in ЭРОТИКА (греч. erotikos; eros, erotos — (физическая, телесная) любовь, желание, страсть):
  • чувственность, обращенность к половой жизни, к отображению ее;
  • внутреннее переживание, связанное с сексуальностью;
  • проникнутость половыми чувством и влечением;
  • наслоение сексуальной потребности на общественные отношения, благоприятствующие сексуальным, контактам и придающие им соответствующее содержание и направление;
  • сексуальные чувства, фантазии и переживания, чувственность, а также то, что их вызывает, в отличие от порнографии трактует сексуальность облагороженной, очеловеченной;
  • воплощение в жизни, литературе и искусстве одухотворённости, поэзии и эстетики сексуальных отношений людей; заложенный в человеке природой инстинкт продолжения рода, но облагороженный и опоэтизированный как влечение души.
    Эротизм — чрезмерная чувственность, повышенный интерес к половой жизни, обострённая проникнутость либидо, повышенная половая возбудимость (гиперсексуальность); общее название различных видов полового влечения.
    Эротический, эротичный — чувственный, любовный, проникнутый эротикой, эротизмом.


    Пармиджанино. Мадонна с розой. 1530

    К концу 20 в. эротика проникла во все сферы жизни и деятельности человека. Этому способствовало существенное сужение сферы запретов и табу, касающихся сексуальных взаимоотношений. Эротизировать можно буквально всё: дом, одежду, тело. Проявление внимания к мебели, украшению интерьера, белью, косметике, умело подобранному стилю в одежде, столь характерное для современных женщин, привносит эротизм в самые различные области жизни. Эротика — сложное и хрупкое состояние личности, замешанное на эмоциях, страсти, фантазии, воображении, сексуальности, где наигранное и естественное сплетены в один причудливый узел. На самых древних этапах развития человечества жизнь людей была пронизана эротикой, о чём свидетельствуют многочисленные наскальные изображения и археологические находки. Религиозные культы многих земледельческих народов — Египта, Вавилона, Финикии, Индии, Греции, Рима имели характер эротических мистерий, а боги и богини плодородия большей частью были божествами любви. Эротика существовала и в повседневной жизни людей: стремление привлечь к себе внимание сексуального партнёра уже в древности породило целую науку обольщения, в которую входили искусство общения, правила этикета, определённые ритуалы сексуального поведения, а также умение украсить себя.

    Природа эротики покоится на притягательности и очаровании тайны, которую содержит в себе представитель другого пола. Поэтому с древности одна из задач моды состояла в том, чтобы подчеркнуть или выгодно оттенить те части человеческого тела, которые представляют эротическую ценность в глазах представителей данной культуры, вызвать сексуальную заинтересованность окружающих или конкретного лица. Уже несколько тысяч лет назад возникли различные варианты причесок и все виды украшений из драгоценных металлов и камней. Так же стара культура благовоний. Каждое живое существо имеет свой запах, который определяется биологически активными веществами, воздействующими на подсознательном уровне на психику человека, притягивая или отталкивая его. То, что запах имеет сексуальную окраску и является одним из самых сильных в при роде раздражителей, очень давно поняли на Востоке (особенно на Ближнем Востоке и в Индии), где и были еще в древности разработаны мужские и женские ароматические вещества. Женские запахи — аромат хвойных деревьев, полевых цветов, масла розы и сандалового дерева. В группу мужских запахов традиционно входят лаванда, амбра, мускус.

    Эротическое искусство, изображая человека во всем богатстве его переживаний, содержит эмоционально окрашенную информацию такого характера, который позволяет направить мысль, чувство и воображение зрителя в область сексуальных отношений. В культуре каждого народа существовали произведения, которые стимулировали, разжигали и поддерживали сексуальную чувствительность. Но особенности эротического искусства любой эпохи зависят от сексуальной, религиозной, философской и художественной культуры общества. У эротического искусства две основные темы. Первая — человек как объект эротических чувств его красота, очарование, сексуальная привлекательность. Вторая — сексуальные отношения людей, которые могут быть воплощены в романтическом, комедийном, натуралистическом и других аспектах. Характер изображения зависит от мастерства художника, уровня его культуры, а также от существующих в данном обществе норм пристойности, включающих в себя правила повседневной жизни и нормы ритуального поведения, правила изображения тела и сексуальных отношений. Знаменитые обнаженные статуи Древней Греции — разные вариации изображения Афродиты, Аполлона, атлетов — нередко воплощали не только общегреческий идеал «каллокагатии», то есть сплав физической красоты и духовного совершенства, но и эротическое очарование образа. Эротические отношения людей часто изображались в античном прикладном искусстве (вазопись, светильники и др.) и в настенных росписях (Помпеи и Геркуланум) Сюжеты таких росписей — пирушки с гетерами, игры сатиров и нимф — воплощали традиционный характер быта и личных взаимоотношений. С эпохи Возрождения эротическая привлекательность обнаженной натуры вновь становится популярной темой в искусстве, равно как и эротические отношения людей (Леонардо да Винчи, Рафаэль, А Карраччи) Пронизаны эротикой многие произведения выдающихся художников и скульпторов последующих эпох (Рубенс, Рембрандт, Буше, Фрагонар и др.). Более 4 тыс. лет существует эротическая литература любовная поэзия Древнего Египта и античности, произведения Д. Боккаччо, Ф. Рабле, Г. Гейне, А. Франса, А. Пушкина, А. Толстого.

    Лучше всего говорить об эротике, сравнивая ее с порнографией. Хотя эти различия чаще относятся к области юриспруденции, широкой публике ясны не всегда, тем не менее многие наблюдатели — и юристы, и профессионалы — считают, что эротика и порнография очень отличаются друг от друга. Книги, песни, телефонные разговоры, кино- и видеофильмы, фотографии, а также постановки «в живую», изображающие сцены сексуального унижения, уничижения, эксплуатации и не обладающие художественными свойствами, считаются порнографическими. Произведения, которые, по признанию критиков, обладают художественными или литературными достоинствами, можно относить к разряду эротических, так же можно квалифицировать взаимно удовлетворительные сексуальные ситуации. Однако сексуально возбуждающее воздействие оказывают и эротика, и порнография. Зачастую грань между ними стирается из-за того, что критерием их разграничения является соответствие «стандартам, принятым в обществе», а в обществе нет единодушного отношения к таким явлениям. Дополнительную трудность вызывает постепенное изменение господствующих в обществе представлений.

    Эротическое искусство существовало во многих культурах на всем протяжении истории. Например, древних греков очень интересовала концепция красоты, первоначально воплощавшейся в идеализированно совершенных обнаженных фигурах мужчин, а затем — женщин. Древнегреческие идеалы красоты, которые считались эталоном до XII века, основывались на восприятии красоты с элементом сексуального желания. Статуи Афродиты, богини любви (древние римляне называли ее Венерой), всегда изображали ее одетой или по крайней мере частично задрапированной, пока греческий скульптор Пракситель не создал ее обнаженную статую, которую установил на одном из островов. Плиний сообщает, что население острова отнеслось к статуе с неодобрением, зато жители Книда с удовольствием приняли ее у себя. Она стала одной из наиболее известных античных скульптур. В отличие от скромных изображений обнаженных женщин, мужским статуям в Древней Греции и Древнем Риме присуща откровенность наготы. Еще менее сдержанны античные изображения сатиров: похотливых существ с козлиными ушами, рогами, а иногда и с хвостом.

    Почти в каждой цивилизации с прочными культурными традициями встречаются художественные изображения сексуальных поз. В Японии так называемые «подушечные книги» клали в постели новобрачных; из этих книг они могли почерпнуть сведения об ожидающих их наслаждениях. Итальянский мастер эпохи Возрождения Джулио Романо создал серию гравюр под общим названием «Позы», где показал шестнадцать вариантов поз при сношении. Древние греки рисовали различные позы на кубках и сосудах для вина.

    Ученые считают, что изображения сексуальных сцен на индийских храмах относятся к тантрическим верованиям, согласно которым половые акты составляют один из пяти видов жертвоприношений, посвящаемых божеству. По мере развития общества оно теоретизирует, и ритуальный секс, прежде входивший в религиозные обряды, уступил место сексуальным сценам, запечатленным на фасадах и в интерьерах храмов. На стенах этих культовых сооружений мы находим сексуальные сцены с двумя, тремя, четырьмя и более участниками. В Японии есть красивые изображения гетеросексуальных и лесбийских сцен со всевозможными позами, а также с искусственными пенисами и другими приспособлениями. Многие формы эротического искусства из Европы, Азии и других регионов включают изображения актов мастурбации, как мужской, так и женской, с разнообразными позами и методами.

    Эротика для современных женщин

    Исторически эротика создавалась мужчинами и для мужчин. Разумеется, бывали и исключения. «Любовник леди Чаттерлей», скандальный роман известного английского писателя Дэйвида Лоренса, стал волновать женщин, как только вышел в свет, а мемуары Анаис Нэн действовали возбуждающе на представителей обоих полов. Но поскольку мужчины долгое время составляли большинство среди потребителей эротики, они сами же в основном и создавали эротические произведения. Ситуация стала изменяться в 90-е годы. В книжных магазинах на полках рядом с кулинарными книгами и беллетристикой, предназначенной женщинам, появились эротические романы. Последние популяризируются дамскими журналами, и женщины не стесняются держать их дома. Вообще такие эротические издания обычно не купишь в порномагазинах, ориентирующихся на мужчин.

    В какой-то степени эти книги развились из романтических романов — этой литературной нивы, обильно плодоносившей в последнее время. Романтическое повествование в них по-прежнему следует отработанным канонам, но любовные сцены стали более откровенными. В таких обстоятельствах не удивительно, что женщинам захотелось сделать еще один шаг вперед и иметь свои эротические книги для чтения.

    Отличительной чертой ярких женских эротических романов является то, что они написаны женщинами. Писательницы, наверное, лучше представляют себе, что женщины находят возбуждающим, зная, что им описывать, а также какие ощущения их роман вызовет у читательниц. Женщин зачастую больше интересует нагнетание сексуального напряжения, постепенное развитие близости, а не сцена встречи партнеров, которые сдирают друг с друга одежду и бросаются в постель.

    Многие писательницы стараются не ограничиваться описаниями физических атрибутов любовников. Читательница не получит удовлетворения от книги, где не будет живых описаний благоухающих розовых садов, любовников, возлежащих среди шелков и бархата, и т.п. Сам факт существования такой литературы может изменить реакцию женщин на сексуальную стимуляцию. Научные данные показывают, что женщинам требуется больше времени для достижения сексуального возбуждения, но неизвестно, является ли это их физической характеристикой или просто условным рефлексом. Женщин всегда учили сдерживать в себе чувство возбуждения, так как «хорошие девушки не наслаждаются сексом», а эротические романы показывают женщинам, что они не нуждаются в разрешении, чтобы почувствовать возбуждение и поддаться сексуальным фантазиям.

    Положительным моментом эротических романов, принадлежащих перу женщин, является то, что они не сосредоточиваются на описании женских форм. Не всякая героиня женских романов выглядит как фотомодель с разворота глянцевого журнала. Эти книги показывают, как женщины с различными фигурами, возможно, с маленькой грудью и чересчур широкими бедрами, имеют удовлетворительную сексуальную жизнь. Другая черта, отличающая эти книги от традиционных мифов о женской сексуальности, состоит в том, что в них женщины испытывают возбуждение при виде привлекательного мужчины. Во многих книгах женщины откровенно обсуждают анатомические достоинства мужчин, рассказывают, какие части привлекают их, а какие — нет, но при этом из их разговоров следует, что размеры сексуального аппарата мужчины не имеют для них значения. Общество обычно неодобрительно относится к женщинам, которые оглядывают мужчин с головы до ног таким взглядом, каким мужчины оценивают женщин, но в этих книгах такое допускается.

    Не все подобные книги представляют сексуальность в исключительно положительном свете. Некоторые их героини, поддавшись импульсу, заводят случайные связи, а во время распространения заболеваний, передаваемых половым путем, в частности СПИДа, это иначе как глупостью не назовешь. Другой распространенный мотив подобных книг — женщина во власти мужчины, подавляемая физически или психологически. В таких случаях женщины поступаются собственной сексуальностью в угоду другим, особенно мужчинам. Такие истории не идут читательницам на пользу; женщины должны утверждаться в своей сексуальной самостоятельности, а не лишаться ее.

    Мужчины и женщины читают эротическую литературу по-разному. У мужчин эротика часто служит инструментом усиления удовольствия от самоудовлетворения; а женщины после чтения таких книг начинают мастурбировать, и, кроме того, книги их возбуждают, вовлекая в реальные сексуальные контакты. Женщины извлекают из чтения эротических романов не только возбуждение; они используют прочитанное, вплетая сюжет в контекст своих сексуальных контактов, на практике применяя сведения, почерпнутые из книг; таким образом, благодаря эротике женщина может сделать свою спальню более привлекательной для себя и своего партнера.

    В коре головного мозга мужчины, увидевшего сногсшибательную красотку, возникают такие же химические реакции, как и в мозгу наркомана после очередной дозы.

    Ямала (санскр. «пара», «чета»)
    В индийском тантризме — статуи и картины, изображающие половой акт между богом и богиней. В Тибете называются яб-юм, в Непале — самбара.