Таёжный Тупик
<< Во спасение Агафьи >>
Лев Черепанов
Нашей группе довелось побывать в Западных Саянах у Лыковых за два года до появления у них журналиста В. Пескова – в 1980-ом году. Чего добивались наши медики И.Назаров и В. Головин? На Лыковское верховье реки Большой Абакан наложить мораторий, так как Лыковы не имели приобретаемого иммунитета. Только из-за того, что требования его не соблюдались, троих Лыковых-младших (Дмитрия, Саввина и Натальи) в 1981-м году постигла смерть. От занесенное инфекции. От неё же позже, в 1988-ом году, скончался глава этой отшельнической семьи Карп Иосифович.
Нами также документально установлено: Лыковы – обыкновенные старообрядцы, признают священство – никакие не бегуны, в лесную глушь их загнала коллективизация 1929-го года.
Нынче в живых только Агафья – последняя ветвь с некогда мощного крестьянского древа.
* * *
В начале февраля в своём почтовом ящике я нашел Агафьино письмо, написанное, как всегда, кирилловским печатным полууставом. ТАКЪ ТЕПЕРЬ У МЕНЯ ЗДОРОВЬЕ СЛАБО, ЧТО НЕЛЬЗЯ НИ РУБИТЬ, НИ ТЕСАТь, НИ ТАСКАТЬ тяжести. ЕСЛИ ТАК ДАЛЬШЕ БУДЕТ ТО ПОСАДУ НЕ СМОГУ П0САДИТЬ. НАДО МНЕ СНОВА ПОПАСТЬ НА КЛЮЧЪ ЛЕЧИТСА в конце февреля-начале марта.
Агафья нажила жесточайший радикулит, не где-нибудь, а при новой избе от начальника лесного управления Хаакасии Н. Саввушкина. В курятнике.
Почему она очутилась в нём? По своей прихоти? Нет, вынужденно. Подули холодные ветры 1989-го года. Русскую печь в избе Агафье пришлось топить утром и вечером. Потеплело в ней. В восточном углу куржаки опустились почти до пола. Но вот что стало "невыносно". Вроде бы наднесло запахам "городской дороги"... Среди диких [...]
7 февраля 1991 г. (?)
>>