Таёжный Тупик
<< Древо Аввакума >>
Житие христиан Лыковых
Галина Толстова

      Уникальное явление – факт проживания отдельной семьи вне общества людей и сохранение веры, духовной культуры, уклада жизни в микросоциуме в суровых условиях горной тайги продолжает интересовать общество с момента “обнаружения” таёжных отшельников. История старообрядческой семьи Лыковых – отражение истории старообрядчества.
      Издание подготовлено на документальных материалах, хранящихся в Красноярском краевом краеведческом музее.


      Введение
      Предыстория лыковского явления. Раскол в истории России
      Старообрядцы Приенисейской Сибири
      Житие християн Лыковых (история семьи)
      Агафьина обитель (современный Еринат)
      Библиография
      Приложение 1: Список писем А.К. Лыковой
      Приложение 2: Список аудиокассет с записью речи Лыковых и их окружения
      Приложение 3: Фрагменты речи членов семьи Лыковых


      Горсточку русских сослали
      В страшную глушь за раскол...
         А.Н. Некрасов

Введение
      Замысел издания возник в ответ на тенденциозные газетные публикации. Авторы многих статей, не владея достаточной информацией ни о семье Лыковых, ни об истории старообрядчества, продолжают преподносить читателям сенсационные новости из жизни таёжных отшельников. При этом не учитывается тот факт, что речь идёт о глубоко верующих людях, выбравших путь спасения души.
      Бессомненно, проживание отдельной семьи вне общества людей является уникальным явлением и вызывает огромный интерес у людей. Возникает много вопросов по факту выживания отшельников в трудных условиях горной тайги, по поводу состояния здоровья и психики членов семьи. Жизнь таёжной семьи остаётся под пристальным вниманием научного мира и общества. Снаряжаются многочисленные экспедиции, в составе которых ведут исследования этнографы, лингвисты, медицинские и сельскохозяйственные работники и т.д. Жизнь Лыковых остаётся под пристальным вниманием телевидения и прессы.
      С момента прихода к таёжным отшельникам геологов в конце 70-х гг. произошли большие изменения: в саянской тайге от старообрядческой семьи Лыковых в наши дни осталась жива единственный представитель – младшая дочь Агафья Карповна. Она, как ветвь огромного дерева, продолжает питаться вековыми корнями, сохраняет историческое, духовное наследие старообрядчества. “Древо Аввакума” – повествование о сибирских старообрядцах, о семье отшельников, олицетворяющей крепость веры, стойкость, силу духа.
      История семьи Лыковых излагается “устами самих старообрядцев”. Книга написана на основе материалов, хранящихся в фондах Красноярского краевого краеведческого музея (писем А.К. Лыковой – более 110 записей речи членов семьи Лыковых и их окружения – более 40 аудиокассет, коллекции этнографических предметов).
      В приложении дана расшифровка фрагментов речи Лыковых и их окружения.

Предыстория лыковского явления
Старообрядцы Приенисейской Сибири
Житие христиан Лыковых
Агафьина обитель

Библиографический список
      Белоусов М. Агафья – жительница тайги //Труд. – 1988. – 25 сентября.
      Бойко Е.С., Самотик Л.Г. Раскол и обереги // Красноярский материк. – Красноярск, 1998. – С.59-66.
      Бойко Е.С. Изучение духовной культуры староверов как один из способов овладения умением читать старорусские письменные памятники // Ежегодник регионального лингвистического центра Приенисейской Сибири. – Красноярск, 2003. – Вып. 2. – С. 73-79.
      Борисенко А. Христова невеста с реки Еринат // Вечерний Красноярск. – 1993. – 16 октября.
      Борисова С. Уж, не из Лыкова ли Лыковы? // Земля нижегородская: Еженедельник. – 1991. – 10 августа.
      Буцинский П.Е. Сочинение в 2-х томах: Т. 1. Заселение Сибири и быт первых её насельников. – Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. – 328 с.
      Варшавская Е. Выход из тупика //Труд. – 1994. – 2 августа.
      Володин Э. Трагедия жизни и величие духа // Старообрядец. – 1998. – №8. – С. 20-21.
      Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря. – М.: Церковь, 1996. – 316 с.
      Головкова Н. Заповедная вера: Книга жития и страданий сымских старообрядцев. Рукопись. КККМ, 2002. – 186 с.
      Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-хт. – М., 2000.
      Дубин В. Сорок лет одиночества //Ленинское знамя. – 1988. – 3 ноября.
      Дулькейт Т. Г. Лыковы (документальная повесть). – Барнаул: Формат, 2005. – 120 с.
      Енисейский энциклопедический словарь / Под ред. Н.И. Дроздова. – Красноярск, 1998. – 735 с.
      Журавлёв Н. Заточившие себя // Красноярский рабочий. – 1980.-28 сентября.
      Журавлёв Н. Возвращение // Красноярский рабочий. – 1981. – 14 января.
      История старообрядческой церкви. Краткий очерк. – М.: Издание старообрядческой митрополии Московской и всея Руси, 1991. – 39 с.
      Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1-2-' Сергиев Посад, 1909. – 1912.
      Клибанов А. И. Проблемы изучения и критики религиозного сектантства. – М., 1971.
      Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. – М., 1973.
      Кон Ф.Я. Усинский край. – Красноярск, 1914.
      Крестьянство Сибири в эпоху феодализма Под. ред. А.П. Окладникова. – Новосибирск: Наука, 1982. – 504 с.
      Кравченко А. Бриллиант без оправы, или две встречи с Агафьей Лыковой // Аргументы и факты в Кузбассе. – 1995. – № 15.
      Лебедев А.С. Таёжный просвет: Как я ездил к Агафье Лыковой // Родина. – 1990. – № 9. – С. 26-32.
      Лебедев А.С. Почему Лыкова остаётся в тайге // Старообрядец. – 1996а. – №№ 2-5
      Лебедев А.С. Моё путешествие к Агафье // Старообрядец. – 1996б. – № 4. – С. 3.
      Маркелов В.С. Живой островок русского языка // Советская Татария. – 1991. – №224-225. – С. 7.
      Мельников Ф.Е. О безбожнических и христианских догматах, таинствах и обрядах. – Барнаул: Издательство БЮИ, 2000. – 384 с.
      Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. – 557 с.
      Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. – М.: Мысль, 1979. – 125 с.
      Назаров И.П. Чем болели Лыковы? Из путевых заметок врача // Медик. – Красноярск: изд-е КГМИ. – 1984. – №/№21-24.
      Назаров И.П. Влияние длительной изоляции в саянской тайге на иммунитет Лыковых // Актуальные вопросы клинической медицины. – Новосибирск, 1993. – С. 56 – 59.
      Назаров И.П. Влияние длительной изоляции в саянской тайге на иммуный гомеостаз Лыковых // Гомеостаз и окружающая среда: Материалы VII Всероссийского симпозиума с международным участием 10-14 марта 1997. – Красноярск, 1997. – Т. 1. – С. 183-188.
      Назаров И.П. Клеточный и гуморальный иммунитет старообрядцев Лыковых // Актуальные вопросы охраны здоровья и организации медицинской помощи населению. – Красноярск, 1997. – С. 158-159.
      Назаров И.П. Агафья остаётся на Еринате // Красноярский материк. – Красноярск, 1998. – С. 84-91.
      Назаров И.П. Таёжные отшельники (путешествие к Лыковым): Монография. – Красноярск, 2004. – 484 с.
      Никольский Н.М. История русской церкви. – М.: Изд-во пол. лит-ры, 1983. – 320 с.
      Нуриджанов И. Подарок таёжного отшельника // Московская правда. – 1988. – 6 августа.
      Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1989. – 924 с.
      Песков В.М. Таёжный тупик // Комсомольская правда. – 1982. – 9, 10, 13. 14, 16, 17. 19, 20, 22 октября; 1983. – 29 марта, 4 сентября; 1987. – 25 июля; 1990. – 21 апреля. – 1991. – 2 мая. – 1995; 19 октября; – 2002. – 28 июня, 27 декабря.
      Песков В.М. Страсти по Агафье // Труд. – 1994. – 6 марта.
      Песков В.М. Таёжный тупик: Роман-газета. – 2001. – № 17.
      Песков В.М. Таёжный тупик. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. – 272 с.
      Поздеева И.В. Личность и община в истории русского старообрядчества // Мир старообрядчества. История и современность / Отв. Ред. И.В. Поздеева. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – Вып. 5. – С. 3-29.
      Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских кре-стьян-старообрядцев в XVIII в. – Новосибирск, 1974.
      Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные на востоке России в ХVІІІ-ХХ вв. Проблемы творчества и общественного сознания. – М., 2002. – 469 с.
      Покровский Н.Н. Путешествие за редкими книгами. – 3-є изд-е., доп. и перераб. – Новосибирск: ИД “Сова”, 2005а. – 344 с., илл.
      Покровский Н.Н. Духовная литература староверов востока России ХVІІІ-ХХ вв. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 20056. – 584 с.
      Попок В. Наша землячка // Кузбасс. – 1998. – 12 февраля.
      Полежаева Г.Ф. Православие как ведущая конфессия во второй половине XIX в. в Минусинском уезде // Мартьяновские краеведческие чтения (1998-1999 гг.): Сб. докладов и статей. – Минусинск, 1999. – С. 148-152.
      Попок В. В гости к Агафье Лыковой с именными подарками // Кузбасс. – 1998. – 8 августа.
      Попок В. Путешествие в Чистую землю // Кузбасс. – 1998. – 15 августа.
      Поспелова З. Губернатор и таёжная отшельница // Красноярский рабочий. – 1997. – 5 ноября.
      Прутавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. – М» 1905. – 130 с.
      Путилов Н. Летопись Усинской миссии, находящейся на реке Усу. Енисейской губ.. Минусинского округа, Шушенской волости, близі Китайской границы // Сибирский архив. – 1914. №№ 1-2.
      Путь на Еринат. – Красноярск: Растр, 2003. – 132 с.
      Рафиков Р. Г. Вопросы межэтнических религиозных и миграционных отношений в Красноярском крае. – Красноярск, 2003. – 67 с.
      Русское православие: вехи истории. Под. ред. А.И. Клибанова. – М.: Политиздат, 1989. – 719 с.
      Свинтицкий Ю. Тайна безымянного ручья / / Социалистическая индустрия. – 1980. – 21 сентября.
      Свинтицкий Ю. Загубленные судьбы // Социалистическая индустрия. – 1982. – 17 июля.
      Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. – СПб, 1886. – 370 с.
      Соболев С. И обернулось добро злом // Лесная промышленность. – 1988. – 8 сентября.
      Старообрядчество: история, культура, современность Издание Музея истории и культуры старообрядчества, Боровского краеведческого музея. – М., 2000. – 506 с.
      Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря. – М.: Церковь, 1996. – 318 с.
      Стахеева Н.Н. Старообрядчество в Восточной Сибири в ХVІІ-нач. XX вв.: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. Иркутск, 1998. – 30 с.
      Стороженко А.А. Старообрядчество Тувы во второй половине XIX-первой четверти XX вв.: Автореф.... канд. истор. наук. – Кызыл, 2004. – 23 с.
      Татарова В. Крик турпана: Повести. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. – 272 с.
      Тихомиров М.Н., Муравьёв А.В. Русская палеография: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1982. – 200 с.
      Толстова Г.А. Агафьина обитель // Красноярский рабочий. – 2003. – 9 сентября.
      Тульский М. Изменение религиозной принадлежности населения мира за 100 лет // НГ – религии. – 200. – 17 января. – С. 4.
      Угольков Ю. Одна в глухой тайге // Красноярский рабочий. – 1991. – 1 марта.
      Угольков Ю. Мирские заботы Усть-Ерината // Красноярский рабочий. – 1992. – 1 октября.
      Угольков Ю. У Агафьи на Еринате // Красноярский рабочий. – 1995. – 19 октября.
      Фёдоров В. Вот такая история / / Ленинская смена. – 1990. – 14 августа.
      Фетисов В.Г, Самотик Л.Г. Кержаки // Енисейский энциклопедический словарь. – Красноярск: КОО ассоциация “Русская энциклопедия”, 1998. – С. 264.
      Царёв И. Одна в глухой тайге / /Труд. – 1991. – 7 августа.
      Царёв И. Загадка пропавшего ветра // Труд. – 1993. – 30 января. Церковный календарь Русской Православной Старообрядческой Церкви на 2000 год. – М.: Издание Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ, 2000. – 128 с.
      Черепанов Л.С. Спутники для Агафьи // Труд. – 1990. – 13 октября.
      Черепанов Л.С. Во спасение Агафьи // Сельская жизнь. – 1991. – 7 февраля.
      Черепанов Л.С. Агафья в курятнике // Труд. – 1991. – 26 февраля. Черепанов Л .С. Чуткость по долгу службы: Суждено Агафье бедовать // Лесная газета. – 1991. – 12 марта.
      Черепанов Л.С. Весточка от Агафьи // Юный натуралист. 1991. – № 5. – С. 30-31.
      Черепанов Л.С. На людях людеют // Новости Кузбасса. – 1991. – 20-26 сентября.
      Черепанов Л.С. Из одного места да разные вести // Лесная газета. – 1991. – 17 декабря.
      Черепанов Л.С. Что изменилось? // Литературное обозрение. – 1992. -№ 1. – С. 111.
      Черепанов Л.С. Правда о Лыковых // Обществознание в школе. – 1992. -№ 1. – С. 50-54.
      Черепанов Л.С. Агафья не слыхала про “авоську” // Труд. – 1992. – 30 мая.
      Черепанов Л.С. Вспомним про Агафью // Медицинская газета. – 1993. – 31 января.
      Черепанов Л.С. От чего убежали // День. – 1993. – 5 июня.
      Черепанов Л.С. Люди и судьбы. У Агафьи связь космическая // Советская Чувашия. – 1993. – 31 декабря.
      Черепанов Л.С. После пиршества // Труд. – 1994. – 2 февраля.
      Черепанов Л.С. Кто судит веру // Ленинская смена. – 1994. – 3 сентября.
      Черепанов Л.С. Опора для воздушного моста // Ленинская смена. – 1994. – 13 октября.
      Черепанов Л.С. Путешествие к Агафье // Труд. – 1994. – 4 ноября. Черепанов Л.С. Лыковы и мы // Красноярская газета. – 1995. – 30 ноября, 5 декабря. 7 декабря.
      Черепанов Л.С. В чьих руках судьба Агафьи // Новые рубежи. – 1996, 12 октября.
      Черепанов Л.С. Агафьины кошки // Сельская жизнь. – 1996. – 21 декабря. Черепанов Л.С. Агафья в белом плену // Российская газета. – 1997. – 1 февраля.
      Черепанов Л.С. Агафье Лыковой выписали паспорт // Российская газета. – 1999. – 17 февраля.
      Черепанов Л.С. Пришельцы // Сельская молодёжь. – 1999. – №№ 1-2. – С. 9-11
      Щадрин А.А. Кто же вы, Лыковы / Красноярский рабочий. – 1990. – 6 октября.
      Шадурский В.И. Лыковы: Земледелие без риска // Земля сибирская, дальневосточная. – 1988. – № 2; Под знаменем Ленина. – 1988. – 4, 7, 9 августа.
      Шадурский В., Полетаева О. Их спасла земля // Сельская жизнь. – 1988. – 25 ноября.
      Щапов А. П. Земство и раскол. – СПб, 1862. – 164 с.
      Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в 17 веке и в первой половине 18. Сочинения А. Щапова в 3-х томах. Т. 1. – СПб, 1906. – с.173-451.
      Ядринцев Н.М. Сибирь как колония: Сочинения. Т. 1. – Тюмень, 2000. – 480 с.

Приложение 1. Список писем А. К. Лыковой
Приложение 2. Список аудиокассет с записью речи Лыковых, их окружения и других старообрядцев
Приложение 3. Фрагменты речи членов семьи Лыковых


Признательность
      Выражаю признательность за содействие в подготовке издания: за научное редактирование – кандидату филологических наук, доценту Красноярского государственного педагогического университета Л. Г. Самотик; за передачу личного архива в фонды КККМ и бескорыстную помощь на всех этапах исследовательской работы по языку семьи Лыковых – писателю Л. С. Черепанову (Одинцово, Московская обл.); за предоставленные материалы и консультации – художнику Э. В. Мотаковой (Красноярск), профессору Красноярской государственной медицинской академии И. П. Назарову, фотографу Н. П. Пролецкому (Абаза, Хакасия), журналисту газеты “Комсомольская правда” В. М. Пескову (Москва), главному редактору газеты “Красноярский рабочий” В. Е. Павловскому (Красноярск), фотографу В. В. Бодряшкину (Красноярск).
      Особая благодарность митрополиту Московскому и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Алимпию (Москва), отцу Леониду (Л. К. Гусев, митрополия РПСЦ, Москва), протоиерею старообрядческого Храма Покрова Пресвятой Богородицы отцу Леонтию (Л. Е. Скачков, Минусинск, Красноярский край), уставщику старообрядческого Храма иконы Владимирской Богоматери Дмитрию Пронину (Красноярск), редактору газеты “Старообрядец” С.В. Рудакову (Нижний Новгород), старообрядцам А.С. Лебедеву (Нижний Новгород), М.Ф., П.Ф. и С.П. Зебзеевым (село Безымянка, Енисейский район Красноярского края), Н.Г. Головковой (заимка Староверовская, Енисейский район Красноярского края).


      2008 г.

>>