in ЖЕРТВЕННИК (алтарь (лат. alta ara — высокий жертвенник))

Жертвенник — возвышение, на котором приносились жертвы, жертвенное место или жертвенный очаг. Встречается во всех формах религий. Основной тип его — это возвышенность, дающая возможность приносить жертву не на самой земле, а над нею, ближе к небу, как обиталищу божества. Поэтому и самые жертвенники созидались обыкновенно на «высотах», о которых так часто говорится в Библии. Первоначально жертвенники были из земли или дерна, впоследствии, когда начали воздвигать храмы, их делали более искусно из камня или металлов. Представляли собой каменные столы, столбы или ящики. Обычно они стояли на восточной стороне храма, перед изображением божества. В Риме жертвенники были воздвигаемы не только отдельным богам, но и героям, а впоследствии даже императорам. Их местонахождение не ограничивалось у греков и римлян храмами, а они были также воздвигаемы на улицах, площадях, в священных рощах и у священных ручьев.

В Ветхом Завете жертвенник встречаются уже рано (при Ное), хотя и в первобытной форме. Иаков, например, сделал жертвенник из простого камня, который служил для него изголовьем в предшествующую ночь. С развитием культа жертвенник начал все более принимать искусственные формы. Уже сам Иаков несколько позже строил жертвенники — по всей вероятности, из простых неотесанных камней, сложенных в виде плоской кучи, на которой можно было развести огонь и положить жертву. Иисус Навин построил жертвенник из камней, взятых со дна Иордана, после чудесного перехода через него израильтян. Ему же повелено было построить жертвенник из неотесанных камней на горе Гевал.

С построением скинии жертвенник сделался существенной принадлежностью этого святилища, но так как самая скиния была подвижным храмом, то и жертвенник сделан был из дерева, как более пригодного к переноске вещества. При скинии было два жертвенника:
  • всесожжения — для жертв всесожжения, был покрыт медью, представлял собой нечто вроде ящика и имел внутри медную решетку для дров, а по бокам — кольца для несения его на шестах. Выдававшиеся по углам возвышения («роги»), были особенно важными местами; прикосновение к ним служило знаком желания всецело предаться на милосердие Божие, равно как обеспечением неприкосновенности и безопасности от мщения;
  • кадильный — для жертв курения, был покрыт золотыми плитами, имел вид стола; на нем утром и вечером совершалось курение благовонных трав первосвященником, а затем и священниками.

    Несмотря на Моисеев закон, дозволявший жертвоприношение только во храме, до времен Вавилонского плена удерживался древний обычай воздвигать жертвенники и на возвышениях. Так, многопосещаемыми местами жертвоприношений были Рама, Галгал, Вефиль и Мицпалтарь. Были алтари:
  • для сожигания жертвенных животных,
  • на которых только возжигались фимиамы,
  • хлебные — на которые возлагались бескровные жертвы.


    Изображение головки фаллоса Мина как жертвенника, с которой возжигается (воскуривается) сперма

    От ветхозаветной церкви жертвенник перешли и к новозаветной. Первоначально алтарь (жертвенник) здесь был столом, на котором справлялась вечеря любви; до конца II-го в. алтарь и оставался поставленным в церкви столом, на котором распределялось Причастие и совершались другие церковные службы. Жертвенники в христианских церквах делались сначала из дерева, а со времени Константина Великого — и из камня. С VI века Западная церковь стала исключительно допускать только каменный жертвенник; а на Востоке и доныне употребляется деревянный.

    В виде построенных уже — алтари как помещения для жертвенников появились у христиан, по всей вероятности, только во времена Константина Великого. Предписание обращать их всегда к востоку происходит, говорят, еще от Папы Сикста II (ум. в 258 г.); в VI в. вошло в обычай украшать их крестом; со времен же Григория VI сделалось в римской церкви обычаем ставить по нескольку алтарей. Самый главный из них, высокий алтарь, сохранил свое место на возвышении, в романских церквах часто украшенном балдахином и снабженном ступенями; другие ставились у колонн, на восточной стороне приделов, у боковых стен, в капеллах и криптах. Обыкновенная форма готического алтаря — крылообразна, внутри с пластическими, снаружи с рисованными украшениями; но часто встречаются алтари, украшенные и внутри живописью. Архитектурная форма алтарей различается по стилям. Алтарный стол (собственно жертвенник) покрывается скатертью различных цветов, смотря по различным церковным праздникам; на алтаре находятся: крест, цветы и свечи. Для исполнения церковных треб в дороге, в походе и т. п. употребляется переносный алтарь, стоящий на деревянном постаменте. Во время Реформации число алтарей в каждой церкви было ограничено до одного; из швейцарских церквей они даже совсем удалены. Поэтому и теперь в лютеранских церквах находится только один алтарь, в кальвинистских только простой, снабженный крестом стол. В общем же, у протестантов удержалась только идея алтаря (жертвенника), вследствие чего у них жертвенником называется стол, к которому подходят верующие для причащения.

    В православной церкви алтарем — помещением для жертвенника — называется часть храма, предназначенная для священнослужителей и отделенная от средней части храма высоким иконостасом. В нем находится престол (стол, постамент, обычно каменный, символизирующий надгробие) в виде равностороннего прямоугольника с положенными на нем антиминсом, крестом, Евангелием. Под престолом или в антиминсе полагается часть святых мощей в воспоминание древнехристианского обычая совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. Престол покрывается священными одеждами (срачица, индития, илитон). Собственно жертвенником называется стол в алтаре (алтарном помещении), на котором совершается проскомидия; он четырехугольной формы, как и престол, и облачен в такие же, как на престоле, одежды. Помещается он в алтаре всегда на левой стороне, а иногда в особо отделенной части алтаря (с левой же стороны), называемой диаконником. На нем хранятся священные сосуды до их употребления на литургии. В каждом храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз.

    Во время самостоятельной мастурбации, свободно сопровождающейся переживанием различных сексуальных фантазий и выходом из-под наваждения их, а — особенно в ходе активной сублимации, молодой человек естественно стремится принять то расположение тела, при котором яички становятся жаровницей, ствол кадильницей, головка фаллоса жертвенным алтарем, с него и воскуривается «благоуханной бескровной жертвой всесожжения» — досуха распахтываемое семя, что сопровождается не утратой силы, а её преобразованием, очищением, увеличением. С одной стороны, воскуриваемое семя питает, животворит и гармонизирует вселенную и астральных существ, составляющих ее, с другой, — служит возношением мужчиной плодов рук и сил своих, своей жизнедеятельности, личностным вкладом в гармоничную жизнедеятельность вселенной миров. Полученную таким образом энергию взамен, представляющую преобразованную им же свою собственную (которой он наделен) энергию, человек вкладывает в свои жизненные дела. В данном случае мальчик выступает и как жрец, и как жертвенник, и как жертва, и как соучастник жертвенной трапезы, которая становится мистерией его следующего посвящения, из нее он и возращается невредим и более просветленным и осознающим себя и мир человеком.

    ЖРЕЦ, мифологизированный исполнитель ритуалов и носитель сакральных знаний. В архаических мифах — знахарь, шаман. Главная функция жреца — организация культа, важнейшим актом которого было жертвоприношение; таким обр., жрец становился посредником между людьми и богами: например древне-индийдский Атхарвана при посредстве жертвоприношений пролагает пути солнца. С выделением жречества как социальной группы жрецы в разных традициях наделялись высшими социальными функциями. Например, трехчастная социальная структура индоевропейского общества — жрецы, воины и общинники (пастухи и земледельцы) — соответствовала структуре ведийского пантеона. Митра и Варуна, как высшие боги, воплощали жреческую («правовую» и магическую) функцию, Индра — воинскую, Ашвины — общинную (плодородие). Бытовали представления о том, что жрецы как обладатели тайного знания выше царя: таковы брахманы в древне-индийдской традиции, Аттий Навий в римской и т. п. В индуистской традиции жрецы-брахманы были непосредственно связаны с функциями творца мира Брахмы и, возможно, одноименным жертвенным сооружением. Творение представляли как жертвоприношение богом самого себя и многие боги обладали соотвествующими жреческими функциями, например, первыми жрецами были Брихаспати, Агни и др. Жреческие функции присущи высшим богам многих традиций (Каутеован у коги, Кецалькоатль у индейцев Центральной Америки и др.), культурным героям — учредителям культа (у литовцев Криве, Лиздейка, Комфо Аноче у ашанти), первочеловеку (возжигание иранским Пимой священного огня), основателям религий (Заратуштра, Мани, Мухаммад и др.). Жрец часто отличался от пророка, как Аарон от Моисея, и даже противопоставлялся ему (отношение Иисуса Христа к «фарисеям и книжникам», суд Каиафы и т. п.). Вместе с тем при посредстве ритуалов жрец противостоял воплощениям зла — колдунам, демонам и т. п. Во время главных ритуальных актов — праздника — функции верховного жреца отправлял царь.

    Дополнительно::
  • Жертвоприношение
  • Лингам
  • Активная сублимация
  • Майтхуна
  • Умелая мастурбация