Таёжный Тупик
<< От пустынницы Агафьи Лыковой... >>
Сергей Рудаков

      «...Господи Исусс Христе Сыне Божии помилуй нас. Аминь. Письмо от Агафии Карповны Лыковой на Керженку речку. Посылаю по низкому поклону всем вообще и желаю от Господа Бога доброго здравия, наипаче всего душевного спасения, в жизни благополучия. Как теперь вы там живете? Есть ли теперь у вас древлеправославная истинная наша христианская вера? Осталось сколь древнего благочестия, или Никон все там благочестие разграбил и разгромил? У нас только стих про Керженку-речку сохранился: как они всех там разоряли христиан, всех пригоняли в свою новую веру, которая повела в пагубу вечную. Где могли только сохранили. Еще наши предки сохранились, и мы по них держимся истинного древнего благостия. Теперь жду вашего ответа».

      Это письмо Агафия Карповна Лыкова, живущая ныне в одиночестве в глухом лесу в верховьях реки Абакан (Красноярский край), прислала в Нижегородскую область, воспользовавшись услугами нижегородских туристов, сплавлявшихся по этой таежной реке в 1993 году. Интерес пустынницы Агафии к нижегородской земле неслучаен. Ее предки жили на реке Керженец в знаменитом Оленевском скиту. О том, какими судьбами занесло их в Сибирь, Агафия рассказывает в своем следующем письме. Это письмо, а также рассказ о Агафии человека, гостившего у нее, читайте в следующем номере «Старообрядца».
      * * *
      Второе письмо Агафии (весна 1994 года)
      «Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй нас, аминь, низкий большой поклон всем вообще, от пустынницы Агафии Карповны Лыковой, жителям в Нижегородскую область в Семеновский район и город, на речку Керженку, вставшем старообрядцам, христианской веры старинного благочестия, сохранившимся от никонова гонения и раззорения, желаю всем от Господа Бога доброго здравия наипаче всего душевного спасения, в жизни всякого благополучия в дальнейшем, впереди дай вам Господи сохранять истинную христианскую веру от никонян, и от протчих всяких ересей. Про Оленевский скит (существовал в XVI-XX веках на реке Керженец, ныне деревня Б. Оленево (Кельи) Семеновского района. – Ред.) у нас стих сохранився по сий час, знам какое было благочестие и как там ево никоняны раззоряли, ссылали в Семеновский город, и так все позорили они там, и при том наших предков Лыковых сослали оттуда в дальней край келуторскому городу (Сибирь. – Ред.), тюменска область. Тут последний были священники: священник Авраамий и священник Тарасий. И этих последних никоняны замучили. Тогда не стало и тут священников. Тогда оттуда уехали на Абакан и вот я теперь одна осталась Лыкова. Вот такое время: перво Никон позорив, потом последне советска власть всех раззорила и нам пришлось хранится толко так, что с места на место укрывались в горах. Потом последне наши в горах, перво с вертолета, потом пришли и на жительство. И вот так мы сохранялись, но теперь я со здоровьем очень плохо, нонче только ели живу увезли на Горячий Ключ...».
      Далее в этом письме Агафья просит выслать ей кресты с адамовой главою, так как «здесь в этих краях негде стало взять крестов», поэтому «к вам обращаюсь с просьбой, на Керженку речку, там было старинного благочестия». Грустно при этом замечает Агафья: «Анна Антоновна с Урала высылала... а теперь давно от ней ни письма ни стало ничего, наверно, нету ей в живых. Саватий высылал, тоже давно нету и его в живых. Вот так все отходят от сего света...».
      * * *
      Как провела Агафья прошлую зиму, нам поведал московский писатель Лев Степанович Черепанов, на протяжении многих лет поддерживающий связь с Лыковой и, в меру своих сил, помогающий ей выжить в трудных условиях высокогорья Саян. Итак, еще осенью 1995 года на средства Министерства по чрезвычайным ситуациям к Агафье вылетала экспедиция, в составе которой находился и Черепанов. Десять дней прожили они с Агафьей в тайге, на берегу реки Еринат. Все это время добровольцы оказывали Лыковой помощь в подготовке к зиме, которая в этих краях бывает чрезвычайно суровой. За эти дни Черепанов с товарищами напилили на зиму дров, накопали на агафьином огороде картошки, наловили в Еринате рыбы, заготовили козам корм, надрали мох для утепления потолка в новой агафьиной избе. Кроме того, экспедиция привезла с собой для Агафьи кое-какие продукты, лекарства.
      4 апреля нынешнего года с Алтая к Агафье перебрались Галина и охотник Алексей Уткин (старообрядцы), чтобы пожить на Еринате, помочь Агафье вести хозяйство. Про Уткина Агафья в одном из своих писем Александру Лебедеву еще в 1993 году писала: «Сообщаю о себе, пока, слава Богу, помаленьку живу... но со здоровьем плохо стало, болеть стала я, надо человека, с дровами одной не в силах и притом хозяйство. Но вот один человек находится желатель, Алексей Анатольевич Уткин, мы с ним 13 лет знакомы, с маминой родины. Я про него еще когда была на Туве с Максимилой говорила (Максимила – настоятельница одного из старообрядческих скитов, затерянных в горах Тувы. – Ред.), и она мне сказала: этого человека можно принять. Я вот по совету Максимилы, если даст Бог, придет на жительство, то примаю его, как своего родного брата для помощи, так вроде человек хороший, домовитый. Писала 19 августа на Еринате от Адама лета 7501. Простите меня Христа ради и вас Бог простит...».
      С этим же вертолетом, что забросил на Еринат Уткина и Галину, Лыкова сообщила, что зима 1996 года была очень холодной, речка промерзла до дна, и воду пришлось брать в ручье. Жалуется Агафья на боли в спине, руки у ней «терпнут», то есть теряют чувствительность (ревматизм). Попросила Агафья прислать ей, если будет возможность, согревающие мази, а также то ли постную триодь, то ли общую минею.
      Уезжать из тайги Агафья не собирается (так что все разговоры о том, что Лыкова перебралась на Алтай к родственникам, – досужие вымыслы). Несколько лет назад Лыкову возили к родственникам-старообрядцам (с материнской стороны) в таежную деревушку в алтайских горах. Едва ли не на коленях родственники уговаривали ее остаться: «Не хочешь жить в деревне, построим избушку в таежной пустыне». Не согласилась Агафья, сказав, что пустынь для нее там, где она родилась, где могилы родителей.
      В августе Лев Черепанов планирует организовать очередную экспедицию к Агафье с участием представителей старообрядчества с целью помощи в подготовке хозяйства Лыковой к зиме. От участников этой поездки редакция надеется получить самые последние известия о житие пустынницы Агафии.
      декабрь 1995 г.

>>