in ПОРНОГРАФИЯ (греч. pornos — развратник и греч. grapho — пишу; порнограф — в Древней Греции художник, расписывающий публичные дома, а также накладывающий грим проституткам) (рюпография (греч. rhypos — грязь) — в Древней Греции непристойное изображение половых отношений):
  • вульгарно-натуралистическое, примитивно-упрощенное, циничное, непристойное (оскорбляющее общественную нравственность) изображение (описание) половой жизни, скабрезное ее изображение с сексуальным содержанием. Оно может быть как словесным, так и наглядным;
  • материалы или представления, отражающие унизительные, уничижительные, жестокие или эксплуататорские взгляды на секс, не обладающие художественным содержанием или художественной ценностью. Суды всегда испытывали затруднения в точном определении порнографии; один из членов Верховного Суда США признал, что он не может четко определить, что такое порнография, но он распознает ее, когда видит.

    Сексография — изображение межполовых отношений, психологии полового поведения и сближения, причем, в отличие от порнографии, анатомия и физиология в данном случае не является самоцелью.

    Интерес, проявляемый к эротическим и порнографическим материалам, имеет много причин:
  • они служат источником информации, в том числе сравнительной, о сексуальном поведении;
  • часто являются средством возбуждения (вызывают сексуальное возбуждение), которое можно в зависимости от настроения продлить или прекратить;
  • подобно сексуальным фантазиям будят воображение и тем самым помогают соприкоснуться с запрещенными или пугающими областями секса безопасным образом;
  • дают возможность прорепетировать в своем воображении те действия, которые человек надеется испробовать или которые его интересуют;
  • наконец, подобно многим вестернам или шпионским триллерам, сами по себе могут служить развлечением, не связанным с сексуальным возбуждением.

    Сексуальное возбуждение, возникающее под действием слов, фотографий или кинофильмов, бывает практически одинаковым. На одних сильнее влияет яркое, близкое к реальности действие, происходящее на экране, тогда как другие предпочитают дать волю воображению, разглядывая рисунок или фотографию, или находят, что наибольшее эротическое воздействие оказывает печатное слово. Такие различия зависят от склада характера и вкуса, точно так же, как один предпочитает концерт кинофильму, а другому нравится ходить в театр. В отличие от этого специфическое воздействие эротического материала определяется не тем, в какой форме он представлен, а его содержанием. Событие, которое человек может отождествить с самим собой, действует более возбуждающе, чем изображения половых актов, которые могут показаться нелепыми или оскорбительными.

    Сексуальное возбуждение, вызываемое всякого рода эротической продукцией, носит не только психологический характер. Многие исследователи отмечают специфические физиологические изменения, возникающие у людей при просмотре порнографических фотографий и фильмов, при чтении или прослушивании текстов соответствующего содержания. У мужчин при этом обычно возникает эрекция, а у женщин — изменения притока крови к влагалищу или его увлажнение.

    В прошлом считалось, что мужчины реагируют на порнографию сильнее, чем женщины. Однако результаты исследований показывают, что это не так: реакция мужчин и женщин одинаковая. Безусловно, женщины считающие эротику и порнографию чем-то неприличным, прилагают все усилия, чтобы подавить свои спонтанные реакции силой воли. Такое же отношение выказывают женщины, отвергающие порнографию по политическим соображениям: по их мнению, она связана с эксплуатацией женщины. Есть и такие женщины, которые были бы не прочь развлечься порнографией, но они просто не замечают возникающего при этом легкого сексуального возбуждения, даже при наличии физиологической реакции, в частности усиления притока крови к влагалищу. В отличие от женщин у мужчин внешние проявления возбуждения более очевидны.

    При том, что мужчины и женщины одинаково способны реагировать на эротику и порнографию, характер их реакции может зависеть от типа эротического материала. В прошлом считалось, что мужчин интересует главным образом объект и что они реагируют на половой акт, показываемый крупным планом, тогда как для женщин большее значение имеет, как это все происходит (обстановка и настроение). Однако более поздние исследования показали, что мужчины и женщины и в этом отношении мало различаются друг от друга.

    Иногда (как часто — никто не знает) люди прибегают к порнографии во время мастурбации. Достаточно вспомнить подростка с его коллекцией вырезок из какого откровенного журнала или бизнесмена, улизнувшего среди для из своей конторы, чтобы посмотреть порнографический фильм в соседнем кинотеатре. В других случаях просмотр порнофильмов или открыток используют для стимуляции сексуального желания у себя или у партнера или просто для поддержания межличностного сексуального общения.

    Британский Акт о непристойных публикациях 1959 года предусматривал вызов экспертов для доказательства того, что произведение, обвиняемое в непристойностях, имеет художественные, научные, социальные или иные достоинства, кроме того, обвинение должно было доказать наличие в произведении склонности к разврату и растлению нравов. В английских судах создалась чрезвычайная ситуация: огромное количество высококвалифицированных мужчин и женщин были готовы защищать печатные произведения, которые обывателю представлялись неприличными или непристойными. Роман Д.Г. Лоренса «Любовник леди Чаттерлей» был первым произведением, против которого было выдвинуто обвинение по Акту 1959 года. Группа экспертов выступила с обоснованием достоинств книги. В результате книга была оправдана. Акт 1959 года способствовал повышению уровня образования читательской аудитории, что в британском суде ранее было просто невозможно. Пункт в Акте, автором которого был Рой Дженкинс, звучит так: «Лицо не может быть обвинено в преступлении, предусмотренном разделом 2 настоящего акта, и процедура конфискации на основании предыдущего раздела не может быть применена, если будет доказано, что публикация рассматриваемого произведения оправдана общественным благом на том основании, что она способствует интересам науки, литературы, искусства, просвещения или иным целям, представляющим общий интерес."

    Воздействие эротики и порнографии на поведение

    Вопрос о том, как эротика и порнография влияют на поведение людей, не имеет однозначного ответа. В 1968 г. президент Линдон Джонсон создал специальную комиссию, которая спустя два года представила обзор большого количества данных. Комиссия констатировала:

    Соприкосновение с эротикой и порнографией часть людей делает сексуально активнее (увеличивая частоту мастурбирования и половых сношений). У небольшой части людей такого рода активность снижается, но большинство не отмечает изменений в своем поведении. Эффект, если он есть, кратковремен и обычно исчезает в течении 48 ч. В целом, установившийся характер сексуального поведения оказывается весьма стабильным, и знакомство с порнографическими материалами не вызывает в нем существенных изменений.

    В Дании, после того как в 1965 г. порнография была легализована и получила широкое распространение, частота многих преступлений на сексуальной почве заметно снизилась; одновременно в США было показано, что насильники, растлители малолетних и иные преступники этой категории соприкасались в подростковом возрасте с откровенно сексуальными материалами реже, чем их сверстники.

    Складывается впечатление, что постоянное массивное воздействие порнографии вызывает, по-видимому, пресыщение и скуку, а вовсе не превращение людей в сексуальных маньяков или насильников. Кроме того, как было показано, регулярный просмотр порнографических фильмов, не содержащих сцен жестокости, не оказывает влияния на отношение к женщинам. Однако в этой области получены и противоположные данные. Так, сообщалось, что насильники и растлители малолетних в подростковом и зрелом возрасте увлекались жестокой порнографией гораздо больше, чем их законопослушные сверстники.

    У этого вопроса есть и другой аспект. Ряд наблюдателей полагают, что за последние годы в порнографии заметно увеличился показ насилия. С тех пор как созданная в 1968 г. президентская комиссия и организованная позднее рабочая группа Национального института психического здоровья установили явную связь между распространением картин насилия и жестокости в средствах массовой информации и ростом агрессивности поведения, стали возникать опасения, что слияние жестокости и порнографии может оказывать специфическое негативное воздействие на поведение. Вдобавок к другим сомнениям относительно приемлемости «крутой» порнографии многие обеспокоены и тем, что порнография унижает женщин и превращает их в предмет потребления; изображение женщин как «лишенных разума» сексуальных объектов может привести к сексуальной дискриминации. Даже если порнография не оказывает на поведение прямого действия, она укрепляет существующие стереотипы и предрассудки в отношении мужчин и женщин, а тем самым может усиливать прежние и даже создавать новые установки, которые в конечном счете проявятся в поведении.

    Вопрос о долгосрочных эффектах увлечения эротикой и порнографией имеет и ряд других аспектов. По некоторым данным, такие материалы иногда помогают справиться с сексуальными проблемами и ослабить сексуальные запреты. С другой стороны, они могут провоцировать беспокойство, особенно если человек сравнивает свои физические качества и сексуальные реакции с тем, что демонстрируют звезды эротических фильмов. Эти герои и героини не только в высшей степени привлекательны, но и способны мгновенно загораться неукротимой страстью. Понятно, что глядя на них, человек начинает испытывать чувство неполноценности, растерянности или сомнения в собственных возможностях.

    Порнография и насилие

    Распространение эротической продукции, по мнению большинства исследователей, не имеет негативных социальных последствий, чего не скажешь о продукции порноиндустрии — фильмах, в которых секс сплошь и рядом соседствует с насилием. В последнее время появляются данные, показывающие, что такого рода порнография влияет на рост агрессии против женщин.

    Негативное воздействие оказывает не сексуальное содержание таких материалов, а демонстрируемая в них жестокость. Сексуальная жестокость в отношении женщин, наблюдаемая в порнофильмах, закрепляет в сознании миф о том, что женщины втайне хотят быть изнасилованными и получают от этого удовольствие. В результате после просмотра таких фильмов многие мужчины признавались, что совершили бы насилие, если бы были уверены, что их не поймают; кроме того, усиливалось их агрессивное поведение по отношению к женщинам и снижались симпатия и сочувствие к жертвам насилия в ходе последующего просмотра видеозаписи имитированного насилия. После просмотра фильмов, изображающих насилие над женщинами, мужчины оценивают их как гораздо менее унизительные и оскорбительные для женщин, более юмористические и веселые и проявляли большее желание посмотреть такого рода фильм еще раз.

    Враждебность по отношению к женщинам позволяет предполагать психологическую установку на насилие и возможность соответствующего поведения. У мужчин, которые могут с большой вероятностью совершить насилие, возникает больше возбуждающих фантазий после просмотра слайдов и фильмов на тему изнасилования, чем на тему полового акта со взаимного согласия. Однако даже мужчины, получающие низкие оценки по шкале вероятности совершения ими насилия, иногда испытывают сильное возбуждение под действием картин насилия и даже самих женщин иногда приводят в сильное возбуждение эротизированные картины насилия. В отличие от этого устное описание изнасилования, в котором подчеркивались страх и боль жертвы безо всяких попыток эротизировать сценарий, вызывало у женщин обычно лишь слабую реакцию гениталий и относительно низкий уровень субъективного ощущаемого полового возбуждения. В то же время, потеря чувствительности к жестокости и даже появление некоторой склонности к ней вполне могут носить кумулятивный характер.

    Реакция мужчин и женщин на порнографию:

  • Мужчины больше, чем женщины, заинтересованы в выискивании и рассматривании недвусмысленных изображений секса. Женщины обычно отклоняют возможности посмотреть порнографию, за исключением случаев, когда они чувствуют себя в исключительной безопасности (особенно в компании любимого мужчины).
  • Мужчин больше, чем женщин, привлекает изображение анонимного, механического, анатомического, похотливого и группового секса, особенно сцены, где женщины молоды и подвергаются насилию, унизительному обращению или другим образом используются как чисто сексуальный объект. Для женщин более интересны сцены, ориентированные на романтику, любовные переживания и личные отношения.
  • Визуальная порнография явно интереснее мужчинам; женщин обычно в большей степени привлекает звуковая или письменная информация (особенно детальные описания участников и их взаимоотношений). Вероятно, это отражает обычно большую зрительно-пространственную ориентацию мужчин по сравнению с предпочтительно вербально-семантическим восприятием женщин [Gillan, Frith, 1979].

    Общепризнанного и удовлетворяющего всех определения порнографии нет и, очевидно, быть не может, потому что:
  • В каждом обществе, у каждой социальной группы и, наконец, у каждого человека есть собственное (четкое или нет, искреннее или лицемерное, компетентное или некомпетентное, определяемое терпимостью или нетерпимостью) представление о том, что такое порнография, «так как пределы чувства стыда меняются в зависимости от возраста, социальной принадлежности, общественных условий и эпохи» (Лаутман Р., Шетше М. Порнографическое вожделение. 1990). То, что принимается одним обществом, например, как художественный акт, для другого является порнографией. То, что в доме божьем могло бы возмутить, возбуждает в доме терпимости. То, что одному кажется вполне невинным, для другого — отталкивающе. Это связано с тем, что:
  • Традиционные представления изменчивы, и вследствие этого лишь с трудом можно четко определить или охватить в некой общей дефиниции то, что нарушает господствующие нормы и потому считается противоречащим традиции.
  • Понятия о том, что является нетрадиционным, бесстыдным и скабрезным, сами по себе весьма расплывчаты. Социолог Р. Лаутман полагает: «В области секса скабрезным является то, что таким считается — только это можно утверждать с уверенностью». Общество (или социальная группа, или человек) устанавливает, что можно считать скабрезным, предосудительным, неприличным. На область секса, которая сама по себе не является скабрезной, навешивается соответствующий ярлык. «Ничто не является порнографией само по себе» (Столлер Р. Извращения. 1979), и только подход, обозначения, оценка, фантазия делают секс порнографией. Порнография — это то, что так ею называется.
  • Очень трудно определить и проверить, что же действительно задевает принятые представления и чувства одного человека, многих или всех людей.
  • Отношение к сексу и его оценка у разных людей, разных социальных групп, народов, в рамках разных идеологий и религий разные. Если сексуальность подавляется, то гонениям подвергаются и изображения сексуального содержания. В чопорном обществе авторам эротической литературы приходится трудно. Если в обществе лицемерие в отношении секса является всеобщим, то в нем процветает скрытая П. Если по отношению к наслаждению, радости превалирует враждебность, то в таком случае откровенная, возбуждающая эротика не имеет никаких шансов. В своей книге «Удовольствие от секса» (1972) А. Комфорт дает ироничное определение порнографии как литературы о сексе, «которую кто-то хочет запретить». Фактически порнография часто дефинируется в соответствии с законами.
  • С одной стороны, секс — это всеобщее явление, но с другой — он всегда рассматривается в особом контексте. Изображение стоящего мужского члена в учебнике по анатомии не дает повода для сексуального возбуждения, однако у эксгибициониста — это причина публичного скандала, на нудистском пляже — редкость, в работе — помеха, в индийской скульптуре — искусство, у африканской статуэтки, олицетворяющей плодородие, — символ, в газете — нечто неблаговидное, в порнографии — норма и, наконец, в интимной ситуации — радость.

    Спорные моменты при определении понятия порнографии:
  • Искусство или нет
    То, что считается искусством, не может быть порнографией. Первое — чистое, ценное, узаконенное; второе — грязное, примитивное, не представляющее ценности, предосудительное. Изображающая обнаженную натуру картина мастера — это не порнография (даже если в свое время его проклинали за нарушение традиций), в т.ч. и фотография того же содержания. Однако критерий художественности дает лишь приблизительный масштаб оценки качества и содержания. Различие остается формальным и произвольным, не говоря уже о том, что между искусством и неискусством пролегает «серая зона» и что «границы между высокохудожественной эротической литературой и порнографией текучи» (Попп В. Порнография. 1990).
  • Примитивно или нет
    Отождествление порнографии с примитивом справедливо во многих случаях, однако оно не может быть критерием различия, т.к. и здесь трудно провести границу и весьма откровенное изображение (например, сексуальное насилие в отношении детей) вовсе не всегда должно быть примитивным. Многие порнографические произведения ужасают, т.к. они профессионально плохо сделаны, но и профессионализм не может служить оправданием порнографии.
  • Насилие или нет
    Для многих насилие является основным критерием: отвергая порнографию, они выступают против насилия. Однако, с одной стороны, насилие проявляется во многих сферах и с ним надо бороться именно как с насилием, а не как с чем-то имеющим отношение к сексу; и с другой стороны, во многих случаях «порно» вообще не несет в себе насилия или только в скрытой форме (мягкое порно).
  • Сексуально возбуждает или нет
    Сексуальное возбуждение часто включается в определение понятия порнография как ее цель и назначение. Но в этом есть противоречие: конечно, намерение возбудить может присутствовать, но на одного это подействует, а на другого нет. Далее, трудно, даже невозможно, эмпирически проверить само наличие нет. Далее, трудно, даже невозможно, эмпирически проверить само наличие как намерения стимулировать, так и возбуждающего воздействия. В-третьих, люди получают чувственное и сексуальное возбуждение от многих вещей, и при этом никому не приходит в голову говорить о порнографии. Наконец, сексуальное возбуждение ни в коем случае не является предосудительным, и много того, что связано с эротикой, заслуживает не отрицания, а признания именно потому, что оно возбуждает.
  • Задевает или нет
    Для многих важнейшим критерием является то, что порнография унижает человеческое достоинство, прежде всего женщины, и вообще негуманна. Но это также критерий качественной оценки, допускающий субъективное толкование. Как только в определение понятия входит моральная оценка, оно теряет свой констатирующий, описывающий явление характер и практически не может быть использовано.

    В отношении порнографии зачастую используются определения, которые нельзя проверить и не имеющие научной ценности. Они допускают всевозможные толкования. С другой стороны, нет недостатка в попытках дать рациональное определение понятия порнографии. Примеры (по материалам дискуссии в берлинском журнале «Fiir Dich» — «Для тебя». 1990):

    «Порнография — это сексуализированное изображение женщины, иногда также и мужчины, причем сексуальность здесь связана с унижением и насилием. Порнография является зеркалом общественных отношений, и в этом смысле через нее общество, где доминируют мужчины, создает себе представление о женщинах. Представление о женщинах, которые никогда не говорят «нет», об существах низшего разряда, с которыми можно соответственно обращаться. Чрезвычайное распространение порнографии, таким образом, является реакцией мужчин на попытку женщин отвоевать себе больше свободы и права на самоопределение» (А. Шварцер).

    «Под порнографией я понимаю детальное изображение — словами или наглядно — сексуальных действий, когда о действующих лицах намеренно ничего не сообщается, так что возникает простор для фантазии потребителей. По-моему, порнография не дает образ сексистской женщины, а лишь обслуживает его. Сексистской является не порнография, а потребитель или потребительница. Распространение сексизма коренится в общественных отношениях, когда отношения между полами — это отношения господства и подчинения» (К. Шенк).

    «Если говорить о порнографии, то для меня это изображение из ряда вон выходящего, т.е. сексуальной практики, связанной с жестокостью и страхом, включая секс с детьми или животными. Для такого рода продукции типично стремление служить грубым, примитивным возбуждающим средством и таким образом получать прибыль» (Л. Арезин).

    «Порнография — это детальное словесное или наглядное изображение однозначно сексуальных или сексуально-генитальных действий одного человека или многих людей с самим собой, между собой, с объектами или животными. «Сюжет», если таковой вообще есть, служит единственно тому, чтобы подвести к сексуальному акту, или обрамляет его. Действующие лица нужны исключительно «для дела» и от темы не отклоняются. Личности «действующих лиц» не имеют никакого значения, они — только делают или реагируют, т.е. являются «сексуальными объектами» (X. Бозински).

    В проекте направленного против порнографии закона говорится:
    «Порнография — это преуменьшение и превознесение, но явно унижающее достоинство, имеющее сексуальное содержание, изображение женщин и девушек, словами или наглядно, которое включает один или несколько следующих элементов:
  • изображаемые в качестве сексуальных объектов женщины и девушки испытывают унижение и боль;
  • изображаемые в качестве сексуальных объектов женщины и девушки подвергаются насилию — вагинально (половым путем), анально или орально;
  • изображаемые в качестве сексуальных объектов женщины и девушки совершают половой акт с животными или предметами — вагинально или анально;
  • изображаемые в качестве сексуальных объектов женщины и девушки заковываются в цепи, их бьют, им наносят ранения, над ними издеваются, их уродуют, расчленяют и вообще всячески насилуют» (Шварцер А. О любви и ненависти. 1992).

    Несмотря на все различия в определении и оценке порнографии, представляется возможным выделить некоторые существенные признаки, которые необязательно, но все же во многих случаях относятся к порнографии:
  • Порнография ставит на первый план и предпочитает изображать исполнение секса, а путь к нему и связанные с этим переживания и радости не показывает вовсе или представляет в урезанном виде. Действующие лица хотят секс всегда и немедленно, они желают того, что с ними делают. То, что происходит потом, чаще всего отсутствует. Тем самым порнография сужает сферу сексуального, делает ее односторонней и эротику низводит до уровня непосредственного сексуального освобождения.
  • Порнография сосредоточивается на инструментализации полового акта. Такие важные для любви и эротики факторы, как личность человека, его социальное положение и физическое состояние, порнографию не интересуют совсем или очень мало. Качество мужчины оценивается силой его члена, его эрекции, его извержения. Мужчина — это его пенис; женщина — это вагина (половой орган), окруженная плотью, украшенная волосами, это губы, груди, зад. Других достоинств, которые можно оценить как сексуальные, нет. Человек лишается своей индивидуальности, которая во всех случаях сводится к внешности или подвергается грубой типизации. Человек становится орудием секса.
  • Порнография совершенно бездумно и произвольно превозносит сексуальную потенцию.
  • Порнография опрокидывает все ограничения, преодолевает все, что можно помыслить и исполнить, не знает никаких табу и использует притягательность запретного. Нет ни одного аспекта человеческой сексуальной жизни, который не был бы изображен. Именно это сметание границ на многих действует возбуждающе, воспринимается ими как захватывающее приключение, доставляющее удовольствие зрелище, даже как бунт. В то же время порнография абсолютно некритична — как к отдельным людям, так и к общественным отношениям, т.е. она чрезвычайно удобна.
  • Чтобы быть или казаться многообразной и использовать возбуждающий эффект особенного и незнакомого, порнография основное внимание уделяет отклонениям от нормы, всему яркому, экзотическому, необычному.
  • Порнографии присущи особая композиция изображения и свои язык, а именно порнографический, который нельзя просто свести к вульгарной или грубоватой разговорной лексике. Напротив, это искусственный язык, соответствующий названным признакам, т.е. на первом плане — сексуальный акт и половые органы, примитивные возбуждение, поощрение, благодарность («Да, дай мне! Ты чудесно трахаешь! Твои оплеухи самые горячие! Сделай так, чтобы я кончила! Разбрызгай свои сливки по моим сиськам!» — из порновидео). Язык дополняется бесконечными вздохами и стонами, которые стали уже признаками порнофильмов и порновидео.
  • Порнография имеет своим содержанием разные формы насилия и апеллирует к жестокости и грубости, которые направлены гл. обр. против слабейшего, прежде всего против женщин. По законам жанра, им, после того как они испытали первый ужас, нравится ужасное. Насилие прославляется как то, к чему надо стремиться и что доставляет удовольствие.
  • В своей основе порнография имеет специфическое представление о мужчине и женщине, а также об отношении между полами. Она унизительна для всех участников, особенно для женщин, и высмеивает их, особенно мужчин. Такой своеобразный образ может повлиять на самообретение и самореализацию в сфере секса как женщин, так и мужчин, но может и воспрепятствовать этому поиску.
  • Порнография делается преимущественно для определенного склада мужчин.
  • Порнография устраняет момент интимности, делая открытым то, что не предназначено для посторонних глаз.

    Единство мнений существует в том, что порнография:
  • обслуживает или формирует у людей определенные интересы;
  • осуществляет в области фантазии сексуальные желания, которые не могут быть реализованы или могли бы быть опасными в случае их реализации;
  • может способствовать сексуальному возбуждению;
  • границы с др. изображениями сексуального содержания текучи;
  • что порнография сегодня, прежде всего как порновидео, является крупным бизнесом и приносит сверхприбыли.

    Литературовед В. Попп в 1990 г. сказал: «Сексологическая наука не сможет должным образом рассмотреть феномен порнографии, пока она ограничивается внешними проявлениями, порнографической продукцией и ее возможным, предполагаемым или заявляемым воздействием на потребителя и упускает из виду собственно сферу производства, прежде всего ее остающиеся в тени истоки». Сюда относятся мотивы тех, кто занимается порнобизнесом, а также мотивы авторов и актеров.

    Спорным остается вопрос, является ли порнография однозначно негативным феноменом. Одни считают, что порнография снимает агрессивность, что она может стимулировать фантазию, что она, подобно проституции, выполняет функцию вентиля. Другие видят только негативные стороны порнографии и противопоставляют ей «хорошую эротику». Третьи отрицают лишь определенные перегибы и перехлесты.

    Спор вокруг порнографии разгорается снова и снова и уже привел к весьма острым противоречиям среди сексологов как в Германии, так и в др. странах. В конце 70-х гг. XX в. американские феминистки А. Дворкина и К. А. Маккиннон начали кампанию против порнографии. Инициированная женским журналом «Эмма» кампания привлекла к проблеме общественное внимание. Во всяком случае такие акции, научная дискуссия и озабоченность многих людей в связи с распространением порнографии свидетельствуют о человеческой и социальной значимости темы. При этом зачастую меньше всего речь идет о порнографии как таковой, но о насилии, отвращении, опошлении, табу, человеческом достоинстве и прежде всего о сексе и отношениях между мужчиной и женщиной. Несмотря на то что функции и воздействие порнографии оспариваются и мало исследованы, ясно, что она отражает образ жизни и состояние общества. Анализ явления порнографии — это анализ состояния общества. Порнография всегда надо рассматривать в соотношении с тем или иным общественным укладом. Порнография имеет очень мало общего с эротикой, удовольствием и любовью. Для многих она прямо противоречит эротике и любви, а борьба за или против порнографии может подкрепляться враждебностью к радостям жизни. «Итак, дикая смесь чувств вызывает конфронтацию с порнографией. Это неудивительно. Порнография — предмет массового производства и потребления, т.е. она должна что-то нести в массы.
    Порнографическая продукция — это документы состояния общества и психологии, которые дают какое-то представление о сексуальных отношениях в данном обществе и в нас самих. Порнография не делается как отражение сексуальной действительности. Такое ни один человек не стал бы покупать. В гораздо большей мере она конструирует сексуальные фантазии и мечтания настолько нереальные, настолько безумные, настолько нелогичные, но такие стереотипические». Таким обр. гамбургский сексолог Г. Шмидт подчеркивает взаимосвязь социологического и психологического аспектов порнографии («Великие Он, Она, Оно». 1986).

    Порнография — что бы под этим ни подразумевалось — существует уже по меньшей мере двести лет. Всегда находились предприимчивые производители, умелые исполнители и заинтересованные потребители порнографии. Ее не могли искоренить никакие запреты. Напротив, воздвигаемые препятствия лишь способствовали тому, что искались и находились новые каналы или тайно распространялись все более примитивные изображения. Запретить порнографию — даже с самыми лучшими намерениями — было трудно именно в силу неясности ее дефиниции. Часто гонениям подвергались значительные или невинные произведения эротического содержания (эротическая литература). Классическим примером являются мемуары девицы Фанни Хилл Клеланда, которые находились под запретом, хотя непредубежденный читатель не мог бы найти для этого никаких оснований. Нередко порнография использовалась как предлог для дискредитации политических и иных работ и преследования их автора. Во многих библиотеках труды, классифицированные как порнографические, недоступные широким кругам читателей, хранились под замком как государственная тайна и лишь на короткое время предоставлялись для ознакомления ученым и экспертам, имевшим на то специальное разрешение. В некоторых странах безоговорочно конфискуются частные посылки с печатной продукцией, если соответствующий чиновник оценивает ее как порнографию, напр. все работы, в т.ч. научные, о гомосексуальности. Соответственно строг и пограничный контроль. В охоте за порнографией нарушаются основные права человека, напр. тайна переписки. Субъективизм, произвол, бессмысленные расходы, преследование инакомыслящих и инакочувствующих, дискриминация сексуальных меньшинств — вот последствия всеобщего запрета порнографии, который, впрочем, никогда не выполнял приписываемых ему функций (напр., борьба против разрушения традиционных ценностей, защита молодежи, равноправие женщин), но создавал новые проблемы (таинственность, нелегальный бизнес, конфликты с совестью). Поэтому не только эксперты, но многие простые люди отвергают запрет на порнографию и связанную с ним опеку. Это не значит, что они одобряют примитив, насилие, унижение достоинства женщины и др. аспекты порнографии. Они единственно выступают против чуждого, государственного вмешательства и произвола, за право самим принимать решения, за то, чтобы стала доступной обогащающая сферу эротики продукция.


    Ощутить грань между порнографией и эротикой может помочь этот фотомонтаж. Фотография была сделана в семье натуристов. Если прикрыть эрегированный член мальчика, то ситуация сама по себе удачно передает здоровые, чистые, непринужденные и доверчивые взаимоотношения между матерью и сыном. Однако после того, как подростку методом фотомонтажа был приклеен торчащий пенис, сценка наполнилась приземистым порнографическим смыслом. И дело не столько в самом члене, сколько в топорности его демонстрации, нарочитости и неуместности. Произведение и с присутствующим в кадре эрегированным членом может быть искусством. Мать может совершенно открыто обсуждать с эрегированным сыном пути его сексуального развития. Тут же порнографический контекст возникает от искажения реальной ситуации, внесения в неё лжи и появления в связи с этим нарочитой искусственности и камерности в изначально естественных взаимоотношениях. Высказанная оценка ситуации представляет собой лишь одну точку зрения. В этом-то и условность понятия «порнография». Она отражает лишь установку на восприятие воспринимающего человека. В частности, другая точка зрения на этот фотоснимок не исключает того, что выполнен фотомонтаж, осознает различие в ситуациях с эрегированным пенисом и без возбуждения, не дает моральную оценку и признает, что в данном случае мы имеем дело с удачным моделированием ситуации, которая гипотетически вполне возможна, но зафиксировать ее бывает в естественном проявлении крайне затруднительно.

    Детская порнография и порнобизнес

    Участие детей в создании порнопродукции — еще одна форма использования детей в сексуальном плане, привлекшая внимание лишь в последние годы. Хотя число задействованных в этом бизнесе детей неизвестно, можно с увереннтью сказать, что оно достигает нескольких тысяч в год. Очень маленькие дети, по-видимому, просто не понимают того, во что их вовлекают взрослые — ведь иногда они позируют с мишками или куклами. В других случаях их вначале фотографируют просто обнаженными, а затем быстро переходят к съемкам целых сцен, поставленных таким образом, чтобы было похоже на сексуальную активность; и, наконец, разыгрываются «настоящие» сексуальные акты, так, чтобы фильм или фотографии выглядели как можно более реалистично. Главным движущим фактором в этой работе служат деньги, однако в некоторых случаях с более взрослыми детьми «сотрудничество» достигается с помощью угроз и шантажа. Иногда на такие съемки соглашаются подростки, ищущие способы «проникнуть в мир кино»; их интересуют не только деньги, но также жажда приключений и желание стать «звездой».

    Многих «звезд» и «звездочек» для такой продукции поставляет армия детей, убегающих из дому, число которых, по разным оценкам, составляет от 70 000 до 1 млн. в год. Обычно у ребенка, сбежавшего из дому, нет никакого реального представления о том, на какие средства он будет существовать; лишенные друзей, семьи, жилья, такие дети неизбежно становятся жертвами порнодельцов и сутенеров, околачивающихся у автобусных станций и у стоек с гамбургерами в поисках жертв. Нередко детей, помимо денег, заманивают наркотиками. Ирония состоит в том, что многие беглецы, удрав из дому именно из-за того, что их использовали в сексуальных целях, став независимыми, тут же вновь оказываются в сетях принудительного секса.

    Сексуальная эксплуатация детей получила в США широкое распространение. В одном серьезном исследовании, опубликованном в American Journal of Psychiatry, Э. Берджес и ее коллеги (1984) описали 11 организаций, в которых использовали 66 детей в возрасте от 6 до 16 лет. Среди 14 взрослых, управлявших этим бизнесом, был вожатый скаутов, водитель школьного автобуса, респектабельный тренер и преподаватель. Все они занимались вербовкой детей, производством порнографической продукции и поставкой прямых сексуальных услуг взрослым клиентам. Иногда вербовкой занимались сами дети, приводя в организацию своих братьев, сестер или приятелей, нередко получая за это «вознаграждение» в виде наркотиков. Взрослые главари запугивали детей, чтобы те не разглашали, чем они занимаются, одновременно внушая им, что их участие во всей этой деятельности совершенно нормально.

    Берджес и ее сотрудники отмечают, кроме того, что «взрослые поощряют эксплуатацию одних детей другими». Часто старшие, более сильные дети насилуют младших, более слабых. Во всех изученных организациях порнобизнеса, использовавших детей, последним показывали порнографические книги и журналы, чтобы «просвещать» и «воспитывать» их. Неудивительно, что у 75% детей, после того как их удалось вырвать из этой среды, наблюдались ярко выраженные нарушения психологической и социальной адаптации. Систематических исследований отдаленных последствий участия детей в порнобизнесе не проводилось, однако, судя по данным клинических наблюдений, все, что им пришлось испытать, оставило глубокие следы.

    Участие в порнобизнесе оказывает на детей серьезное и длительное воздействие. Один психоаналитик предупреждает: «Дети, снимающиеся в порнофильмах, начинают воспринимать себя как товар, который можно продать. Они забывают обо всем, что любили прежде, и в конечном итоге реагируют на все, что с ними происходит, как неодушевленные предметы, а не люди с душой и сердцем».

    Как и у других жертв сексуального принуждения, у них в зрелом возрасте часто возникают сексуальные проблемы. И, что хуже всего, дети, подвергавшиеся сексуальной эксплуатации, став взрослыми, часто начинают проделывать то же самое с другими детьми.