in ТОНКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ (таттвы)

«Прана-упанишада» перечисляет 5 тонких (великих) элементов, «из которых состоит наше тело»: эфир, воздух, огонь, вода и земля. Эфир «тонок» и способен рассеиваться, качества воздуха — «образование» и движение, огня — тепло и расширение, воды — связывание и сжимание, земли — плотность и твердость. «Пять тонких элементов, эго, интеллект, разум, пять органов чувств и их объекты — из этих компонентов состоит весь мир явлений» («Бхагавад-гита»).

Элемент
Орган-Чувство-Мантра-Форма-Цвет-Вкус
Свойство-Характер-Желание-Вид деятельности
Питание для внутренних органов

Эфир (акаша)
Уши-Слух-Хам-Пылающая точка-Бесцветный (фиолетовый)-Горький, хинный
Эго (ахамкара)-Пустота (шунья)-Одиночество-Мысли, представления
Питает уши, половое семя, мозг
Воздух
Кожа-Осязание-Ям-Полумесяц (Овал)-Темный (дымчато-зеленый)-Терпкий
Секс-Беспокойство-Деятельность, движение-Любое занятие или задача
Питает прану, систему кровообращения, эндокринные железы, нервы, кожу
Огонь
Глаза-Зрение-Рам-Треугольник-Красный-Острый, жгучий
Гнев-Вспыльчивость-Достижение цели-Тяжелый труд
Питает пламя пищеварения (оджас)
Вода
Язык-Вкус-Вам-Круг (полумесяц)-Бело-голубой (белый)-Соленый
Привязанность-Холодность-Соединение-Покой
Питает телесные жидкости (кровь, лимфа)
Земля
Нос-Обоняние-Лам-Квадрат-Желтый-Сладкий
Алчность-Устойчивость-Выживание-Накопление, сбережение
Питает физическое тело (мышцы, кости, волосы)

«Благодаря согласованной работе мужских и женских половых органов возникает твердость и эрекция, соответствующие элементу «земля». Из половых выделений образуется элемент «вода», а из страсти и трения тел — элемент «огонь». Элемент «воздух» образуется при сексуальных телодвижениях, а «эфир» соответствует экстатическому Блаженству» («Хеваджра-тантра»).

Элемент земли — это не то же, что планета Земля, хотя данный элемент действительно преобладает на нашей планете. Сама планета Земля именуется в Тантре бху-локой, а ее обителью является муладхара-чакра. Кости, плоть, кожа, нади и волосы состоят из элемента земли. Ее атрибутами являются терпение и жадность, соответствующим ей желанием — выживание, а основными видами деятельности при преобладании и устойчивости этого элемента становятся собирание и накопление. В каждом шестидесятиминутном цикле дыхания (при дыхании через левую или правую ноздрю) этот элемент господствует в течение 20 минут, в результате чего в человеке преобладают желания и действия, характер и свойства, связанные с элементом земли. Если стремление к выживанию остается неудовлетворенным, человек остается в бху-локе даже после смерти и проходит новые перерождения в облике обычного человеческого существа.

Семенная жидкость, кровь, жир, моча и слизь (слюна и лимфатические жидкости) относятся к элементу воды. Ее атрибутами являются чистота и привязанность, желанием — общение с людьми (семьей), а формами деятельности — мирный труд. По своему характеру этот элемент прохладен. В шестидесятиминутном дыхательном цикле она доминирует на протяжении 16 минут. Если желания 2 чакры не удовлетворяются, после смерти человек погружается в бхувар-локу (астральный план). Когда срок его пребывания в этой локе подходит к концу, человек перерождается на Земле, чтобы исполнить свои потребности, — это происходит, к примеру, с художниками, музыкантами, танцорами и поэтами.

С элементом огня связаны голод, жажда, сонливость, дремота и великолепие (оджас «могущество»). Его атрибутом является гнев. У человека с преобладающим элементом огня вспыльчивый характер, и ему свойственно стремление к различным достижениям. Соответствующей формой деятельности является тяжкий труд. В шестидесятиминутном дыхательном цикле этот элемент господствует в течение 12 минут. Если вызванное активностью 3 чакры стремление к достижениям — известности, славе, власти и т.п. — не удовлетворяется к моменту смерти, человек переносится в сварга-локу (небесный план) силой благих карм (действий), совершенных им на Земле. После определенного периода пребывания в сварга-локе он вновь рождается на Земле царем или руководителем.

Бег, охота, применение физической силы, сжатие (сокращение) и рост тела (расширение) связаны с элементом воздуха. Он вызывает беспокойство, активность, подвижность, желание чем-то заняться. Воздух отвечает за все формы движения во внутренних и внешних частях тела, будь то кровообращение, циркуляция жидкостей и лимфы или нейродвигательные сигналы нервной системы. Воздух представляет собой прану, энергию в форме жизненной силы, которая делает человека живым и осознающим существом; в часовом цикле дыхания элемент воздуха преобладает в течение 8 минут. Если связанные с 4 чакрой желания не исполняются на протяжении жизни человека, то после смерти он переносится в маха-локу силами содеянных на Земле благих карм: любви, щедрости, преданности, самоотверженного служения и сострадания. После пребывания в маха-локе (мире равновесия) он вновь рождается на земле реформатором, святым, религиозным деятелем, целителем или одухотворенным художником.

С акашей, элементом эфира связаны любовь, враждебность, стыдливость, страх и привязанность. Ее атрибутом является эго, или «самость», природой — пустота, желанием — одиночество, а формами деятельности — мысли и идеи. В шестидесятиминутном цикле дыхания акаша доминирует на протяжении 4 минут. В течение завершающих 10 вдохов и выдохов активной становится сушумна, после чего происходит смена ведущей ноздри. Если желания 5 чакры не удовлетворены при жизни, человек оказывается после смерти в джана-локе (мире человеческого бытия) и остается там в течение срока, соответствующего объему совершенных на Земле благих карм. После этого он вновь рождается на Земле и становится учителем, мудрецом или толкователем священных писаний.

Если благодаря занятиям какой-либо формой йоги человек возвышается над элементами, он достигает тапас-локи и следует тапасу (воздержанию), очищает разум и переживает иные аспекты собственного бытия путем преображения своего чувствующего сознания. Он избавляется от страсти к накоплению, становится чистым, удовлетворенным и нейтральным наблюдателем жизни и ее психологической драмы. Жизнь такого человека исполнена милосердия, честности, умения прощать и решительности; он ощущает великолепную, божественную внутреннюю силу, снимающую с него бремя телесного сознания. Этот человек обретает полную власть над своими дыханием и разумом, однако продолжает перерождаться, пока не достигнет цели самоосознания, которая заключается в слиянии «самости» с высшим сознанием. По этой причине он рождается аскетом, йогом, аватарой, бодхисаттвой или пророком. Такой человек выходит за рамки элементов (превращение в таттватиту — того, кто превзошел элементы), но ему еще предстоит возвыситься над гунами, а это возможно только посредством практики пробуждения Кундалини.

Гуны
В философии индуизма: три «основных компонента» и «фундаментальных качеств» космоса и бытия. Все предметы явленного мира состоят из смеси трех гун, в которых раскрывается материя и природа (пракрити):
  • 1. Тамас («материя», невежество) — принцип инерции и связанных с ней явлений (напр., плотности, устойчивости и материи).
  • 2. Раджас («энергия», страстность) — принцип движения (деятельность, отвага, стремление, созидание, количество, расширение, сопротивление).
  • 3. Саттва («интеллект», просвещенность, в`едение) — принцип порядка (время, структура) и сознательного проявления.
    В начале космического цикла все три гуны сосуществуют в совершенном равновесии, т.е. поровну распределены по всей пракрити. Затем пуруша, или Вселенское Сознание, нарушает это равновесие, и начинается развитие. В каждой точке пространства начинает доминировать одна определенная гуна. В результате различных комбинаций трех гун возникает весь мир явлений. На следующем этапе Вселенная начинает стремится к изначальному устойчивому равновесию пракрити. Сочетание гун определяет и темпераменты (бхавы): пашу-пхава, виру-пхава, дивья-бхава.

    Личности типа тамасика (устрашающий аспект пракрити):
  • 1. Пашусаттва (имеющий черты скота) — склонен к лени, грязен; его поведение напоминает поведение животного.
  • 2. Матсьясаттва (имеющий черты рыбы) — люди этого типа беспрестанно ссорятся между собой, они непостоянны, как рыбы, глупы и любят воду.
  • 3. Ванаспатьясаттва (имеющий черты растения) — любит пребывать в одном и том же месте. Не имеет склонности к религии и добрым деяниям, склонен к чрезмерному обжорству и питью.

    Личности типа раджасика (динамика, движение, деятельность, воля, возбуждение, половое влечение):
  • 1. Асурасаттва (имеющий черты злых демонов-асуров) — стремится к богатству и власти, имеет устрашающую внешность, безжалостен.
  • 2. Сарпасаттва (имеющий черты змеи) — раздражителен, ленив, смел только в гневе.
  • 3. Шакунасаттва (имеющий черты птицы) — склонен к половым излишествам, прожорлив, нетерпелив и непостоянен.
  • 4. Ракшасасаттва (имеющий черты ракшаса) — непонятлив, ревнив, суетен, невежествен, склонен к безбожию.
  • 5. Пишачасаттва (имеющий черты злого духа) — темпераментен, склонен к половым излишествам, отличается бесстыдством и трусостью.
  • 6. Претасаттва (имеющий черты призрака) — ленив, жаден, ведет жизнь жалкую и несчастную.

    Личности типа саттвика (олицетворяют собой все чистое и лучшее, безмятежность и возвышенность образов):
  • 1. Брахмакайя (имеющий черты Брахмы) — отличается чистотой мыслей и поведения, знаток Вед, почтителен, набожен, гостеприимен.
  • 2. Махендракайя (имеющий черты Индры) — отличается смелостью, доблестью, знанием шастр, добрым отношением к низшим.
  • 3. Варунакайя (имеющий черты Варуны) — отличается смелостью, доблестью, терпеливостью, нетерпимостью к неправедному.
  • 4. Кауверакайя (имеющий черты Куберы) — отличается рассудительностью, богатством, склонностью к искусствам.
  • 5. Гандхарвакайя (имеющий черты гандхарва) — отличается любовью к пению, танцам, красивой одежде и украшениям.
  • 6. Ямьясаттва (имеющий черты Ямы) — отличается незлобивостью, отсутствием ревности и склонности к заблуждениям.
  • 7. Ришисаттва (имеющий черты риши-«мудреца») — отличается приверженностью к священным обрядам, учению, имеет хорошую память.


    Дополнительно:
  • Алхимия
  • Чакры
  • Дань-тянь
  • Аура семени
  • Эфирная физиология
  • Карма