in ШАКТИ (др.-инд. shakti — сила, энергия): в индуистской и буддийской мифологии творческая энергия любого божества (будды, бодхисаттвы, идама), персонифицированная в образе его супруги (праджни — «сознание», «мудрость»), женское творчески-энергетическое начало. «Шакти — это суть Блаженство и сила любви» («Деви-пурана»).

В традиционной индийской мифологии — супруга Шивы, воплощение женственности во всех ее аспектах. Шакти может проявляться в различных обликах и быть воплощением: супружеской верности (Сати) и сексуальной, плодотворящей страсти, плодородия и женской энергии (йони, женский орган, — важнейший символ Шакти), творческой (Джаганматри — богиня-мать) и разрушительной (Дурга, Кали) силы. В своей созидательной ипостаси Шакти выступает как «волшебница трех миров» Парвати. В разрушительной ипостаси Шакти принимает форму устрашающей богини Кали. «Она сотворяет все в этой Вселенной, как подвижное, так и неподвижное. Если Она благосклонна, то для людей Она становится Подательницей даров и окончательного Освобождения. Она — высшее знание. Причина окончательного освобождения, Вечная; Она также причина пут перевоплощения, Она — верховная над всеми богами» («Деви-махатмьям»). В некоторых местах (в частности, в Гималаях и Тибете) Шакти считается одной из десяти ипостасей Джаганматри или Деви.

В индийских мистических учениях женское начало рассматривается как активный принцип; благодаря ему бог-супруг манифестирует, проявляет свои потенциальные качества. В этом смысле Шакти — богиня и символ изначального женского принципа энергии и движения. Не будь Шакти — не было бы явленной Вселенной. Без Шакти любовник подобен трупу. Дуальная концепция пассивного и активного, скрытого и явного, созерцательного и творческого аспектов божественной пары в первую очередь прилагается к Шиве и его супруге. Мир возникает благодаря лиле («игра») — любовной игре и забаве божественной четы Шива-Шакти. Культы, известные как шактистские (наиболее развитые в тантризме и шиваизме), обычно рассматривают в качестве верховного божества — Шакти, одну из ипостасей жены Шивы (Деви, Сати, Дургу, Парвати и т. д.), и почитают женское начало во всех его проявлениях. .

В индийских религиозных и философских сочинениях встречаются выражения, так или иначе связанные с Шакти: адья-шакти (первичная энергия, изначальная сила), чит-шакти или вачья-шакти (энергия сознания), вачача-шакти (проявленное сознание) и пара-шакти (верховная энергия, причина всего сущего). Все перечисленные понятия относятся к женскому роду. Отдельные энергетические аспекты Шакти носят имена Сати, Парвати, Умадевы. Дурги, Кали, Тары, Лакшми, Радхи, Сарасвати и др. Все они являются воплощениями единой Матери-Энергии. Поэтому ее нередко называют Амба, Амма или Ма, что означает «мать». В том же смысле термин «Шакти» используется в тантрической тонкой физиологии. Каждой из чакр «управляет» Шакти, олицетворяющая конкретную энергию (пракрити). В ритуальной практике индийского тантризма слово «шакти» служит самым почетным титулом женщины, участвующей в тантрических ритуалах. Оно употребляется наравне с йогиня и падма («лотос»). Каждая женщина-шакти служит олицетворением божественной Шакти; соединяясь с ней, адепт уподобляется богу, обретает полноту своих свойств и достигает освобождения. «Небо — это мужчина. Земля — это женщина. Земля подбирает то, что падает с Неба. Небо и Земля поступают, как разумные люди; значит, они наделены разумом» (Руми, суфийский мистик XI в.)

Пракрити (санскр., «природа», «материя»)
В классической индийской философии термином Пракрити обозначается женское начало творения — космическая Сила Природы, идея материальности, олицетворяемая богинями Майей («вселенской иллюзии») и Шакти -«божественной женской энергии». До сотворения мир сей был лишен солнца, звезд и луны, и не знал ни дня, ни ночи. И была Брахманда беззвучна и неощутима, и свободна от всяческих сил, и полна тьмою. И не было в ней ничего — только единый Вечный Брахман (Космическое Сознание), от коего говорил Дух, и Пракрити (Космическая Сила), она есть бытие, сознание и благословение. Пракрити проявляется в видимом мире в форме универсальных «качеств» — гун, игра которых порождает все человеческие страсти и эмоции. Термином Пракрити обозначают также личное эго человека, в отличие от его высшего и вне-личностного «Я» — Пуруши. Считается, что соединение Пракрити с Пурушей нарушает равновесие и вызывает эволюцию — как на мировом, так и на личностном уровне.
По мнению тантристов, именно Пракрити, то есть Энергия, является просветленным началом, сила которого преобразует Пурушу (Сознание). Слияние Пракрити и Пуруши {Шивы и Шакти) восстанавливает изначальное единство нашей личной Вселенной и делает человека равным богам. «Совершенная мудрость» принадлежит женщине, и достигать ее можно только половым (реальным или медитативным) путем.

Вимарша
«Чистое Зеркало», в котором «отражается» пракаша — изначальная мужская «искра Бытия», давая таким образом начало жизни всем существам. Вимарша — женское начало Вселенной, синоним пракрити.

Адья-Шакти
С одной стороны, это основная, женская энергия Вселенной (Пуруша). С другой — имя богини-прародительницы всего сущего.

Парвати (санскр., «горная»)
Индийская богиня, супруга Шивы и мать Ганеши. В тантризме считается олицетворением одной из основных ипостасей Шакти. Индийские священные тексты написаны в форме диалога между Шивой и Парвати.
Парвати — страстная и чувственная богиня. Она бела, как вершины гор, и воплощает в себе женственность. Ее лицо сияет подобно восходящему солнцу, у нее прекрасная фигура, пышные груди, полные бедра. Парвати — идеал целомудренной жены; это «лучезарный свет полной луны». «О дочь заснеженных горных вершин! Кто дерзнет описать твой золотой венец, усеянный алмазными солнцами! Этот сверкающий полумесяц легко спутать с луком самого Индры. О Владычица! Перед твоей нежной улыбкой меркнет сияющий цветок лотоса. Твои темные локоны — словно рои маленьких пчел. Пчелоглазый Бог, Убийца Камы, упивается медвяным нектаром твоего рта. Когда богиня музыки заводит песню о Боге Зверей, ты начинаешь кивать головой в такт мелодии и петь. Твой сладостный голос заставляет умолкнуть божественные струны. О дочь гор! Эта пещера так глубока, что в ней поместятся воды Ганга; это костер, разожженый Камой, в котором танцует Рати; Бог-аскет не в силах оторвать глаза от этой щели; из нее вырастает огромная лиана волос, на которой вызревают тяжелые почки твоих грудей! Это твой пупок, Владычица!» (Саундаръялахари). Когда Парвати «сливается» с Шивой, возникает новое андрогинное божество — Ардханаришвара — «полугосподь, полуженщина», андрогинная ипостась Шивы, символ гармоничного союза Шивы и Шакти, сексуальной гармонии, слияния внешних и внутренних противоположностей, целостности, лежащей по ту сторону дуализма.

Тара (санскр. «звезда», «спасительница»)
Сердобольная богиня и бодхисаттва (ласъя), известная большинству буддийских школ. Образ Тары возник в глубокой древности. Представляет собой древний архетип доарийской Великой Матери и соответствует Великим Богиням Ближнего Востока, управлявшим всей человеческой жизнью от зачатия до смерти. Следовательно, Тара — не просто богиня сострадания и мудрости; ей подчиняется вся природа, Вселенная, силы плодородия, продолжения рода и смерти. Тару почитает большинство индийских религиозных школ — индусы, джайны, буддисты, шактисты и шиваиты. А само имя Тара служит почетным титулом других богинь.
В индуизме и индусском тантризме Тара считается одним из 10 основных ликов Шакти - так называемых «махавидья» (среди них — Кали, Чиннамаста и Шодаши). Тара символизирует тонкий элемент «воздух». Она родом «с севера», но ее «истинной родиной» считается Китай. У Тары ослепительно голубое или зеленое тело; она стоит посреди погребального костра и упирается левой ногой в «труп» Шивы. Богиня одета в тигровую шкуру и носит ожерелье из человеческих голов. Ее трехглазое лицо искажено гримасой жуткого хохота; волосы заплетены в косу. В раздутом животе Тары зреет потенциал вечного «восстановления», а на голове у нее — небольшая фигурка Будды Акшобхьи.
Д.Мэричайлд (1995) описывает видение, посетившее ее в пещере под Катманду. Тара восседала на троне, а Мэричайлд отождествилась с ее супругом: «Богиня начала заниматься со мной любовью... Когда она соединилась со мной, я почувствовала неверояное блаженство... Наслаждение от близости разливалось из моей йони по всему телу». Мэричайлд осознала трансцендентную истину: «Моя любовница — Великая Богиня, или БоддхисаттваТара, а я — ее поклонница».

Чиннамаста (санскр. «безголовая», «с отрезанной головой»)
Наряду с Кали и Тарой, одна из главных богинь шакты, 6-я из лгахавидъя, богиня секса, жизни и смерти. Она связана с кровью как жизненной силой. Олицетворяет разрушительное и творческое начала Шакти, растворение и возврат к «первопричине». Чиннамаста сидит в расцветшем лотосе, который поднимается над любовной четой — синим Вишну и богиней плодородия Махалакшми. Чиннамаста украшена гирляндой из человеческих голов. В одной руке она держит собственную отрезанную голову, в другой — змею. Из ее шеи струится три потока крови; эту кровь пьют она сама и стоящие рядом Барнани и Дакиня. Чиннамаста распределяет «жизненную энергию» между всеми существами. Этих трех богинь можно считать символами трех гун. Иногда Чиннамасту отождествляют с Великой Богиней Дургой. Она также тесно связана с буддийской Ваджра-йогиней.

Шакта (шактизм)
Одна из четырех основных религиозных систем индуизма — культ Шакти как основного божества и созидательной энергии Вселенной. Шакта — основное направление тантризма, выросшее непосредственно из доисторического культа Великой Матери. Поэтому ведические доктрины оказали на шакту наименьшее влияние. Основными священными писаниями такты являются тантры; их авторитет здесь ставится гораздо выше Вед и Упанишад. Шактисты поклоняются божественной чете Шива-Шакти, но неизменно отдают предпочтение Шакти (иногда почитая ее в облике Дурги. Кали, или каком либо другом).

Школы шакты традиционно подразделяются на 4 основных направления (сампрадайи): гауда, Кашмира, керала и виласа. Первые три связаны с преобладающим поклонением конкретному аспекту богини и с определенным местом распространения. Так, например, последователи гауда-сампрадайи поклоняются Таре, кашмиры — Трипуре (или Трипурасундари), кералы — богине Кали. Виласу называют «свободной» сампрадайей. Гауда возникла в Бенгалии, кашмираи керала — в одноименных индийских штатах, виласа не связана с определенным районом. Все четыре направления тесно связаны между собой и сильно влияют друг на друга.

Обычно выделяют следующие шактистские школы и секты: дивья, вира, пашу, дакшиначара, вамачара, кула, чина (распространена в Тибете и Китае), кадимата и хадимата (обе — Кашмир), самайя, парананда, капалика, дигамбара и кшапанака.

Основной особенностью шакты является майтхуна (ритуальный половой акт). Для большинства шактистских школ характерно применение «реальной» майтхуны, однако некоторые школы считают, что половые сношения, рекомендуемые в тантрах, на самом деле являются иносказательным названием духовного освобождения и тонкой работы над своим собственным существом. Многие авторы утверждают, что отношение к «реальному» сексу свидетельствует об уровне посвящения, предлагаемого данной школой. И тут уж каждое направление отстаивает свои убеждения как наиболее посвященные. Предположим, реальные майхунисты утверждают, что, например, школа дакшиначара предназначается для «усмирения» и «воспитания» пашу — простых людей, неспособных отличить майтхуну от обычного разврата, в то время как школа кула предназначена для истых вира и дивъя, то есть для садхак, преобразившихся в результате духовной работы и способных к слиянию с Шакти.