in
ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ (половое возрастание): процесс формирования воспроизводящей функции организма человека, проявляющийся постепенным развитием вторичных половых признаков и завершающийся наступлением половой зрелости.
Неотъемлемо связано с физическим, психическим, духовным и другими аспектами индивидуального развития. Главные первичные признаки пола — половые железы (яички и
яичники), проводящие пути (семяпроводы и
яйцеводы), матка и копулятивные органы (половой член у мужчин,
влагалище, клитор,
половые губы у женщин). Все прочие признаки, которыми один
пол отличается от другого (особенности пропорций тела, степень развития
молочных желез, характер оволосения, тембр голоса и т.п.), являются
вторичными половыми признаками.
Пропорции тела в возрасте: 2, 6, 10, 14, 18, 22 лет
Половое развитие человека осуществляется в двух тесно связанных между собой направлениях — психосексуальном и соматосексуальном. Психосексуальное развитие мужчин и женщин имеет некоторые особенности, обусловленные половыми различиями и поляризацией мужской и женской ролей.
Осознание собственной половой принадлежности в полной мере развивается к 3-6 годам, в процессе того, как ребёнок осознаёт себя личностью. У детей 2-4 лет проявляется так называемое
половое любопытство, ведущее к стремлению разглядывать и ощупывать свои
половые органы.
Признаками половой принадлежности в этом возрасте являются лишь особенности строения наружных половых органов. В
подростковом возрасте проявляется уже истинное половое любопытство в связи с пониманием детородной функции мужчины и женщины, подразумевающей особые, специфические взаимоотношения между полами. Способность осознавать себя носителем определённого пола лежит в основе формирования полового поведения подростка или юноши, направленности полового влечения (либидо), которое, как правило, у мальчиков развито сильнее, чем у девочек. Выраженность полового влечения у представителей мужского и женского пола одинакова, проявления же его специфичны. У девушки, например, характерными поведенческими реакциями, связанными с половым влечением, являются кокетство, в основе которого лежит побуждение привлечь к себе внимание, застенчивость, стыдливость, ярко выраженная потребность нравиться, хорошо выглядеть. Юноша обычно испытывает желание понравиться конкретной женщине, а не вообще, и имеет при этом конкретную цель. Высшей и специфической формой полового влечения является
любовь, в которой отчётливо проявляется как общий уровень развития человека, так и нравственный его потенциал, а также его духовная зрелость. В начале
полового созревания у подростков формируются своеобразные отношения, которые можно определить как
платоническую влюблённость, окрашенную романтически возвышенным чувством. Лишь впоследствии, с завершением процесса полового созревания, пробуждаются специфические сексуальные эмоции, проявляется половая активность и формируется зрелое
половое сознание.
В целом в психосексуальном развитии выделяют несколько возрастных периодов становления и динамики сексуальности:
пренатальный (до рождения), в котором происходит морфологическая и физиологическая дифференцировка гонад, гениталий и структур мозга;
парапубертатный (1-7 лет), когда ребёнок осознаёт половую принадлежность, у него возникает любопытство, направленное на половые признаки, половые органы (формируется половое самосознание (I этап психосексуального развития));
препубертатный (7-13 лет), характеризующийся выработкой полоролевых установок, усвоением принципов общения между людьми разного пола, выбором и формированием стереотипа полоролевого поведения (II этап психосексуального развития);
пубертатный (12-18 лет), когда платонические мечты и фантазии, ухаживание, платоническое общение, свойственные начальному этапу этого периода, постепенно развиваются в эротические фантазии, эротические ласки и игры (формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо (первые две стадии III этапа психосексуального развития));
переходный период сексуальности (16-26 лет), для которого характерны сексуальные фантазии, мастурбационная практика, начало половой жизни, сочетание сексуальных эксцессов с периодами абстиненции (последняя стадия III этапа психосексуального развития и завершение формирования сексуального либидо));
период зрелой сексуальности (26-55 лет), характеризующийся регулярной половой жизнью, вхождением в полосу условно-физиологического ритма;
инволюционный (51-70 лет), в котором происходит снижение половой активности, ослабление интереса к сексуальной сфере, регресс либидо (до уровня эротической, а затем и платонической стадий).
На каждом из этих этапов возможно влияние неблагоприятных факторов, могущих привести к различным нарушениям: ретардации и преждевременному психосексуальному развитию, отклонениям в формировании полового самосознания, стереотипа полоролевого поведения, психосексуальной ориентации.
Возраст
1. Период времени от момента рождения организма до настоящего или любого другого момента.
2. Характеристика жизни организма, отражающая рост, развитие, созревание и старение.
Возраст хронологический (паспортный, или календарный) — период от рождения до момента его исчисления.
Возраст биологический — совокупность обменных, структурных, функциональных, регуляторних особенностей и приспособительных возможностей организма.
Возрастные периоды — сроки, необходимые для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов и организма в целом. Этапы формирования, развития и функционирования мужских половых желез соответствуют следующим основным возрастным периодам развития:
1) эмбриональный (антенатальный);
2) перинатальный (от 28 нед беременности до 7 сут жизни новорожденного);
3) новорожденности (от 8 до 26 сут);
4) грудной (от 28 сут до 1 года жизни ребенка);
5) ясельный (1-3 года);
6) преддошкольный (3 года-5 лет);
7) младший школьный (6-10 лет);
8) средний школьный (11-13 лет);
9) старший школьный (14-17 лет);
10) детородный возраст (18-55 лет);
11) пожилой (56-65 лет);
12) старческий (66-90 лет);
13) долгожительство (свыше 90 лет).
Первый этап — эмбриональный. Мужские половые железы начинают формироваться с 6—7 нед беременности. Они наиболее уязвимы в 6—12 нед беременности. В этот период им могут быть нанесены существенные поражения вследствие воздействия различных факторов (гипертермия у беременной, лекарственные препараты, алкоголь, никотин, пестициды, СВЧ и ионизирующее облучение и т. д.).
Второй этап — перинатальный. В этот период к повреждению яичек могут привести болезненные состояния беременной, недостаток витамина Е в ее рационе, употребление алкоголя, курение, прием лекарственных средств, травмы во время родов.
Третий этап — новорожденности. В этот период повреждав ющими факторами могут быть неправильное пеленание, высокая температура тела, аллергоз, употребление кормящей матерью алкоголя, наркотиков, курение и т. д.
Четвертый этап — грудной возраст. Повреждающие факторы такие же, как и в период новорожденности.
Пятый этап — ясельный возраст. В этот период опасны переохлаждение, гипертермия, применение сильнодействующих антибактериальных препаратов и другие факторы.
Шестой этап — преддошкольный возраст. Повреждающие факторы в основном такие, как и в предыдущий период. Кроме того, большое значение имеет питание ребенка (полноценная витаминосодержащая пища). Переедание, особенно ожирение, затрудняют развитие половых желез. Особую опасность представляют такие инфекционные болезни, как эпидемический паротит, бруцеллез, туляремия, которые часто осложняются орхоэпидидимитом. В развитии патологии определенную роль играют травмы, ожоги, острые воспалительные эаболевания органов мошонки, а также оперативные вмешательства на паховом канале и др.
Седьмой этап — младший школьный возраст. Повреждающие факторы в этот период такие же, как и в предыдущий.
Восьмой этап — средний школьный возраст. Характеризуется он началом полового созревания, ускоренным ростом половых желез и половых органов. Борьба с употреблением алкогольных напитков, курением, применением наркотиков, онанизмом, который способствует возникновению воспалительных заболеваний половых органов, играет большую роль в предупреждении бесплодия.
Девятый этап — старший школьный возраст. В этот период также важное значение имеет профилактика действия факторов, способствующих возникновению нарушений функций половых желез.
Десятый этап — детородный возраст. Существенное влияние на репродуктивную функцию в этот период оказывают факторы внешней среды: СВЧ и ионизирующее излучение, химические вещества, гипертермические воздействия, алкоголь, никотин, наркотики, воспалительные заболевания половых органов, инфекционные и другие заболевания.
Этапы инволюции характеризуются снижением эндокринной функции. Нарушение или преждевременное угасание репродуктивной функции часто обусловлено хроническими воспалительными процессами внутренних органов.
Психосексуальное развитие начинается с первых месяцев жизни, в процессе его формируются половое самосознание, половая роль и психосоциальные ориентации. Существуют критические периоды психосексуального развития человека («кризисные периоды», «возрастные кризы»), во время которых повышаются риск заболеваемости и чувствительность к различным факторам, изменяется резистентность. В пренатальный онтогенез критический период у человека приходится на 6-32-ю неделю внутриутробного развития. Главное значение возрастных кризов постнатального онтогенеза у человека состоит в «перестройке особенностей его психического развития». Для становления сексуальности и возникновения половых расстройств наиболее значимы такие периоды: 1) парапубертатный (2-4 года); 2) препубертатный (7-8 лет); 3) пубертатный (12-15 лет); 4) переходный (16 лет-24 года).
Психосексуальное развитие — один из аспектов индивидуального психического развития. Он охватывает первые четыре возрастных периода становления и динамики сексуальности. Его окончание знаменует вступление в период зрелой сексуальности. При этом формируются половое самосознание, полоролевое поведение и психосексуальные ориентации, в соответствии со становлением которых выделяют три этапа психосексуального развития.
1. Формирование полового самосознания, осознание принадлежности к полу (1 год-5 лет) происходит под влиянием микросоциальной среды, но в значительной степени — путем детерминированной половой дифференцировки мозга в пренатальный период.
2. Формирование стереотипа полоролевого периода. На этом этапе (5-12 лет) происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим Особенностям ребенка и идеалам маскулинности (или фемининности) микросоциальной среды. В этот период формируется характер.
3. Формирование психосексуальных ориентации. На этом этапе (12-26 лет) начинается и достигает максимума функционирование эндокринной системы, в частности половых желез. На основе индивидуальных особенностей темперамента и характера формируется личность.
Соматосексуальное развитие в норме также имеет определённую последовательность возрастных изменений половых органов и вторичных половых признаков. В соматосексуальном развитии мужчины в зависимости от функций организма обычно выделяют 6 периодов: внутриутробного развития, детства, полового созревания, половой зрелости, полового увядания и старости.
Внутриутробный период связан с формированием половых органов (эмбриогенез, плод), с закладкой и развитием в брюшной полости половых желез — яичек, которые начинают функционировать (то есть вырабатывать зрелые сперматозоиды) только в период полового созревания.
В период детства (от рождения до 10-12 лет) начинает увеличиваться продукция мужских половых гормонов (андрогенов), что играет определённую роль в подготовке организма мальчика к следующей фазе полового развития. Половые органы полностью сформированы, но недостаточно развиты.
Период полового созревания (пубертатный) (от 10-12 до 16-17 лет), характеризуется появлением вторичных половых признаков и окончательным формированием половых органов и половых желез. В это время происходит глубокая перестройка всего организма: увеличивается рост полового члена и яичек, изменяется форма гортани, голос становится более грубым, низким. Отмечается более интенсивный рост тела, увеличиваются мышцы туловища, на лобке и в подмышечных впадинах появляется растительность, начинают пробиваться усы и борода. В этот период у юноши нередко возникает половое возбуждение, а по ночам отмечается самопроизвольное извержение семени (поллюции).
Семенные канальцы у неполовозрелых мальчиков заполнены сперматогониями (самая ранняя стадия развития сперматозоидов). Начало функционирования половых желез, способных вырабатывать зрелые сперматозоиды, свидетельствует о наступлении половой зрелости. Однако организм юноши к этому моменту ещё не сформирован ни физически, ни психически, он находится в стадии роста. Только к 21-25 годам завершается созревание мужчины, к этому же возрасту увеличивается и количество семени. Начало и продолжительность пубертатного периода подвержены значительным колебаниям, часто связанным с явлением акселерации — ускоренного развития и созревания детей. В этот период усиленно развивается весь организм, с повышенной нагрузкой работают внутренние органы, перестраивается деятельность нервной системы, изменяется психика. В период половой зрелости, продолжающийся до 50 лет, половая деятельность мужчины наиболее активна, но после 40 лет начинает постепенно ослабевать. Между супругами устанавливаются взаимоотношения, основанные преимущественно на чувстве долга, общих переживаниях, интересах, взаимном уважении и др. Характерным признаком наступления периода увядания является появление определённых затруднений при осуществлении полового акта, необходимость затрачивать больше усилий. Как правило, половое чувство у мужчины заметно ослабевает после 50 лет. Реже возникает потребность в половом общении. Семя мужчины содержит меньше сперматозоидов.
С наступлением старости половое возбуждение прекращается, эрекция уже не достигает той силы, которая необходима для осуществления полового акта. В естественном процессе развития и угасания половой деятельности мужчины могут быть определённые отклонения. Половое развитие может начинаться раньше или позже, деятельность активного периода бывает дольше или короче, в разное время может наступать старость. Эти особенности зависят от состояния здоровья, характера питания, социально-бытовых условий, климата и др.
В половом развитии женского организма так же, как и мужского, различают 6 периодов. В период внутриутробного развития у девочки вместе со всеми органами происходит закладка и развитие половой системы (наружных и внутренних половых органов). Уже к 8-й неделе внутриутробного развития в эмбриональных зачатках яичников образуются овогонии — будущие яйцеклетки, которые затем претерпевают последовательные стадии изменений и превращаются в первичные фолликулы (пузырьки, содержащие в себе яйцеклетки). К моменту рождения девочки количество фолликулов достигает 400-500 тысяч, в течение детородного периода женщины они периодически созревают. В период детства (от рождения до 10-12 лет) организм приспосабливается к условиям внешней среды, развиваются и совершенствуются все органы и системы, физиологическая функция яичников отсутствует. Наружные и внутренние половые органы сформированы, но ещё не полностью развиты, растут медленно и почти не изменяются до начала полового созревания. Волосяной покров на наружных половых органах отсутствует, вход во влагалище выстлан очень нежным, легкоранимым эпителием. Период полового созревания начинается при мерно в 10-12 лет и завершается к 18-20 годам. Он начинается ростом молочных желез, которые сначала только прощупываются, за тем начинает выпячиваться околососковый кружок. Постепенно грудные железы увеличиваются, в них откладывается жировая ткань, и они приобретают форму зрелой молочной железы. В это время начинается оволосение сначала лобка, затем подмышечных впадин, усиливается рост волос на голове. Потовые железы, особенно подмышечных впадин, начинают выделять пот со специфическим для женского пола запахом. Усиливается секреция сальных желез лица, в результате чего во второй половине периода созревания иногда происходит образование угрей, которые через несколько лет проходят сами по себе, без лечения. У большинства девочек в возрасте 12-13 лет начинается менструация — основной показатель полового созревания, указывающий на способность организма к беременности.
Однако половую зрелость следует связывать не только с появлением менструации, развитием вторичных половых признаков и способностью к зачатию, но и со способностью выносить, родить, вскормить и воспитать здорового ребенка без ущерба для его здоровья и здоровья самой женщины. Период половой зрелости продолжается от 15 до 49 лет, но здесь могут быть более или менее выраженные колебания. Считают, что только к 18-20 годам организм женщины достигает полного расцвета. К этому периоду ее общее развитие и состояние половой системы (менструальная, секреторная и другие особенности полового аппарата) вполне подготовлены к выполнению детородной функции. Это время расцвета женского организма — женщина может беременеть, рожать и вскармливать ребенка. Но нередко именно в этот период у женщины возникают различные заболевания половых органов, для профилактики которых немало важное значение имеет строгое соблюдение гигиенических мероприятий, особенно во время менструации (гигиена половых органов).
Период полового увядания начинается в 47-49 лет и продолжается при мерно 2-3 года. В это время постепенно угасает функция яичников. Менструации становятся нерегулярными, могут быть обильными и продолжительными, затем прекращаются совсем (климактерический период).
В этот период у неуравновешенных и склонных к различным заболеваниям женщин часто отмечаются общие расстройства (головокружение, приливы крови к голове, чувство жара, утомляемость, бессонница, раздражительность). После прекращения менструаций жалобы на общие расстройства обычно исчезают. С наступлением старости полностью угасает деятельность половых органов и постепенно снижается интенсивность всех жизненных функций.
Из нарушений темпов и сроков психосексуального развития различают задержку (ретардацию), преждевременное психосексуальное развитие и девиации психосексуального развития.
По этиологии и патогенезу выделяют три варианта ретардации:
1. Соматогенные задержки — наиболее глубокие и трудно корригируемые нарушения, имеющие биологическую основу. Грубые нарушения эндокринной системы приводят к полному выпадению сексуальных компонентов в психическом развитии личности.
2. Психогенные задержки обусловлены нарушениями в становлении психики и могут наблюдаться при общем отставании психического развития или быть изолированными при своевременном созревании остальных ее компонентов.
3. Социогенные ретардации психосексуального развития в большинстве случаев наблюдаются при гармоническом психофизиологическом развитии и бывают вызваны неправильным половым воспитанием (когда родители и педагоги считают все связанное с полом чем-то порочным и грязным и из лучших побуждений прививают эти установки детям).
Преждевременное психосексуальное развитие — раннее становление сексуальности, опережающее средние возрастные нормы и половое созревание. Основными его причинами являются соматические, психические и микросоциальные факторы.
К девиациям психосексуального развития относят следующие.
1. Нарушения полового самосознания (аутоидентификации), проявляющиеся различными вариантами транссексуализма.
2. Нарушения стереотипа полоролевого поведения. К ним относятся: а) трансформация полоролевого поведения — формирование полоролевого поведения, свойственного другому полу, при правильном половом самосознании; б) гиперролевое поведение, характеризующееся чрезмерной акцентуацией некоторых особенностей половой роли.
3. Нарушения психосексуальных ориентации — искажения направленности полового влечения и форм его реализации, то есть «половые извращения», «сексуальные перверсии», «парафилии».
Различают нарушения психосексуальных ориентации по объекту, возрасту и полу объекта:
к нарушениям психосексуальных ориентации по объекту (замещающие нормальный объект) относятся нарциссизм, эксгибиционизм, скопофилия, фетишизм, зоофилия, некрофилия;
к нарушениям психосексуальных ориентации по возрасту объекта — педофилия, эфебофилия, геронтофилия;
к нарушениям психосексуальных ориентации по полу объекта — гомосексуализм.
Психосексуальная реабилитация — динамическая система взаимосвязанных медицинских, психологических и социальных компонентов, направленная на достижение конечной цели (восстановление статуса личности) особым методом, стержневым содержанием принципов которого является обращение (апелляция) к личности больного:
1. Апелляция к личности больного, активное вовлечение больного в лечебно-восстановительный процесс, сотрудничество с врачом в достижении целей реабилитации.
2. Разносторонность усилий (воздействий), направленных на разные сферы жизнедеятельности больного (семья, работа, досуг и т. д.) с целью изменить его отношение к себе, к своей болезни и к своему микросоциальному окружению.
3. Единство биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия и др.) и психосоциальных (психотерапия, трудотерапия и др.) воздействий.
4. Последовательность (этапность) и «ступенчатость» прилагаемых усилий, воздействий и проводимых мероприятий. Любые воздействия, в том числе и психосоциальные, необходимо дозировать с постепенным, «ступенчатым» переходом от одного к другому.
Развитие сексуальности
Существуют несколько конкурирующих теорий полового развития. Ни одна из них не доказана, но в каждой есть некое конструктивное зерно.
Психологи различают понятия «гендер» и «пол». Гендер определяет мужской или женский тип поведения, а пол — это физиологическая характеристика. Можно с точки зрения физиологии быть женщиной, но вести себя по-мужски.
Бихевиоризм
Психологи, принадлежащие к школе бихевиоризма, основанной Джоном Бродесом Уотсоном (1878-1958), утверждают, что гендер — это результат только воспитания. Детей поощряют, если их поведение соответствует их гендеру, и наказывают в обратном случае. Родители могут одобрять то, что девочка играет с куклами, а не с игрушечным оружием. Отношение родителей, знакомых, общества в целом оказывает огромное влияние на развитие ребенка.
Теория когнитивного развития
Другая группа психологов под руководством доктора Лоренса Кольберга сформулировала «теорию когнитивного развития» которая основана на работах швейцарского психолога Жана Пиаже. Согласно этой теории, дети стараются осознать себя, идентифицируясь с определенным тендером. Желание узнать, как следует себя вести, так сильно, что они сами стремятся следовать простому набору поведенческих стереотипов. Поэтому дети мужского пола ведут себя «как мальчики»: дерутся, сдерживают свои эмоции, тогда как дети женского пола осознают себя «девочками», предпочитают игры, моделирующие традиционные женские роли.
Биологическая модель
Другие ученые говорят, что развитие сексуальности целиком определяется биологией. Профессор Милтон Даимонд с Гавайских островов считает, что сексуальное поведение закладывается в утробе матери и определяется генетическими и гормональными факторами. Он указывает на тот факт, что почти у всех народов мира мужчины физически агрессивнее женщин, и подчеркивает, что существуют мужчины и женщины, которые без всяких видимых причин убеждены, что родились «не с тем» телом.
Сексологи
Ряд сексологов внесли важный вклад в изучение сексуального развития. До того как доктор Альфред Кинси начал в 1940-х годах собирать свои данные, большинство теорий развития сексуальности строилось лишь на догадках, случайных свидетельствах и предрассудках. Позже исследовательница-феминистка Шир Хайт выдвинула утверждение, что сексуальное поведение в основном определяется социальными и идеологическими факторами. Возможно, самым удивительным было открытие, что сексуальная активность начинается в материнской утробе. Ультразвуковые исследования показали, что у плода мужского пола бывают эрекции. У новорожденных мальчиков эрекции случаются до 11 раз и день.
Половое развитие преждевременное — наступление полового созревания значимо раньше средневозрастных норм: у девочек до 7, у мальчиков до 10 лет.
Половое развитие раннее — ускоренное половое созревание: у девочек в 7-10 лет, у мальчиков в 10-11 лет.
Дополнительно:
Фрейдизм (психоанализ)
Половое созревание