Таёжный Тупик
<< Президент, пресс-секретарь и народная Агафья >>
Алексей Муравьев

      Пресс-секретарь президента Путина Песков признался, что президент задал ему непростой вопрос про староверов, откуда, мол, они появились? А он не знал. Не знал, увы, не один пресс-секретарь. Не знает абсолютное большинство потребителей массовой культуры, что староверы ниоткуда не «появились». Они всегда были на Руси. До XVII в. вся Русь была староверской, т.е. молилась Богу по дониконовским чинам. Наверное, можно было бы посмотреть вполне добротный фильм Н. Досталя «Раскол» или посмотреть последний номер журнала «Дилетант». Там все про расколы написано.
      Про то, что староверы или древлеправославные христиане живут рядом с нами, недавно напомнили нам из-за нового письма таштагольской отшельницы Агафьи Карповны Лыковой, которая попросила о помощи и получила ее. Одновременно ее посетил врач и даже предложил ей полежать в больнице. Но не такова Агафья, чтобы променять свой скит на кемеровскую больницу. Она принадлежит к «часовенной» традиции (особому килинскому согласию), а эти староверы сознательно бежали от властей и цивилизации в лес. Заимка Агафьи Лыковой
      Часовенные – старообрядцы поповского направления, но в 18 в. утратившие последнее священство «старого поставления». Причащались они один раз в смертный час запасными дарами, которые у каждого хранятся на этот случай. Много исследований про христиан-часовенных произвел скончавшийся в прошлом году академик Н. Н. Покровский. Он же издал интересную переписку старообрядцев, их сочинения, хроники. В советское время НКВД даже проводило специальные карательные рейды против часовенных христиан. Они тогда стали уходить еще дальше в тайгу, в горы. Про килинское согласие писала московская исследовательница Е.А. Агеева. Среди килинцев были писатели, народные философы, хронисты.
      Карп Лыков, отец Агафьи, знал о существовании за горами большого мира с вертолетами и вездеходами, и В. Песков в своих знаменитых публикациях преувеличил их дикость. Но установка у Лыковых на бегство из мира была. И в этом у староверов проявляется вполне аутентичное христианское «бегство от мира», из-за которого многие поколения подвижников шла в горы и пустыни. Только Лыковы ушли на заимку всей семьей и жили там тихо. Конечно, у староверов есть недоверие к миру, который их гнал и уничтожал, и это недоверие совместилось с христианским стремлением «уйти из мира». Христиане-староверы уходили в странничество, в отшельничество, в изгнанничество – и сохраняли себя.
      Но когда у Лыковых появились люди с материка, они привезли с собой болезни, и вся семья стала их жертвой, кроме Агафьи. Поэтому-то ей теперь нужна помощь, в тайге в одиночку выжить сложно. Теперь у Агафьи есть и связь с материком, и церковная связь. С тех пор, как в 2011 г. Агафья восстановила связь со старообрядческой Православной церковью, священники навещают ее регулярно, она не остается без исповеди и причастия, ей привозят для молитвы то, что необходимо. Но главный путь у нее – свой, отшельнический. Чтобы жить, как инок (от древнеславянского слова «ин», один, одинокий), не нужны толстые стены монастырей и послушание игумену. Достаточно соблюдать иноческое правило, читать молитвы положенные и работать. И здесь противоречие: с одной стороны старушке-отшельнице нужна помощь, но ей же нужно и одиночество. Это такая очень типичная русская культурная история.
      Поэтому на вопрос «откуда взялись староверы» надо ответить, что староверы – это люди русского корня, и они пошли из самой глуби русского народа, они в некотором смысле и есть этот народ в предельном выражении. Поэтому, хотя наш мир и может помочь Агафье и послать ей 200 кг. продуктов, но и Агафья может помочь нам. Помочь, например, ответить на вопрос президента, который на самом деле значит «Откуда мы?», и разобраться в себе.
      24 января 2014 г.

>>