in
ДЕВИАЦИИ СЕКСУАЛЬНЫЕ (франц. deviation от лат. deviare — сбиваться с пути) (парафилии (пар... + ...филия), парапатии, парэрозии, сексуальные парастезии (греч. paraisthesis — ложное ощущение), перверситеты, перверзитеты, сексуальные отклонения (странности)), различные формы отклонений от общепринятых в рамках данной этнической культуры форм полового поведения, не относящиеся к болезненным состояниям. Этим девиации отличаются от половых извращений.
Отдельными сексологами сексуальные девиации определяются как сексуально-эротические нарушения, при которых половое возбуждение или оргазм достигается с помощью атипичных или культурно-запрещённых действий. Известный польский сексолог К. Имелинский под сексуальными девиациями понимает нарушения в сфере сексуальных фантазий и форм поведения во взаимоотношениях с реальным или воображаемым партнёром. Сексуальные девиации классифицируют как отклонения в отношении объекта влечения (педофилия, эфебофилия, геронтофилия, зоофилия, фетишизм, трансвестизм, транссексуализм, инцест, нарциссизм, пигмалионизм, некрофилия и др.) и отклонения в способе реализации влечения (садизм, мазохизм, эксгибиционизм, вуайеризм и др.). Часто сексуальные девиации определяются как всякое отклонение от нормы в половом поведении. Но необходимо помнить, что отношение общества к разнообразным формам сексуального поведения, то есть понимание его нормы, менялось в течение различных общественных культур и эпох. Если до средневековья в целом отношение к сексуальным девиациям было вполне терпимым, а многие из них даже поощрялись, то позднее оно резко изменилось. В средние века всякое отличие сексуального поведения от нормы считалось «от дьявола» и преследовалось церковью. Описанные в 16 в. французским врачом А. Пере различные способы сексуального удовлетворения женщины были признаны аморальными, а самому А. Пере чудом удалось спасти свою жизнь.
В дальнейшем общественное мнение постепенно смягчалось, терпимость к сексуальным девиациям увеличивалась, но и до настоящего времени сохраняется различная степень осуждения девиантного поведения: от высмеивания до уголовного наказания. В объяснении причин возникновения сексуальных девиаций существует много различных теорий (врождённые нарушения, эндокринные и органические повреждения, следствие заболеваний и др.), но ни одна из них полностью не объясняет природу их возникновения. На практике же чаще всего наблюдается сочетание нескольких факторов, что и легло в основу дизонтогенетической концепции их возникновения. К появлению девиантных форм сексуального поведения и переживания могут приводить условно-рефлекторные связи, возникающие в период становления сексуальности или в период начала половой активности. При этом не всегда удаётся чётко определить границы нормы и патологии. Если какой-то раздражитель (запах, музыка, часть одежды) связан или сочетается с сильными сексуальными переживаниями, то в дальнейшем в силу ассоциативных связей он сам становится стимулом, сигналом для сексуального контакта с партнером. Но если этот же раздражитель становится непременным условием полового удовлетворения, то это уже девиация. Крайне важно различать половые извращения и половые изощрения. Так, например, орогенитальные контакты, если они применяются в стадии предварительных ласк и укладываются в диапазон приемлемости обоих партнёров, могут быть расценены как рафинированная форма подготовительной стадии и отнесены к крайним вариантам нормы. В других случаях те же орогенитальные контакты, если они в малейшей степени неприятны одному из партнёров, должны быть расценены как отклонение, чреватое опасностью невротизации. И ,наконец, если орогенитальные действия при наличии резко отрицательной установки всё же проводятся одним из партнёров как средство морального и физического унижения и насилия над личностью и при этом вытесняют и замещают половой акт в форме генитального взаимодействия, они должны быть отнесены к половым извращениям садомазохистского типа. Наличие сексуальной девиации может оказывать сильное влияние на личность человека. Осознание человеком своих отличий в поведении и ощущениях очень часто приводит к возникновению внутреннего конфликта, сила которого зависит от отношения общества к той или иной девиации. Если человек не может справиться с конфликтом или с девиацией, то это может привести или к самоубийству, или к развитию вторичной невротизации и психопатизации личности из-за постоянной борьбы с собой. В таком случае необходимы консультация и лечение у врача-сексолога.
«Странный» — понятие субъективное. То, что одним кажется странным, другие люди с упоением практикуют и отнюдь не считают то странным. Некоторые люди способны испытывать оргазм только тогда, когда они, если можно так сказать, по колено в грязи. Другим необходимо, чтобы партнёр непременно на них испражнился. Кто-то, чтобы получить оргазм, обязательно должен выпить мочу человека или животного. Но и это ещё не предел. В мире, например, существуют мужчины и женщины, которые способны достигнуть сексуального удовлетворения только в том случае, если отведают соплей из носа партнёра (Крафт-Эбинг описал множество случаев такого рода). В том же ключе Иван Блох упоминает молодого человека, который с восторгом описывал «наслаждение от куннилингуса, urinam bibendi (питья мочи), faeces devorandi (поедания экскрементов) и delicias omnium corporis partium (смакования всеми телесными частями) любимой женщины».