Таёжный Тупик
<< Не тревожьте Агафью без нужды! >>
Владимир Павловский

      Журналисты "Красноярского рабочего" вместе с людьми, хорошо знающими староверку-отшельницу Агафью Лыкову, ищут пути выхода из "таёжного тупика".

      Владимир Николаевич МАКУТА, глава администрации Таштагольского района Кемеровской области:
      – Несмотря на то, что Агафья Лыкова живёт на территории Хакасии, у неё давняя дружба с губернатором Кемеровской области Тулеевым, который помогает отшельнице. Кроме того, на территории Таштагольского района в посёлке Килинск живут её родственники, которые также регулярно обращаются за содействием в том, чтобы съездить к Агафье, чем-то ей помочь. В октябре 2013 года они ездили к ней и вновь пытались уговорить перебраться ближе к людям, но она наотрез отказывается уезжать с заимки, дабы не нарушить наказ батюшки. К тому же она уверена, что на другом месте сразу помрёт: там и вода не та, и пища... Минувшей осенью ей завезли продукты, помогли убрать овощи в погреб, закололи и разделали козла, заготовили дрова.
      Агафью традиционно навещают весной и осенью. Если она просит помощи в другое время, губернатор Кемеровской области оперативно направляет к ней вертолёт. Так и на текущей неделе планируется вылет, как только будет собраны продукты и всё другое, о чём просит отшельница.
      Было несколько попыток найти человека, который бы разделил одиночество Агафьи, согласился бы жить с ней на заимке, но люди не выдерживают суровых условий. У неё очень аскетический образ жизни, свой отпечаток накладывает и отсутствие каких-либо достижений цивилизации, и непростой характер самой Агафьи. Была женщина, которая приезжала на заимку Лыковых, но долго там жить не смогла.

      Игорь Павлович НАЗАРОВ, доктор медицинских наук, академик РАЕН, академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности:
      – Могу сказать только, что эта ситуация длится давно, и те люди, которые пытались жить рядом с Агафьей Лыковой, там не уживались, так как не соблюдали каноны старообрядческой веры. Я уже писал об этом на сайте "Сибирский медицинский портал", где опубликовано моё ответное ей послание – "Агафья-отшельница: последнее письмо". Вообще у меня от неё много писем, полученных за тридцать лет нашего знакомства.
      Проблема в том, что городские люди там долго не выдерживают. А вот есть один хорошо мне знакомый охотник, Алексей Анатольевич Уткин, который живёт возле Телецкого озера, он старовер и тайгу прекрасно знает,- так он, мне кажется, мог бы пожить с Агафьей. Сама Агафья мне писала о том, что он согласен у неё пожить, даже просила благословения своего старообрядческого архиепископа.
      Насколько я знаю, есть организация "Клуб друзей Агафьи", и сотрудники Хакасского заповедника ей помогают, но навряд ли они могут осуществлять эту помощь постоянно. И опять же, они не староверы, а она к этому строго подходит. Ей нужна постоянная материальная поддержка, в заготовке дров и прочего, и поддержку эту могли бы обеспечить представители власти или бизнеса.
      Ещё плохо то, что в последнее время к Агафье Лыковой часто ходят туристы, как на экскурсии. А для неё это опасно, так как у неё иммунитет ослаблен. Уже были случаи, когда она болела после таких контактов...

      Виктор Владимирович НЕПОМНЯЩИЙ, директор заповедника "Хакасский":
      – Агафья Лыкова живёт на территории заповедника "Хакасский", поэтому мы по возможности обходы делаем, я сам у неё не раз бывал и не понаслышке знаю условия жизни, связывался по просьбе Агафьи с её родственниками...
      Понятно, что женщина в возрасте и ей очень тяжело. Раз в неделю мы выходим на связь с Ерофеем (бывший геолог, живущий неподалёку), он докладывает нам обстановку. Условия жизни зимой там, конечно, тяжелейшие.
      Первое. Сейчас у нас есть человек, готовый поехать к Агафье Карповне, но пока мы его просто физически доставить туда не можем. Это можно сделать только вертолётом, а у нас государственное учреждение, ни полётного задания, ни денег на оплату такого полёта нет.
      Второе – что касается помощи. Часто люди вроде бы из добрых побуждений привозят много всего, а потом это приходится выкидывать. В минувшем году у нас были съёмочные группы нескольких телекомпаний, в том числе зарубежных (BBC и других). И во время визитов телевизионщиков, и когда я приезжал, она просила помочь ей, но помощь эта касается не продуктов – их у неё достаточно. Она ничего не ест из того, что привозят, если на упаковке есть штрихкод.
      Человеку в её положении больше необходима помощь в части выживания, чисто физическая помощь в хозяйственных делах: дров принести, кур и коз накормить... Опять же не знаю, живы ли у неё сейчас козы, ведь им сено нужно, а где его взять? Не на снегоходах же завозить, да и много ли на них увезёшь!
      Хозяйство Агафьи Карповны на такой горе, что я не без труда на неё поднимаюсь, и пульс у меня чаще в два раза, чем у неё!
      – В письме речь о том, что нужны в том числе семена...
      – Не знаю. Она нам сама картошку на семена предлагала... В части круп, муки – может быть, есть нехватка, хотя осенью, когда мы были у Агафьи Карповны, она недостатка в них не испытывала, и запас на зиму был.
      Как сейчас действовать? Не знаю. Человека, готового, как и Агафья, жить отшельником, мы, скорее всего, будем забрасывать туда весной. Тогда же на заимку Лыковых собираются наведаться и родственники. Хотя самое тяжёлое для жизни время там, конечно,- зима. Элементарно, прорубь пробить и воды наносить в гору – это для без малого 70-летней женщины серьёзная проблема.
      Так что даже если кто-то оплатит полёт вертолёта на заимку Лыковых – ну, прилетят они – и что? Ни дров, ни сена сейчас не заготовишь, воды на всю зиму вперёд не наносишь... Разве что продукты привезти, да чисто человеческую поддержку оказать.
      Опять же заповедник, в котором живёт Агафья – особо охраняемая территория, поэтому любой визит любого человека туда по закону возможен только с разрешения его администрации. С полётами организованными (в том числе губернатором Кемеровской области Тулеевым) у нас проблем нет, но иногда в те края несанкционированно залетают частные вертолёты, и мы подозреваем, что не только и не столько в гости к Агафье Лыковой они летают...
      Мы же по мере необходимости всегда Агафье Карповне помогаем, и в разрешениях на посещение заповедной территории тем, кто без ущерба для природы стремится помочь отшельнице, никогда не отказываем.

      Андрей Викторович ГРИШАКОВ, телережиссёр, автор спецпроектов государственной телерадиокомпании "Красноярск":
      – Я думаю, что Агафья Лыкова, обратившись в редакцию газеты "Красноярский рабочий", запасается впрок помощником – так же, как она всегда запасалась дровами и шишками... Но помощник ей нужен духовный, единоверец!
      У меня в связи с этим есть опасение, что могут активизироваться люди, от которых ей будет больше вреда, чем пользы. А сейчас Агафье постоянно помогают мои друзья – сотрудники Хакасского заповедника. Не менее чем один раз в месяц они её навещают. А Ерофею Седову самому требуется помощь, он ждёт, когда к нему прилетит сын и привезёт дров и картошки. К тому же Ерофей – не единоверец. Агафья же трижды в день молится...
      Сам я, конечно, согласен хоть сейчас к ней полететь на вертолёте, если появится такая возможность.
      23 января 2014 г.

>>