in
ФРЕЙДИЗМ (психоанализ): общее обозначение ряда положений в медицине, психологии, философии и некоторых других науках (метод психотерапии и психологическое учение), первоначально разработанных австрийским учёным 3игмундом Фрейдом (1856-1939) для объяснения общепатологических, психологических, социальных или культурных феноменов на уровнях индивидуальной личности или жизни общества. Психоанализ ставит в центр поведения человека бессознательные психологические процессы, связанные, в основном, с сексуальными переживаниями. Метод изучения скрытых механизмов человеческой психики, причин ее нарушения и способов коррекции.
В конце XIX века, на закате викторианской эпохи, стали появляться новые теории сознания. Они были сосредоточены вокруг эмоциональных состояний человека, его внутренних переживаний и, обнаруживая дерзость, обращались к связи его общего благополучия с сексуальными успехами. Крупнейший вклад в этот новаторский образ мышления внес Зигмунд Фрейд, основоположник психоанализа, обширного массива из теорий, касающихся нормального и аноматьного поведения, а также особых методик лечения неврозов. Его открытие подсознательного и детской сексуальности привело к развитию новых важных идей в сфере общей психологии.
Фрейд родился в Моравии и вырос в Австрии, он закончил медицинскую школу Венского университета, где специализировался на нейроанатомических исследованиях. Поработав в венской общей больнице, Фрейд переехал в Париж (1885—1886), чтобы учиться у французского нейролога Жана-Мартина Шарко. Наблюдая, как гипноз применяют для лечения истерических нарушений, Фрейд заинтересовался проявлением скрытых, или связанных с подсознанием, факторов в нормальном и аномальном поведении. Хотя не Фрейд явился открывателем подсознания, он поставил его в центр своих теорий, раскрывающих поведение человека и его мотивацию.
Вернувшись в Вену, Фрейд начал частную медицинскую практику, специализируясь на лечении нервных расстройств. Разочаровавшись в гипнозе, имевшем временный эффект в лечении неврозов. Фрейд разработал основы метода психоанализа: свободное взаимодействие в условиях, когда пациент расслабляется и рассказывает врачу все, что ему приходит в голову. Фрейд считал, что такие сеансы свободного общения, имеюшие, как предполагалось, символическое значение, открывают доступ к подсознательным процессам в душе человека и позволяют выявить причины и ход невроза у больного.
В основе теории психоанализа Фрейда, опиравшейся на концептуализированную конструкцию мышления, лежала его работа с больными. Им были созданы гипотетические модели id, ego и superego, описанные в работе «Id и Ego» (1923). Под этими терминами понимаются не физические части мозга, а категории, относящиеся к мыслительным процессам и функциям. Id включает биологические, инстинктивные позывы либидо (лат. «влечение») и агрессии. Оно присутствует при рождении и действует по «принципу удовольствия», вызывая у индивида желание дать выход сексуальному напряжению и агрессии. Фрейд описывал ego как вместилище рациональных процессов, основанных на памяти, восприятии и коммуникации. Он считал ego источником «принципа реальности», обеспечивающим контроль над id и не дающим ему стать опасным для индивида. Хотя ego частично принадлежит к сфере сознания, оно часто действует подсознательно, защищая человека посредством использования «оборон». Фрейд считал, что superego является посредником между id и ego, предоставляя моральную поддержку (сознание), чтобы ограничивать id и помогать индивиду придерживаться морального поведения. Согласно теории Фрейда, id имеется при рождении, тогда как ego развивается в раннем детстве, после чего формируется superego, что происходит по мере развития ребенка и усвоения им моральных норм, действующих в обществе.
Сочинения Фрейда, а также труды многих его последователей легли в основу теорий и моделей психосексуальных стадий развития — выделялись оральная, анальная и фаллическая стадии. Во время фаллической стадии, наступающей в возрасте 4-5 лет, детская сексуальность бывает сфокусирована на генитальной области. Именно на этой стадии мальчики испытывают влечение к своим матерям (эдипов комплекс), а девочки — к отцам (комплекс Электры). К шести годам большинству детей становится ясно, что им не удастся заполучить родителя противоположного пола в сексуальные партнеры, и они переходят в латентную стадию — в период, когда они, как предполагается, практически не испытывают сексуального чувства до переходного возраста; в это время оно возникает вновь, но уже по адресу сверстников противоположного пола (генитальная стадия). В центре теории Фрейда лежит убеждение, согласно которому многие неврозы у взрослых проистекают оттого, что в детстве им не удавалось своевременно осуществлять переход с одной стадии на другую и давать выход своим устремлениям, который соответствовал бы подходящей по возрасту стадии развития.
До Фрейда умственной жизни детей не уделялось большого внимания: детям надлежало быть «цивилизованными», для чего их воспитывали и наказывали (несомненно, при случае им доставалась хорошая порка). Ум ребенка считался tabula rasa — «чистым листом», на который наносятся впечатления о внешнем мире. Революционная концепция Фрейда состояла в том, что на самом деле мышление состоит из внутренних порывов, бессознательных фантазий и желаний. По Фрейду, два наиболее активных стремления — это голод и сексуальное влечение. Сексуальный порыв Фрейд определил как «сексуальный инстинкт либидо».
Зигмунд Фрейд более успешно, чем кто-либо до или после него, продемонстрировал центральную роль сексуальности в жизни людей. Гениальные открытия Фрейда — результат не только его собственных наблюдений, но и его способности обобщать и формулировать идеи других исследователей. По мнению Фрейда, сексуальность является главной силой, мотивирующей все поведение человека, и основной причиной всех форм невроза — заболевания, наиболее ярким проявлением которого служат чувство тревоги и нарушение психической адаптации при сохранении адекватного восприятия реальности. Разрабатывая идеи, высказывавшиеся другими сексологами в период между 1880 и 1905 гг., он доказал наличие сексуальности у младенцев и детей и сформулировал подробную теорию психосексуального развития человека.
Фрейд создал много новых концепций, связанных с сексуальностью. Наиболее известная из них — эдипов комплекс — постулирует неизбежное сексуальное влечение маленького мальчика к своей матери, которое сопровождается смесью таких противоречивых чувств, как любовь, ненависть, страх и соперничество, испытываемых ребенком к своему отцу. Фрейд полагал также, что мальчики озабочены возможностью утраты пениса как некой ужасной формы возмездия (страх кастрации), а девочки ощущают некую неполноценность и зависть из-за отсутствия у них пениса (желание пениса). По мнению Фрейда, этот конфликт существует главным образом на уровне подсознания, т.е. на уровне, более глубоком, чем осознанное восприятие окружающего. На этой богатейшей теоретической основе Фрейд создал клинический метод, названный психоанализом; с помощью своего метода он исследовал и лечил конфликты, возникающие на уровне подсознания и ведущие к возникновению психологических проблем. Большую роль в диагностике болезненных проявлений в психике Фрейд отводил символике, свободным мыслительным ассоциациям, толкованию сновидений, выявлению впечатлений детства, вытесненных и замещенных импульсов желаний, амбивалентных тенденций, случайным оговоркам, опискам, ритуальным действиям, совокупно служащим материалом разрабатываемого им психоаналитического метода терапии личности. Учение и практические разработки Фрейда легли в основу современной сексологии.
Бессознательное по Фрейду имеет два значения: 1) в широком смысле — проявления психической жизни, о наличии которых человек не подозревает в данное время, либо не знал о них никогда. 2) в более строгом смысле — то, осознание чего требует значительных усилий или вообще невозможно. В этом смысле бессознательное может быть проявлением как самого высокого в душе человека (сверх-Я), так и самого низкого (сексуальные и агрессивные влечения «Оно»).
Вытеснение — в психоанализе перевод психического переживания из сознания в бессознательное и (или) удерживание его там. Поддерживается определенными бессознательными силами. Является одним из важнейших механизмов защиты, благодаря которому неприемлимые для «Я» желания не находятся в сознании.
Замещение — в психоанализе один из механизмов перевода бессознательных, неприемлемых для «Я» желаний в приемлемую форму. Результатом замещения являются ошибочные действия, остроты, невротические синдромы, определенные сновидения и др.
Защита — в психоанализе совокупность бессознательных психических процессов, призванных защитить «Я» от угроз со стороны реальности или влечения.
Перенесение (перенос, трансфер) — в психоанализе перенос пациентом на психоаналитика чувств, испытываемых им по отношению к другим людям, как правило, к родителям. В зависимости от характера этих чувств перенос может быть позитивным или негативным. Нередко обнаруживается и в повседневной жизни по отношению к людям, близким данному человеку.
Фиксация - по Фрейду упорное следование однажды принятой установке (например, фиксация на определенном сексуальном партнере или способе сексуального удовлетворения, что делает невозможной иную форму половой жизни (импотенция избирательная); либо «застревание» больного на каком-то травмирующем переживании из его прошлого, что проявляется в навязчивом появлении одних и тех же симптомов и невозможности самому избавиться от них.
«Оно» — в психоанализе самая глубинная подструктура душевного аппарата, содержания которой бессознательны, содержит безудержные сексуальные и агрессивные влечения. Направлена только на получение удовольствия, находится в постоянном конфликте с «Я» и «сверх-Я».
«Сверх-Я» — в психоанализе высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль бессознательного внутреннего цензора, совести. Возникает на фоне исчезновения Эдипова комплекса.
«Я» — в психоанализе подструктура душевной жизни, являющееся посредником между «сверх-Я» и «Оно», индивидом и реальностью. Стремится к согласованию всех требований реальности, сверх-Я и Оно.
В медико-психологическом отношении основным стержнем фрейдизма является теория сексуальности. Фрейд был одним из первых ученых, осознающих, что сексуальность есть свойство человека, присущее ему на протяжении всей жизни. Половое влечение и удовлетворение сексуальной потребности, по Фрейду, проявляется уже в детстве и в значительной мере определяет структуру личности, включая не только половое влечение, но и такие «несексуальные» чувства, как любовь к самому себе, родительская и сыновья любовь, дружба, любовь к человечеству в целом и даже привязанность к конкретным предметам и приверженность к тем или иным абстрактным идеям. При этом сексуальность, равно как и инстинктивные сексуальные импульсы, понимается как проявления либидо - полового влечения, психической энергии, влечения к жизни и инстиктивного стремления к чувственному наслаждению. Фрейд считал, что либидо является ключевой силой, мотивирующей поведение. Утверждая, что либидо существует с младенческого возраста, Фрейд был, однако, далек от мысли об идентичности сексуальности в младенчестве и детстве и сексуальности взрослых людей. Напротив, он полагал, что ранние, не направленные на определенный объект сексуальные ощущения претерпевают в процессе развития ряд прогнозируемых изменений, которые необходимы для формирования личности взрослого человека и его поведения.
Фрейд экстраполировал свои теории на искусство, религию и даже само общество. В работе «Цивилизация и ее тревоги» Фрейд рассмотрел ограничения, налагаемые обществом на инстинктивные позывы индивида в связи с порождаемыми ими конфликтами и неврозами. В работе «Моисей и монотеизм» он предложил новую интерпретацию исторического Моисея. Фрейд был настроен по отношению к религии резко негативно, видя в ней социальный инструмент удовлетворения ребяческих желаний, заключающихся в достижении бессмертия и преодолении экзистенциальной беспомощности посредством веры во всемогущего отца, несущего спасение своим детям, образ которого был специально создан для этой цели.
Хотя работы Фрейда, особенно те, в которых он рассуждает о женской сексуальности, стали объектом критики, значение его трудов невозможно переоценить. Яатяясь продуктом викторианской эпохи, отказывавшей сексуальности в праве на обсуждение и подавлявшей ее, Фрейд писал книги, в которых учил, что секс является существенной стороной развития ребенка и, что особенно важно, подлежит научным исследованиям и анализу.
В 1938 году, после того как Австрия вошла в состав нацистской Германии, Фрейд, еврей по национальности, оказался в изгнании. Из Вены он уехал в Лондон, где продолжал работать до смерти от рака, последовавшей год спустя. Его работа была продолжена в Лондоне сплоченной группой его сотрудников, среди которых была и дочь Фрейда, доктор Анна Фрейд.
Теория полового развития Фрейда
Все люди рождаются с сексуальными желаниями и стремлением удовлетворить свои сексуальные потребности. Фрейд заметил, что сексуальность начинается с детства, и это позволило ему сформулировать последовательность стадий сексуального развития. К пониманию этих стадий его привел психоанализ, объектами которого были взрослые пациенты, в ходе лечения раскрывавшие перед ним свои подавлявшиеся бессознательные детские сексуальные фантазии. В этих фантазиях он усмотрел ключ к их болезням, эмоциональным трудностям и невротической симптоматологии. Это была подлинно новая парадигма умственной жизни. Создание этой концепции выдвинуло Фрейда в число наиболее важных личностей XX столетия и вызвало чрезвычайный интерес к психоанализу. Эрнест Джоунс, английский психоаналитик, называл Фрейда «Дарвиным сознания».
Психосексуальное развитие, по Фрейду, имеет пять психосексуальных стадий (фаз):
оральная стадия: охватывает первый год жизни, главным центром концентрации сексуальной энергии и чувственного удовлетворения служит рот, получение удовольствия через сосание и кусание. Фрейд вывел эту стадию, основываясь на рассказах своих пациентов о ранних воспоминаниях их жизни и из прямого наблюдения над младенцами. Он полагал, что на ранних стадиях младенчества ребенок получает огромное удовлетворение от кормления матерью или другим лицом, заменяющим ее. Образцом полного удовлетворения является сосание груди и сытость. Это корень отношений матери и младенца (то, что ситуация кормления и связь с матерью необходимы для дальнейшего жизненного благополучия, подтверждает масса источников). Младенцы не только получают видимое удовольствие от процесса сосания, но используют рот в качестве инструмента исследований, помещая в него предметы (любые предметы), чтобы понять, что они из себя представляют. Фрейд видел в этой оральной фазе обобщенное сексуальное состояние, имея в виду не репродуктивное сношение, а чувство возбуждения, создания напряжения и разрешения его в интенсивном удовольствии. Именно остатки этого состояния обнаруживаются во взрослом удовольствии от поцелуя и многих форм орального сексуального удовлетворения (в том числе возмещенное (в последующее вознаграждение за предыдущие родительские труды) сосание «женщиной-матерью» фаллоса «мужчины-сына»);
анальная стадия: охватывает период от 1 до 3 лет, сферой чувственного удовольствия становится анальная область, получение удовольствия от дефекации с одновременным обретением навыка самоконтроля. В процессе обучения отправлению естественных потребностей ребенок впервые получает возможность ощутить известную независимость от родительской опеки. Намеренно задерживая движения кишечника или, наоборот, давая им полную свободу, ребенок получает физическое и психологическое удовольствие, но постепенно приучается следовать общепринятым правилам гигиены. Когда младенец превращается в маленького ребенка, биологическое созревание и психологическое развитие направляют объединенные усилия на контроль сфинкторной мышцы и начало приучения к туалету. Когда ребенок становится более независимым, он становится способен контролировать свои потребности и функции тела. Разумеется, возраст, при котором возможно приучение к туалету. у разных детей различен, и надлежащее проведение этого обучения требует большого терпения и заботы, так как нельзя навязывать ребенку независимость слишком раио или, с другой стороны, не разрешать мальчику или девочке контролировать себя. Обычно анальная стадия наступаег на втором году жизни. Как и оральная, анальная стадия психосексуального развития также является необходимой для отношений между ребенком и его родителями. Ребенок начинает гордиться своей независимостью, способностью контролировать функции своего тела. Ребенок горд своими твердыми испражнениями и готов «подарить» их родителям, не стесняясь представить им образец. Родители должны быть готовы разделить чувство гордости, вызываемое у ребенка его достижениями, поощрить недавно обретенный контроль и психологическую зрелость. В дальнейшем подобная гордость будет возникать у ребенка в процессе приручения и умелого контролирования,, направления им своих фаллоса, возбуждения, оргазма, сил потенции и семени;
фаллическая стадия (стадия развития гениталий): возраст от 3 до 5 лет, эротический интерес переключается на наружные половые органы (проявление интереса к гениталиям), дети начинают обращать повышенное внимание на свои гениталии, они чувствуют удовольствие от прикосновения к пенису или влагалищу, подобное ощущению, испытываемому на ранней стадии сексуального возбуждения. Именно в этот период дети проявляют сильное любопытство в отношении своих гениталий и органов других детей, особенно братьев и сестер. Они любят рассматривать и трогать гениталии друг у друга. Мальчики чувствуют, как важно, чтобы пенис у них рос и становился тверже. На этой стадии девочки обнаруживают, что мастурбация доставляет удовольствие. По Фрейду, они также открывают для себя анатомические различия между полами. Девочки видят, что у них нет пениса, и это может вызвать у них зависть к мальчикам и низкую самооценку. С другой стороны, мальчики приходят к мысли, что могут потерять свой пенис (что, как они считают, и произошло с девочками), и начинают ощущать «страх кастрации». Страх кастрации и зависть к пенису играют важную роль в развитии характера ребенка, происходят адекватная половая идентификация и символическая фетишизация пениса (фаллоса). Страх кастрации и зависть к пенису также занимают центральное место в развитии комплекса Эдипа, который перекрывает фаллическую стадию, а затем развивается самостоятельно. На фаллической стадии Фрейд выделяет два разных пути дальнейшего развития: для мальчиков и для девочек соотвественно с преодолением мальчиками Эдипова комплекса, а девочками - Электры комплекса;
Эдипова стадия: это самая важная из всех стадий психосексуального развития, выделенных Фрейдом. Эдипова стадия составляет центр всего последующего развития личности. Она является основанием для черт характера, нашего самосознания и нашей зрелой сексуальности. На эдиповой стадии детей начинает привлекать то, что Фрейд называл «семейным романом». У мальчиков развивается собственническое отношение к матери, в которой они видят важный объект своей любви. Такая привязанность заставляет их бояться отца, в котором они видят соперника в любви своей матери. По отношению к отцу у них развивается агрессивное чувство, они хотели бы, лишив отца положения «любимого», занять его место. Это может вызвать невыносимую тревогу и страх кастрации. В свою очередь, девочки начинают влюбляться в отца и желают заменить мать, чтобы занять положение объекта любви отца. Между девочкой и матерью развивается острейшее соперничество (хотя матерей они любят), и девочки приходят к выводу, что агрессивность по отношению к матери вызвана отсутствием у них пениса или его «потерей». Это явление Фрейд называл эдиповым комплексом, и именно переживая драму Эдипа и благополучно выходя из нее, дети научаются преодолевать чувство безысходности, которое у них вызывает табу на инцест, у них появляется потребность играть взрослую сексуальную роль, и они стремятся укрощать свои инстинктивные порывы, совершенствуя навыки эго (ego) — своего самосознания как хороших детей. Эдипов период в жизни ребенка требует от старших гибкости. Родители должны помочь своему ребенку отвергнуть собственные эдиповы желания так, чтобы у него не возникло ощущения, будто его не любят. Родители, эксплуатирующие чувства, свойственные эдиповой стадии, или излишней стимуляцией или прямым сексуальным совращением, могут нанести ребенку вред, который он будет чувствовать очень долго. Даже в здоровом окружении детям бывает трудно справиться со своими эдиповыми чувствами, им иногда приходится потратить многие годы, чтобы освободиться от них;
латентная стадия: обычно к шести годам (в семилетнем возрасте) после исчезновения комплекса Эдипа или комплекса Электры, временное ослабление сексуальных реакций и либидо, сексуальные позывы, по-видимому, теряют свою актуальность, формирование сознательного «Я» и предметных интересов ребенка. Бурная эдипова стадия сменяется периодом биологического и психологического покоя. Латентной стадии свойственна меньшая осредоточенность на внутренних порывах и сексуальной энергии. Это период большого интеллектуального развития ребенка, начало и развитие его способности общаться с другими людьми. В это время у ребенка пробуждаются иные интересы, появляются интеллектуальные и социальные цели. Дети обычно направляют свое внимание на учебу и командные виды спорта. Дети, находящиеся в латентной стадии, отличаются застенчивостью, аскетизмом, интересом к моральным, духовным и религиозным чувствам. Они часто отходят от семейной драмы прошлых лет и могут найти утешение в изоляции и своих внутренних переживаниях. Фрейдова теория латентной стадии встретила значительное сопротивление, поскольку имелись соображения, показывающие, что нет оснований считать всех детей между семью годами и переходным возрастом отказавшимися от своих сексуальных устремлений, порывистости или ставшими миролюбивыми и уступчивыми;
генитальная стадия (переходный период): с началом пубертатного периода, внутренние биологические силы обусловливают усиление либидо с поиском удовлетворения на путях половой близости, завершается формированием сексуальности, свойственной взрослым людям. Юность и половое созревание вместе порождают репродуктивную сексуальность и пробуждение психических порывов, сложившихся в раннем возрасте. Остатки оральной, анальной, фаллической и эдиповой стадий находят новый выход при формировании юношеской сексуальности и сексуальной идентичности. Переходный возраст — это часто бурный этап, когда гормональные и морфологические изменения накладываются на сексуальные аппетиты н фантазии. Подростки, которые в ходе латентного периода избавились от своих прегенитальных эдиповых стремлений, способны перенестисвои сексуальные чувства, направленные в детстве на родителей, братьев и сестер, на подходящих представителей противоположного пола. Подростки постепенно привыкают концентрировать свои интересы на гетеросексуальных отношениях в целом и половых контактах в частности. В этот период начинаются свидания, а состояние влюбленности является всеобщим. Сексуальная жизнь подростка становится весьма активной. Сила этих внезапных изменений может вызвать неразборчивость в сексуальных связях, с одной стороны, или замкнутость и отдаление от людей — с другой. С началом генитальной стадии все, что препятствует свободному проявлению сексуальности (мораль, культура, идеология, религия и др.), рассматривается как репрессивная сила, приводящая личность к регрессии, отбрасывающей к пройденным фазам, ведет к развитию неврозов и другим психосоматическим заболеваниям, к половым девиациям и извращениям. В то же время половая свобода приводит к коллизии иного рода — упадку культуры. Таким образом, человек в проявлении своей жизнедеятельности предстает как своеобразная арена, на которой разыгрываются зримые и скрытые (в глубинах подсознательного) столкновения между «Я» — сознательно подсознательным и «ОНО» — бессознательным, «кипящим котлом инстинктов», способных проявляться вразрез с требованиями социальной реальности. В связи с этим на арену выдвигается «Сверх-Я», выступающее в роли верховного «цензора», представителя общества, внешнего идеала и авторитета в сознании личности. На генитальной фазе позиция подростка по отношению к родителям, если его чувства не переносятся на подходящих партнеров, может привести к различным сексуальным склонностям. В некоторых случаях испытываемые вина и тревога оказывают на подростков такое серьезное воздействие, что они не способны найти себя, обнаруживают перепады настроения, строптивость и даже асоциальнре или преступное поведение. Для многих юность является периодом растерянности; юноша или девушка испытывает гнет внутренних порывов, внешнего влияния цивилизации, технологического мира телевидения и кино. В этот же период подростки склонны к экспериментам с алкоголем и наркотиками, у них развиваются странные привычки в еде. В то же время в юности люди стараются получить хорошее образования и сделать карьеру. Чтобы выйти победителями из этой борьбы за зрелость и независимость, подросток должен стремиться найти способ преодолеть внутренний и внешний прессинг, который он испытывает;
генитальная стадия (заключительный период). На заключительном периоде генитальной стадии осуществляется окончательный переход от юности к зрелой взрослой жизни. На этой стадии стабилизируется личная идентификация, принимаются решения относительно образования и карьеры и происходит окончательный выбор сексуального партнера или партнера для жизни, что обычно заканчивается браком и репродукцией. Создаются новые семьи, и жизненный цикл повторяется заново. Нет определенного возраста, на котором начинается или завершается эта заключительная стадия. Люди очень различны в своей способности обретения собственного «я», достижения комфорта в отношениях с партнером и принятия обязательств перед ним, а также в своей способности взять на себя ответственность, сопряженную с созданием семьи. Культурный прессинг, экономические потребности и сексуальное поведение стремительно изменяются. Остается меньше традиционных решений и ответов на актуальные вопросы обретения себя и примирения с самим собой и достижения счастья.
Критические замечания в отношении теории Фрейда
Фрейд недооценивал влияние культурной среды на половое развитие. В частности, высказано предположение, что анальная стадия на самом деле обусловлена не столько стремлением к получению эротического удовлетворения, сколько выработанными в ходе развития культуры навыками контроля за деятельностью кишечника. Точно так же, культурно-антропологические исследования показали, что эдипов комплекс не является универсальным явлением, а латентная фаза служит прежде всего отражением жизни в обществе, накладывающем ограничения на проявления сексуальности, а не определяется исключительно действием внутренних психических сил. Фрейд в конечном итоге исследовал проблемы философско-мировоззренческого характера, среди которых главная — это проблема конфликта человека и общества.
Зклектичность с элементами мифотворчества.
Фрейд имел искаженные представления о женской сексуальности:
--- Один из спорных аспектов взглядов Фрейда составляло его убеждение в том, что женщины испытывают оргазм двух типов: вагинальный и клиторальный. Фрейд считал, что наличие у женщины способности к «вагинальному оргазму» свидетельствует о том, что она успешно достигла генитальной стадии, в то время как женщины, которым свойствен «клиторальный оргазм», не смогли разрешить конфликтов, возникающих на фаллической стадии. Более поздние исследователи (Мастере и Джонсон) утверждают, что подобная дифференциация женских оргазмов не имеет под собой научной основы, различие же связано с различными приемами, применяемыми для того, чтобы вызвать оргазм, и различной интенсивностью реакций на разные приемы в разнообразных обстоятельствах. Более того, сама мысль о том, что вагинальный оргазм существует и является более зрелым, чем клиторалъный, относясь даже к более высокому порядку, может породить недоумение у женщин, которым для достижения оргазма требуется ручная стимуляция в форме мастурбации во время сношения или после его завершения.
--- Другое представление Фрейда, вызвавшее критику, сводится к тому, что, находясь на фаллической стадии, девочки переживают период «зависти к пенису». Фрейд утверждал, что это обстоятельство оказывает воздействие на последующее развитие личности женщины, порождая у взрослых женщин ощущение неполноценности по отношению к мужчинам.
Некоторая аморфность учения Фрейда. Фрейд признавал неполноту многих своих выводов и отмечал необходимость их пересмотра по мере появления новых данных. Непрерывная и последовательная разработка своей психоаналитической концепции побуждала его на протяжении всей творческой деятельности уточнять, углублять, пересматривать ее, отказываясь от одних и выдвигая новые тезисы обобщения. А критика его идей со стороны ближайших учеников и последующих поколений ученых породила качественно иные научно-философско-социологические направления — неофрейдизм, фрейдомарксизм и постфрейдизм.