Таёжный Тупик
<< Предыстория лыковского явления >>
Раскол в истории России
Галина Толстова
XVII век в истории России и русской православной церкви – особая веха. XVII век завершал эпоху расцвета феодализма. переживал период упадка феодализма и перехода страны от феодализма к капитализму. Зарождаются новые социально-экономические отношения, новый класс – буржуазия, обостряется социальная, политическая и идеологическая борьба на фоне новых общественно-экономических отношений. Различное отношение к действительности разных слоев населения и рост неудовлетворённости существующими порядками выявился в идеологической сфере – расколе православной церкви.
История русской православной церкви была противоречивой, полной внутренними конфликтами, отражала общественные столкновения на всём протяжении существования христианства на Руси. Одним из таких поворотных моментов в истории России и церкви стал раскол. Причинами раскола являются: смена общественно-экономической формации [Русское... 1989]; московская централизация [Щапов 1862; Щапов 1906]; ориентация на Запад [Мельников 1999; Мельников 2000]; приоритет государства над церковью [Русское... 1989]; закрепощение крестьян [Русское... 1989; Щапов 1862; Щапов 1906]; упразднение земства, введение иноземных порядков в государственном и церковном строе [Щапов 1862]; превращение российского самодержавия из сословно-представительной в абсолютную монархию [Русское... 1989].
Ф. Е. Мельников и Н. Ф. Каптерев в качестве одной из причин раскола выдвигают следующую версию – имперские замыслы Алексея Михайловича и патриарха Никона: русский царь захотел стать византийским императором, Никон – вселенским патриархом. Москва стала называться Третьим Римом, Никоном был выстроен монастырь, названный Новым Иерусалимом [Каптерев 1909; Крестьянство... 1982].
Раскол – явление не только церковное, но и общественное. В России происходит ломка самих устоев жизни, обычаев, православных традиций. Раскол, как историческое явление, определил весь ход общественно-политической жизни России на последующие столетия.
Формальным толчком к расколу явились реформы в церковном строе, в частности, изменения канонических правил, касающихся проведения церковных служб, правка церковных книг.
Новые церковные догматы были изложены патриархом Никоном на соборе 1653 года, позже напечатаны в книге “Скрижаль”. Собор 1666-1667 гг. утвердил и закрепил введенные Никоном и его сторонниками новые обряды, обычаи, традиции. Собор 1666-1667 годов проклял и отлучил от церкви староверов, “всю Русскую церковь со всеми её святителями, чудотворцами и с огромным сонмом угодников Божиих” [Мельников 1999: 58].
Гонения на старообрядцев продолжались в течение трёх веков: “Пылающие срубы и костры с десятками тысяч невинных жертв, плахи с топорами, с отрезанными головами, потоками крови: виселицы, колесования, четвертования, выматывание жил – всё это догматизировано, богословски обосновано, закреплено и благословлено новой церковью” [Мельников 1999: 93]. Одним из видов наказания была ссылка и заточение в монастырь, при этом преследовались следующие цели: наказать непокорных, лишить их возможности распространять свои убеждения, пресечь в корне пропаганду идей и взглядов, заставить раскаяться в “заблуждениях”, привести в лоно Православной церкви. Широко применялись подземные монастырские тюрьмы при Петре I, измученных и истерзанных в розыскной канцелярии ссылали в Сибирь. В Енисейской губернии действовала женская тюрьма в Енисейском Рождественском монастыре [Пругавин 1905: 37].
Через три столетия пронесли, сохранили веру “раскольники”. За приверженность прежним традициям в проведении религиозных обрядов их называют старообрядцами или староверами. Они уходили в глухие необжитые места, скрываясь от государственных органов власти. Гонимые и притесняемые, старообрядцы остались верны вере отцов и дедов, традициям, однако существующие ныне формы проявления вероисповедания старообрядцев, проведение обрядов и даже уклад жизни обусловлены объективными историческими причинами, связанными с карательными мерами. Известен факт деления старообрядчества на согласия, причинами которому изначально явились:
1) отсутствие единой иерархии;
2) разобщенность приверженцев старой веры и обрядов из-за географической раздельности, отдаленности районов проживания;
3) понимание “духовной” (невидимой, но ощущаемой. – Г.Т.) или “чувственной” (зримой, явной. – Г.Т.) природы Антихриста.
Названные причины взаимообусловлены и по-прежнему играют значительную роль уже в современном состоянии старообрядческих согласий. По мнению Н.Н. Покровского, “На востоке России проблема природы Антихриста разрабатывалась очень рано, еще во времена Аввакума, в послании “Об Антихристе и тайном царстве его”, где утверждалась духовная, а не плотская, чувственная природа его, и, следовательно, уже наступившее его владычество” [Покровский 2005б; 11]. Ученый рассматривает проблему “духовного” или “чувственного” понимания природы Антихриста в тесной связи “с более широким вопросом о разных способах понимания текстов Писания и Предания, в том числе – “чувственного” (буквально, “по буквам”) и “духовного” (иносказательного, сокровенного) их толкования” [Покровский 2005б: 14].
Каждое согласие имеет свои отличительные особенности в проведении религиозных обрядов. Исторически установились духовные центры старообрядцев разных согласий: Керженец, Стародубье, Ветка, Иргиз, Рогожское кладбище в Москве. Ныне в Рогожском посёлке в Москве находится Митрополия Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Современные старообрядцы живут на 4-х континентах. Существуют старообрядческие общины в разных государствах, самое большое количество старообрядцев проживает в России. Интересные данные приведены в статье М. Тульского “Изменение религиозной принадлежности населения мира за 100 лет”. В таблице, показывающей динамику изменений религиозного состава населения мира с 1900 по 2000 год, шестым из 36 вероучений названо старообрядчество. За сто лет численность старообрядцев возросла с 2, 4 до 3 млн. человек. При этом население планеты увеличилось с 1,630 до 6, 044 млрд. человек. В процентном соотношении количество старообрядцев уменьшилось [Тульский 2001].
Староверы не забывают о своих корнях, верны “древлеотеческой” вере. Жизнь современных староверов за границей и в России отражают старообрядческие периодические издания: “Вестник митрополии” Русской Православной Старообрядческой Церкви: журналы: “Церковь” (руководящий орган Совета Всероссийских съездов старообрядцев), “Сибирский старообрядец” (г. Новосибирск, издание Сибирской епархии РПСЦ); газеты: “Старообрядец” (Нижний Новгород, историко-краеведческое издание для старообрядцев всех согласий), “Русь православная” (г. Большой Камень Приморского края, издание Совета мирян древлеправославных общин Приморского края РПСЦ), “Костромской старообрядец” (г. Кострома, старообрядческое церковно-общественное издание), “Остров веры” (г. Миасс, издание Уральской епархии РПСЦ) и др.
Библиографический список
Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1-2-' Сергиев Посад, 1909-1912.
Крестьянство Сибири в эпоху феодализма Под. ред. А.П. Окладникова. – Новосибирск: Наука, 1982. – 504 с.
Мельников Ф.Е. О безбожнических и христианских догматах, таинствах и обрядах. – Барнаул: Издательство БЮИ, 2000. – 384 с.
Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. – 557 с.
Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских кре-стьян-старообрядцев в XVIII в. – Новосибирск, 1974.
Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные на востоке России в ХVІІІ-ХХ вв. Проблемы творчества и общественного сознания. – М., 2002. – 469 с.
Покровский Н.Н. Путешествие за редкими книгами. – 3-є изд-е., доп. и перераб. – Новосибирск: ИД “Сова”, 2005а. – 344 с., илл.
Покровский Н.Н. Духовная литература староверов востока России ХVІІІ-ХХ вв. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 20056. – 584 с.
Прутавин А.С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. – М., 1905. – 130 с.
Русское православие: вехи истории. Под. ред. А.И. Клибанова. – М.: Политиздат, 1989. – 719 с.
Щапов А. П. Земство и раскол. – СПб, 1862. – 164 с.
Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в 17 веке и в первой половине 18. Сочинения А. Щапова в 3-х томах. Т. 1. – СПб, 1906. – с.173-451.
Библиографический список
Бойко Е.С., Самотик Л.Г. Раскол и обереги // Красноярский материк. – Красноярск, 1998. – С.59-66.
Бойко Е.С. Изучение духовной культуры староверов как один из способов овладения умением читать старорусские письменные памятники // Ежегодник регионального лингвистического центра Приенисейской Сибири. – Красноярск, 2003. – Вып. 2. – С. 73-79.
Буцинский П.Е. Сочинение в 2-х томах: Т. 1. Заселение Сибири и быт первых её насельников. – Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. – 328 с.
Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря. – М.: Церковь, 1996. – 316 с.
Головкова Н. Заповедная вера: Книга жития и страданий сымских старообрядцев. Рукопись. КККМ, 2002. – 186 с.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-хт. – М., 2000.
Дулькейт Т. Г. Лыковы (документальная повесть). – Барнаул: Формат, 2005. – 120 с.
Енисейский энциклопедический словарь / Под ред. Н.И. Дроздова. – Красноярск, 1998. – 735 с.
История старообрядческой церкви. Краткий очерк. – М.: Издание старообрядческой митрополии Московской и всея Руси, 1991. – 39 с.
Клибанов А. И. Проблемы изучения и критики религиозного сектантства. – М., 1971.
Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. – М., 1973.
Кон Ф.Я. Усинский край. – Красноярск, 1914.
Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. – М.: Мысль, 1979. – 125 с.
Никольский Н.М. История русской церкви. – М.: Изд-во пол. лит-ры, 1983. – 320 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1989. – 924 с.
Поздеева И.В. Личность и община в истории русского старообрядчества // Мир старообрядчества. История и современность / Отв. Ред. И.В. Поздеева. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – Вып. 5. – С. 3-29.
Полежаева Г.Ф. Православие как ведущая конфессия во второй половине XIX в. в Минусинском уезде // Мартьяновские краеведческие чтения (1998-1999 гг.): Сб. докладов и статей. – Минусинск, 1999. – С. 148-152.
Путилов Н. Летопись Усинской миссии, находящейся на реке Усу. Енисейской губ.. Минусинского округа, Шушенской волости, близі Китайской границы // Сибирский архив. – 1914. №№ 1-2.
Рафиков Р. Г. Вопросы межэтнических религиозных и миграционных отношений в Красноярском крае. – Красноярск, 2003. – 67 с.
Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. – СПб, 1886. – 370 с.
Старообрядчество: история, культура, современность Издание Музея истории и культуры старообрядчества, Боровского краеведческого музея. – М., 2000. – 506 с.
Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря. – М.: Церковь, 1996. – 318 с.
Стахеева Н.Н. Старообрядчество в Восточной Сибири в ХVІІ-нач. XX вв.: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. Иркутск, 1998. – 30 с.
Стороженко А.А. Старообрядчество Тувы во второй половине XIX-первой четверти XX вв.: Автореф.... канд. истор. наук. – Кызыл, 2004. – 23 с.
Тихомиров М.Н., Муравьёв А.В. Русская палеография: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1982. – 200 с.
Тульский М. Изменение религиозной принадлежности населения мира за 100 лет // НГ – религии. – 200. – 17 января. – С. 4.
Ядринцев Н.М. Сибирь как колония: Сочинения. Т. 1. – Тюмень, 2000. – 480 с.
2008 г.
>>