Таёжный Тупик
<< Адресаты писем А.К. Лыковой >>
Особенности писем Агафьи Лыковой
Галина Толстова

      Письма, включенные в «Словарь языка Агафьи Лыковой», написаны разным адресатам. Исследователями отмечалась обусловленность выбора лексических единиц в речи контекстом: «... слова живут не вне контекста их употребления» [Лосев 1983: 107] и особенностями языковых личностей «в речи постоянно находят неявное отражение признаки адресата» [Гольдин 1986: 3], «отбор всех языковых средств производится говорящим под большим или меньшим влиянием адресата и его предвосхищаемого ответа» [Бахтин 1979: 280].
      Агафья Лыкова пишет письма дифференцированно, письменные источники условно можно обозначить как "светские" и "духовные", соответственно адресатов – "старообрядцы" и "нестарообрядцы" или "свои" и "чужие". Наблюдается социальная дифференциация, адресант употребляет конфессиональную лексику в основном в письмах к старообрядцам. Из 130 письменных источников в 25-и адресатами являются старообрядцы, среди них: митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Алимпий (1 письмо); старообрядцы с реки Керженки – с исторической родины Лыковых по мужской линии (2 письма); Александр Семенович Лебедев – представитель Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви, побывавший на Еринате в 1990 г. (1 письмо); Матрена Савельевна и Николай Алексеевич Ленковы, приехавшие на Еринат к Агафье Лыковой на постоянное жительство в 1989 г., но покинувшие отшельницу через три месяца (3 письма); черноризица старообрядческого женского скита на Малом Енисее в Туве матушка Максимила, у которой Агафья Карповна побывала после смерти тяти Карпа Иосифовича в 1988 г. (7 писем); родственники по материнской линии Анисья Парамоновна и Анисим Никонович Тропины, проживающие на Алтае в селении Килинск Таштагольского района Кемеровской области, к ним Агафью Карповну вывозили два раза, родственники также несколько раз навещали отшельницу на Еринате (11 писем).

      В группу адресатов – "своих" в аспекте использования конфессиональных особенностей в письмах старообрядки можно отнести писателя Л.С. Черепанова и журналиста В.М. Пескова. Л.С. Черепанову адресовано самое раннее по хронологии письмо в коллекции, написано оно в 1983 году: гс^дн /Господи/ їсусє хс^ртє сн~є бж~їи /Христе Сыне Божии/ помилуй насъ аминь здорово живєтє лєвъ стєпановичь чєрєпанов посылаємъ понискому поклону карпъ осиповнчь иагафїя карповна ижєлаємъ вамъ wтгоспода бога добраго здоровья идушєвнаго спасєния соwбщаємъ wсєбЕ сбожию помощю помалєньку живємъ получили wтвасъ подарокъ картошки прочи сємєна василий михайловичь привєсъ пєрєдавъ спаси христосъ вамъ запосылку спаси васъ христосъ помогли дрофъ попилили пока єщо єсь назиму богъ спасєтъ запристройку лабасъ сдєлали впєрєдє вгости милости просимъ свасилимъ михайловичєм посылаємъ ивамъ картошки насимєна писала агафья к /Карповна/ [приложение 1: 68,1-2]. Лев Степанович Черепанов – русский, православный, уроженец Иркутской области, руководитель многих экспедиций на Еринат. По признанию Л.С. Черепанова, его родное наречие верховьев р. Лены совпадает с лыковским. Ко Льву Степановичу у А.К. и К.И. Лыковых появилось особое отношение не только из-за того, что тот оказывал приемлемую для отшельников помощь (привозил старообрядческие издания текстов Священного писания, организовал установку ветряка – ветровой осветительной установки ВЕТРЭН на Еринате в августе 1993 г. и др.), а потому, что Лыковы почувствовали с ним душевное родство. Черепанов, как никто другой, понял и принял мир отшельников, он стал для Лыковых "своим", потому они и доверили ему самое дорогое – культовые предметы. Рукописная книга «Псалтырь» с автографом Лыковых Л.С. Черепанову (псалтырь wткарпа о /Осиповича/ и wтагафїи к /Карповны/ льву стєпановичу к~є /25/ ноября #зуч~г /1985/) и икона Св. Николая, подаренная писателю, ныне хранятся в коллекции семьи Лыковых в фондах музея [КККМ о/ф 10981/7; о/ф 10981/8]. В коллекции 27 письменных источников, адресованных Агафьей Карповной Л.С. Черепанову, в которых 101 пример употребления конфессиональных лексических единиц. На основании сказанного Л.С. Черепанов включен нами в группу "старообрядцев".
      В.М. Песков – журналист г. "Комсомольская правда", автор серии публикаций о семье Лыковых и книги "Таёжный тупик" [Песков 1983, 2000, 2001]. Более двух десятилетий он посещает Лыковых, принимает участие в разрешении трудных для Агафьи Карповны жизненных ситуаций. Василию Михайловичу адресовано 11 писем, в них старообрядка рассказывает о своей жизни, обращается с просьбами о помощи.
      Среди адресатов "нестарообрядцев" люди разных возрастных категорий, профессиональной и половой принадлежности, социальных групп, уровня образования: Сергей Анатольевич Грызлов – директор спортивно-краеведческого клуба «Ермак»; Галина Ивановна Дунаева – пенсионерка из г. Пушкино Московской области (жила на Еринате летом 1990 г.); Александр Геннадьевич Коновалов – заместитель руководителя Международного фонда милосердия (организатор и участник экспедиций на Еринат); Владимир Николаевич Макута – глава администрации Таштагольского района Кемеровской области (оказывал помощь Агафье Карповне в течение многих лет); Эльвира Викторовна Мотакова – красноярский художник (ездила на Еринат в 1983, 1986, 1988, 1990 годах); Игорь Павлович Назаров – профессор Красноярского государственного медицинского университета, участник многих экспедиций, автор медицинских исследований членов семьи Лыковых и книги «Таёжные отшельники» (Красноярск, 2004); Владимир Евгеньевич Павловский – главный редактор газеты «Красноярский рабочий», руководитель экспедиции на Еринат (июль 2002 г.); Николай Петрович Пролецкий – фотограф из г. Абаза Хакасской республики, участник многих экспедиций на Еринат и автор фотоснимков Лыковых 80-90-х гг.; Николай Николаевич Савушкин – генеральный директор Хакасского лесохозяйственного объединения; Олег Николаевич Суриков – режиссёр документального фильма «Житие российского крестьянина Карпа Иосифовича Лыкова» («Мосфильм» 1986 г.); Аман Гумирович Тулеев – губернатор Кемеровской области; Эвангелос Цопанопулос – грек, приславший Агафье Карповне приглашение на переезд в Грецию; Владимир Николаевич Штыгашев – председатель Верховного Совета Хакасии; Георгий Прокопьевич Шулбаев – председатель Таштыпского райисполкома и Совета по опеке в пользу А. Лыковой и др.
      Встречаются примеры употребления конфессиональной лексики и в письмах "нестарообрядцам" (И.П. Назарову, Э.В. Мотаковой, редакции газеты «Красноярский рабочий», юным натуралистам в г. Одинцово Московской области, Г.И. Дунаевой, Н.Н. Савушкину), но они единичны.
      Итак, среди адресатов писем Агафьи Карповны Лыковой представлены "старообрядцы" и "нестарообрядцы". Из 130 письменных источников в 25-и адресаты – "старообрядцы", в 105 – "нестаробрядцы". Сопоставление письменных источников свидетельствует о социальной дифференциации языковой личности при составлении текстов писем.

Список использованной литературы
      Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
      Гольдин В.Е. К проблеме системного представления функций языка // Язык и общество. Отражение социальных процессов в лексике. Межвуз. науч. сб. Саратов: Изд-во СГУ, 1986. С. 3-17.
      Лосев А.Ф. Языковая структура. М., 1983.
      Песков В.М. Таежный тупик. М.: Правда, 1983. 47 с.
      Песков В.М. Таежный тупик // Всё это было... М.: ТЕРРА Книжный клуб, 2000. С. 247-397.
      Песков В.М. Таежный тупик. Роман-газета-17. 2001 г.

Приложение 1. Список письменных источников

Приложение 5. Именной указатель адресатов и адресантов писем
      1. Алимпий – митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви.
      2. Андрияшкин Виленин Васильевич – краевед, создатель Абазинского музея горнорудного дела.
      3. Грызлов Сергей Анатольевич – директор спортивно-краеведческого клуба «Ермак».
      4. Дунаева Галина Ивановна – пенсионер г. Пушкино Московской области, жила на Еринате летом 1990 г.
      5. Зеленкова Антонида Яковлевна – прихожанка Никольской старообрядческой церкви г. Семёнов Нижегородской области.
      6. Иван – невыясненное лицо.
      7. Коновалов Александр Геннадьевич – заместитель руководителя Международного фонда милосердия.
      8. Кузнецова Ксения Леонтьевна – прихожанка Федосеевской церкви. Нижегородская обл., Тонкино.
      9. Лебедев Александр Семёнович – уполномоченный митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви, побывал на Еринате в 1990 г.
      10. Ленковы Николай Алексеевич и Матрёна Савельевна из Пермской области, приезжали на Еринат в 1989 г.
      11. Максимила – матушка из женского старообрядческого скита в Туве, Агафья Карповна ездила в Туву в 1989 г.
      12. Макута Владимир Николаевич – глава администрации Таштагольского района Кемеровской области, оказывал помощь Агафье Карповне в течение многих лет.
      13. Маркелов Валерий Сергеевич – лингвист из Казанского государственного университета, участник 4-х экспедиций на Еринат.
      14. Мотакова Эльвира Викторовна – красноярский художник, ездила на Еринат в 1983, 1986, 1988, 1990 годах.
      15. Назаров Игорь Павлович – профессор Красноярского государственного медицинского университета, участник многих экспедиций и автор медицинских исследований членов семьи Лыковых и книги «Таежные отшельники».
      16. Ольга Анатольевна – жительница Нижегородской области.
      17. Осьмушников Михаил Сергеевич – прихожанин Никольской старообрядческой церкви г. Семёнов Нижегородской области.
      18. Павловский Владимир Евгеньевич – главный редактор г. «Красноярский рабочий», руководитель экспедиции на Еринат (июль 2002 г.).
      19. Песков Василий Михайлович – журналист г. «Комсомольская правда», автор серии публикаций о Лыковых и романа «Таёжный тупик».
      20. Пролецкий Николай Петрович – фотограф из г. Абаза Хакасской республики, участник многих экспедиций на Еринат и автор фотоснимков Лыковых 80-90-х гг.
      21. Романцов Борис Васильевич – старообрядец с Алтая.
      22. Савушкин Николай Николаевич – генеральный директор Хакасского лесохозяйственного объединения.
      23. Старкова Тамара – отправитель посылки Лыковым.
      24. Суриков Олег Николаевич – режиссёр документального фильма «Житие российского крестьянина Карпа Иосифовича Лыкова» («Мосфильм», 1987 г.).
      25. Тропины Анисим Никонович и Анисья Парамоновна – родственники Агафьи Карповны по материнской линии, жители старообрядческого селения Килинск Таштагольского района Кемеровской области.
      26. Тулеев Аман Гумирович – губернатор Кемеровской области.
      27. Фёдорова Полина Ивановна – жительница г. Геленджик Краснодарского края.
      28. Царёва Александра Трофимовна – жительница Нижнего Новгорода.
      29. Черепанов Лев Степанович – член Союза писателей СССР, руководитель научных и общественных экспедиций к Лыковым 80-90-х годов, автор серии публикаций и романа о семье Лыковых (в рукописи).
      30. Эвангелос Цопанопулос – грек, приславший Агафье Карповне приглашение на переезд в Грецию.
      31. Штыгашев Владимир Николаевич – председатель Верховного Совета республики Хакасия.
      32. Шулбаев Георгий Прокопьевич – председатель Таштыпского райисполкома и Совета по опеке в пользу А.Лыковой.
      33. Ян – житель Прибалтики (фамилия неизвестна, конверт не сохранён).


      2010 г.

>>