. Со временем длина увеличивалась и к концу римского владычества практически сравнялась у мужчин и женщин. Кроме того, у туник появились широкий длинные рукава с квадратными проймами.
На излете римского могущества родился принцип также многослойности (многослойного ношения) одежды. Считалось незазорным в холодное время года надевать друг на друга три-четыре туники разного покроя и разного цвета. Был подвержен этой моде даже император Август, который очень строго следил за соблюдением всех правил и приличий.
Дополнительно:
Греческая античность
Современники греческой античности