in
МАЗОХИЗМ (masochismus) (по имени австрийского-польского писателя, барона фон Захер-Мазоха (Sacher-Masoch) Леопольд-Риттера (1836-1898(1895, 1905)), представителя позднего романтизма, в своих произведениях описывавшего удовольствие, испытываемое при получении мучений (доставляемое болью), а в романе «Венера в мехах» (1888) впервые подробно описавшего это удовольствие) (альгомания, альгофилия, пассивизм (лат. passivus — безвольный, пассивный от patior, passurn — терпеть, переносить), пассивитизм, страдальчество), половое извращение, при котором для достижения полового возбуждения и сексуального удовлетворения необходимо испытывать физическую боль или моральное унижение, причиняемое партнёром.
Степень сексуальной зависимости от партнера при этом является максимально выраженной и может проявляться тем, что человек идет на любые жертвы, чтобы только не потерять сексуального партнера, который доставляет тем большее наслаждение, чем больше его мучает. Большинство специалистов считает, что чисто физическая боль не является самоцелью общения мазохиста с партнёром, а им движет скорее желание подчиняться чужой воли, почувствовать на себе беспредельную власть партнёра, вседовлеющую и сладкую от чувства собственной покорности и беспомощности. Видимо, испытанная однажды слабость и беззащитность перед неотвратимым наказанием, насилием, унижающим достоинство, могла оставить в сознании сильный эмоциональный всплеск, который и лёг в основу формирующейся структуры полового чувства мазохиста, определив на дальнейшее как выбор партнёра, так и сексуальный сценарий. Женщину принято называть пассивным сексуальным партнёром, имея в виду, что инициатива близости чаще находится у мужчин, а его действиям не чужды некоторые садистические элементы. Следовательно, женская сексуальность имеет в себе определённую мазохистскую направленность, выраженную в самой различной степени и порой скрытую даже от самой женщины. Если половая жизнь протекает не по сценарию мазохиста, сексуальная удовлетворённость возможна лишь при эротическом фантазировании при этом либо смене партнёра, чьи действия более адекватны ожидаемым. При мазохизме степень сексуальной зависимости от партнёра является максимально выраженной. Эта зависимость может проявляться тем, что человек идёт на любые жертвы, чтобы только не потерять сексуального партнёра, который доставляет тем большее сексуальное наслаждение, чем больше доминирует, то есть унижает мазохиста.
Однако, вопреки ошибочному представлению о склонности большинства женщин к мазохизму, садизм и мазохизм на уровне парафилий встречаются главным образом у мужчин.
Мазохизм, подобно садизму, также варьирует от мягких форм до крайне тяжелых. Мягкие формы — связывание (половое возбуждение возникает, если человек связан), шлепки или физическое «подавление» — это тщательно контролируемая игра с надежным партнером. Что же касается крайних форм, то они состоят в действиях, причиняющих настоящую боль: бичевание, полупридушивание, затаптывание ногами, самоповреждения. Мазохисту, жаждущему, чтобы ему причинили «сильную» боль или же прочно связали, не так-то легко найти соответствующего партнера. Из-за этого некоторые мазохисты сами причиняют себе боль весьма эксцентричными способами, или полупридушивая себя, или прибегая к помощи проституток, соглашающихся провести необходимую стимуляцию.
Психологический смысл садомазохизма остается неясным. Поскольку многие мазохисты-мужчины занимают высокое положение в обществе (политики, судьи, банкиры), некоторые специалисты высказывают мнение, что подчинение и унижение в сексе служат для мазохистов своего рода отдушиной, позволяющей им расслабиться и отвлечься от своей строго регламентированной жизни на виду у всех. Мазохизм можно объяснить подсознательным желанием избавиться от завышенной самооценки, либо (для человека, воспитанного в представлениях о сексе как о чем-то греховном и скверном) стремлением наказать себя за получаемое при этом удовольствие.
Из разновидностей мазохиста выделяют мыслительный, который выражается в том, что в воображении человека разыгрываются сцены, например, угрозы лишения его половых органов или унизительных процедур, совершаемых принародно и т. д. Обычно неудержимая фантазия заканчивается сексуальной разрядкой. При символическом мазохизме действия индивида трудно прогнозируемы и непонятны окружающим. Например, в одном из случаев женатый мужчина раз в две недели приходил к приятельнице, которая должна была разыгрывать страх, заявляя: «Зачем ты пришёл? Вот-вот придёт муж». После этого она должна была затолкать его в шкаф и оставить на довольно длительное время одного в комнате. После её возвращения и освобождения его из заточения он уходил, очень довольный результатом. Тем не менее мазохист вовсе не стремится к страданиям, как это отмечается и у других людей. Болезненные переживания, страдания и конфликты для него столь же неприятны, как и для других. Но в определённых ситуациях он стремится интенсифицировать боль, чтобы после этого испытать наслаждение от её отсутствия. Мазохист в значительно большей мере испытывает наслаждение не от физической боли, а от самоунижения и унижения со стороны партнёра. Среди мазохистов есть личности с чертами полной деградации, но чаще всего это люди с нормальным поведением, не отличающиеся в обыденной жизни от других людей. Психоаналитически рассматривают мазохизм как своего рода садизм, направленный на собственную личность.
Мазохизм — это отклонение от нормы, но эта сексуальная девиация имеет право на жизнь при условии, что садомазохизм не причиняет вреда окружающим, не переходит границ болевого порога и опасности для здоровья, не посягает на права личности, а является лишь элементом сексуальной игры. Между сторонами существует негласный договор, что всё должно происходить на грани определённого риска, но грань эту переходить нельзя.
Мазохизм моральный — разновидность мазохизма, проявляющаяся в стремлении испытывать страдания не только от партнера и в связи с сексуальными действиями, но и от других людей, и даже вследствие влияния внеличностных факторов, связанных с каким-либо неблагоприятным стечением обстоятельств или ситуацией.
Мазохистская личность — личность, характеризующаяся более или менее выраженной тенденцией к самоистязанию, самоунижению. Это проявляется в социальном унижении и дискредитации, а также в физической аутоагрессии.