in
МАЧО (исп. macho — особь мужского пола, самец), в переносном смысле это «крепкий, сильный»; существует выражение vino macho — «крепкое вино». Нам же более знаком другой смысл слова «мачо» — «настоящий мужчина», квинтэссенция мужественности. Отсюда и мачизм — определение подчеркнуто мужского поведения. Однако, понятие может быть соотнесено не только с мужчиной, но и женщиной — независимой от мужчины и самостоятельной в своих поступках.
Повседневный образ мачо — это причудливая смесь латиноамериканских реалий с легендами и предрассудками. Первым делом он воспринимается как быстрый и ловкий покоритель женских сердец. И это правда. Он добытчик в первобытном смысле этого слова, когда женщина тоже считалась добычей. От неустанной охоты на женщин мачо может отвлечь только футбол, потому что это не игра, а тоже настоящее мужское дело — в борьбе с равными доказать превосходство. В то же время настоящего мачо отличает искреннее и безобидное восхищение женщинами вообще, что особенно заметно на кубинских или бразильских пляжах, где стройная девичья фигура или смелый купальник немедленно замечаются и одобряются в полный голос мужской частью местного населения.
Говорят, что мачо упрям и вспыльчив, но в то же время доверчив и простодушен. Он не отличается обязательностью и пунктуальностью, и вовсе не потому, что невежлив, — характер такой. Небрежно-наплевательское отношение ко всяким расписаниям и графикам у истинного мачо неожиданно органично сочетается с верностью данному слову, понятие личной чести у него обострено до предела. Говорит он редко, но пылко, а вообще по жизни немногословен, точнее молчалив. Если курит, то что-нибудь ядовито-вонючее.
В стереотипе классического мачо как-то не просматривается мотив трудолюбия, он скорее лениво созерцает в перерывах между любовными подвигами. Между тем современный латиноамериканский мачо нередко просто вкалывает, не только зарабатывая на жизнь себе и своим близким, но и самоутверждаясь попутно; впрочем, для него самого приоритеты могут выстраиваться и в обратном порядке.
Впрочем, как показали исследования, «красавцам"-мужчинам, которых мы привыкли называть мачо, как правило, не очень везет в любви. Среди них в полтора раза больше, чем среди прочих, холостяков и разведенных. Кроме того, они имеют на 35% больше шансов стать алкоголиками и среди них на 50% больше курильщиков. Помимо этого, у них к часты депрессиям и прочие душевные расстройства. Тем не менее, они пользуются неизменной притягательностью для женского пола и они гораздо реже простужаются, страдают от повышенного давления и сердечных приступов.
Культура и сексуальное поведение
Анализируя быт и нравы легального публичного дома на окраине Куско (Перу), можно прийти к интеерсеным выводам о природе «мачо». В борделе мужчине позволено выбирать позиции, которые он никогда бы не использовал со своей женой. Естественной для полового сношения, по мнению местных жителей, является позиция, когда женщина снимает только свои трусики, а мужчина, тоже одетый, лежит на ней. «Естественная» позиция — единственный способ секса для супружеских пар и в борделях Куско вплоть до 1970 г. клиентам также предлагалась лишь эта позиция. Однако впоследствии некоторые проститутки начали предлагать секс в «позах», что подразумевает практически любой его вариант, отличный от «естественного». Среди них фелляция; коитус, когда женщина сидит на коленях мужчины; половое сношение сзади и при положении женщины сверху. Самая важная символическая особенность «поз» связана с тем, что ни одна добродетельная жена исполнять их не будет, ибо они — признак нездорового полового влечения к ней. Как можно ожидать, «позы» в публичных домах стоят дороже, чем секс в «естественной» позиции.
В основе различия между «естественной» позицией при коитусе и «позами» лежит (и поддерживает его) комплекс свойственных данной культуре представлений о природе мужчин и женщин. В перуанском обществе идеал мужчины — «мачо», то есть энергичный, мужественный человек, настоящий мужчина. Он должен быть хорошим мужем, обеспечивать и защищать свою семью (особенно сексуальную честь своих сестер и/или дочерей). Своим поведением он должен доказывать другим мужчинам свое соответствие образу мачо. Он должен пить больше, шутить смешнее, смеяться громче, тратить деньги щедрее, быстрее набрасываться на обидчика и проявлять большее совершенство в сексе по сравнению с другими мужчинами. Тех, кто не демострирует таким образом своих мужских качеств, относят к категории «мансо» (manso), что значит ручное, домашнее животное.
К сексуальности женщин перуанская культура относится в некоторой степени двусмысленно и содержит два женских образа. Моральным идеалом является непорочная или асексуальная женщина. Сексуальность такой женщины контролируют ее родственники-мужчины или, если она замужем, ее муж. Жена не должна проявлять слишком большого интереса к сексу, ибо это характерно для другого типа женщин, проституток. Единственной приемлемой позицией при половом общении для непроституток является «естественная». Женщины, соответствующие моральному идеалу, женственны, послушны, верны и привязаны к дому. Поскольку муж «одомашнивает» сексуальность своей жены, последнюю относят к типу мансо. Таким образом, мужчину, которого называют мансо, другие мужчины считают покорным, женственным, домашним.
Эпитет «мачо» обычно относится к мужчинам, но и женщин оценивают по шкале от «мачо» до «мансо». Относительно непорочных женщин и покорных жен, проститутки, работающие в борделе, очевидно, «мачо». Поскольку они экономически не зависят от мужчин, эти женщины не привязаны к дому. В соответствии с культурными традициями, мужчины-«мачо» всегда интересуются сексом и способны на подвиги, демонстрирующие их сексуальное совершенство. Эти представления приложимы также и к женщинам, относимым к категории «мачо». Подобный мужскому интерес к сексу этих женщин отчасти символизируется их готовностью заниматься сексом в «неприличных» позах, чего никогда не сделает домашняя женщина.
Кроме того, в перуанском обществе противопоставление секса в «естественной» позиции и в «позах» переплетается с более общими концепциями о природе мужчин и женщин. Мужчины идут в публичный дом, чтобы участвовать в «оргиях» и доказать всем другим присутствующим мужчинам, что они мачо. Проститутки поддерживают их в этом стремлении.
Существуют два способа подтвердить репутацию мачо: быть первым среди мужчин (побеждать в драках, больше всех пить, тратить денег, громче всех смеяться) и верховенствовать над женщинами, доказывая свое сексуальное мастерство. Нанять проститутку для мужчины в определенном смысле означает подтвердить свой статус «мачо». Дополнительная плата за «позы» увеличивает репутацию мужчины как щедро тратящего деньги и, кроме того, что еще важнее, многие «позы» вынуждают мужчину применить силу, чтобы справиться с сексуальным мачизмом проститутки. Мужчина, успешно демонстрирующий свое сексуальное мастерство в таких пугающе опасных условиях, должен быть истинным мачо.
Как сообщают антропологи, в Латинской Америке семейная сексуальная активность и широко распространенная педерастия составляют значительную долю мужской сексуальной активности мачо, хотя достоверных статистических данных на этот счет. Например, в Пуэрто-Рико Оскар Льюис обнаружил «опасность совращения со стороны отчимов, сексуальное соперничество между сестрами, между матерьми и дочерьми и сексуальную стимуляцию детей мужского пола своими матерьми и другими членами семьи», Э. Н. Падилья сообщает, как родители, и не только они, регулярно мастурбируют пенис младенца, а Ромон Фернандес-Марина приводит пример пуэрториканкских отцов, которые часто мастурбируют сыновей, чтобы показать друзьям их мужские качества. Дж. М. Кэрриэр в Мехико сообщает, что значительная часть мексиканских мужчин вступает в сексуальные отношения с племянницами, кузинами или соседками, которым от 6 до 9 лет.