Таёжный Тупик
<< Агафью обнесли флажками >>
Владимир Павловский

      Чиновники ополчились на известную таёжную отшельницу Агафью Лыкову. Теперь посещение заимки на реке Еринат, в том числе и с целью оказания помощи одинокой больной женщине, нужно обязательно согласовывать с руководством государственного заповедника "Хакасский". Ничего, мол, не попишешь: особо охраняемая территория.
      Агафья Карповна по понятным причинам пока об этом не знает – до неё добраться сейчас можно лишь на вертолёте. Как не ведает она и о том, что толчком к принятию драконовских мер стало её письмо, отправленное соседу-губернатору Аману Тулееву. Просила отшельница защиты от медведицы, которую не пугают даже ружейные выстрелы. По высокому кемеровскому указанию на чужую заповедную территорию якобы отправился охотник, чтобы отстрелить опасное животное, но то уже успело – к своему счастью – залечь в берлогу.
      На этом в истории с Агафьей, охотником и медведицей можно было поставить точку, но не тут-то было! В дело вмешалось руководство департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу. Как сообщили информагентства, оно запросило "объяснения по поводу информации об отправке профессионального охотника для отстрела медведя на территории заповедника, а также фактов залёта вертолётов на указанную особо охраняемую природную территорию". Результатом и стало строгое решение: запретить всякое несанкционированное посещение заимки!
      Удивляюсь, почему Росприроднадзор вместе с милицией не постановили изъять у Агафьи Карповны ещё и двустволку. Пыталась же отпугивать медведицу выстрелами! К тому же у неё наверняка нет разрешения на хранение огнестрельного оружия, и билет охотничий явно отсутствует. И промыслом харюзков в особо охраняемой зоне отшельница занимается, судя по всему, не вполне законно – надо бы проверить загородки, сетки, в том числе и те, что дарил ей "Красноярский рабочий". Если вдруг окажется, что Лыкова – браконьер, следует оштрафовать и изъять все орудия лова! Пусть доедает последние легальные запасы съестного и направляется в близлежащее сельпо. И вообще пора спросить, отведён ли ей официально земельный участок в тайге, согласованы ли постройки в архитектуре, платит ли она налог на имущество...
      Всякое дело можно довести до абсурда. Вместо того чтобы извлекать очевидную выгоду из того, что живёт на территории Сибири уникальный, известный на весь мир человек, этого человека решили обнести красными флажками. И сами не поможем, и другим не позволим. Как будто вина Агафьи уже в том, что родилась она на Еринате и что не приспособлена к нашей жизни, не терпит людской суеты. Взять бы пример с кемеровского губернатора, который по собственной воле шефствует над бедной отшельницей, проявляет к ней сострадание. Да где там...
      Сомневаюсь, что желающие побывать у Агафьи ринутся теперь в контору заповедника за разрешительными бумажками. Чиновничьи фантазии зачастую не имеют ничего общего с действительностью. Только теперь странствующему люду будет чудиться за каждым таёжным кустом инспектор Росприроднадзора, оберегающий то ли природу – от посягательств, то ли отшельницу – от помощи, то ли всех нас – от иного образа жизни.
      15 ноября 2007 г.

>>