in
ЗВУК
Звук — это душа формы, которая выходит на свет только благодаря звуку (Кандинский).
Спхотавада
Тантрическое учение о звуке. Тантристы полагают, что все явления (включая наиболее утонченные понятия и самые грубые формы материи) — результат «сгущения» простых или сложных «вибраций». Таким образом, вибрация — не причина, а следствие звука. Спхотавада утверждает, что в основе всего мира лежит некий трансцендентный звук, не вызывающий вибрации; человеческое ухо его не слышит. Этот звук называют по-разному: спхота, «безмолвный», «статический», «неизданный» звук или анахата-дхвани. Положения спхотавады легли в основу тантрических ритуалов, связанных с мантрами и янтрами.
Мантра
Мантры черпают жизнь в бессмертной Шакти. Мантры без Шакти столь же бесполезны, как дождь осенью.(«Мантрасадбхава»)
Мантра — это звук или мелодия, состоящая из одной или нескольких нот. Некоторые мантры действительно состоят из одного-единственного звука (или слога, обозначаемого одной буквой). Слоги хрим, шрим, крим, пхат имеют глубокое символическое значение для посвященных. Другие мантры представляют собой небольшие тексты, которые поют на определенный мотив. Мантры поют вслух или про себя, но порою используют и в письменной форме. Наибольшую силу мантры приобретают при многократном повторении (джапа). Повторение мантр помогает сосредоточиться на космических и психических энергиях. Но основная функция мантры — отождествление с божественной формой или ее энергией.
Мантры можно разделить на мужские, женские и нейтральные; мужские мантры заканчиваются на хум или пхат, женские — на сваха, а нейтральные — на намах. Каждое божество имеет свою биджа-мантру («слог-зерно»), которая служит его эквивалентом. В одной короткой мантре может содержаться целое учение.
3 формы использования мантр:
1. Внешняя — мантра произносится вслух.
2. Промежуточная — мантра произносится еле слышно
3. Внутренняя — мантра произносится мысленно («про себя»). Мантры, которые не произносят вслух, называют аджапа-мантрами.
Мантры — неотъемлемая часть тантрического ритуала; чаще всего они служат прелюдией к майтхуне. Мужчина поклоняется женщине, повторяя свою личную мантру по сто раз над ее головой, лбом, лицом, горлом, сердцем и пупком и двести раз над ее грудью. Затем следует сто повторений над йони. Во время майтхуны тантристы используют различные мантры: ом ах хум — в целях защиты и концентрации; ом бхур бхувах сваха («заклятие Трех Миров») — для контроля за сексуальными энергиями; ом ах хум ваджра гуру пема сиддхи хум — пробуждает магические силы лингама и йони; эх вам выражает единство солнечных и лунных сил души и пробуждает в любовниках чистое трансцендентное чувство, в ней содержится всё: кто поймет ее смысл, поймет всё. Известны также специальные тантрические мантры, которые поют во время каждой из макар.
Биджа-мантра (bidzha - санскр. — зерно, потенциал; «семенные слоги»; зерно, первичный элемент Вселенной; изначальный звук, обладающий скрытой возможностью превратиться в полногласный «гул»)
Биджа-мантра — изначальный звук или слог, обладающий множеством мистических и символических значений; составная часть более длинных мантр. По представлениям тантристов, Вселенная возникла из 50 биджа-мантр, соответствующих 50 буквам санскритского алфавита и, таким образом, представляет собой одну огромную мантру. Каждое божество, каждое мистическое и философское понятие имеет свою биджа-мантру, которая служит его эквивалентом. Зная эти значения, тантрист может вывести из одной короткой мантры целое учение. Четки для повторения биджа-мантр состоят обычно из 12, 18, 28, 32, 64 или 108 зерен.
Биджа-мантры:
Ом — источник всех мантр, ключ к постижению, вечной мудрости и силе, «квинтэссенция всего космоса», «государь звуков», «матерь вибраций». Состоит из 3-х звуков — а, у и м, которые служат символами 3-х гун — творения, сохранения и растворения. В них содержится все знание о различных уровнях Вселенной.
Хрим — Бхуванешвари-биджа: биджа-мантра богини Бхуванешвари (силы материального творения, чьи груди наполнены молоком творения), символ женской энергии сфер. Х - Шива, Р — Шакти, И — трансцендентная иллюзия, а носовой звук М — прародитель Вселенной.
Крим — Кали-биджа, управляющая творением и растворением. Помогает преодолеть ограниченность. К — Кали, Р — абсолют, И — трансцендентная сила иллюзии, М — изначальный звук.
Шрим — Лакшми-биджа, символизирует женскую энергию изобилия и множественности. Помогает обрести мирские радости и прибыль. Ш — трансцендентное божество изобилия, Р — богатство, И — исполнение, М — безграничность.
Клим - биджа-мантра Камы и Кришны, символизирует радость, блаженство, удовольствие. К — трансцендентное желание, Л — господин пространства, И — удовлетворение, М — наслаждение и боль. Считается, что эта мантра содержит в себе секрет привлекательности. Весьма символично, что изменение всего лишь одного звука превращает ее в биджу ужасной богини Кали.
Айм — Сарасвати.
Кром — Шива.
Пхат — растворение.
Эм — йони.
Эх — преобразующая энергия Муладхара-чакры. Этот звук любовники издают в минуту страсти.
Лам — тонкий элемент «земля», чувство обоняния, квадрат, желтый цвет.
Вам — тонкий элемент «вода», органы вкуса, круглая форма, голубой цвет.
Ям — тонкий элемент «воздух», кожа, осязание, темный цвет.
Рам — тонкий элемент «огонь», органы зрения, треугольник, красный цвет.
Хам (хан) — тонкий элемент «эфир», слух, уши, пылающая точка.
Ом рам — единение небесного и земного, мужского и женского, божественного и человеческого.
Ом мани падме хум (тиб. ом мани пеме хун)
Санскритский вариант самой древней и самой знаменитой буддийской (тибетской) мантры. Для большинства тибетских школ эта священная формула выражает абстрактно-философскую идею духовности. Ом — это корневой слог, символизирующий творение и растворение; в нем сконцентрирован Брахман, т.е. вся реальность. Мани означает «жемчужина» (синоним слова ваджра, которое переводят как «алмаз», «гром» и «мужской член»). Падме означает «в лотосе»; слово падма — синоним проявленного мира и йони. Хум — биджа-мантра, в которой пребывает высшая сила просветления, верховный Будда. Просветление, которое символизирует мани (жемчужина), восходит из человеческого сознания (лотоса). Благая весть о «жемчужине в лотосе», записанная на священных хоругвях, уже облетела все страны и континенты.
В Индии существует бесконечное множество книг, посвященных толкованию сокровенного слога ОМ. Он произносится как АУМ и символизирует три аспекта индусской троицы — Брахму, Вишну и Шиву; он считается «невыразимым слогом», «предельным словом», за которым может следовать только молчание. ОМ — это звук-творец, созидающий миры, космический звук, состоящий из трех слогов — а, у и м, символизирующих три фазы космического цикла: творение, сохранение и растворение. Тот, кто может правильно произнести этот звук, способен творить чудеса, а тот, кто знает его истинное безмолвное звучание и произношение, достигает истинного освобождения. «Мудрый адепт йоги разрушает все множество Карм, с помощью мантры Ом; он мистическим образом перестраивает все функции своего организма. Он вырывается из цепи причин и следствий, и ему больше не нужно перерождаться» («Шива-самхита»).
«Ом — это лук, конкретное существо — стрела, а мишень — Брахма. Хладнокровно прицелься и растворись в Брахме, как стрела растворяется в мишени», — сказано в «Мундака-упанишаде». А в «Мандукья-упанишаде» говорится: «Ом — это весь мир... прошлое, настоящее и будущее... все есть Ом... все, что превосходит время... — это Ом». «Майтри-упанишада» утверждает: «Соединяя свое дыхание с Ом, поднимаешься вверх по Сушумне... можно медитировать на двух Брахманов — звучащего и беззвучного. Звучащий проявляется только в форме звука... звучащий Брахман — это Ом... Выходя за пределы звука, человек растворяется в верховной беззвучности, непроявленном Брахмане. Он утрачивает все свои качества, словно цветочная пыльца, превратившаяся в мед... Звучащий Брахман — это Ом».
Традиционное санскритское написание мантры ом напоминает цифру 3, или трезубец, повернутый на четверть оборота по часовой стрелке. Это соответствует трем главным надям эфирного тела. Обычно над мантрой изображается символ луны и солнца, увенчанный языком пламени (символ полного слияния противопложностей в эротическом экстазе). Ом служит также символом эфирного тела. Солнце — это солнечная энергия манипура-чакры и тонкого канала пингала. Луна — символ энергии сахасрара-чакры и тонкого канала ида. Пламя олицетворяет собой восходящую кундалини. Считается, что мантру ом издает специальный ритулаьный колокол для медитаций, по которому ударяют деревянной палочкой (гханта (дильбу, дрилбу) — символ женских энергий и йони).
Тибетцы не приписывают слогу ОМ какого-либо исключительного значения, а повторяют его в сочетании с другими санкритскими слогами. Считается, что даже тот, кто всего лишь механически повторяет мантру ом мани падме хум, в следующей жизни окажется в Западном Раю Высшего Блаженства (Нуб Девачан).
Мистические учения тибетских тантр связывают каждый из шести слогов этой мантры с определенным цветом и определенным классом существ:
ОМ — белый — боги (лха);
МА — синий — демоны (лхамаин);
НИ — желтый — люди (ми);
ПАД — зеленый — животные;
ME — красный — духи (мимаин);
ХУМ — черный — обитатели ада.
Особое внимание в Тибете уделяется последнему слогу ХУМ (или ПХАТ), который считается вместилищем высших энергий и широко используется в мистических ритуалах. ХУМ - мистический гневный клич, бросаемый демонам, вызов слепоте и неведению сансары. Это символ разума, свободного от любых представлений относительно объективно существующих вещей.
После ста восьми повторений мантра ом мани падме хум завершается седьмым слогом. Это слог ХРИ, указывающий на основную Реальность, которая лежит в основе всех проявленных вещей.
Мантра ом мани падме хум символизирует также вечное стремление Вселенной к соединению двух противоположных начал и соеднияет противоположности во время произнесения. Отсюда и магическая сила мантры.