Таёжный Тупик
<< На людях людеют? >>
Лев Черепанов

Вокруг Агафьи Лыковой
      Десяток лет гуляет во миру известие о семье Лыковых, больше четверти века прожившей в изоляции от людей. Систематические отчеты о лесовании осколков старообрядчества в центральной прессе вел (и ведет) известный журналист и писатель В. М. Песков. Итогом его контактов с «пустынниками» явилась книга «Таежный тупик», увидевшая свет в минувшем году. На исходе нынешнего лета к лыковской родне в Килинск Таштагольского района, тотчас после встречи с Агафьей в Хакасии, приехал писатель Лев Черепанов, тоже не понаслышке знающий Лыковых. Из разговора с ним я узнал, что он всерьез озабочен судьбой лесной отшельницы, уже три года живущей в одиночестве, письмо от которой и позвало его в дорогу. Разговор зашел о «Таежном тупике». Лев Степанович сказал, что он, наблюдавший за Лыковыми с 1980 года, не совсем согласен с тем, как дело изложено в книге. Чтобы не быть голословным, писатель любезно предложил на суд читателей «Новостей Кузбасса» не опубликованную пока в печати рецензию (или: «вместо рецензии») на «Таежный тупик» и очерк «Были-небыли», опубликованный в конце прошлого года в хакасской областной газете, вторую редакцию которого он сделал уже нынче, по приезде в Шорию.
      В. ШЕЛКОВ, г. Таштагол.


      Наша общественная экспедиция у старообрядцев Лыковых в верховье Большого Абакана появилась спустя два года после того, как у них под боком обосновалась Таштыпская геолого-разведочная партия. Какая у нас была цель? В основном медицинская: выяснить – здоровы ли Лыковы, какая существует для них опасность?
      Вокруг Лыковых уже тогда вовсю вились любители поглазеть, простите за грубое слово. А сами Лыковы не только навещали геологов, но и оставались у них ночевать, не ведая, что этого делать им было нельзя.
      Конечно, наших просветительских бесед, во спасение Лыковых было мало. Но до публикации их дело не дошло ни в Красноярске, ни в Москве, поскольку открытие Лыковых не укладывалось в распространенное представление о том, что оно могло состояться на территории страны развитого социализма. Единственное, чего мы добились с помощью крайисполкомовского уполномоченного по дедам культов, – встретились с первым заместителем председателя крайисполкома В. Семеновым.
      На пути к Лыковым для людей со стороны опустился шлагбаум. Поднимался он только с позволения райкома. Но, между прочим, сами геологи не имели понятия, в связи с чем понадобилась такая мера. И не получили инструкции – от чего следовало уберечь обнаруженных отшельников.
      Спустя год в лесном укрыве, спасшем Лыковых от побочных результатов коллективизации на Большом Абакане, за одну осень ушли на тот свет три человека: оба сына Карпа Осиповича Лыкова и его старшая дочь. Почему?
      Взявшийся выяснить это журналист В. Песков не удосужился подготовиться к встрече с Лыковыми, в чем можно убедиться, если вникнуть в его репортерские «отчеты» для главной молодежной газеты и в книгу под общим названием «Таежный тупик». Не изучил он географию Сибири, сибирские говоры, историю старообрядчества. В частности, не учел, что для поддержания своего духа Лыковы имели существенное подспорье, изложенное очень выразительно известным протопопом Аввакумом. Смерти – две. Первой нечего страшиться, поскольку «убивающие тело, души не коснутся». Страшно принять вторую смерть, «иже она есть вечная муки» там, в загробном мире.
      Непреложный факт: Лыковы не убегали от геологов. Неужто так бесстрашны?
      Нет, конечно, однако легко одолели страх. И были рады встрече, против чего не сможет возразить В. Песков. Тем не менее он, забыв об этом, принялся настойчиво внушать, что страх у Лыковых перед геологами был космически огромным. А к чему? Чтобы убедить, что от перенесенного страха у Лыковых ослаб иммунитет.
      Далее В. Песков указал на то, что один из Лыковых попал под дождь, а затем угодил в реку. И, естественно, мог ли не заболеть?
      Если намеренно упустить из виду, что лыковский страх В. Песковым был преувеличен, то в выстроенной им схеме вроде бы никакою изъяна. Правда, у В. Пескова не сошлись концы с концами в объяснении смерти еще одного Лыкова. Но кто заметил это?
      Между тем, чего стоило Пескову взять в расчет давнюю обособленность лыковского вынужденного лесования, возраст Лыковых, а после прочесть в медицинской энциклопедии статьи о защитных свойствах человеческого организма или навести справку у специалиста. Думаю, что этот труд был ему вполне по плечу.
      Лыковы не имели иммунитета, что подтвердил анализ их крови. И страху ослаблять было нечего.
      Примечательно также, что надуманные пассажи В. Пескова про иммунитет читали не одни профаны, но и медики высшей квалификации. За недосугом или еще почему все хранили молчание, из-за чего мораторий, наложенный на лыковское обиталище по нашему ходатайству, стал ненужным, а оставшиеся в живых Карп Осипович с младшей дочерью Агафьей оказались заложниками смертельного невежества.
      Наконец, скончался Карп Осипович, мало отличавшийся от пораженных иммунодефицитом. В нашем фонде есть магнитная запись Агафьиной исповеди: он заразился от Агафьи, побывавшей в поселке геологов. А В. Песков упрямо стоял на своем: всему виной-де возраст Карпа Осиповича. Как будто старость – болезнь!
      Ко всему, если верить В. Пескову, Лыковых также потрясла зависть: как у геологов «тепло, светло, весело». Но Лыковы, всерьез озабоченные спасением души, по словам В. Пескова, фанатики, никогда и не помышляли угождать требованиям суетной плоти. Чем они довольствовались? Поистине – малым. Простой пищей и одеждой-лопотиной.
      Вместе с тем, как было наблюдательным Лыковым не взять в ум, что одного бытия недостаточно, чтобы «определить» сознание. Хотя бытие у геологов было по-современному типичным для вахтовых поселков, с удобствами и достатком, – сознанием они Лыковых не превзошли. Вполне ли геологи помогали Лыковым по-братски, бескорыстно? Действительно, воспетый В. Песковым бурильщик Ерофей Седов приносил им дельные вещи. Но не его ли капканы смотрела услужливая Агафья в распадке возле избы на речке? Не она лк помогала ему?
      А какое мнение сложилось у Агафьи, очутившейся среди геологов в день после получки? «Сами не сведят, камо грядут». В этом роде.
      Что чаще всего доставляло геологам веселье? Бесконечные телешоу, пригодные в большинстве только для укорачивания времени. Их Агафья оценила по-крестьянски прямо: «Баловство это».
      Она социально отсталая, – такое заключение сделал В. Песков в 1982 году. А через три-четыре года та же Агафья не отказалась сосуществовать с геолого-разведочной партией на условиях семейного подряда, поставлять геологам картофель, к слову, лучший в стране, с энергетическими показателями выше, чем у бананов.
      Вообще, несмотря на то, что В. Песков как будто изначально старался вызвать к Лыковым сострадание, у него видимых усилий низвести Лыковых много. Главные поставщики информации о них – геологи – не застали в живых жену Карпа Осиповича, но с их подачи, что ли, он занес ее заодно с Карпом Осиповичем в ряд «темных». А [...]
      20-26 сентября 1991 г.

>>