in ИНЦЕСТ (лат. incestus — нечистый, грязный; устремление к чистоте; in + castus (caestus) — чистый, отрезанный (carere), разделенный; (прирожденая, врожденная) каста, (несмешиваемая) раса, (чистая) порода, клан, род, родословная)
(инцестуальность, инцестуозность, кровосмешение, близкородственная сексуальная связь, близкородственные сексуальные отношения (коитус), инбридинг (англ. inbreeding; in- — внутри + breeding - разведение), инцухт):
  • брак (скрещивание) между генетическими (кровными) родственниками (в близких родственных отношениях особей);
  • сексуальные отношения между представителями разных каст (варн);
  • сексуальные отношения между людьми настолько родственно близкими, что по закону им запрещено между собой вступать в брак;
  • нарушение принятых в обществе экзогамных (между представителями разных семей) норм полового поведения;
  • сексуальные отношения или брак с тем, кто принес клятву соблюдать девственность (целомудрие, непорочность), духовный инцест;
  • преступление по существующему закону, заключающееся в сексуальных отношениях между людьми, состоящими в близком кровном родстве;
  • половая связь, сексуальная активность между лицами, состоящими в генетическом (кровном) родстве (близкими родственниками: родителями и детьми, братьями и сестрами). Может также распространяться на лиц, ставших родственниками в результате брака (ближайшие свойственики);
  • плотская связь между ближайшими родственниками и свойственниками, с глубокой древности (законы Ману и Моисея, также у германцев, еще до принятия христианства) считающаяся преступной, частью по соображениям религиозного и социально-этического свойства (в видах охранения нравственной чистоты семьи и родственного союза), частью вследствие убеждения, что кровосмесительные браки ведут к вырождению потомства;
  • врожденное эротическое влечение, у детей направленное на родителей, а у родителей на детей, — одна из компонент невроза; распространенная форма сексуальных отношений в первобытном (древнем, архаичном) обществе.

    Наиболее известными и распространенными инцестуальными связями между людьми считаются сексуальные (брачные) отношения между близкими родственниками в царских (королевских) семьях, инцестуальные отношения между прямыми потомками одних родителей (братьями и сестрами), в подавляющем большинстве случаев не включающие непосредственный коитус, и педерастические (гомосексуальные) инцестуальные (между однополыми представителями одной семьи) связи, в подавляющем большинстве случаев не включающие педикацию. В действительности же, самым распространённчым видом инсцеста было и остается физическое наказание ребёнка, особенно побои и порка. Полагают, что инцестуальные желания (в частности, Эдипов комплекс, Электры комплекс) и то или иное преобразование (сублимация) этих желаний является всеобщим свойством человеческой природы и функционирования любого общества, любой культуры в целом и выходит за сферу (одного лишь) сексуального.

    Изучение инцеста затруднено тем, что известными, как правило, становятся случаи с клиническим исходом (когда жертвам приходится оказывать медицинскую помощь) или если насильника заключают в тюрьму. Это, в частности, привело к мнению, что наиболее распространенная форма инцеста отец-дочь. Однако, в этом случае жертвами сексуального насилия в семье, как правило, становятся девочки в возрасте 8-12 лет, известно несколько случаев инцеста с грудными детьми. В некоторых случаях отец выбирает только одну из своих дочерей (обычно старшую), однако иногда жертвами становятся все дочери, последовательно или одновременно. Варьируют также частота контактов (от ежедневных до 1-2 раз в год) и характер сексуальных действий (от простого принуждения до откровенного садизма). В одном обследовании, например, говорится, что два миллиона семей в США скрывают тот факт, что одна из их дочерей стала жертвой инцеста.

    Инцест между братьями и сестрами самый частый (15% женщин и 10% мужчин, каждый четвертый делал это по принуждению). В зарегистрированных случаях обычно участвовали старший брат (в возрасте 18-22 лет) и сестра (значительно моложе), однако с большей вероятностью инцест возможен между сибсами, близкими по возрасту. Многие психологи спокойно относятся не только к подростковым романам братьев и сестер примерно одного возраста, когда они исследуют тела друг друга, но и к половым актам между ними как части нормального процесса познания человеческой физиологии. Как правило, в такие краткосрочные романы обе стороны вступают добровольно, по обоюдному согласию, принуждение со стороны одного из детей отсутствует, но в некоторых случаях один из них шантажирует другого. Социально здоровые дети не задерживаются на этой стадии изучения жизни, они находят себе новые неисследованные области. Но если такая связь затягивается, если старший партнер начинает управлять своим братом или сестрой, то это уже не есть здорово. В большинстве случаев в сексуальные отношения брат и сестра вступают.

    Доминирующую роль при таких отношениях обычно играет брат, но нередко инициатором инцеста выступает сестра. Иногда старшие сестры начинают свое изучение сексуальной жизни с «игр» с младшим братом. Выбрав укромное местечко, они ласками вызывают у мальчиков эрекцию и даже вводят их пенисы себе во влагалище. Сестра может заручиться молчанием брата с помощью подкупа, шоколадки или обещания сообщить родителям о каком-нибудь его дурном поступке. Старшие братья гораздо чаще заявляют свои права на младших сестер, играя с ними в «семью» или во «взрослых». Поскольку девочка обычно любит и уважает своего брата, она соглашается на эти предложения с его стороны, несмотря на испытываемое ею смущение от того, что она занимается чем-то явно нехорошим. Иногда старший участник таких «игр» пользуется угрозами или другими способами запугивания. Любой инцест между братом и сестрой может явиться травмой прежде всего для девочки.

    Четыре пятых североафриканских женщин, исповедующих мусульманство и иудаизм, по уговору или по принуждению были вынуждены совершать фелляцию своим старшим братьям и/или другим мальчикам, включая двоюродных братьев и иных родственников мужского пола. Во время своего первого опыта орального секса большинство этих девочек было в возрасте от трёх до пяти лет. Самой старшей было шесть лет; ни одна из них не смогла вспомнить, случалось ли это до трёх лет.

    Инцест между матерью и сыном встречается редко (1% всех случаев). Если инициатором инцеста с матерью был сын, то он страдал шизофренией или каким-либо другим серьезным психическим заболеванием. В тех случаях когда инициатором инцеста была мать, у нее обычно имелись серьезные психологические проблемы (данные касаются исключительно полицейской хроники). Инцест между матерью и сыном, как правило, ограничивался прикосновениями (оральными, мануальными) к гениталиям, если мальчик был маленьким; однако если мальчик старше 15 лет, то самой типичной активностью бывает коитус.

    Инцест между отцом и сыном встречается гораздо реже (менее 1%):
    1. В отличие от инцеста между отцом и дочерью, при которой жертвой бывает чаще всего только одна дочь, при инцесте между отцом и сыном часто жертвой становится еще по крайней мере один из его сибсов.
    2. Отцы, использующие своих сыновей для секса, необязательно бывают гомосексуалами. Многие из них никогда не имели полового контакта с другим взрослым мужчиной.
    3. Мальчики, оказавшиеся жертвами своих отцов, обычно бывают несколько моложе, чем девочки в аналогичной ситуации.
    4. Значительная часть отцов, использующих своих сыновей в сексуальном плане, в детстве сами были жертвой инцеста.

    Если исключить из определения неконтактное использование (когда ребенку лишь показывали половые органы) и поставить обязательным условием доказанность принуждения и разницы в возрасте, по меньшей мере, в пять лет (если жертве больше двенадцати), то процент людей в современном западном обществе, сообщающих при различных опросах о контактном сексуальном использовании в детстве, колеблется среди женщин от 6 до 45%, а среди мужчин — от 3 до 30%, причем случаи непосредственного инцеста составляют почти половину всех случаев у девочек и около четверти — у мальчиков. В этих цифрах нашли отражение только четкие воспоминания о таких явных и непосредственных сексуальных контактах, как половые сношения, сосание пениса и лизание вагины, взаимная мастурбация, анальные сношения и целование либо сосание груди или половых органов ребенка. Вместе с тем, ни в одной из работ не исследовались такие обычные близкие к сексуальным травмы, как постоянные клизмы или регулярные порки — и то, и другое для ребенка часто равноценно генитальному совращению. Не учитывалось также мытьё ребенка взрослыми, что практически всегда сопровождается подмыванием и трением его половых органов и заднего прохода, что тоже является отнюдь сексуально не нейтральным для ребенка ощущением. Сравнения чаще всего показывают, что мальчики подвергаются домогательствам примерно в три раза реже, чем девочки, однако есть данные, что мужчины намного неохотнее сообщают о таких событиях, отчасти потому, что они становятся жертвами домогательства в более раннем возрасте, чем девочки, отчасти из-за того, что им, возможно, даже труднее об этом вспомнить и рассказать. Низкие цифры соответствуют использованию письменных анкет или кратких телефонных звонков, т.е. таких форм контакта, которые респондент расценивает как навязчивые, в то время как высокие цифры являются результатом тщательно продуманного интервью с глазу на глаз, продолжительностью от одного до восьми часов. Разумеется, чтобы респондент начал рассказывать незнакомому человеку о таком эмоционально значимом вопросе как о собственном совращении в детстве, требуется, чтобы он хоть немного ему доверял.

    В тех материалах, что были собраны, преступники по большей части жили под одной крышей с жертвой. Большинство из них (85%) были самое меньшее на пять лет старше своей жертвы. При инцесте с девочками преступниками в 25% случаев оказывались дяди, за ними следовали отцы (15%), братья (12%) и отчимы (8%). Женщины (по крайней мере, в Америке) совершают инцест реже, хотя цифры здесь могут оказаться на самом деле выше, чем представляется, ведь работы по раннему детству мальчиков очень отрывочны (обнаружено, что многие матери проявляют сильную склонность к соблазнению своих детей даже под наблюдением в лабораторной обстановке). А целование ими и мужчинами гениталий и ягодиц сыновей, по крайней мере в возрасте до трех-пяти лет, является чуть ли не нормой вещей. Впрочем, во многих культурах сексуальная активность между женщинами и маленькими мальчиками редко расценивается как использование ребенка.

    Даже когда непосредственный преступник не является родственником, по меньшей мере, в 80% случаев в деле тем или иным образом замешан родитель или опекун. Среди остальных 20% многочисленны случаи, когда родители приглашают спать со своими детьми соседей, либо не мешают старшим братьям домогаться младших сестер или братьев, либо оставляют детей с нянями, обнаружив, что последние домогаются детей, либо продолжают после фактов домогательства разрешать оставаться наедине своим детям и их друзьям.

    Согласно этим исследованиям, сексуальное использование ребенка взрослым имело место у 81% жертв до половой зрелости, а у 42% — до семи лет и большинстве случаев включало оральное, анальное или генитальное проникновение. Совращение младших детей тинэйджерами часто оказывалось результатом совращения самого тинэйджера или какой-нибудь другой сравнительно тяжелой сексуальной травмы. Согласно некоторым работам, в половине всех сообщаемых случаев домогательства к детям и в 20% всех изнасилований виновными оказываются лица в возрасте до 18 лет.

    Дети из семей среднего класса становятся жертвами с вероятностью 20-25 % против вероятности 1/3 или даже 2/3 для детей из семей низших классов. Это означает, что ежегодно в Америке около полумиллиона детей становятся жертвами сексуальных преступлений.

    Существуют факторы, которые заставляют предположить, что истинные цифры выше и тех, что выявлены, и что многие случаи сексуального насилия по отношению к детям не получают огласки:
    1) в опрашиваемые группы входит немного представителей той части американского населения, где распространенность сексуальных домогательств гораздо выше среднего: профессиональные преступники, проститутки, подростки в приютах, люди с психическими расстройствами и т. д.;
    2) в исследованиях учитываются лишь признания интервьюируемых, а ведь вряд ли обходится без таких случаев, когда респондент во время интервью скрывает осознанные воспоминания;
    3) в каждом исследовании большой процент людей отказывался от интервью, а ведь среди них могло быть больше всего жертв домогательства;
    4) самое важное: в этих исследованиях учитываются лишь четкие осознанные воспоминания о происшедшем — неосознанные же, которые обычно выявляются лишь во время психотерапии, повысили бы эти цифры.

    В сообщениях властям о сексуальном насилии чаще всего фигурирует возраст четыре года, согласно другим исследованиям, в сообщениях о сексуальном насилии от 21 до 50% жертв — дети до пяти лет, а по графику возрастного распределения сексуальное насилие в основном приходится на интервал от 2 до 16 лет.

    Иногда различают прямой инцест и косвенный. В первом случае сексуальная активность происходит между любыми членами семьи кроме супругов. Во втором случае родители поставляют своих детей для сексуального удовлетворения другим людям, потворствуют сексуальным домогательствам к их детям со стороны других людей, поощряют (не пресекают, не замечают) такие домогательства, (подсознательно) удовлетворяя собственные инцестуальные влечения (желания). В частности, побуждение детей к сексу с другими домочадцами или соседями воспринимается ребенком как нечто близкое к непосредственному инцесту. Кроме того, клинические исследования показывают, что сексуальное насилие над детьми в наше время обычно подразумевает участие родителя или опекуна, которые если и не совершают преступления напрямую, то тайно его подстраивают или не препятствуют ему.

    Факторы, которые повышают вероятность сексуального использования детей:
  • наличие отчима;
  • негативное, ханжеское отношение матери к сексу, например запрещение задавать вопросы на соответствующую тему;
  • строгие наказания за мастурбирование;
  • низкий уровень образования матерей;
  • плохие отношения с матерью;
  • скупой на ласки отец;
  • бедность;
  • отсутствие у ребенка близких друзей.

    Центральные божества греческого и египетского пантеонов, например, Зевс и Осирис, вступали в кровосмесительную связь. Осирис женился на своей сестре Исиде (в этом ему подражали все цари Египта), а попутно занимался любовью с Нефтидой, своей второй сестрой и женой их общего брата Сета (от связи родился сын Анубис). Позже Исида вступила в половую связь со своим сыном Гором и родила от него детей. Эти примеры доказывают, что для богов и богинь (а равно и для их представителей на земле) закон не писан. Некоторые школы тантризма также нарушали общепринятые модели сексуального поведения. «Гухьясамаджа-тантра» и «Праджно-пайявинискайя-сиддхи» не только допускают, но и пропагандируют инцест. На выбор предлагается несколько разновидностей: отец с дочерью, мать с сыном или сестра с братом. У кагару (Вост. Африка) кровосмешение же так тесно связано с образом колдуна, что инцест и колдовство обозначаются одним словом uhai.

    Инцест проглядывает сквозь позднейшие наслоения в легенде о первородном грехе (Ева была создана от плоти Адама, следовательно, одной с ним крови). Согласно же традиционному библейскому учению, первый инцест на Земле был совершён детьми Адама и Евы. Их кровосмесительный союз был вынужденным и потому признан церковью священным, не преступным. Не осуждаемый инцест произошёл и после истребления Богом грешного города Содома. Спаслись Лот и его две дочери, которые думали, что только они с отцом остались на Земле. Для восстановления рода, напоив отца вином, дочери вступили с ним в кровосмесительную связь. Идея неосуждаемого инцеста перекочевала в традиции бракосочетания фараонов, царей. Династические браки освящались с позиций престолонаследия, сохранения чистоты крови (история знает примеры вырождения вследствие этого целых династий). Однако в целом же в мифологии, религии кровосмешение осуждается и рассматривается как грех, как нарушение некоего табу.

    Общей для всех человеческих сообществ традицией в отношении секса является запрет инцеста. Табу на инцест внутри малой семьи является одной из немногих известных универсальных культурных черт и практически единственным универсальным обычаем. В большинстве стран мира кровные браки и половая связь между близкими родственниками запрещены, уголовно наказуемы и осуждаются общественной моралью (в отличие от браков между двоюродными родственниками, между дядей и племянницей и т. д.). В некоторых же культурах, например, у талленси (Африка), допускается половая связь между отдаленными родственниками, но запрещается брак между ними. В целом же, хотя любая культура осуждает инцест (как сексуальные отношения между близкими родственниками), однако толкование, каких именно родственников считать слишком близкими для сексуального поведения, варьирует в разных обществах. Кроме того, и наказание за совершение инцеста колеблется от простого осмеяния партнеров до угрозы смертельной расправы над ними.

    Стремлением предупредить кровосмешение некоторые этнографы (Альберти, Фритч) объясняют обычай избегания восходящих родственников мужа — со стороны невестки, восходящих родственников жены — со стороны зятя. Этот обычай, доходивший иногда до совершенного запрещения видеть друг друга или обмениваться словами, встречался у якутов, остяков, монголов, бурят, калмыков, индусов, китайцев, у многих индейцев Северной и Южной Америки, фиджийцев, австралийцев, негров и др. Взгляд древних греков на кровосмешение между восходящими и нисходящими родственниками, как на тягчайшее преступление, отразился в мифе об Эдипе. Христианская мысль присоединила к этому другой мотив — безграничную силу покаяния. Апокрифическое житие Иуды Искариота воспроизводит основные черты мифа об Эдипе: воспитанный вдали от отца и матери, Иуда нанимается в слуги к Пилату и, исполняя приказание его, убивает своего отца, а затем становится мужем своей матери. Когда открылось это двойное, хотя и невольное преступление, Иуда в ужасе бежит к Христу, который, ввиду раскаяния его, дарует ему прощение и даже делает его своим апостолом. В конце XIII в. рассказ этот вошел в сборник Иакова из Ворагина, получил большое распространение в народных литературах и был известен и в древнерусской письменности. Под несомненным влиянием мифа об Эдипе сложился и рассказ о папе Григории (не имеющий ничего общего с фактическими обстоятельствами жизни пап этого имени), также невольном кровосмесителе (но не отцеубийце), достигшем спасения силой покаяния; рассказ этот, через Римские деяния, проник в Россию в конце XVII в. В третьем рассказе, известном по русской рукописи XVII в. (и по народным вариантам), невольный отцеубийца и кровосмеситель, ища покаяния, последовательно убивает трех священников, которые не решаются отпустить ему столь тяжкий грех и, наконец, приходит к мудрому епископу, который налагает на него 30-летнюю эпитимию; по истечении этих 30 лет, проведенных в запертом погребе, он достигает епископского сана и выступает под именем Андрея Критского, автора покаянного канона. Сколком с этих легенд являются малороссийские Песни о кровосмесителе, весьма распространенные в разных вариантах. При таком взгляде на невольное кровосмешение, как на величайшее несчастье или тягчайший грех, уголовные законы не могли не карать умышленного кровосмешения.

    Римское право различало incestus juris gentium ((коитальную) связь между восходящими и нисходящими родственниками разного пола, а также между братьями и сестрами) и incestus juris civilis ((коитальную) связь между лицами разного пола, которым римские законы запрещали вступать между собою в брак). Каноническое право первоначально считало кровосмешением плотскую связь при всех степенях родства и свойства, «пока их проследить можно», но при Иннокентии III (1216 г.) установлены пределы кровосмесительного родства и свойства, именно 4-я степень по каноническому счету (т. е. восьмая по гражданскому). С родством сравнено усыновление и восприятие от купели — родство духовное. Многие светские законодательства также рассматривали кровосмешение как самостоятельное преступление, но суживали степени родства и свойства, при которых оно было наказуемым. Так, германское уголовное уложение различало тяжкое кровосмешение — между восходящими и нисходящими родственниками, значительно смягчая наказание для последних, и простое кровосмешение — между восходящими и нисходящими свойственниками (напр. между свекром и снохой) и между братьями и сестрами. Во Франции во время революции кровосмешение было исключено из числа наказуемых деяний; Уголовный кодекс (Code penal) 1810 г. о нем не упоминает; только закон 1863 г. предусмотрел некоторые случаи кровосмешения, но лишь как обстоятельство, увеличивающее наказуемость ненасильственного любострастия по отношению к нисходящим несовершеннолетним. Уголовные кодексы Бельгии и Голландии также не знали кровосмешения как самостоятельного преступления, придавая ему лишь значение увеличивающего вину обстоятельства при любодеянии и изнасиловании.

    По русскому законодательству (Уложение о наказаних, изд. 1885 г., ст. 1593-1596) кровосмешение рассматривалось как добровольная плотская связь между лицами, состоящими в указанных законом степенях родства или свойства и знающими об этом своем родстве или свойстве. При внебрачной форме сожития закон различал:
  • 1) кровосмешение между родственниками в прямой восходящей и нисходящей линии, без ограничения степеней; наказуемо для лиц всех вероисповеданий. Виновные подвергались ссылке в отдаленнейшие места Сибири и одиночному заключению там в тюрьме на 6 лет и 8 месяцев; по истечении этого срока мужчины подлежат отдаче в монастырь на всю жизнь, для употребления на тяжкие работы, а женщины (также и мужчины, если их нельзя поместить в один из сибирских монастырей) — ссылке в один из малолюдных и отдаленных округов восточной Сибири, без права перечисления в крестьянское сословие;
  • 2) кровосмешение в боковых линиях во второй степени родства; наказуемо для всех христиан. Наказание то же, но с уменьшением на половину срока тюремного заключения, притом не одиночного;
  • 3) кровосмешение в первой степени свойства, наказуемое для всех христиан, и кровосмешение в третьей степени родства, наказуемое только для православных; влечет за собой ссылку на житье в Томскую или Тобольскую губ. или отдачу в исправительные арестантские отделения. Снохачество, т. е. сожитие свекра с снохой, встречалось и встречается среди крестьян, хотя церковь, еще со времен Ярослава, постоянно боролась с этим явлением. Еще в XVIII в. в Сибири распространен был обычай женить малолетних сыновей и жить с их женами. Вообще народ видел в снохачестве преступление, хотя и не особенно важное, как об этом свидетельствуют приговоры (дореформенных) волостных судов. Суды эти, между прочим, признавали, что доказанная связь отца с женой сына дает последнему право требовать отдела от отца. Снохачество нередко приводило к отцеубийству;
  • 4) кровосмешение в четвертой степени родства или во второй степени свойства; наказуемо только для православных и влечет за собой заключение в монастырь на время от четырех до восьми месяцев.

    При брачной форме сожития кровосмешение наказывалось, как таковое, если супруги заведомо вступили в брак в первой или второй степени родства, брак же между свойственниками и всеми остальными родственниками рассматривался не как кровосмешение, а как самостоятельное преступление, за которое закон грозит тюремным заключением (для православных — более продолжительным). К наказаниям за кровосмешение или за вступление в брак в недозволенных степенях родства или свойства всегда присоединялось церковное покаяние. Кровосмешение преследовалось и помимо частной жалобы, хотя бы оно было соединено с изнасилованием.

    Проект нового уголовного уложения дореволюционной России принимал начала германского уложения и, подобно ему, совершенно освобождал от ответственности за кровосмешение нисходящих родственников, не достигших 17 лет (в Германии — 18 лет). Ограничивая, таким образом, объем кровосмешение, но распространяя его на лиц всех исповеданий, проект оговаривал, что кровосмешение браком ни в каком случае не покрывается.

    Происхождение и значение запрета сексуальных отношений между кровными родственниками — темы, горячо обсуждаемые в этнологии, и существуют три главных теоретических школы, в основе которых лежит разное объяснение неприемлемости инцеста: биологическое, социологическое и культурное.

    Внимание представителей биологического толкования сосредоточено на том, что запрет инцеста предупреждает инбридинг (биологическое вырождение) человеческой популяции из-за близкородственного скрещивания. В процессе эволюции человеческого рода было замечено, что чем ближе находятся в кровном родстве родители, тем физически слабее и психически ущербнее рождалось их потомство. При инцесте возникает вероятность встречи одних и тех же патологических генов, и если при обычных, не родственных, браках вероятность рождения ребёнка с серьёзным генетическим (врождённым) дефектом или умственной отсталостью близка к 3-4%, то при инцесте она возрастает в 5 раз. Теоретики биологической школы указывают на то, что тенденция избегать инбридинга проявляется также у большинства приматов. То есть животные, несмотря на отсутствие у них культурных запретов, не спариваются с близкими биологическими родственниками (родителями, родными братьями и сестрами или потомками). Бабуины, например, избегают инбридинга, поскольку самцы в возрасте, близком к пубертатному, оставляют стадо, где родились, и присоединяются к новому. Некоторые взрослые самцы-бабуины много раз в течение своей жизни меняют стадо, уходя из каждой группы раньше, чем дочери самца-производителя достигнут половой зрелости. У нескольких видов приматов, например у шимпанзе, из стада в стадо переходят не мужские, а женские особи.

    Биологическая трактовка, таким образом, предполагает, что первоосновой культурных правил против инцеста является тенденция избегать спаривания с близкими родственниками. Некоторые теоретики видят опору такой трактовки в том факте, что мифы о происхождении запрета на сексуальные отношения между близкими родственниками часто упоминают о рождении детей с уродствами как наказании за нарушение этого запрета.

    Социологическая и культурная теории отмечают, что правила инцеста часто запрещают секс не только между генетическими родственниками, но и между людьми биологически не родными. Например, священная книга Ислама, Коран, запрещает брак между двумя людьми, вскормленными одной кормилицей, даже если они не связаны биологическим родством. У некоторых народов секс разрешен между одними родственниками, но запрещен между другими. Например, мужчина может обвиняться в инцесте, если он имеет половую связь с дочерью брата его отца или дочерью сестры его матери. Однако женитьбу того же мужчины на дочери брата его матери или дочери сестры его отца общество одобряет. Все эти женщины являются двоюродными сестрами данного мужчины, и биологическая теория не может объяснить, почему секс разрешен с одними из них и запрещен с другими.

    Социологические теории доказывают, что запрет инцеста дает возможность обществу спокойно функционировать. Запрет на инцест обнаруживается уже на заре культуры, и как утверждают некоторые, это и есть сама культура, поскольку иначе социальная эволюция человека пошла бы не дальше, чем у человекообразных обезьян. Согласно одной из социологических трактовок, такой запрет существует в связи с тем, что семьи или группы должны объединяться с другими семьями или группами ради укрепления экономической и военной силы (выгодность социальных альянсов). Один из наиболее эффективных путей такого объединения — бракосочетание. Поскольку внутри группы сексуальные отношения запрещены, люди вынуждены искать сексуальных партнеров и пару для супружества среди мужчин и женщин других групп.

    Другая социологическая теория предполагает, что семьи функционируют наиболее эффективно, когда внутрисемейные роли четко определены и не смешиваются. Кровосмесительные взаимоотношения между родителями и детьми будут путать эти роли, так что вовлеченные в эти отношения люди теряют четко очерченные ориентиры поведения. Кроме того, сексуальные отношения между родителями и их детьми влияют на взаимодействие родителей друг с другом и может происходить разрушение семьи из-за сексуального соперничества. Согласно этой теории, разрешение сексуальных отношений между родителями и потомством привело бы к громадному социальному беспорядку, так что общество вынуждено предупреждать такие отношения.

    Согласно Эрику Фромму, инцест понимается расширительно в плане отношений межличностных и обретает социологическое измерение. Первичные инцестуальные ориентации и привязанности изначально ограничивают взаимодействие человека с другими, особенно незнакомыми, и, чтобы стать человеком, нужно порвать инцестуальные связи и стать свободным. Привязанность к родителям — лишь одна из форм инцеста, хотя и самая фундаментальная; в ходе социальной эволюции домашними и родными становятся племя, нация, раса, государство, класс, политическая партия и пр. Здесь лежат корни национализма и расизма, они же — в свою очередь — симптомы неспособности воспринимать себя и других как свободные существа. Можно сказать, что развитие человечества идет от инцеста к свободе и в этом — ключ к универсальности табу на инцест.

    Существует также теория, утверждающая, что сношения между членами семьи просто скучны. В частности, в подтверждение этой теории приводят наблюдения, что супруги после многих лет совместной жизни начинают естественно подыскивать сексуальных партнеров на стороне, поскольку секс с привычным партнером уже не приносит ни возбуждения, ни удовлетворения. То же касается и вместе выросших членов одной семьи.

    Наконец, авторы культурных трактовок запрета на инцест считают и биологические и социологические теории неполными, поскольку в них не учитывается то, как в разных обществах формируется концепция инцеста. Например, концепция инцеста всегда связана с определением родства, что варьирует в разных обществах. У большинства народов родственниками считают людей, имеющих общие гены. В других обществах люди называются родственниками, если они делят между собой пищу, землю или занимаются совместной деятельностью. Хотя у таких родственников нет никакой биологической связи, секс между ними запрещен как кровосмесительный.

    Тот факт, что правила инцеста служат не только для профилактики инбридинга, наиболее ярко иллюстрируют следующие примеры. У народности самбия Новой Гвинеи (общество с ритуализированным гомосексуальным поведением) мальчики-подростки обязательно вовлекаются в гомосексуальное сожительство со старшими мужчинами. Ясно, что в результате таких отношений зачатие невозможно, однако запреты все же действуют и здесь. Мальчикам нельзя заниматься сексом с их отцами, братьями их отцов и их собственными братьями. Во многих обществах предписаны обстоятельства, при которых запрет на инцест должен быть нарушен. Например, вожди африканского племени леле, приходя к власти, вступают в сексуальные связи с сестрами по клану. Нарушение вождем табу выделяет его как человека, стоящего вне правил обычной морали.

    Хотя ни одна из теорий не является полностью корректной, важно понять, как каждая культура объясняет запрет на инцест и как этот запрет влияет на сексуальные отношения в обществе. Даже если изначально табу на сексуальные отношения между родственниками вводили из-за необходимости избегать инбридинга, каждое общество умело использовало этот запрет в своих целях.

    Одни исследователи заявляют, что универсальный запрет на инцест практически всегда эффективен и поэтому инцест редко обнаруживают в каком-либо обществе. Другие исследователи замечают, что эффективности запрета инцеста касается по преимуществу заключения близкородственных браков, а что же касается самого инцеста, то у большинства народов в большинстве стран и эпох универсальным явлением был сам инцест, а не его отсутствие и, чем дальше мы углубляемся в историю, тем больше находим доказательств универсальности инцеста, так же, как и других форм насилия над детьми.

    Однако, социальное осуждение и личная боязнь инцеста, нечувствование границ допустимости во взаимоотношениях с личностью ребенка приводит к тому, что родители, особенно отцы, братья и сестры, тети и дяди, бабушки и дедушки стесняются (боятся) выражаться свои чувства по отношению к своим вырастающим из младенчества родственникам, беседовать с ними на сексуальные темы, помогать в разрешении их интимных вопросов, а уж тем более, обучать навыкам умелой мастурбации, активной сублимации и множественных оргазмов. Сексуальное взаимообщение между взрослым и маленьким ребенком может удовлетворять и обогащать впечатлениями обоих, быть позитивным, здоровым опытом (нести физически необходимые здоровые и позитивные ощущения, впечатления). С точки зрения эфирной физиологии, кармически неблагоприятными являются не столько сексуальные взаимоотношения близких родственников между собой сами по себе, сколько форма этих взаимоотношений и то, что они собой приносят. То есть когда они диктуются похотью и невежеством, ни к чему хорошему они приводить не в состоянии. Очень важно четко осознавать кармические последствия таких взаимоотношений, поскольку они не являются обратимыми и изменяют тонкие взаимоотношения между людьми.

    Индия

    Детство многих индийцев начинается с регулярной мастурбации со стороны матери, которой подвергается маленький ребенок высокой или низкой касты: девочки — «чтобы хорошо спали», мальчики — «чтобы росли мужественными...» Как фактически в любой незападной культуре, ребенок в течение нескольких лет спит в супружеской постели и постоянно наблюдает половые сношения между родителями. До какой степени индийские родителя идут дальше и открыто занимаются сексом с ребенком, определить невозможно. Рампад, социолог, который недавно провел исследование сексуальных традиций современной Индии посредством интервью, построенных по образцу Кинсея, пришел к выводу, что «размах инцеста огромен... Его скрывают вместе с другими секретами семьи так, что тайна редко выходит наружу, как и совращение, к которому прикладывают руку верные друзья семьи... Попытаться дать хотя бы более или менее удовлетворительную оценку частоты случаев инцеста — все равно, что разворошить осиное гнездо... никто не исповедуется в таком поступке, следовательно, любая попытка собрать материал для статистики в настоящее время бесполезна».

    Как о мальчиках, так и о девочках сообщается, что их мастурбируют и насилуют мужчины семьи, включая отца, старших братьев. дядей и двоюродных братьев. Когда ребенку исполняется четыре или пять лет, его обычно берут к себе на ночь в постель другие члены большой семьи — «дяде должно нравиться, что она спит в его комнате, ведь это считается великим жестом, означающим близость». Как описывает одна девочка: «Вряд ли я хоть раз спала со своими родителями после того, как мне исполнилось четыре года. Почти каждую ночь я по очереди спала с разными моими дядями и иногда с бабушкой. Но в ее кровати было очень тесно, потому что там спали все ее внуки... Поэтому я предпочитала спать в кровати дяди, который был очень добрым и зимой обхватывал меня руками». Такая практика похожа на традиционное обобществление жен братьями, каждый из которых имел свободный сексуальный доступ к жене другого брата — древний обычай, еще принятый в некоторых областях Индии.

    Секс между близкими родственниками в Индии настолько общепринят, что в некоторых индийских группах предпочитают устраивать браки между дядями и племянницами, двоюродными сестрами и братьями. Как гласит одна старая индийская пословица, «если девочка девственница в десять лет, значит, у нее нет ни братьев, ни кузенов, ни отца». Такой порядок — спать по очереди с живущими в доме родственниками — сохраняется даже после свадьбы, поскольку муж часто холоден к жене, и секс с младшими братьями мужа тайно поощряется семьей, которая хочет дать жене кого-нибудь «близкого». Деды часто называют маленьких девочек «моя маленькая жена», дарят им лакомства и «играют роль старых соблазнителей», дразня словами: «А не хочешь ли ты выйти за меня замуж?» Вот как один наблюдатель подытоживает традиционную индийскую сексуальную стимуляцию детей: «Маленьких девочек хинди лишают девственности маленькие мальчики, с которыми те играют; они вместе повторяют эротические уроки, которые невольно преподают им родители благодаря повсеместному в Индии промискуитету в семье. У маленьких девочек, которым еще нет даже десяти лет, — девственная плева никогда не бывает целой... Инцест часто является правилом, а не исключением».

    Вдобавок к непосредственному инцесту со стороны родителей, обычным является и совращение маленьких девочек, которых берут в дом под опеку или в качестве слуг. Многие мужчины, сообщает Рампал, «опускаются до того, что совращают маленьких девочек, которым дают приют в доме по разным причинам — то ли девочка учится, то ли находится в услужении, то ли она родственница, то ли дочь или сестра близкого друга. Они сполна пользуются ее невинностью и неопытностью в общении с мужчинами, которые хотят близости с ней. Обычно девочка горько жалеет о такой связи, потому что испытывает крайнюю раздвоенность, называя своего тайного любовника «дядей» или «братом» при посторонних и предаваясь с ним соитию в уединении спальни...» Отцы иногда поощряют совращение, передавая дочь другу, чтобы тот воспитывал ее, «как свою дочь», и друг «посвящает ее в инцестуальные сношения».

    Детские браки в Индии были правилом уже по меньшей мере в 300 г. до н. э. В качестве рационального объяснения детских браков, так же, как и крайней изоляции девочек (пурда), называют необходимость защиты девочки от окружающих ее мужчин-соблазнителей. Индийские матери высших каст признаются, что боятся оставлять (одиннадцатилетних) дочерей одних дома, даже на полдня, без материнского присмотра и в досягаемости мужчин из семьи. Ниже по социальной лестнице мы обнаруживаем тот же страх. Жена крестьянина хинди никогда не оставит свою маленькую дочь дома даже на один час в почти полной уверенности, что тогда ребенок будет обесчещен. Вот почему ребенок по традиции выдается замуж в шесть или семь лет.

    В 20-х годах ХХ века подавляющее большинство членов комиссии, настаивавшей на необходимости секса с детьми, утверждало, что дети настолько переполнены сексуальными желаниями, что, когда им исполняется семь лет, брак является единственным спасением. ВЗрослые люди считали, что маленькие дети, как мальчики, так и девочки, по своей природе проявляют неестественную, развращенную и изнуряющую скороспелость, находясь под влиянием среды (то есть семейного инцеста в первые семь лет). Маленькие девочки обвинялись в собственном изнасиловании, раннее замужество объявлялось абсолютно необходимым, поскольку похоть владеет сердцем девочек в раннем возрасте, девочка хочет половых сношений в восемь раз сильнее, чем мужчина, а когда человек голоден, самое время накормить его. Инцест рассматривался как «более высокая ступень половых сношений и большой шаг к религиозному совершенству».

    В некоторых эндогамных (замкнутых) индийских группах, таких как байга, практиковались настоящие инцестуальные браки мужчин с дочерьми, женщин с сыновьями, братьев с сестрами и даже бабушек или дедушек с внуками. У этнографов создавалось впечатление, что у большинства из было них очень слабо или вовсе отсутствовало врожденное отвращение к инцесту, и вместе с тем жизнеспособность этого общества опровергало все теории о невозможности инцестуальных браков.

    У байга встречались самые разные варианты полностью инцестуального образа жизни, а регулярные половые сношения с детьми были широко распространены во многих индийских группах. Одной из групп, чья жизнь документирована лучше всего, являлись мурия, которые делают маленьких детей частью своей сексуальной активности в семейной постели. Затем, когда детям исполнялось пять-шесть лет, родители объявляли их слишком взрослыми для участия в семейном сексе и отправляют в спальню, отведенную для сексуального использования детей подростками и мужчинами постарше. Мурия считали, что это дети виноваты в том, что их приходится изгонять из дома и отправлять в сексуальную спальню: «Некоторые дети очень хорошие и понимают (почему их приходится изгонять из семейной постели), а другие, глупые, ломятся обратно в комнату родителей...» Взрослые наблюдали и поощряли любую сексуальную активность в спальнях. Хотя иногда в спальни отправляются дети всего двух лет от роду, от них обычно не требовали участия в сексе до пяти-шести лет, поскольку они, если их принудить к сексу в три-четыре года, часто «мочили кровать и просыпались с плачем».

    Попавших в спальню детей заставляли трудиться на остальных, их «вколачивают в форму» подростки, поставленные здесь за старших. Маленькие дети начинали свою сексуальную деятельность с того, что делали детям постарше массаж, и лишь потом их «посвящали» в настоящие сношения. Сношения начинают в пять или шесть лет по инициативе одного из подростков или взрослых. Взрослая девочка учила маленького мальчика, позволяя ему ласкать ее грудь и обнимать ее. Затем она обнажала свои ноги и заставляет маленького мальчика ложиться на ее грудь. Она показывала ему, как раскрывать ее одежду и вставляет маленький пенис своей рукой. Существовало два типа спален: классическая модель, когда девочкам под угрозой наказания не разрешалось спать с одним партнером больше трех ночей подряд, и «парная» модель, когда партнеры на долгий срок вступали в «брак» друг с другом. Обычно детям назначал партнера тот, кто за старшего. Несмотря на то, что иногда девочке позволялось выбрать себе партнера, она не могла отказаться от секса, иначе ей, грозило групповое изнасилование: «Если девочка отказывается прийти, когда за ней посылают, то за ней отправляют маленьких мальчиков, которые приводят ее силой. Когда ее приводят, а она отказывается выбрать партнера, группа мальчиков постарше принимается насиловать ее по очереди, пока она не назовет мальчика, которого хотела бы иметь партнером».

    Дети вступали в сношения в присутствии других — некоторых родственников, таких, как младшие братья, которые замещали старшего брата, если он временно отсутствует. «Каждый принадлежит кому-нибудь другому» — вот дух этих спален; «ты переходишь от девочки к девочке, совсем как кольцо на твоей руке переходит с пальца на палец», а иначе «погибнешь от любви». Конечно, все эти правила устанавливались и менялись по воле родителей, а не детей. Старшие женатые мужчины часто посещали спальни и занимались сексом с детьми, особенно когда у их собственных жен были менструации и они считались оскверненными. Система сексуальных спален мурия, имеющая аналогии у некоторых азиатских и африканских групп, была высоко оценена за свое «завидно» позитивное отношение к сексу изучавшими эту группу этнологами и другими антропологами, сообщавшими о своих исследованиях. Этнолог называет эти спальни «счастливым, волнующим миром», в отличие от других индийских деревень, где детей насилуют чаще, чем в деревнях, где есть такие спальни.

    Китай

    Хотя родители в Китае традиционно спят со своими детьми, пока те не становятся подростками, еще недостаточно исследовано, что конкретно происходит в китайских семейных постелях; впрочем. некоторые наблюдатели сообщают, что у китайских девочек, как и у индийских, нет и намека на девственную плеву, предположительно потому, что те, кто о них заботится, «очень тщательно... чистят половые органы маленьких детей во время ежедневных промываний...»

    В древнем Китае были институционализироваиы браки маленьких невест с определенным количеством братьев. В популярной древней системе брака симпуа родители удочеряли девочку, растили ее как сестру своего сына, а затем заставляли их двоих вступать в брак, который со всех точек зрения, кроме генетической, следует рассматривать как инцестуальный. Они могли поступить и наоборот, усыновив мальчика, чтобы женить на приемной сестре. Сексуальное использование удочеренных девочек, как сообщается, было обычным делом.

    Япония

    В настоящее время в Японии существует такой запрет на разговоры о сексуальном домогательстве к детям, что в официальной статистике говорится лишь о нескольких сотнях случаев в год по всей стране. Некоторые авторы свидетельствуют, что там почти все читают порнографические комиксы (манга), где изображены маленькие девочки, «к которым пристают, нападают, связывают, бьют, режут и пытают», и сомневаются в точности столь низких официальных цифр в отношении использования детей, однако антропологи, педагоги, психоаналитики и прочие, специализирующиеся в изучении японской психологии, отрицают наличие в современных японских семьях сколь-либо значительного сексуального домогательства к детям.

    В Японии, одном из самых эндогамных (замкнутых) обществ в мире, даже в исторические времена одобрялись инцестуальные браки в придворных кругах. Браки между родными и двоюродными братьями и сестрами, дядями и племянницами, тетями и племянниками были настолько общеприняты и даже предпочтительны, что инбридинг, как обнаружили генетики, влиял на размеры и здоровье людей. В 1959 г. в работе Кубо говорилось, что в Японии еще остались сельские районы, где отцы, «согласно феодальной семейной традиции». женятся на дочерях после того, как мать умерла или сделалась неспособной к половой жизни. Кубо пришел к выводу, что во многих традиционных деревенских семьях инцест считается «похвальным поведением». Изучив в Хиросиме 36 случаев инцеста, он обнаружил, что община часто осуждает с моральной точки зрения семьи, живущие в открытом инцестуальном браке, но сами участники таких браков не считают свое поведение аморальным. В самом деле, в отсутствие отца, возглавляющего семью, эту роль может перенять у него сын, «чтобы положить конец беспорядку в доме», и заниматься сексом со своей сестрой. Другие члены семьи примут этот инцест как нормальное явление.

    Западные наблюдатели даже в наше время часто отмечают, что японские матери все еще мастурбируют своих маленьких детей — днем, публично, и ночью, в семейной постели, «для того, чтобы их усыпить», как говорят сами матери. Многие семьи практикуют так называемый совместный сон (дакине), когда родители, дед или бабка спят в обнимку с ребенком, — считается, что это благотворно сказывается на здоровье взрослого. В настоящее время средний японец (или японка) спит со своими детьми, пока тем не исполнится десять-пятнадцать лет, а в одной из работ по Японии 1980-х годов обнаружилось, что в 20% случаев дочь даже после шестнадцати продолжали спать с отцом. Даже если в доме больше дюжины комнат, родители, а также дед с бабкой чувствуют себя «одиноко», когда спят отдельно от детей, а потому каждую ночь ложатся спать с кем-нибудь из детей (в одной работе указывается средний возраст, когда дети начинают спать отдельно — 12,7 лет).

    Согласно феминистскому отчету 1980-х годов, около трети опрошенных в этом исследовании вспоминали, что в детстве подвергались сексуальному использованию со стороны родственников или близких друзей. В другой работе 1981 года большинство опрошенных в городе родителей говорили, что в последнее время начинают испытывать беспокойство от того, что ребенок, спящий вместе с ними, может узнать об их половой жизни — это растущее чувство вины по поводу инцестуальной активности было характерно для Запада в начале нового времени и привело к тому, что детей впервые стали класть в отдельные кроватки. В то же время в Токио была организована «горячая линия» и пронанализированы сотни звонков, связанных с инцестом. Поскольку официальная японская статистика отрицала случаи инцеста, стало сюрпризом, когда на линию хлынули такие звонки. Одним из самых удивительных открытий было то, что, вдобавок к обычному на Западе инцесту между отцами и дочерьми или братьями и сестрами, было 29% звонков, в которых жаловались на инцест между матерью и сыном (чаще в форме мастурбации матерью сына). Внебрачный секс все еще является правилом для большинства женатых японцев и часто японские матери спят одни с сыновьями в одной постели, в то время как отец где-то в другом месте занимается сексом с другой женщиной.

    Судя по сообщениям, инцест чаще всего происходит, когда мать видит, что ее сын-тинэйджер мастурбирует, и говорит ему: «Лучше не делать это одному. Твой IQ снизится. Я помогу тебе», или: «Ты не сможешь научиться, если не будешь заниматься сексом. Ты можешь воспользоваться моим телом», или: «Я не хочу, чтобы ты нажил неприятностей с девушкой. Лучше занимайся сексом со мной». Японские матери учат сыновей мастурбировать, помогая им добиться первой эякуляции, во многом так же, как перед этим приучали к туалету. Сыновья по большей части не имели сексуального опыта с другой женщиной и ревновали, зная о сексуальных отношениях матери с отцом, чувствуя свое право на единоличное обладание матерью, — возможно, это отчасти объясняет, почему один осведомитель сказал специалисту по планированию семьи: «Мы в Японии не знаем эдиповых проблем — со стороны отца нет конкуренции». Разные исследования подтверждают факт необычно высокой частоты инцеста между матерью и сыном.

    Психоисторическое исследование японского детства, выполненное в конце 1980-х годов Китахарой, подтверждает широкое распространение инцеста между братьями и сестрами в начале исторического времени, обыденность педерастии вплоть до недавнего времени и то, что даже в настоящее время взрослые сплошь и рядом спят и моются вместе с детьми, а также степень зависимости инцеста от обычая спать совместно и от крайне ограниченного контакта отцов со своими семьями.

    Ближний Восток

    На Ближнем Востоке половая жизнь начинается для мальчиков в младенчестве и продолжается в течение всего детства. Родители, и не только они, мастурбируют пенис младенца, чтобы «сделать его больше и сильнее», а старшие дети, по наблюдениям, часами играют с половыми органами малышей. Когда мальчики подрастают, среди них, как сообщается, становятся обычны взаимная мастурбация, фелляция и анальные сношения, обычным явлением наблюдается использование мальчиками постарше в качестве сексуальных объектов маленьких детей — как предполагают, вследствие реакция на сверхстимуляцию в семейной постели. Педерастическое использование мальчиков мужчинами внутри и около обширной семьи — обычное явление, поскольку «просто взгляд хорошенького мальчика уже считается... волнующим и чертовски искусительным».

    Поскольку на Ближнем Востоке девочек ценят меньше, чем мальчиков, то их инцестуальное использование в детстве, возможно, даже преобладает. В одном сообщении обнаружилось, что из пяти ближневосточных женщин четыре вспоминают, как в возрасте от 3 до 6 лет их принуждали к фелляции старшие братья и другие родственники. В ранние годы жизни большинство детей-девочек подвержено сексуальным атакам со стороны родного или двоюродного брата, дяди по отцу или по матери, дедушки или даже отца. Помимо членов семьи это может быть опекун или швейцар в доме, учитель, сын соседа и любой другой мужчина. Инциденты случаются часто, но остаются в тайне, сохраняемые в потайных уголках души ребенка, поскольку девочка никому не смеет рассказать, что с ней случилось.

    Удаление клитора, подобно всем увечьям, которые совершаются над половыми органами детей (в частности обрезание крайней плоти у мальчиков), несомненно, является актом инцеста, продиктованным извращениями взрослых, наносящих увечье. В частности, матери, которые с ножом нападают на половые органы дочерей, на самом деле столь же инцестуальны, как и насилующие дочерей отцы.

    Россия

    В девятнадцатом веке в России еще были широко распространены детские свадьбы. Мало того, что большинство девочек выходило замуж и имело сексуальный опыт до половой зрелости — отцы часто вступали в половые сношения с новобрачными сыновей. В деревнях отцы очень рано женили сыновей на расцветающих девушках, а затем посылают юношу в Москву или Санкт-Петербург искать работу. Через несколько лет сын возвращался домой и обнаруживал, что является номинальным отцом нескольких детей, отпрысков собственного родителя, который считал своим долгом замещать мужа молодой жены.

    Инцест ритуальный и мифический

    Во время многих оргиастических праздников разрешаются и даже предписываются инцестуозные связи, в обыденной жизни неминуемо повлекшие бы самые суровые наказания — вплоть до смерти. Во многих концах мира считается, что временное нарушение брачных норм способствует благосостоянию и всеобщему плодородию. И эта идея перекликается с одной из основных ритуальных целей архаического праздника.

    Нарушение полового табу во время «карнавального» праздника может действовать по всеобщей схеме переворачивания; именно благодаря своей необычности, «отмеченности» такие акты способны приобретать особенно сильные магические свойства. По-видимому, тем же объясняется и позднейшая ритуальная практика инцеста в целях приобретения сокровенного знания. Поступив не так, как обычно, и не так, как все, нарушив самое странное табу, человек тем самым приобщается к богам — «кровосмешение запретно и страшно; но ведь тайны богов тоже запретны и страшны».

    Ритуальный инцест связан с особыми событиями (например, «рождение» новых членов общества или, наоборот, их смерть) или же с кризисными состояниями в природе. Отправляясь мстить врагам, аранда сожительствуют с женщинами из своей половины. Состояние волны разрушает все порядки, которые были при мире. Вступление в эти особые состояния четко осознается самими участниками ритуала. Например, ндембу при ритуальном нарушении экзогамии или сходных случаях, когда совершаемые действия противоречат обычным, произносят специальную формулу «Здесь совершается нечто другое». Иногда ритуальное нарушение существующих порядков сопровождается соответствующими обрядами очищения — например, после оргиастической части инициационного комплекса на Новой Ирландии следует неделя полового воздержания, недавние участники оргии спят раздельно: мужчины в одном доме, женщины—в другом; на Фиджи промискуитетная часть обрядов имеет место непосредственно перед заключительным ритуальным омовением.

    Ритуальные действа не являются аморальными, но лежат вне этических характеристик. Имеется различие между тем, что считается моральным или аморальным в обыденной жизни, и его значением в жизни сакральной. Замечания же, подобные фразе старого вождя Нанды «Пока это длится, мы делаемся совсем как свиньи» (по поводу фиджинского оргиастического праздника), скорее всего отражают морализующее влияние христианских миссионеров.

    Внеморалыюсть участников ритуального действа сближает их с мифическими героями, также стоящими вне предписанных законов и норм поведения. Но если обычные люди лишь в ритуале приближаются к этим великим героям, то некоторые шаманы (у варрамунга относящиеся к классу Уркуту) уподобляются им и в обыденной жизни. Они, например, могут безнаказанно вступать в связь с запретной для себя женщиной. Но любопытно, что женщину в таких случаях наказывают в соответствии с общими законами, т. е. здесь усматривается не антиситуация, а существует античеловек — вернее сверхчеловек, находящийся вне социальной системы.

    Что касается великих предков и других мифических существ, то они не только наделены необычайной сексуальной потенцией и плодовитостью, но и нередко склонны к инцесту. Тема инцеста далеко не ограничивается первобытной традицией, она широко известна и в классической европейской и восточной мифологии, Библия тоже насыщена инцестуозными сюжетами, наконец, существуют целые разряды сказок и песен того же рода.

    Интересно, что многие культурные герои, снабдившие людей необходимейшими предметами и знаниями, сами были инцестуозными, более того, мир стал таким, каков он теперь, именно благодаря их первородному греху. Это и знакомые нам сестры Ваувалак, это и Дьянггавул со своими двумя вечно беременными сестрами, давшими начало теперешним аборигенам Северо-Восточного Арнемленда; это и тробрианские инцестуозные брат и сестра, из тела которых выросло столь нужное для магии растение; наконец, это, возможно, даже Адам и Ева иудейско-христианской традиции. Наконец, нередко сам мир — результат инцеста.

    В случаях, когда инцест не является непосредственным сюжетом мифа, он тем не менее может появиться при его толковании. Например, в мифе о сестрах Ваувалак основной сюжет связан со странствиями сестер и с финальными роковыми событиями у священного источника. Лишь в самом начале мифа упоминается, что у себя на родине, до того как отправиться в странствия, сестры (или одна из них) имели инцестуозную связь со своими родственниками. Но толкуя этот миф, один из руководителей церемоний наряду с осквернением священного источника упоминает и о начальном грехе сестер: «Если бы они не поступили так плохо в своей стране, то этого бы не случилось. Если бы они не менструиронали в Миррирмина, этого бы не случилось. Все, все плоды и звери, все остались бы одинокими (single). Но после того как они сделали эти плохие вещи, они создали этот новый закон для всех». Неожиданно инцестуозность сестер оказывается непосредственной причиной всеобщего плодородия — напомним, что основная идея этого цикла связана с плодородием и размножением.

    Ритуал постоянно повторяет мифический «первородный грех», чтобы привести к оплодотворению людей и всего мира — как, например, в циклах, символически воссоздающих соитие Дьянггавула со своими сестрами. В ритуалах, связанных с сестрами Ваувалак, тоже воссоздается начальный инцест. Но если все остальные эпизоды мифа разыгрываются чрезвычайно подробно и развернуто, то инцест, фигурирующий в мифе post factum, появляется в ритуале просто в виде ритуального соития в финале. Аборигены объясняют, что партнерами в финальном соитии должны быть запретные друг для друга люди, так как две их великие прародительницы тоже когда-то совершили инцест. Миф составляет потенциальную, а ритуал — кинетическую энергию единого обрядово-словесного комплекса. Миф описывает ритуал, а ритуал разыгрывает миф. Ритуальное действо становится священным именно потому, что оно соотнесено с тем, что было в Начале. По мере приближения к этому мифологическому Началу священность возрастает в геометрической прогрессии, это как бы точка сходимости всех важнейших сторон жизни архаического коллектива.

    Дополнительно:
  • Секс среди детей одной семьи
  • Секс и ребенок. Что должен знать ребенок о сексе
  • Педофилия
  • Мачо
  • Обрезание пениса
  • Обрезание клитора