in КЛИТОРЭКТОМИЯ (клитор + гр. -ectome — вырезание) (клиторидэктомия, обрезание клитора, женское обрезание, женская генитальная мутиляция, female genital mutilation, clitoridectomy): хирургическое удаление крайней плоти клитора, иссечение капюшона клитора.

Техника женского обрезания заключается в удалении незначительного кусочка кожи, так называемого капюшона, прикрывающего клитор. По сути это схоже с мужским обрезанием. Клитор можно сравнить с головкой члена, а кожу, его прикрывающую — с крайней плотью.

Некоторые племена в Африке и Южной Америке практикуют клиторэктомию как ритуальный обряд по достижении половой зрелости. В Египте до сих пор девочек в возрасте 7-8 лет подвергают этой болезненной процедуре, поскольку верят, что удаление клитора уменьшает опасность вовлечения девочки в половые отношения до брака. Аргументируя удаление клитора, взрослые утверждают, что маленькие девочки в естественном состоянии столь сексуальны, что необходимо «освобождать их от зависимости от секса» и «удерживать от мастурбации». Говорят даже, что «маленькие девочки падают с велосипедов из-за сексуального возбуждения, если клитор не обрезан». Поскольку в результате операции девочка обычно становится фригидной, можно сказать, что заявленная цель — ослабить для девочки се сексуальное удовольствие — в полной мере достигается. Да и сами мужчины обычно не желают жениться на женщинах с целым клитором считая, что такая жена будет «сверхсексуальна» и станет изменять. В Сомали и северном Судане (не только среди негритянских, но и среди арабских общин) считают, что неyдаленный клитор непременно превратит женщину в проститутку (существуют и поверья, что клитор может вырасти до огромных размеров). Однако, по данным «Врачей без границ», 170 из 200 суданских проституток являются «обрезанными». В некоторых странах есть обычай, согласно которому брачную ночь муж ножом взрезает влагалище невесты, затем повторяет половой акт, чтобы не дать ему вновь сомкнуться. Предупреждение и предотвращение возможности внебрачного полового сношения и является главной целью обрезания (удаления клитора, малых губ) девочек. Реальной осознаваемой причиной этой процедуры является также попытка мужчинами ограничить лесбийские отношения, мастурбационную практику и любые неподконтрольные мужчинам проявления женской сексуальности. Реальной зачастую неосознаваемой мужчинами, но осознаваемой взрослыми женщинами причиной является, как и в случаях обрезания мальчиков, ритуальное заместительное человеческое жертвоприношение ребенка.

Клиторэктомия осуществляется и при активном участии взрослых женщин. Даже более того, половые органы девочки первоначально (например, в африканских племенах) увечат, как правило, женщины семьи под надзором матери. Причину этого явления некоторые исследователи усматривают в том, что арабские женщины зачастую знают, что из супруги предпочитают им секс с маленькими мальчиками или девочками. Неосознанным мотивом является также месть за сексуальное использование девочки мужчинами, поскольку в ходе интервью очень часто выявляются воспоминания о соблазнении в раннем детстве. И их возмездие мужской педофилии осуществляется тем, что девочку, обычно 6 летнего возраста, сами женщины захватывают, раздевают и ампутируют её клитор и иногда и лабиумы (половые губы) бритвой. На этом и заканчиваются её способности чувствовать сексуальное удовольствие навсегда.

«Мне было шесть лет в ту ночь, когда я лежала в постели, теплой и спокойной... Я ощутила, как под одеялом что-то шевелится, что-то похожее на огромную руку, холодную и грубую, которая ощупывала мое тело, будто что-то искала. Почти в тот же миг другая рука... накрыла мне рот, чтобы я не могла крикнуть. Они понесли меня в ванную. Я помню резкий металлический звук, словно мясник точит нож. Кровь застыла в моих жилах. Я поняла, что мои бедра развели широко в стороны и что мои ноги держат раздвинутыми так, как только возможно. Я почувствовала, как нож или лезвие опускается прямо на мое горло. Потом острый металлический край, похоже, внезапно упал между моими бедрами и вырезал там из тела кусочек плоти. Я закричала от боли, несмотря на то, что рука крепко зажимала мне рот, ведь боль была не просто болью, она была как огонь, обжигающий все тело. Через несколько мгновений я увидела вокруг бедер красную лужицу крови. Я не знала, что они вырезали из моего тела, и не пыталась узнать. Я только плакала и звала маму на помощь. Но самым сильным шоком было, когда я огляделась и увидела, что она стоит рядом. Да, это была она, я не могла ошибиться, она в плоти и крови, прямо посреди этих чужих людей, разговаривала и улыбалась им».

Традиция (обычай) удаления клитора – не является частью исламской доктрины и восходит, по меньшей мере, к додинастийному Египту; даже у мумий отсутствуют клиторы и половые губы. Недавнее исследование египетских девочек и женщин показало, что у 97% необразованных семейств и 66% образованных все еще практикуют этот жестокий обычай. Египетская газета «Аль-Тахрир» сделала неутешительный вывод ещё в 1957 году: в широком распространении наркомании в мусульманских странах виновата практика обрезания. Женщины, лишенные эрогенных зон (клитора и малых губ), все чаще прибегают к наркотикам, как к средству получения удовольствия, недостижимого обычным путем, а мужчины применяют их, чтобы продлить эрекцию на время, необходимое, чтобы обрезанная женщина кончила. Попытка запрета англичанами наркотиков в колонии Аден (Йемен) в 1957 году чуть не привела к войне.

Выделяют три вида «женского обрезания»: сунна, эксцизия и инфибуляция.


  • Сунна (“пример другим”; инцизия) – на манер мужского обрезания: удаляют кожные складки («капюшон») вокруг клитора так, чтобы он был постоянно открыт (а, соответственно, и более чувствителен, как полагают, но на самом деле выходит наоборот). «Суннизм» в последние годы начали практиковать и девушки в Европе, разумеется, за деньги, под наркозом (а не так, как обычно, у мусульман – ржавыми ножницами, да к кровати привязать). В таком случае сунну называют «макрума» (сунна – обязательная традиция, макрума – рекомендуемая).


  • Эксцизия (клитородэктомия) – вырезание клитора и малых губ полностью, с целью навсегда лишить женщину возможности получить сексуальное удовольствие, а потому сделать ее навсегда верной, покорной и «неразвратной» (вот почему, как полагают, у них глаза такие грустные). Данная операция не лишает женщину желания – лишает возможности его реализации. Эксцизия практикуется, в том числе, у таких «цивилизованных» народов, как албанцы, жителей «нефтяного рая» в Персидском заливе, иранцев, турков (когда говорят, что у Турции проблемы с соблюдением прав женщин и за это не берут в Евросоюз, имеют в виду именно эксцизию, но турецкие власти не спешат вводить уголовную ответственность и запрет на эту варварскую традицию), чеченцы (не все, а, конкретно, из тейпа Варандой, что высоко в горах).


  • «Фараоново обрезание» («обpезание во славy Фаpаона», инфибуляция) — кpайняя фоpма генитального yвечья, добавляет к предыдущему еще и сшивание больших губ так, чтобы осталось небольшое отверстие (или же клитоp и внешние половые гyбы подвеpгаются полной, а внyтpенние — частичной ампyтации, затем «специалист» зашивает pанy, оставляя лишь кpошечное отвеpстие). После опеpации ноги жеpтвы кpепко связаны в течение двyх недель (месяца) и она лёжа проводит всё вермя со связанными ногами, пока не заживёт. И только от решения делающего «обрезание» зависит: сможет ли туда входить мужчина или необходимо будет немного рассекать отверстие. К родам такой «вход» распарывают, если нет – то при родах делают кесарево сечение. Затем, после родов, вагинальную область зашивают снова, «чтобы мужчины получали больше удовольствия от сношений», а каждый раз при родах ее снова приходится разрезать. При нанесении всех этих увечий женщины испытывают мучительную боль, иногда умирают от осложнений, обычно от кровотечений, нередко теряют сознание от шока (ведь все это делается без анестезии) и нередко заболевают столбняком, заражением крови, хроническими инфекциями мочеиспускательного канала и бесплодием.

    В современных клиниках перед началом операции по клиторэктомии врач делает три укола для местного обезболивания. С помощью зонда затем разъединяет спайки между клитором и капюшоном. После этого полностью оттягивает капюшон назад. Оттянутую кожу врач закрепляет двумя зажимами. Это изолирует кровеносные сосуды данной области. С помощью скальпеля капюшон иссекается. Кровотечения почти нет. В конце накладываются швы. Операция длится около 10 минут. Через две недели женщина уже может заниматься сексом. Хотя эту операцию называют «обрезанием клитора», по сути это совсем клиторектомия, а сунна. Данная «клиторектомия» не нарушает половое возбуждение или оргазм, но и не способствует их усилению.

    Тем не менее, считается, что после такой несложной операции у женщины усиливается сексуальная чувствительность, поскольку облегчается контакт с клитором и становится возможным непосредственно стимулировать его головку. Однако, такая практика может помочь лишь в редких случаях, поскольку она имеет два больших недостатка:
  • 1) головка клитора часто бывает слишком чувствительна к прямому прикосновению, которое иногда вызывает даже боль или раздражение (в этом смысле крайняя плоть несет защитную функцию). Именно по этой причине большинство женщин при мастурбации лишь поглаживают область вокруг головки клитора, избегая непосредственного его стимулирования. По-видимому, сторонники обрезания клитора (как ни странно, это обычно бывают мужчины) не уделили должного внимания данному обстоятельству;
  • 2) во время полового акта введение полового члена во влагалище косвенным образом стимулирует клитор, приводя в движение малые половые губы, в результате чего крайняя плоть трется о головку клитора.

    Некоторые сексологи рекомендуют для повышения сексуальной реактивности женщин менее радикальный способ, чем обрезание: с помощью зонда ослабляют адгезию (сцепление) между крайней плотью и головкой клитора или удаляют уплотнившуюся препуциальную смазку (смегму). Однако, существует очень небольшое число случаев, в которых было необходимо такое вмешательство, и в подавляющем числе случаев такая процедура не является необходимой.

    История вопроса

    Первые упоминания о «женском обрезании» встречаются в древнеегипетских источниках. Наложницам делали сунну, изменившим женщинам – эксцизию, а рабыням – инфибуляцию, чтобы они не могли иметь детей. «Родители нам внушили, что мы должны выполнять предписания религии, чтобы быть угодными Богу», – объясняет девушка из арабского Сомали, которой собираются делать обрезание. Но в последнее время, многие мусульманки с удивлением узнают, что в Коране нет почти ни слова о «женском обрезании», впрочем, как и в других книгах – Библии и Торе.

    Сторонники обрезания выводят необходимость этой процедуры для мужчин и женщин из хадиса (изречения Мухаммеда), в котором говорится: «Если Вы не обрезаны (т.е. не удалена крайняя плоть или малые губы), Вы не сможете иметь чистых гениталий после того, как помочитесь. Если с “нечистыми” гениталиями Вы помолитесь, ваша молитва не будет услышана Аллахом». Известны также слова Пророка Мухаммеда в том духе, что «девочки также как и мальчики должны обрезаться, но не нужно вырезать слишком много, поскольку это придает лицу приятную округлость». Выбривание волос на интимных местах, подстрижка усов и бороды, ногтей и обрезание – святые обязанности мусульман (чистота перед Богом). Однако про удаление клитора в Священной Книге не говорится. Последователи ислама считают женское обрезание языческим пережитком.

    Женское обрезание в различном виде присутствует почти у всех народов Африки к северу от экватора, у индейцев кечуа-аймара в Боливии и Перу, у австралийских аборигенов, а до этого оно имело место у инков. Во времена Римской империи обрезание, с одной стороны, считалось варварством. Инквизиция широко практиковала удаление клитора, в качестве пытки. Во второй половине Средних веков, обрезание у мальчиков и удаление клитора у девочек считалось средством от онанизма и нимфомании. В 19 веке в Великобритании (озабоченной в «Викторианскую эру» проблемой мастурбации, которая называлась источником всех болезней и человеческих бед) и США ученые после широкомасштабных дискуссий в медицинских журналах на тему «Как справиться с этим недугом» пришли к выводу, что удаление клитора – лучшее средство от истерии и нимфомании. Очень много таких операций провел английский врач И. Дж. Бейкер. В 50-60-е годы XX века американский доктор Ратманн пропагандировал инцизию, как путь к улучшению сексуальной жизни: он считал причинами аноргазмии фимоз (сужение крайней плоти клитора), прилипание клитора к окружающим тканям и избыточность кожных складок. Православная секта скопцов в России практикует не только добровольную кастрацию, но и инфибуляцию у женщин. При этом они опираются на Евангелие от Матфея, где говорится, что скопцы необходимы небесам.

    Миллионы женщин во всём мире добровольно увечат себя и своих дочерей: «хирурги» и «анестезиологи», обычно, женщины. Они слепо следуют обычаям предков, часто и не подозревая о последствиях для жизни и здоровья – «обрезание» обуславливает высокую детскую и женскую смертность, проблемы со здоровьем, в интимной жизни и диспропорцию в половом составе. Доказана взаимосвязь между самым высоким процентом гинекологических болезней в Чечне и Ингушетии (по отношению ко всей России) и практикой эксцизии и инцизии в горных районах этих республик. Египетский доктор медицины Нахид Тобия в своей книге «Женщина в арабском мире» утверждает, что «потеря наружных гениталий – не такая уж дорогая цена, чтобы удачно выйти замуж».

    Широкомасштабная дискуссия о женском обрезании началась в 40-50-е годы ХХ века, когда Африка и Азия попали в сферу влияния ООН и других международных организаций. Европейские колонисты начали запрещать обрезание на подвластных территориях и преследовать «акушерок». Это привело к антиколониальным протестам и восстаниям. Обряды пришлось разрешить вновь. Сейчас исламские радикалы называют «антиисламской пропагандой Запада» ту борьбу, которую цивилизованный мир ведет с этим варварским обычаем, и всячески пропагандируют легализацию «женского обрезания» в той или иной форме. В Британии «женское обрезание» было официально запрещено в 1985 году, а в США – в 1996, но многие мусульманские общины пренебрегают этим запретом и считают его дискриминацией. Врач за проведение подобной операции лишается лицензии и теряет свободу на несколько лет. Вскоре последовали запреты во многих странах континентальной Европы.

    В 1989 году состоялся Первый Международный симпозиум, посвященный «женскому обрезанию». Детский фонд ООН–UNICEF 9 февраля 2004 года – в первую годовщину Международного Дня борьбы с увечьем женских гениталий и обрезанием женщин выпустил пресс-релиз, посвященный данной проблеме, в котором было сказано, что «эта традиция глубоко укоренилась во многих странах, где религия призывает ее совершать. Организация призывает власти этих стран бороться с этим явлением. В противном случае, по подсчетам UNICEF, к 2010 году обрезанию будут подвержены около 16 миллионов девочек». Однако, только в 14 государствах, по данным Международной амнистии, были изданы законы, запрещающие подобную практику. Международная амнистия считает, что законодательство должно быть основным инструментом этих запретов.

    Но некоторые страны под натиском религиозной общественности даже легализовали эту операцию, в частности, Египет. Министр здравоохранения этой страны в 1998 году заявил: «Все равно настойчивые мамы заставят своих малолетних красавиц по соображениям «женской гигиены» идти на такой шаг, пусть уж теперь делают это официально под наблюдением опытных хирургов в стерильной больничной обстановке». По статистике 80 % египтянок являются обрезанными – считается, что эксцизия избавляет девушек от генитальных болезней (пустыня, мыться негде, преет, потеет), но причем тут клитор?..

    В соответствии и идеологией исламского течения ханафитов, если какая-либо группа лиц отвергает обряд обрезания, эта группа должна быть уничтожена. Не менее радикальную позицию занимают ибадиты и ханбалиты.

    В Индонезии новорожденные девочки подвергаются тройной процедуре: протыканию ушей, прививанию от тропических болезней и выскабливанию клитора перочинным ножом и вырезанию ножницами малых половых губ. Профессор Австралийского Национального Университета Терри Халл обнаружила прямую взаимосвязь между практикой «женского обрезания» (и мужского тоже) и высокой детской смертностью. В городах, где исламское влияние сильнее, Халл обнаружила, что местный вариант эксцизии включает в себя рисование кровью, истекающей из штырька, воткнутого в клитор.

    Обрезание пришло в Индонезию вместе с исламом и первоначально выполнялось каждый год в День рождения пророка, замещая жертвоприношения. Потом оно стало обычной практикой. Несмотря на то, что с 1990 года Индонезия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, которая запрещает любые формы обрезания и квалифицирует их «как сексуальное насилие над детьми», это не меняет ситуацию.

    А вот в таком, казалось бы, оплоте ислама, как Саудовская Аравия делать девочкам обрезание не принято (хотя запрещены кино, музыка, все средства связи, музыкальные инструменты, танцы и многое другое). Не практикуется женское обрезание также в Марокко, Алжире, Тунисе и Ливии.

    Теме «женского обрезания» посвящён специальный доклад Европейской правозащитной организации. По их данным, в 30 странах насчитывается 84 миллиона «обрезанных женщин», ежедневно этой операции подвергаются 6 000 девочек в различном возрасте (Эритрея – 2 месяца, Мали – 6 лет, Египет – 10 лет, Сенегал – перед свадьбой, Индонезия – 2 дня).

    Понятие «нарушение прав женщин в мусульманских странах», по-прежнему, не раскрывается даже самыми либеральными СМИ.

    Дополнительно:
  • Ислам
  • Инцест
  • Обрезание как извращенная форма педофилии