in
ЭФИРНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
Понятие о том, что человек обладает не только грубо-материальным, но и неким эфирным («тонким») телом, издавна существовало у многих народов. В существование этого тела верят и настойчиво изучают его функции. «Эфирное Тело — промежуточное звено между этим миром и миром иным. Нет важнее предмета, чем учение об Эфирном Теле. Это двери к Освобождению, которые всегда распахнуты» («Каула-тантра»).
Так же, как грубое тело имеет видимые каналы систем кровообращения, пищеварения и нервной системы, и тонкое тело имеет невидимые каналы, через которые протекают энергетические потоки. Китайская медицина знакомит с подобным феноменом в форме невидимых меридианов, используемых в акупунктуре. Исследователи современной аллопатической медицины также в настоящее время изучают существование невидимых путей внутри тела. Это вызвано осознанием того, что сигналы иммунной системы не проходят по нервной системе или другим видимым каналам сообщения для того, чтобы распространить белые кровяные клетки.
Тибетский термин для тонких энергетических каналов – ца, что также означает корень. Если грубое тело подобно дереву над поверхностью земли, то каналы – это невидимые корни, которые связывают его с глубочайшим уровнем и источником — тончайшим сознанием, энергетическим ветром, речью и творящей каплей. Практика стадии завершения ведет глубже видимого уровня грубого тела к чакрам центрального канала и через них достигает подступа к этому тончайшему, самому подспудному уровню.
На грубом уровне ветры дыхания циркулируют через грубые каналы дыхательной системы, поддерживая жизнь в целом. Подобным же образом тонкие энергетические ветры курсируют через тонкие каналы, обеспечивая энергию для движения, пищеварения и функционирования органов восприятия. Грубая речь – это звук вибрации дыхания в дыхательных каналах носа, горла и легких. Тонкая речь – это параллельный феномен, который возникает в тонкой энергетической системе. Современная медицина, похоже, подтверждает существование этого тонкого резонанса, когда использует определенное оборудование для измерения таких феноменов, как волны, посылаемые мозгом.
Точно так же, как ветры кармы заставляют видимые творящие капли спермы, семени, яйцеклетки и вагинальной секреции двигаться через грубые каналы видимого тела, подобно этому и широкий ассортимент тонких творящих капель проходит через невидимые каналы тонкого тела. Может быть, ближайшим эквивалентом этому в западной медицинской науке будет приток гормонов. Практика стадии завершения приносит способность двигать эти тонкие капли по своей воле и обладать ими таким образом, чтобы они поддерживали блаженное осознавание пустоты сознанием ясного света.
Тантрическая анатомия не погружается в описания грубой и тонкой нервных систем. Согласно тантрической традиции, вся вселенная считается состоящей из двух основных компонентов: материи и энергии или, иными словами, из сагуны («того, что имеет свойства») и ниргуны («того, что лишено свойств»).
В Тантре материя рассматривается как носитель энергии, а энергия считается осознающей (за исключением тех форм энергии, которые лишены сознания). Переходя к проявленному состоянию, это сознание находит для себя носителя, которым становится манас, или разум. Сознание имеет четверичное строение, то есть представляет собой сочетание следующих компонентов:
· Манас: разум
· Буддхи: интеллект
· Ахамкара: самоосознание (эго)
· Читта: субстанция сознания
Тантристы полагают, что тело человека возникает из Трансцендентной Причины Бытия, подобно растению, вырастающему из земли «вниз головой». Принимая физическую форму, сознание («я») каждого человека последовательно окутывает себя пятью кошами (санскр. «оболочками»), которые соответствуют пяти телам человека, и начинает действовать посредством физического тела — лучшего средства его выражения. Этими оболочками являются:
1. Анамайя-коша (санскр. «сделанное из пищи»): оболочка материи. В этом теле пребывает наше бодрствующее сознание. Оно работает, играет и занимается любовью.
2. Пранамайя-коша (тело жизненной энергии): оболочка животворного воздуха. Пранамайя окружает все живые существа, подобно ореолу.
3. Маномайя-коша (умственное, астральное тело): оболочка разума. Оно состоит из наших мыслей. Многие люди (например, те, кто пережил клиническую смерть) имели т.н. «внетелесный» опыт и могут подтвердить существование маномайи.
4. Виджнянамайя-коша (духовное тело): оболочка знания. Состоит из молитв, укрепляется с помощью медитации. Великие индусские и буддийские мастера могут жить в этом теле на протяжении нескольких столетий.
5. Анандамайя-коша (самое тонкое тело): оболочка блаженства. Это радость от союза с богом (с изначальной Адья-Шакти).
Эти пять тел соответствуют пяти жертвенным кострам из «Брихадаранъяка-упанишады» и пяти таинствам тантрического культа (макара). Упрощенное изображение трех сил эфирного тела человека: Брахма пребывает в пупочном центре, Вишну — в сердечном, а Шива — в головной чакре. Медитация на эти силы творения, сохранения и преодоления устраняет двойственность и ограниченность личности.
Физическое тело состоит из восьми компонентов, которые носят общее название мулапракрити. В их число входят:
· манас (разум),
· буддхи (интеллект),
· ахамкара (самоосознание, эго)
и пять элементов:
· акаша (пространство, эфир),
· вайю (воздух),
· агни (огонь),
· апас (вода),
· притхиви (земля).
Пять элементов образуют три доши, основные телесные жидкости:
· Вайю: газы (сочетание элементов эфира и воздуха)
· Питта: желчь (сочетание элементов огня и воды)
· Капха: слизь (сочетание элементов воды и земли)
Кроме того, существуют три гуны, или качества, которые проявляются и в дошах:
· Саттва (покой, легкость) – вата
· Раджас (движение, страсть) – питта
· Тамас (инерция, тяжесть) — капха
В человеческом теле представлена вся восьмерица пракрити (что в макрокосме, то и в микрокосме). Связующей силой всей этой сети является вайю-прана, перемещающаяся по особым нади: пранавахи-нади (проводникам пранической силы) и мановахи-нади (проводникам ментальной силы).
«И стал над рыцарем старик, И прыснул мертвою водою, И раны засияли вмиг, И труп чудесной красотою Процвел; тогда водой живою Героя старец окропил, И бодрый, полный новых сил, Трепеща жизнью молодою, Встает Руслан, на ясный день Очами жадными взирает, Как безобразный сон, как тень, пред ним минувшее мелькает». Безгласного и бездвижного Руслана Финн сначала опрыскивает мертвою водою — это подключение к природным, земным, живительным энергиям, которое излечивает от всех телесных недугов: и труп процвел телесной кРАсотой, затем только, после излечения от всех болезней, укреплении тела, можно окропить водой живою — это подключение к волновому пространству, к энергиям Прави, интеграция Сознания и Души, это Просветление, когда человек очами жадными взирает на ясный день, когда ему все становится ясно и понятно, все сомнения, мороки, страхи, галлюцинации, иллюзии уходят, он ощущает свое бессмертие, всесилие, бодрость Духа, вечную молодость, он видит свои прошлые жизни, своих предков, он видит все тонкие взаимодействия мира атомарного и волнового, и, словно тяжкая пелена спадает с его глаз, прошлое восприятие мира, как дурной сон, как тень у мелькает и уходит навсегда.
Дополнительно:
Чакры
Аура семени
Тонкие элементы
Прана
Нади
Карма