in
САДИЗМ (по имени франц. писателя маркиза де Сада, Донатина Альфонса Франка (de Sade) (1740-1814), много писавшего о жестокости как способе получения сексуального удовлетворения) (половое насильничество, эротический тиранизм, активная алголагния):
девиация сексуальная (половое извращение), при которой половое удовлетворение (оргазм) достигается (наступает) в процессе намеренного причинения партнеру физической боли или психических страданий (мучений), унижения, при жестоком обращении с партнером.
Садизм проявляется в самых разных формах — от «мягкой» контролируемой игры с охотно участвующим в ней партнером до настоящей агрессии вплоть до истязаний, изнасилования или даже садистского убийства. Некоторым садистам, чтобы получить удовольствие, необходимо сопротивление со стороны жертвы; другие достигают полового возбуждения с партнером только в том случае, если страдания партнера очевидны.
Крайние формы садомазохистских действий могут оказаться опасными для здоровья, однако большинство прибегающих к ним людей обычно хорошо представляют себе их рискованность и не выходят за пределы разумного. Для многих привлекательность садомазохистского секса, по-видимому, связана с ощущением, что они «нарушают правила» обычного сексуального поведения. Однако для горстки людей удовольствие, получаемое от причиняемой или испытываемой боли, — единственный способ достигнуть полового возбуждения.
Возникла целая индустрия, обслуживающая садомазохистский секс. Существуют каталоги, рекламирующие кандалы, плетки, цепи, кляпы и другие орудия пыток. Есть журналы, в которых целые развороты заняты иллюстрациями с изображением садомазохистких сцен и подробными описаниями техники таких актов. В некоторых городах открыты бары С + М и частные клубы, где имеются «камеры» и расписаны часы «посещений». В газетах можно встретить объявления.
Садомазохистские фантазии обычны, однако большинство людей, находящих такие фантазии возбуждающими, не имеют желания испытать все это в реальной жизни.
Садизм заключается в том, что сексуальное наслаждение возникает в сексуальной ситуации, связанной с доминированием и безусловным (беспрекословным) подчинением партнера, то есть это потребность полного господства над другим человеком, овладения им и подчинения до такой степени, что ему можно даже причинять боль и унижать его, получая при этом выраженное сексуальное возбуждение и наслаждение. Партнер вынужден вести себя так, как ему указывает его партнер-садист. Таким образом, сексуальная потребность садиста связана с потребностью властвовать, доминировать. Садизм можно рассматривать как способ повысить свою самооценку (доказывая свою мощь и превосходство) или дать выход внутренней агрессивности, которую невозможно разрядить другими способами.
Господство над человеком как особая форма связи с ним создает садисту чувство удовлетворения, причем формы господства нередко могут быть как в социальном, так и в индивидуальном плане выгодными для подчиняемого. Контекст сексуальной ситуации, в которой партнер в соответствии с волей садиста испытывает унижение или боль, подтверждающие власть и господство садиста над своим партнером, вызывает у него выраженное сексуальное возбуждение и последующее особое наслаждение, сопряженное с сознанием неограниченной власти над подчиненным себе человеком. Садизм, благодаря его связи с агрессией, в какой то мере предрасполагает к совершению половых преступлений с применением насилия. Элементы сексуального садизма, видимо, присутствуют в так называемом сексуальном сценарии многих людей, но реализовать их на практике все же решаются немногие. Однако в том случае, когда внешние обстоятельства позволяют садисту легализовать свое полное господство над другим человеком, садизм перестает существовать в игре воображения и начинает применяться в повседневной практике. Это имело место во времена рабства, средневековых работорговли и инквизиции, фашистских концлагерей. Убийство с целью получения сладострастных переживаний является край ним проявлением садизма. Наслаждение, сексуальное удовлетворение в этих случаях достигаются убийством жертвы, что является крайним выражением исполнения над ним полной власти. Такие формы садизма являются половыми извращениями.
Некоторые из практикующих С + М (садо + мазо) стараются изменить свое сексуальное поведение. Сравнительно нетрудно помочь таким людям внести в их сексуальную жизнь новые несадомазохистские формы, однако попытки полностью устранить эротическую привлекательность садомазохистских актов в лучшем случае приводят лишь к временному успеху.
Маркиз де Сад систематизировал все известные ему к тому времени сообщения об использовании механических средств при половом акте, в частности блоков, лебедок и подъем пиков, применяемых для создания различных позиций во время полового акта и используемых для истязания. Он был автором психологических романов на тему сексуальных отклонений (например, «Жюстина» и «Жюльетта»), в которых проповедовал право человека на наслаждение без всяких ограничений и раскаянии, а также восхваляя ничем не ограниченное сексуальное поведение, которое даже в преступлении находит сексуальную стимуляцию. Все это и было причиной появления определительного термина для подобного поведения человека.
Иногда неосознаваемые садистские наклонности могут лежать в основе задержки эякуляции или отсутствия его при коитусе, если поведение женщины не соответствует его сексуальным наклонностям. Последствиями проявления садистских наклонностей может быть и полный отказ от половых сношений или холодное, безэмоциональное наблюдение за протеканием сексуального возбуждения у партнера. Обычно мужчина как активный сексуальный партнер стремится перестроить женскую психику в момент близости на свой эротический лад, подчинить ее своему желанию, порой преодолевая даже некоторое, пусть и мнимое, сопротивление женщины, что только повышает его самооценку и придает чувство уверенности. Несмотря на кажущуюся раскованность в действиях большинства мужчин, определенная сдержанность в реализации скрытых побудительных мотивов все же присутствует, а в случаях садизма эти внутренние тормоза отсутствуют, и желание полной власти над объектом страсти может не знать ограничений. Обычным проявлением садизма является нанесение психической или физической боли партнеру, а в проявлениях садизма по отношению к неживым предметам фантазия девианта беспредельна. Следует отметить, что проявления садизма могут иметь место и у женщин, часто достигающих наслаждения от созерцания унижений партнера, теряющего чувство собственного достоинства. Формы садизма крайне разнообразны от мыслительного (представлений о жестоких действиях по отношению к женщинам и даже их мысленного убийства) до случаев некрофилии, вампиризма, бертранизма.
Убийство с целью получить сладострастные переживания является крайним проявлением садизма. Наслаждение и сексуальное удовлетворение достигается убийством жертвы. Убийства с целью достичь сладострастных переживаний классифицирует таким образом:
а) убийство как следствие преодоления сопротивления жертвы при попытке изнасилования, когда убийство является средством добиться покорности жертвы;
б) убийство с целью лишить жертву возможности призвать на помощь;
в) убийство в момент переживания оргазма, часто при суженном сознании, как продолжение преодоления сопротивления жертвы, не обязательно преследующее ее смерть;
г) убийство для сокрытия сексуального преступления и избавления от свидетеля изнасилования;
д) убийство по другим мотивам, внешне напоминающее убийство с целью получить наслаждение.
В основе убийства в целях достижения сладострастных переживаний могут лежать некрофильные тенденции, при которых не само убийство, а лишь половое сношение с мертвым или умирающим является целью (некросадизм). Считают, что при убийстве в целях достижения наслаждения вовсе не обязательно половое сношение. Сексуальное удовлетворение может быть достигнуто путем имитации генитального проникновения в тело жертвы, при котором разрываются есте« ственные отверстия тела, разрезается грудь, горло и половые органы, иногда может быть расчленено все тело.
Выделяют две группы убийств по сексуальным мотивам:
I. Убийство является выражением садистской перверсии. Такие преступления совершаются обычно вне состояния аффекта и без каких-либо «переговоров» с жертвой. Они осуществляются как ритуальная процедура, а убийство предопределено и запланировано в воображении. С психодинамической точки зрения такие убийства являются следствием устранения «защитной структуры». При этом ликвидируется граница между архаически-магическим миром перверсии и социальной действительностью. Такие случаи являются редкостью среди убийств по сексуальным мотивам.
II. Убийство является деструктивным актом, который представляет собой выражение несдерживаемой, неконтролируемой агрессии, а также эмоциональных вспышек при различных обстоятельствах.
Психическая структура обеих групп убийц различна. Личность убийцы, принадлежащего ко второй группе, обычно стоит на границе нормы, в то время как садисты из первой группы испытывают меньше затруднений в плане приспособления и контролирования своих импульсов, поскольку специфический «защитный характер» перверсии выполняет у них стабилизирующую функцию.
Первая садистка, в отличие от де Сада, была особой, реально практиковавшей садизм. Она не писала книг, но убивала и терзала людей ради своего душевного удовлетворения. В 1611 году, в возрасте 50-ти лет, венгерская графиня Эрсебет Батори была заживо замурована в стене своего замка в Малых Карпатах за то, что убила разными способами около шестисот молодых девушек. На судебном процессе судья, видимо, был особенно озабочен тем, что подсудимая, наряду со служанками, убивала и женщин благородного происхождения. Батори использовала ряд хитроумных приспособлений для своих жестоких забав. Например, она сажала перепуганную обнажённую девушку в узкую железную клетку, снабжённую металлическими стержнями для протыкания жертвы. Клетка подвешивалась под потолок, а сидящая внизу Батори наслаждалась видом льющейся сверху крови. Другое её приспособление — робот с настоящими человеческими зубами, вырванными у одного из слуг, — было придумано для того, чтобы сжимать жертву в «железных» объятиях, после чего робот выстреливал острыми ножами, пронзая ими жертву. Кровь жертвы стекала по жёлобу, подогревалась на огне, после чего ею заполнялась ванна графини.
Приверженность религии не является гарантией против сексуальной преступности. В действительности, в некоторых случаях глубокий религиозный фанатизм даже способствовал сексуальным эксцессам! В 1949 году Джон Джордж Хэй сознался в убийстве девяти человек, с троими из которых он не был ранее знаком. В каждом случае, убив жертву, он выпивал наполненный до краёв стакан с её кровью. Он был воспитан в атмосфере фанатичной веры, и в его сознании запечатлелась мысль о вере в спасение через питьё крови ягнёнка, принесённого в жертву Богу. Его преследовали сны, в которых он видел Христа, истекающего кровью на кресте, а распятия в его сознании превращались в деревья, с которых капала кровь. Высказывалось утверждение, что воспитание Хэя — в условиях запугивания религиозными догматами — в значительной степени определило его последующее извращённое поведение. «Снова и снова мы обнаруживаем, что садиста порождает уродующее душу воспитание».
Случай Невилла Джорджа Кливли Хита, которого по обвинению в убийстве 24 сентября 1946 года осудил Главный криминальный суд Лондона, считается «классическим примером сексуального психопата, почти типажом». Одна из жертв Хита была найдена со связанными вместе лодыжками, а её запястья свидетельствовали о том, что ранее они тоже были связаны. На её теле насчитывалось семнадцать следов от ударов хлыстом для верховой езды. А груди были искусаны так, что соски были почти совсем откушены. Пока женщина была ещё жива, внутри её влагалища было провёрнуто какое-то орудие, очень сильно разорвавшее ей все ткани. Другая женщина была обнаружена с аналогичными повреждениями грудей, а её гениталии тоже были искромсаны острым орудием, одно из её рёбер было сломано. Хит был повешен в Пентонвилльской тюрьме Лондона.
Самый знаменитые маньяки в Британии конца 1960-х — это Иан Брэйди и Майра Хиндли. Когда они познакомились в начале 50-х годов, Брэйди рассказал Майре Хиндли о своих увлечениях маркизом де Садом и половыми извращениями. Хиндли всё больше и больше вовлекалась в сферу эмоциональных интересов Брэйди. Через непродолжительное время она стала его добровольной соучастницей в убийствах двенадцатилетнего мальчика и десятилетней девочки, чьи тела были обнаружены на торфяниках близ Сэддлуорта. Были также найдены фотографии девочки и Брэйди в непристойных позах. Девочку пытали, и её крики были записаны на магнитофон. Подозревают, что другие дети, пропавшие в этом районе, возможно, также были убиты Брэйди и Хиндли. Третьей известной жертвой был семнадцатилетний юноша, убитый топором. Некоторые люди, ссылаясь на любовь Брэйди к порнографии, требовали запретить печать порнографической продукции. Другие, возможно более убедительно, утверждали, что у Брэйди была репутация садиста ещё в детстве, то есть задолго до того, как он получил доступ к эротической литературе.