in МЕДИТАЦИЯ (сосредоточение, установление (физического и психического) равновесия) — целеустремленность и уравновешенность помогают сознанию освободиться от своей ограниченности.

Медитацией называется сознательно управляемая фантазия, сознательное сосредоточение на конкретном объекте. Оно может принимать форму, например, отождествления с божеством или слияния с предметом созерцания. При медитации наше обычное сознание принимает качественно иную, интегрированную форму. «Что бы ти ни делал: ходил, сидел, ел или спал, твое сознание должно бодрствовать. Не скрывай своих недостатков и не подчеркивай недостатки других людей. Ты должен научиться контролю за своими мыслями. Запомни, что медитирующий, объект медитации и сама медитация составляют неделимое целое» (Гамбопа). Когда йогин «закрывает дом» (изолирует себя от внешнего мира), остающийся «без опоры» (без каких-либо впечатлений из внешнего мира), он получает (таким образом) знание с помощью высшего учителя.

В классической йоге сосредоточение внимания на одном объекте противопоставляется разнонаправленному, рассеянному вниманию. Йога призывает к полному контролю за ходом наших мыслей. Как только волны улягутся, мы видим дно озера. Как только разум успокоится, мы видим нашу собственную природу. Мы больше не смешиваем себя самих с порождениями нашего разума. Мы остаемся самими собой. «Что бы ни видели глаза, ни слышали уши, ни обонял нос, ни вкушал язык, ни осязала кожа — все это следует считать божественной сущностью. Так следует превращать объект восприятия в божественную сущность и удерживать его в сознании» («Йогататтва-упанишада»).

Элементами медитации явлются пранаяма, сосредоточение (дхарана) и созерцание. Предметом для созерцания могут служить различные предметы: простые графические знаки, точки и окружности или сложные диаграммы — янтры и мандолы, иногда шивалинги. В классической йоге объектом медитации выступают поверхность собственного тела, кончик собственного носа или переносица. Иногда адепты медитируют на пламя горящей свечи. Другие способы медитации — сосредоточение на повторении мантр и визуализация образа Божества. Или на каком-либо действии.

Некоторые тантристы во время медитации также представляют себе, что находятся внутри йони. Один ранний индусский трактат предлагает ещё один вариант сексуальной медитации: «Представь себе, что половые органы женщины — это жертвенный алтарь, волосы — жертвенная трава, кожа выделяет эликсир, а губы ее йони — это языки пламени над жертвенным костром». Автор утверждает, что адепт, поклоняющийся этому «алтарю любви», удовлетворит все свои желания.

Визуализация
Создании осязаемых мысленных образов богов, людей, священных символов и других предметов. При визуализации энергия сознания направляется внутрь. Адепт проецирует определенный образ на свой мысленный экран. «Прозрачный самоцвет окрашивается в цвета окружающих предметов, так и самоцвет разума окрашивается творческим воображением» (Арьядева). Подобные видения нельзя считать ни болезненными фантазиями, ни снами. Во время сна образы поднимаются из бессознательного; при визуализации они вызываются сознательно и произвольно. Так, при визуализации божества адепт сидит в уединенном месте и с закрытыми глазами рисует его мысленный образ. Картина, создаваемая таким способом, должна в точности соответствовать классическим описаниям. Данная визуализация требует строгости и верности канону. Адепта можно уподобить художнику, сплетающему из нитей сознания традиционный образ, или скульптору, воспроизводящему знаменитую статую во всех подробностях. Здесь нет места никаким проявлениям субъективности. Адепт поочередно сосредотачивается на различных аспектах божества, постепенно отождествляя себя с ним. «Сначала адепт медитирует на Брахму, а затем всеми силами своей души представляет божество, избранное для поклонения. Непрерывно отождествляя себя с ним, адепт сам становится божеством. Принеся себе в жертву цветок, он посвящает себя в боги. «Я есмъ бог; вещи, которые принадлежат мне — пища, благовония, ладан и цветы — принадлежат также и богу. Я есмъ жилище бога, я есмъ сам бог». Медитируя, адепт возвращает богу божъе. Когда он воссоздаст бога в самом себе, все вещи обретут чистоту и вечность» («Калика-пурана»).

Существует множество психотехнических визуализаций, используемых для овладения своими чувствами и пробуждения сверхчувственного восприятия (сиддхи). «Найди тихое место и прими удобную позу. Созерцай изначальную пустоту всех явлений, сознание и блажество, присущие внутреннему космосу. Представляй себе лучи, исходящие из сердечного центра; они исходят из тела в космос, озаряя все предметы на своем пути. Обрати вспять эти лучи; втяни в себя мужское и женское дыхания справа и слева и сосредоточь их в области сердечной чакры. Вообрази, что ты полон героизма, бесстрашен и над головой у тебя парят тантрические учителя. Попроси, чтобы они помогли тебе внутренне пробудиться, и представь красно-белый диск в нервном узле сердечной чакры. Представь точку света размером с зернышко кунжута на этом диске и сконцентрируйся на нем. Уравновесь правое и левое дыхание... Представь две микроскопические яркие белые точки у себя в зрачках. Закрой глаза и снова представь эти точки. Когда разум свыкнется с ними, останавливай взгляд на различных предметах, в то же время не упуская из виду ярких световых точек. Когда точки обретут устойчивость, перемести их в полость сердца и представь, что сердце стало прозрачным и сверкающим. Затем переходи к ушам. Сядьте в очень тихом месте и представь крошечную голубую точку в каждом ухе. Когда ты достаточно сосредоточишься на этих точках, перейди в шумное место, но не забывай об предмете своей медитации. Как только почувствуешь, что точки обрели устойчивость, перемести их в сердечную чакру. Затем переходи к носу...» Далее адепт должен представить желтую точку в каждой своей ноздре и постепенно переместить ее в сердечную чакру. Затем он представляет себе красную точку на кончике языка и постепенно перемещает ее в сердечную чакру. После этого он воображает зеленую точку «между анусом и половыми органами» и тоже перемещает ее в сердечную чакру. В сердце все разноцветные точки должны слиться и раствориться одна в другой. «Возникнув из пустоты, они возвратятся в пустоту» («Чакрасамбхава-тантра») (VII-VIII вв.).

Визуализация имеет большое значение в т.н. «йоге сновидений». Основной ее принцип — всё есть сон. «Йог, который осознает, что видит сон, может сознательно видоизменять сновидения. Попробуй превратиться во сне в птицу, в тигра, во лъва, в царя, в лес, в дом — во что угодно. Затем превратись в тело Будды, сидящее или стоящее, большое или маленькое. После этого попытайся преобразовать образы своего сна; преврати, например, животное в человека, воду — в огонь, землю — в эфир, одно — во множество, а множество — в одно. Упражняйся в различных сверхъестественных способностях: изрыгай пламя из верхней части тела, изливай воду из нижней, шагай по солнцу и луне, увеличь свое тело в миллионы и миллиарды раз, пока оно не заполнит собой всю Вселенную» («Шесть йог Наропы»).

Визуализация может использоваться и в качестве вспомогательного средства сексуальной йоги. Наиболее примитивный способ такой визуализации заключается в том, что во время полового акта партнер, занимающий активную позицию, представляет себе «мужественные» предметы — огонь, горы, вулканы и т.д., а партнер, выполняющий пассивную роль, воображает «женственные» предметы — воду, долины, пруды. При более сложной визуализации партнеры ложатся на правый бок и представляют себе «внутреннюю женщину» Кундалини.

Из трудов второго Далай-ламы (Гендун Гьяцо, 1475-1542) известно, что ранние адепты школы кагьюд-па пользовались при визуализации сексуальными образами. «Представьте, что вы — цветущая, юная красная богиня. Вы танцуете в пламени Мудрости. Снаружи вы похожи на богиню, но внутри вы пусты, словно ножны, прозрачны и лучезарны. Вы пусты как шатер из красного шелка или трубка, наполненная воздухом. Сначала представьте, что ваше тело имеет нормальную величину, затем увеличьте его до размера дома и холма. Наконец, заполните своим телом всю Вселенную...» («Йога душевного тепла»). «Красный цвет богини символизирует преданность и страсть. Ее лицо — это суть всех вещей; две руки символизируют истину, «абсолютную» и одновременно «относительную». Три глаза пылают страстью, язык сладострастно извивается. Богиня пожирает яд и очищает его во внутреннем огне. Ее нагота и взъерошенные волосы символизируют свободу от всех заблуждений. Она служит символом интуиции и напоминает о том что все вещи — тленны. Ее страстные объятия выражают саму суть Мудрости» («Чакрасамбхава-тантра»).

Тема сексуальной визуализации занимает очень большое место в «Предании мудрых Дакинь» Гендуна Гьяцо. В первую очередь, пишет Далай-лама, нужно представить себя херукой: «гневным» божеством-идамом, уничтожающим тупость, отрицательные эмоции и прочую грязь энергетического тела человека; херуки изображались в виде чудовищ с большими животами, танцующих и одноваременно совокупляющихся со своими праджнями: длинные волосы разметаны и спутаны; всю фигуру обволакивает ореол пламени, цвета Херук — коричневый, темно-желтый, черный, темно-зеленый, красновато-черный. После этого «на уровне бровей» возникнет повернутый вниз треугольник белого света, который служит универсальным символом Великой Богини и ее йони. Адепт должен представить себе, что треугольник находится у него в голове — между ушами и «корнем языка». Эта волшебная фигура «возникает из блаженной мудрости и порождает экстаз», «имеет форму вагины и символизирует врожденную мудрость; три ее стороны соответствуют трем вратам освобождения», «символизирует мудрость врожденного великого блаженства - высшее тантрическое сознание». В другом месте трактата описываются 4 «больших посвящения». Адепт представляет, что у него на голове сидит богиня Ваджраишва-ридхату, которую заключает в объятиях Будда Ваджрадхара. «От их соития» в тело адепта вливается «священный нектар».

Похожий метод визуализации называется «Очищением С Помощью Богини Наиратмики, или Безличной»: «Представь, что перед тобою стоит Дакиня Наиратмика. Она голубого цвета и держит в руках изогнутый нож: и череп. Повторяй мантру «Ом ах сваха», пока из ее тела не польются голубые лучи. Они войдут в твое тело через детородный орган, и сама Безличная войдет в твое тело таким же образом. Она растворится в свете, и все твое тело наполнится голубоватым свечением... Ты обретешь первозданную пустоту».

Секта Черных Шапок, отделившаяся от карма-кагью, разработала секретный метод визуализации для женщин: «Представь, что ты превратилась в Богиню-Мудрость; ты нагая девственница, твои волосы распущены. Представь, что ты стоишь в средоточии ослепительного света, прижав к сердцу чашу с эликсиром, увитую красными цветами. Вообрази себе, что Гуру входит в тебя через йони и пребывает в твоем сердце. Затем представь себе, что Богиня-Мудрость сидит у тебя на голове. Она только что совершила акт любви, ее волосы взъерошены, йони — залита любовными соками. Все три глаза Богини полны любовного томления; она устремляет взор к небу. Когда Богиня начинает танцевать, вокруг нее появляются такие же небесные танцовщицы».

При описанных видах визуализации адепт получает энергию от божества, но в тантре возможна и обратная ситуация. Наропа и Нигума разработали т.н. Йогу Переноса Сознания; эта методика лучше всего срабатывает в момент смерти. Душа умирающего «стремительно возносится по центральному каналу в виде белой буквы «А» и через Щель Брахмы вылетает наружу. Затем она входит в святую мать Ваджра-йогиню «через ее половой орган красного цвета» и растворяется у нее в сердце. Душа адепта полностью «сливается с блаженной мудростью и пустотой Ваджра-йогини».

Смарнанам («сосредоточение мыслей на сексе»)
В священных текстах Вед: один из аспектов полового акта.

Пуджа (санскр., «поклонение, ритуал»)
Богослужение, погружающее человека «в таинство самосозерцания и общения с богом». Пуджа бывает 2-х видов: внутренняя (манаса-пуджа) и внешняя (бахья-пуджа). Например, пуджа по обряду ваджраяны состоит из пения мантр, выполнения муд, визуализаций, чтения и декламации священных текстов, жертвоприношений и возлияний.
Пуджа совершается каждый день в одно и то же время. Ее главный элемент — жертвоприношение. В жертву обычно приносят цветы, благовония, масляные лампы, колокольчики, музыку, изысканную еду, дорогие одежды и украшения. Адепт садится перед статуей божества, омывает ему ноги и просит принять жертву. Статую намазывают медом, маслом, молоком и кефиром или красной пастой. В храмах и святилищах пуджу совершает три раза на день официальный пуджари. Для совершения пуджи поклоняющийся очищает место сидения специальной мантрой и ритуальным движением руки и садится в медитативную позу (падмасану или сиддхасану), обратясь лицом на восток или север. Сначала следует совершить поклонение гуру, произнеся с соответствующей концентрацией гуру-мантры. Затем произносятся мантры Ганапати, который должен послать свое благословление на совершение обряда. За ними следуют ньяса, бхута-шуддхи, кавача (защита от неблагоприятных воздействий) и др. Когда адепт пройдет ритуальное очищение, он может заняться пранаямой. После пранаямы адепт сидит прямо и не двигаясь, сосредотачивает внимание в определенной чакре и следит за своим дыханием. Со вдохом и выдохом он мысленно повторяет аджапа-мантру, полученную от учителя. Далее он представляет себе, что Абсолют пребывает в одной из его чакр в облике ишта-девата (т.е. Божества, которому он поклоняется). «Представив себе Великую Богиню, сидяшую в сердце-лотосе, необходимо «посадить этот лотос в своем сердце, омыть божественным нектаром сахасрара-чакры ноги Богини и облачить ее в эфир. Благовоние станет самим принципом запаха, цветок-разумом, фимиам — телесными энергиями, лампа — принципом света. Пища -это океан нектара, колокольчик — негромкий стук сердца, веер и метелка — принцип воздуха. Танец символизирует органы чувств и работу разума. Чтобы постичь божественную мысль, принеси в жертву десять цветов [духа], свободных от заблуждений, своекорыстия, привязанности, бесчувственности, гордыни, высокомерия, враждебности, смятения, зависти и алчности. Принеси в жертву верховный цветок ненасилия, цветы контроля за органами чувств, благочестия, прощения и Знания» («Гаутамийя-тантра»). Адепт является одновременно Абсолютом (как Высший Дух) и поклоняющимся ему человеком (как сознание и чувство собственного «я»). Он совершает медитацию на избранный аспект божества, как бы приглашая его явиться для поклонения. При этом божеству приносятся в жертву различные предметы — упачара.

Садхана (санскр., букв. «прямой путь»), духовное упражнение, «достижение цели», «средство к достижению совершенства».
Садхана преследует такие цели:
  • 1. Очищение и освящение. Превращение грубого тела в тонкое.
  • 2. Отождествление и интернализация. Отождествление себя с объектом поклонения.
  • 3. Гармония и равновесие. Равновесие на всех уровнях: грубого тела, внутренних процессов, мозгового центра.
  • 4. Слияние с Абсолютом. Интеграция как результат самоактуализации. Адепт достигает «предела своих чаяний».

    Видья (санскр. «знание»)
    В философии тантризма и буддизма — мистические познания об истинной сути бытия, позволяющие достигнуть освобождения; антоним понятия авидья («неведение»).

    Самадхи (санскр. «погружение»)
    Состояние непосредственного восприятия Божества и слияния с ним. «Состояние, когда сознание пребывает в сосредоточении и озаряется божественным светом, когда оно лишено какого-либо стремления, — такое состояние сверхсознания называют самадхи» («Аннапурна-упанишада»). Иногда отождествляется с сат-чит-анандой (единство бытия, сознания и блаженства как высшая форма постижения конечной истины). «То состояние, когда разум не ощущает беспокойства, самости, удовольствия, страдания, когда сознание совершенно неподвижно, словно скала, и погружено в глубокое сосредоточение, является самадхи. Самадхи есть состояние полной безмятежности» («Аннапурна-упанишада»). Самаджи служит конечной целью раджа-йоги и, как правило достигается с помощью длительных психофизических упражнений. Однако некоторые особо достойные люди могут пережить это состояние внезапно и безо всякой подготовки; кроме того, йоги высших степеней посвящения умеют погружать в самадхи совершенно неподготовленных людей и пользуются этим для просвещения тех, кто, по их мнению, того заслуживает. Такой способностью обладал знаменитый мудрец Шри Рамакришна; известно также, что йог Вишну Бхаскар Леле подарил самадхи молодому Шри Ауробиндо, и это оказало решающее влияние на всю дальнейшую жизнь и деятельность этого знаменитого мистика.
    Йоги различают несколько степеней самадхи, которые отличаются по степени сохранения сознания. На низшей ступени сознания человека сохраняется полностью, и он может выйти из самадхи в здравом уме; тот же, кто достиг высшей ступени (так называемого махасамадхи), как правило, «не возвращается» оттуда. Такой йог впадает в экстаз, который длится 21 день и завершается смертью. Вот почему самадхи считается очень опасным состоянием и, как правило, не рекомендуется и не пропагандируется на низших ступенях йоги. Многие тантристы считают самадхи наивысшей целью садханы. Однако в большинстве случаев речь идет о неглубоком «погружении», которое не влечет за собой столь разрушительных последствий.

    Самадхи-йога
    В тантризме: наивысшая ступень садханы; квинтэссенция всех тантрических йог. В тантрах самадхи-йога подразделяется на 6 видов: дхьяна, надо, расананда, лайясиддхи, бхакти и раджа:
  • 1. Дхайяна-йога-самадхи («экстаз посредством медитации»): «При помощи шамбахви-мудры осуществляй познание себя (т.е. Духа, или собственного «Я»): созерцай бинду — светящуюся точку, солнечный диск или пламя как Абсолют, соедини с ним свое сознание. Помести свое «Я» в середину «неба», а «небо» — в середину своего «Я». Созерцай свое «Я» как «небо» и старайся, чтобы тебя ничто не отвлекало. Постоянно наполняясь блаженством, йог переходит в самадхи».
  • 2. Расананда-самадхи («экстаз посредством блаженства органов вкуса»): «С помощью практики кхечари-мудры, когда язык идет кверху, будет достигнут успех в самадхи. Все другие способы излишни».
  • 3. Нада-йога-самадхи («экстаз посредством звука»): «Медленно вдыхая воздух, имитируй жужжание пчелы. Прислушиваясь к этому звуку, концентрируй свое сознание на возникшем самадхи и блаженстве как познании «Я — это Он»».
  • 4. Лайясиддхи-йога («экстаз посредством успеха в растворении»): «Совершая йони-мудру, представляй себе, что ты стал единым с Шакти и вкушаешь высшее блаженство со Всеобщим Духом. Исполнясь блаженства посредством осознания «Я — это Всевышний (Брахман)», объединишься с Абсолютом и достигнешь недвойственного самадхи».
  • 5. Бхакти-йога-самадхи («экстаз посредством преданной любви»): «Созерцай в своем сердце свое любимое божество в свойственной ему форме. Посредством бхакти-йоги ощутишь наивысшее наслаждение. С радостным возбуждением и слезами счастья приходит экстатическое состояние. Таково ощущение самадхи: оно возникает без экзальтации сознания».
  • 6. Раджа-йога-самадхи («экстаз посредством царственной йоги»): «С помощью масмурччха-кумбхаки соединяй свое сознание с «Я» (Атманом). Благодаря этой связи с Высшим «Я» достигнешь самадхи».

    Взгляд
    Большое значение имеют взгляд и выражение глаз. «Раствори все свое тело во взгляде и стань самим зрением» (Руми). Сосредоточение взгляда на кончике собственного носа — широко распространенный медитативный прием. Это упражнение способствует «пробуждению внутреннего зрения». «Найди взглядом какой-нибудь предмет в отдалении и смотри на него, не отрываясь и не мигая. Опустоши свой разум и продолжай смотреть, пока из глаз не польются слезы. Это упражнение излечивает от всех глазных болезней и наделяет ясновидением» («Гхеранда-самхита»). Вокруг глаз (по краям глазниц) также располагаются точки тонкой энергии. Надавливая на эти точки, можно снять напряжения и достичь ясновидения.

    4 основных типа взгляда:
  • 1. Уничтожающий. Направлен вверх, ко лбу; на выдохе.
  • 2. Подчиняющий. Направлен влево; на вдохе.
  • 3. Заклинающий. Направлен вправо и немного вверх; при задержке дыхания.
  • 4. Приводящий в оцепенение. Неподвижно направлен на кончик носа; пауза между выдохом и вдохом.

    В даосском и тантрическом учениях взгляд выполняет еще одну важную функцию. С его помощью можно предотвратить нежелательную эякуляцию и оргазм. Даосы вращают глазами по кругу несколько раз, задерживая «восхождение огня» в средний данъ-тянъ. А тантристы с той же целью закатывают глаза и задерживают дыхание.

    Созерцание неба
    Созерцание неба рекомендуется в качестве основной медитативной практики. Для этой медитации необходимо лечь на спину, чтобы не видеть ничего, кроме неба, и созерцать небесный свод. Многие свидетельствуют о том, что такая медитация вызывает неописуемое чувство единения со всей Вселенной.

    Таттвы
    Цветные геометрические символы, используемые для медитативной практики и развития ясновидения. Ведут свое происхождение от общераспространенной символики чакр. Существует пять первичных таттв, ассоциируемые с тонкими элементами:
  • 1. Притхиви (желтый квадрат) — символ контроля за своими страстями, тонкого элемента «земля» и муладхара-чакры;
  • 2. Апас (серебристо-белый полумесяц, повернутый рожками кверху) — символ контроля за астральным миром, тонкого элемента «вода» и свадхиштхана-чакры;
  • 3. Теджас (оранжевый равносторонний треугольник, повернутый острием вверх) — символ алхимии и ритуальной магии, тонкого элемента «огонь» и манипура-чакры;
  • 4. Баю (голубой кружок) — символ разнообразных сверхъестественных способностей, тонкого элемента «воздух» и вишуддха-чакры;
  • 5. Акас (неправильный яйцеобразный эллипс, маленький кружок или перевернутая запятая темно-синего цвета) — символ вечной мудрости, тонкого элемента «эфир» и аджна-чакры.
    Комбинации по две «первичных таттвы» дают двадцать «составных таттв», с помощью которых можно обозначать различные понятия эфирной физиологии и эзотерической философии тантризма. Так, напр., маленький оранжевый треугольник, установленный на большом синем квадрате, означает «теджас-притхиви»; его можно толковать как «огонь земли», т.е. огненный аспект плотной материи, проявленный в огненном элементе муладхара-чакры — тлеющей искре в сердце спящей змеи кундалини.
    В символике тантрического буддизма применяются более сложные конструкции из таттв и другие эзотерических знаков, способные символически выражать основы тех или иных понятий буддийской философий. Одну из таких конструкций — т.н. символ сойомбо — можно увидеть на государственном флаге Монголии, где среди традиционных таттв изображены также китайский символ «инь-ян» и пятиконечная звезда.

    Бинду (санскр. «частичка, пятнышко, крапинка»)
    Незримый первопринцип, самопорождающееся зерно Бытия и сознания, недоступное для человеческого зрения и воображения; «изначальная энергия» в неразвернутом состоянии, напоминающая гонаду зародыша, вселенная в ее непроявленной форме, минимальная точка, из которой начинается расширение мира и до которой он сжимается по завершении космического цикла. Согласно мистической философии индуизма, первый акт творения состоял в расщеплении бинду на мужскую и женскую половину, которые затем породили все остальное. Нерасщепленная бинду служит символом возвращения человека к первозданной целостности и растворения эго в Абсолюте.
    На тантрических космограммах и янтрах бинду символически изображают в виде простой точки красного или белого цвета. Они называются сона-бинду («красное яйцо») и сита-бинду («белое семя»). В тантрическом трактате «Камакалавиласа» говорится о «двух Бинду, красной и белой»; первая символизирует мужскую энергию Шивы, а вторая — женскую энергию Шакти. Это «Шива и Шакти, обладающие друг другом». Они «то расширяются, то сжимаются. В них корень творения слова и смысла, которые иногда объединены, а иногда отделены друг от друга».

    Янтра (санскр. «инструмент», «пособие»)

    Концентрическая диаграмма для медитаций. В абстрактной, схематической форме изображает Вселенную или отдельные ее аспекты. Янтры служат также «картами для ума», которые помогают адепту исследовать неведомые области подсознания сосредоточением сознания на космических и индивидуальных психических энергиях. Используются даже при астрономических вычислениях. «Янтра одушевлена Мантрой, а конкретное божество служит выражением конкретной Мантры. Дживе [индивидуальной душе] необходимо тело, светильнику необходимо масло; Янтра — это престол всех божеств» («Куларнава — тантра»). Различные типы диаграмм посвящены богам Шиве, Вишну, Кришне и Ганеше, а также различным ликам Шакти, например, Кали, Таре, Багалеп Чиннамасте. Некоторые янтры служат символами космических энергий.

    Медитируя на янтру, человек переживает рождение и развитие знания (или джняны), которое символически представлено цветными линиями, треугольниками и точками. Некоторые из янтр рисуют заранее, другие — в процессе самой медитации.

    Янтра представляет собой чисто геометрическую фигуру. Ее основные элементы: точка, линия, круг, треугольник, квадрат и символическое изображение лотоса. Точка (или бинду) играет роль «умственного» центра и нулевой точки отсчета. Прямая линия символизирует рост и развитие. Круг встречается в янтрах довольно редко и служит символом целостности и полноты. Треугольник олицетворяет собой три мира и три гуны. Повернутый вниз треугольник — символ йони, женской энергии (Шакти) и женского начала (пракрити). Треугольник, повернутый вверх, отождествляется с мужским началом — пурушей. Когда два пересекающихся треугольника образуют пятиконечную звезду, каждый из углов соответствует одному из пяти тонких элементов — земле (кшити), воде (ап), энергии (теджас), воздуху (марут) и эфиру (вьйоман). Два треугольника, образующих при пересечении шестиконечную звезду, символизируют развитие или генезис (союз Шивы и Шакти и создание объективной Вселенной). Два треугольника, соприкасающихся друг с другом в виде песочных часов или дамару (барабан Бхайрсшы), символизируют растворение, при котором времени и пространства больше нет.

    Известно огромное количество янтр. Янтры рисуют на бумаге, на картоне или на дереве; вырезают из камня, горного хрусталя или гравируют на металле. В качестве «краски» используют пасту из сандалового дерева, камфары, мускуса, шафрана и др. Любимую янтру изображают на маленькой золотой дощечке и вешают на шею. Тантристы рисуют янтры на амулетах и талисманах, вписывая в них биджа-мантры. В янтры вписывают также различные стихи из писаний — Ригведы, Атхарваведы и религиозных поэм. Каждый из ста стихов «Саундарья-лахари» имеет свою собственную янтру. Самой утонченной считается янтра, на которой не нарисовано ничего. Садхака должен спроецировать на нее свой собственный внутренний образ. Планы большинства индусских, джайнских и буддийских храмов также представляют собой янтры.

    Шри-янтра (санскр. «круг», «колесо», «диск») (навайони-чакра)
    Вокруг «математической точки» бинду располагаются 9 взиимопересекающихся треугольников («йони»): пять повернуты вниз и символизируют Шакти, четыре обращены вверх и олицетворяют Шиву. Янтра символизирует сексуальную активность вселенной и процесс непрерывного творения.
    Мандала (санскр. «круг», «колесо», «диск»)
    В отличие от янтры, состоит из сложных узоров и различных иконографических изображений.

    Космограмма (космографическая схема)
    Тантрические космологические и астрологические таблицы, в которых содержатся астрономические расчеты и наблюдения за явлениями природы. Служат подспорьем для садханы (духовного делания). На космограммах изображены золотое солнце, испускающее первичные лучи, звезды и полумесяцы. Их окружают концентрические атмосферные зоны, или энергетические поля. На других схемах изображен «космический человек» — Пурушакара; его тело состоит из разноцветных клеток. Данная диаграмма имеет джайнское происхождение. Пурушакара — это человек, в котором содержится весь космос, т.е. «совершенный» человек. В джайнистских текстах говорится, что Вселенная имеет форму человека, который стоит подбоченясь с широко расставленными ногами. Высшая область складывается из 16-ти небес и 63-х слоев.

    Средний мир («земля») включает в себя бесконечное множество концентрических континентов и океанов. Нижнее царство состоит из 7-ми «подземных» земель и 49-ти слоев. «Однородность» космоса символизируют чередующиеся красные и охряные квадраты, из которых складывается тело пурушакары. Хорошая иллюстрация старой истины: «Человек — мера всех вещей».

    Еще более таинственно выглядит т.н. джамбу-двипа (санскр., «страна роз») — изображение «внутреннего» островного континента индийской космологии. Согласно тантристским космогоническим представлениям, Вселенная состоит из 3-х зон, или лок: подземная область, земля и небесные тела. В центре Вселенной находится мифическая Гора Меру, окруженная землей. Это и есть джамбу-двипа — островной континент, обведенный семью кругами. Они символизируют космические поля и атмосферные зоны. По ту сторону последнего круга расположена «не-Вселенная», или алока. При медитации на космограмму адепт отождествляет Гору Меру со своей сушумной.

    В астрологических космограммах солнце изображается в виде красного диска, луна — в виде молочно-белого полумесяца; Марс — красный треугольник; Меркурий — зеленая капля; Юпитер — желтая прямая линия; Венера — голубая пятиконечная звезда; Сатурн — темно-фиолетового цвета.

    В отличие от мандал и янтр, космограммы направлены вовне. Мандала или янтра обращается к тому, что находится «здесь» (в душе), космограмма — к тому, что находится «там». Тем не менее, пурушакара-янтра и диаграммы джамбу-двипы тесно связаны с процессом внутреннего постижения.

    Ступа
    Трехмерная буддийская космограмма, выполненная в виде архитектурного сооружения или небольшой бронзовой скульптуры. Неотъемлемые компоненты тантрической ступы — куб (символ земли), купол (символ воды), конус (символ огня), чаша, или диск (символ воздуха) и вьющаяся лиана (эфир). Гигантская ступа в Боробудуре (о.Ява, ок. 800г.) — типичный пример буддийской психокосмограммы. Множество ее скульптурных террас выводит адепта из мира различий и заблуждений к сияющей пустоте нирваны.

    Танка
    Тибетская священная живопись на шелке или бумаге. Танка изображает в двухмерном пространстве целый ряд понятий, которые невозможно выразить с помощью трехмерных бронзовых статуэток. Парчовые рамы выполняют важную магическую функцию; они символизируют космические «врата». Танка служат кладезем образов, откуда буддийские монахи черпают «материал» для своих визуализаций. На картинах изображаются, как правило, славные махасиддхи, напр., великий гуру Падмасамбхава. Их раздутые тела, грубые жесты и сладострастные телодвижения демонстрируют необузданную силу страсти. А ореолы пламени и дыма служат символами сверхъестественных сил, высвобождаемых во время кремации трупов. Черты лица иногда карикатурно искажены. В танка отразились народные воспоминания о магических плясках шаманов, одержимых духами. Мастера танка непрерывно читают во время работы соответствующие мантры, заряжая свои картины «божественной» энергией.

    Красный цвет
    В большинстве восточных культур красный цвет символизирует женское начало. Многие богини (например, Шодаши и Камакхъя) изображаются с красными телами. В Древнем Китае красный цвет всегда служил символом женщины, творческой энергии, потенции, счастливой и удачной жизни. Невесты носят красное нижнее белье, а брак называют «красным делом». Красные фонари вывешивались у питейных заведений и борделей; и даже погребальные дары окрашивали в красный цвет, который должен был предохранить их от порчи. У мусульман красный служит синонимом слова «красивый». Красное Сердце, Багряная Жена и «красный фонарь» — широко известные западные символы с прозрачными коннотациями. Медикам известно, что красный свет стимулирует выработку половых гормонов у мужчин.
    Красный — главный цвет тантризма. Чаще всего он означает жизненную силу вообще, а также огонь. Красные точки на лбу мужчин и женщин служат ритуальным символом кундалини. Центральная точка шри-янтры (бинду) также красного цвета. Тантрические красные дакини — воплощение утонченной страсти. В более узком смысле красный цвет символизирует кровь, и прежде всего, менструальную жидкость. В «Гораксападдхати» говорится о красном бинду, олицетворяющем женскую яйцеклетку. «Нила-тантра», написанная последователями шакты, призывает приносить в жертву Великой Богине «красные цветы, облитые красной сандаловой пастой, красные листья и цветы чампака, красные украшения, овечью и буйволову кровь и козлятину».

    Белый цвет
    В Древнем Китае белый цвет служил символом мужчины, трансцендентного начала, смерти и траура. Погребальные церемонии назывались «белым делом». В Индии белый считается цветом безбрачия. Это символ йоги, медитации и Шивы (его часто называют «белым, как камфара»). Тибетские белые дакини ассоциируются с Авалокитешварой — Сострадательным Спасителем (Будда). Они символизируют устранение заблуждений и обусловленности. Мусульмане отождествляют белый цвет с чистотой, мужественностью, лидерством и мистицизмом. Белый — также цвет женского молока и мужского семени. В «Гораксападдхати» говорится о белом бинду — «телесной квинтэссенции» семени.

    Мудра (санскр. mud («радость») + ra («давать»))
    Общее название ритуальных жестов, используемых в йоге. Относятся к невербальному «алфавиту» жестов, поз и телодвижений, которые обладают большей выразительной силой, нежели слова, ведь лишь 7% информации выражается словами, а остальные 93% сообщений передаются невербальными средствами. Мудра служит для концентрации энергии и передачи сообщений тем людям, которые умеют «читать» эти жесты. Мудры - это символико-архетипические знаки, которые вызывают в уме адепта идею божества и способствуют лучшей концентрации. Мудра — неотъемлемая деталь ритуалов ньясы (ритуальной защиты). Мудра и ньяса являются внешним выражением «внутренней решимости».
    Пальцы соединяются тонкими каналами (надями) с внутренними органами. Определенные жесты помогают создавать замкнутые контуры, по которым движется энергия. Например, жест, при котором соединены кончики большого (надь легких) и среднего (надь сексуальной энергии) пальцев, является характерным для йогической медитации. С его помощью поток сексуальной энергии, направленный наружу, соединяется с дыхательной функцией, благодаря чему стабилизируется деятельность мозга.
    Многие статуи Будды и других индусско-буддийских божеств демонстрируют великое разннобразие различных мудр, например:
  • йони-мудра (ладони разведены друг от друга, соединившись между собой только кончиками пальцев, большие пальцы отводятся от остальных и смотрят вверх, остальные — вниз),
  • йонилинга-мудра (кулак с оттопыренным большим пальцем, глядящим вверх, поставлен ребром на раскрытую ладонь; символ единства мужского и женского начал, йони и лингама).

    Дополнительно:
  • Чакры
  • Эфирная физиология
  • Тонкие элементы
  • Звук
  • Жертвоприношение
  • Аутосексуальная медитация