in ЙОНИ (гухе, джалдри) (санскр. yoni — лоно, чрево, матка; исток, родина, происхождение) (влагалище, пизда): — женские гениталии, женский половой орган (лобок, влагалище, матка); геометрический символ йони, используемый, в частности, в религиозном искусстве Востока и графических аналогах чакр, — равнобедренный/равносторонний треугольник, изображаемый (в отличие от лингама) вершиной вниз. Место, где происходит соединение Шивы и Шакти. Отождествляется с природной энергией, которая содействует проявлению божественного творческого начала лингама. В частности, олицетворяется супругой Шивы Шакти.

В учениях индусских тантр женщина всегда считалась воплощением божественной женской энергии (Шакти), а ее половые органы служили священным символом всего божественного.

Поклонение женским и мужским гениталиям лежит в основе многих культов и священных обычаев. Фаллический культ известен гораздо лучше, нежели культ йони. Однако археологические раскопки свидетельствуют, что йони поклонялись гораздо раньше, чем лингаму. Первобытные люди еще не знали, какую роль играет мужчина в продолжении рода, а потому приписывали женскому органу магические свойства.

Ритуальное почитание йони в символической (скульптура, алтарь, картина и т.д.) или натуральной форме называется в тантризме йони-пуджей. Включает в себя сосредоточение, медитацию и визуализацию объекта, поклонения, а также ритуальное целование йони и ее изображений (однако кунилингус, хотя и применяется в некоторых сексуальных обрядах тантризма, распространен, в отличие от фелляции, гораздо меньше). Тантристы утверждают, что полного освобождения ума можно достичь лишь с помощью созерцательного сосредоточения на йони и что без совершения йони-пуджи истинное освобождение недостижимо. Автор «Йони-тантры» считает эту церемонию столь важной, что рекомендует воздержаться от любых других видов поклонения, а caдхака (просветленный), участвующий в ней, освобождается от других обязанностей. В «Йони-тантре» говорится, что главная цель йони-пуджи — ритуальное создание жидкости, которую называют йонитаттвой (йонипушпой (санср. «цветок вульвы») (смесь женских и мужских половых жидкостей, выделяемых во время ритуального полового акта — майтхуны, которым нередко всё поклонение и завершается. Йонитаттву смывают водой с йони и лингама, смешивают с вином и выпивают оба партнера (а иногда и другие садхаки). «Йони-тантра» утверждает, что в йони-пудже непременно должны участвовать менструирующие женщины. Однако женщина, зачавшая ребенка, не имеет права участвовать в йони-пудже в качестве Шакти. Таким образом, любая мать автоматически исключается из списка участниц этого ритуала.

Стри-пуджа представляет собой ритуал поклонения женщине, отчасти напоминающий йони-пуджу. Это своего рода «месса», посвященная Шакти. Участники cmpu-пуджи сосредотачивают все внимание на теле обнаженной женщины и медитируют на ее йони. Готовясь к ритуалу, мужчины должны в течение нескольких дней воздерживаться от сексуального общения, чтобы сосредоточение сопровождалось сильным сексуальным возбуждением. Применяются и другие средства усиления возбуждения: алкалоиды, афродизиаки и специальная диета. Во время ритуала женщина сидит на алтаре с широко расставленными ногами и демонстрирует священный символ — свою йони. Жрец целует ее и совершает возлияния из священных сосудов в форме йони, которые называются аргха. Затем пастве раздаются освященные мясо и вино. Стри-пуджу можно назвать «проверкой на прочность»: во время ритуала адепту запрещается вступать в половой акт или эякулировать. Женщина, которой поклоняются во время службы, не отличается, как правило, ни красотой, ни молодостью. Все внимание верующих сосредоточено на священном «лотосе мудрости», который находится у нее между ног и символизирует Великую Богиню. Известен еще один вид cmpи-пуджи. Адепт играет роль домашнего слуги, который постепенно сближается во своей хозяйкой. Сначала он спит в одной комнате с женщиной: она в кровати, он — на полу. Через две недели участник ритуала ложится у нее в ногах, затем рядом, но не снимает с себя одежды. Со временем он раздевается и начинает ласкать женщину. В конце концов, мнимый «слуга» совершает с ней майтхуну, но не эякулирует. Этот ритуальный метод сексуального возбуждения был описан немецким писателем В.Котцвинклем в романе «Лунный камень».

Поклонение (пуджа) йони избранной девственницы, включающее ритуальную дефлорацию ее, называется кумари-пуджа.

Матрийони обозначает материнскую йони. Поклонение и проникновение в матрийони (иными словами, инцест между матерью и сыном) запрещен практически во всех тантрических школах, за исключением наиболее экстремистских. Большинство тантрических текстов (например «Йони-тантра») не поощряют инцеста. Однако тайная традиция, идущая от маха-сиддх и «безумных мудрецов», утверждает, что половая связь с собственной матерью и есть то последнее табу, по преодолении которого адепт получает подлинное освобождение. Инцест как бы «замыкает круг», разорванный при рождении. Некоторые выдающиеся учителя тантры (напр. Другпа Кюнлег) действительно вступали в кровосмесительную связь со своими матерями. Но здесь можно вспомнить и о том, что другие не менее выдающиеся тантристы никогда не совершали ничего подобного, и это никоим образом не повредило их духовному росту. И. Бурума сообщает о другом, менее «шокирующем» способе поклонения матрийони. На похоронах своей матери всемирно известный японский актер Кацу Синтаро прилюдно поцеловал ее гениталии. Японские масс-медиа расценили этот поступок как проявление сыновней любви.

Различные мифы и легенды доказывают, что в древности йони была своего рода магическим «оружием», обладавшим защитными и целебными свойствами. Ее вид действовал подобно волшебному заклинанию. С помощью йони «отпугивали» демонов; она оберегала от «сглаза». Сохранилось множество свидетельств «магической силы» йони. Многие эротические скульптуры Кхаджурахо изображают мужчин и женщин, показывающих свои гениталии. Эксгибиционизм служил средством борьбы с «нечистой силой». В провинции Мадрас (юж. Индия) женщины демонстрируют свою йони, чтобы «утихомирить» грозу.

Тантристы и представители других эзотерических сект поклонялись Всевышнему в лице Великой Богини. Благодаря этому термин йони приобрел новый, космический смысл и стал символом вселенской матки и прародительницы всего сущего и всех вещей.

Религиозными символами йони служили и служат пещеры и святилища (напр., йониман-далы), раковины каури и эскалопы, цветы лотоса, лилии и розы, абрикосы, «морской кокос» и кардамон. Символами Шакти и женского начала считались также любые круглые камни и камешки с дыркой посередине. Поклонники Великой Богини примеряли каждую такую «находку» к своему лингаму и, если размер их устраивал, освящали камень и носили его в качестве амулета. В пещере Манобхавагуха на горе Нила (санскр. «голубая») в Ассаме (часть храма Камакхья-питхи, основанного в XVI в.) находится Йонимандала — священный камень, по форме напоминающий йони. По мнению индийцев, в Йонимандале пребывает богиня Камакхья (Махамайя): это своего рода axis mundi, или центр Вселенной. Камакхья являет собой физический аспект Великой Богини и символизирует готовность к плотской любви. Согласно истории о помешательстве Шивы, это святилище возникло после его безумных скитаний с телом мертвой Сати. В «Йогини-тантре» сказано, что пещера соединена с подземным миром отверстием «шириной в двенадцать пальцев». Священная пещера почитается как менструирующая йони земли — йонимандала — и здесь можно наблюдать, как богиня (или Земля) менструирует. Это событие индийцы празднуют в месяце ассаре. Из трещины в камне струится красная опьяняющая жидкость. Шактисты и тантристы считают эту жидкость священной: «Всякий, кто отведает ее, вырвется из цепи перерождений». Согласно химическим анализам, в жидкости содержится незначительное количество красных солей мышьяка. Это и есть менструальная кровь Великой Матери.

Бхага (санскр. «благо», «удача», «богатство»). «Бхагами» («благими») называется группа небесных богов, рожденных богиней Адити и каким-либо образом связанных с солнцем, огнем и земными благами. Кроме того, бхага — это мистическая благодать; обладающий ею человек или бог получает эпитет «бхагават». Бхагаватами («благими») обычно называют себя приверженцы различных культов Вишну, и, в особенности, кришнаиты. В тантрических текстах слово бхага часто служит обозначением матки или синонимом слова йони — символический намек на то, что женщина обладает мистической благодатью от рождения, мужчина же от рождения отринут этой благодатью и обретает ее лишь тогда, когда воссоединяется с йони.

Йони, названия

Встречается много иносказательных названий йони (см. также пизда); однако нередко, особенно в религиозных сочинениях, они вводятся не для того, чтобы соблюсти «приличия», а для того, чтобы сделать секретный текст напонятным для непосвященных.

Анемон Любви (кит.);
Благоухающая Мышь (кит.);
Венерин холмик Великой Матери;
Вершина пурпурного гриба (кит.);
Внутреннее сердце (кит.);
Внутренний поток (кит.);
Внутренняя терраса (кит.);
Врата жизни (кит.);
Вульва (лат.)
Гор (евр.);
Гора, соединяющая мужчину и женщину, землю и небо;
Горшок с медом (кит.);
Грот Белого Тигра (кит.);
Грот Наслаждения (кит.)
Гухе (непал.);
Гханта (санскр.);
Двойной курган (Лермонтов);
Джалдри (непал.);
Долина радости (кит.);
Дом наслаждения (кит.);
Драгоценная оправа [для матки] (кит.);
Драгоценные врата (кит.);
Драгоценный камень (кит.);
Драгоценный тигель (кит., даос.);
Жемчужина (кит.);
Женский детородный орган (рус.);
Золотая борозда (кит.);
Золотая щель (кит.);
Золотые врата (кит.);
Ка-т (египет. [означает также «мать»]);
Киноварная пещера [матка] (кит.);
Киноварная щель (кит., даос.);
Колокол (тантр.);
Красная жемчужина (кит.);
Красный мяч (кит.);
Кунка (русс.);
Кунти (санскр.);
Кунтус (греч.);
Куриный язычок [клитор] (кит.);
Лира (кит.);
Лотос Ее Мудрости (тантр., санскр.);
Любовное огниво (Пушкин);
Маленькая девочка (кит.);
Манда (рус.);
Мистическая роза (зап. эзотер. школы);
Мохнатка (рус.);
Мускусное изголовье (кит.);
Нефритовая палата (кит.);
Нефритовые врата (кит.);
Падма (санскр.);
Первичный корень источника объективации (рус.);
Перегонный куб (лат., алхимия);
Персик (кит.);
Пещера (кит.);
Пизда (рус.);
Поле райских наслаждений (тантр.);
Половая щель (рус.);
Престол наслаждения (тантр.);
Пурпурная палата (кит.);
Разрезанная дыня (кит.);
Раковина (кит.);
Реторта (лат., алхим.);
Рыбий садок [матка] (кит.);
Сердцевина пиона [матка] (кит.);
Сердцевина цветка [шейка матки] (кит.);
Символ космических тайн;
Сокровенный узел [шейка матки] (кит.);
Сокровищница (кит.);
Струны лиры [половые губы] (кит.);
Таинственная долина (кит., даос.);
Таинственная комната (кит.);
Таинственные врата (кит, даос.);
Тайная полость (кит., даос.);
Тайный кабинет (кит.);
Темные врата (кит.);
Треугольник Афродиты;
Узел (кит.);
Устрица (кит.);
Феникс (кит.);
Цветок (кит.);
Цветок лотоса (тантр.);
Чаша (тантр., и зап. эзотер. школы);
Чистая лилия (кит.);
Чувствительная пещера (кит.);
Con (франц. непристойн.);
Concha (лат. [Раковина]);
Cunnns (лат.);
Cunt (англ.);
Cwithe (ст.-англ. [означает также «матка»]);
Cynthus (см. Кунтус);
Kteis (греч. [означает также «эскалоп»]);
Kut (голланд.);
Kvithe (тевтон.);
Pudendum muliebria (лат.);
Qitbus (готск.);
Queynthe (тайн, обозначение cwithe);
Quiff или Quim (от кельт. CWN «щель, долина»);
Sulcus (лат., «борозда»);
Twat (англ.);
Vesica(лат., «пузырь»)...

Дополнительно:
  • Размеры половых органов
  • Гомологичные половые органы