in СЕКСУАЛЬНОСТЬ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Наиболее высок интерес к сексуальной стороне жизни у детей с 6 до 10 лет, когда они большую часть времени проводят в группах, разделенных по половой принадлежности. Случается, что они трогают гениталии друг друга или вместе мастурбируют, причем мальчики чаще девочек. Родители обычно беспокоятся, не станет ли мальчик гомосексуалистом, а девочка — лесбиянкой. Однако многие взрослые, счастливые в браке люди, вспоминая свои детские шалости, недоумевают, почему родители расценивали это как склонность к гомосексуальности, ведь гомосексуальные игры детей (так же как и гетеросексуальные) служат нормальным элементом и этапом детского развития и поэтому не должны вызывать у родителей беспокойства, когда наблюдают их.

Генитальная активность с представителями того же пола в детстве и юности не является показателем гомосексуальности и отнюдь не приводят к гомосексуальности после взросления. По оценке Кинзи, 100% мальчиков и 20% девочек играют в сексуальные игры, подразумевающие прикосновения к гениталиям друг друга, с другими детьми совего возраста в доподростковом периоде.

Сексуальные эксперименты среди детей одинакового пола естественны и не влияют на дальнейшую сексуальную ориентацию. Последние опросы родителей 6-7-летних детей показали, что 52% мальчиков и 34% девочек играют в сексуальные игры: со сверстницами своего пола — 37% девочек, с мальчиками — 35% (зафиксированы только те случаи, когда родители знали). Дети в этом возрасте в основном рассматривают друг друга, но иногда предпринимают попытки полового акта или введения предметов в генитальные отверстия. Реакция родителей на данную сторону процесса познания очень важна, ведь именно в этом возрасте закладываются основы регулирования психосексуального здоровья и развития позитивной самооценки, способности взаимодействовать с другими людьми.

Шести- и семилетние дети обычно уже очень хорошо знают о главных анатомических отличиях людей разного пола и, как правило, понимают неуместность обнажения тела на людях. Несомненно, самосознание ребенка формируется под влиянием родителей и повседневной практики общения в домашних условиях, однако и здесь природное любопытство детей проявляется в играх «и больницу» или в «дом», которые допускают сексуальное общение. Оно может проходить в форме взаимного осмотра наружных половых органов, прикосновения к ним, поцелуев или введения посторонних предметов во влагалище или прямую кишку.

Сексуальное экспериментирование может иметь место среди детей одного или разных полов. Цель такого поведения — приобретение знаний: «Как я отличаюсь от других, похожих на меня людей?» или «Чем представители противоположного пола отличаются от меня?». Другая цель — испытать запретное и посмотреть, что из этого выйдет: кто обнаружит проступок, как прореагирует, как я выйду из этого положения и т.д. Обе цели взаимно дополняют одна другую, поскольку запретное знание обычно кажется более привлекательным, чем легко доступное.

Участие детей в таких играх является, по-видимому, универсальным явлением, хотя имеющиеся исследования (основанные главным образом на анализе воспоминаний) не подтверждают его столь широкой распространенности. Так, например, Кинзи утверждает, что только 45% взрослых женщин и 57% мужчин вспоминают об участии в тех или иных сексуальных играх в примерно двенадцатилетнем возрасте. Согласно более позднему исследованию, 61% опрошенных студентов колледжей сообщили о наличии того или иного опыта сексуальных отношений с другими детьми до тринадцатилетнего возраста.

Сексуальные взаимоотношения между мальчиками различного возраста, испытывающими друг к другу сильные симпатию, влечение и любовные чувства, вполне обычны. При этом они могут доводить друг друга до оргазма и взаимообогащать свои сексуальные (в том числе душевные и духовные) опыт и чувства.

Детские сексуальные игры в обычных условиях психологически неопасны и с точки зрения развития ребенка могут, вероятно, считаться полезными для формирования навыков психо-социального общения. Психологическую опасность может представлять резкая реакция родителей. Ребенок, застигнутый во время сексуальной игры в одиночку или в компании с другими детьми, легко улавливает отрицательную реакцию родителей, но ему трудно понять ее. С точки зрения ребенка игра есть игра, тогда как родители, обнаружившие, что их ребенок мастурбирует или вовлечен в сексуальную игру с другими детьми, видят в этой сцене только ярко горящее слово СЕКС, написанное крупными буквами. Родительские угрозы или зловещие предсказания, что такое «дурное» поведение будет иметь ужасные последствия, пугают ребенка. Слова матери или отца о том, что «это грязно», могут быть истолкованы слишком буквально, и в душу ребенка будут брошены семена, из которых вырастет его отрицательное отношение к сексу в будущем.

К 8-9 годам дети начинают осознавать, что сексуальное возбуждение приводит к приятным, совершенно особенным ощущениям. В этот период начинаются гормональные и физиологические изменения, многие дети интенсивно растут.

Отношение родителей к участию ребенка-школьника в сексуальных играх нередко строится, исходя из двойного стандарта. Девочек обычно строго предупреждают о необходимости воздерживаться от таких игр, особенно с мальчиками. В то же время мальчики часто получают от родителей наставления смешанного характера: с одной стороны, их предостерегают и даже наказывают за участие в таких играх, но, с другой стороны, в этих наставлениях проскальзывает снисходительное отношение и чувство гордости: «мальчики должны быть мальчиками». Один отец, рассказывая о сексуальных эскападах своего семилетнего сына и его одноклассницы, заметил: «Слава богу, он рано начал». Молчаливое разрешение мальчикам удовлетворять свое сексуальное любопытство (исключая гомосексуальные ситуации, на которые родители часто реагируют отрицательно) редко распространяется на девочек. С наступлением пубертатного периода двойной стандарт в отношении родителей к проявлениям сексуального поведения мальчиков и девочек становится еще более заметным.

В XIX веке родители надевали на детей смирительную рубашку или рукавицы для предотвращения мастурбации. Они использовали средневековые «пояса целомудрия», а пенис мальчиков вставляли в трубку, чтобы подавить появление эрекции. Доктора советовали родителям держать детей в холоде, укладывать на мокрые простыни, привязывать руки к кровати или связывать вместе ноги, исключать из питания множество продуктов, от сыра до спаржи, считая их причиной ночных эрекций. Если это не действовало, применялись другие меры: пиявки на область гениталий, прижигания утюгом, даже кастрация и клиторэктомия.

Все это происходило не где-нибудь, а в США. К счастью, такие методы практиковались не слишком долго, и ученые перешли к разработке продуктов питания, отвращающих от мастурбации. В 1830 году В. С. Грэхем изобрел специальную муку (крекеры Грэхема до сих пор популярны). В 1898 году один из его последователей, Д. Г. Келлог, придумал завтраки, которые помогали поддерживать здоровье, снижая сексуальные желания, — кукурузные хлопья. Надо ли говорить, что, с аппетитом поедая эти продукты, дети продолжали мастурбировать.

Как реагировать на сексуальное поведение детей? Родители, которые хмурятся, ругают или наказывают их, невольно внушают сыну или дочери мысль о том, что так поступать нехорошо, а сам ребенок — плохой. Это может не только снизить способность к получению и доставлению эротического удовольствия во взрослом возрасте, но и препятствовать формированию близких отношений с другим человеком. Сексуальное образование, не обескураживая, может укрепить детскую самооценку, создать позитивное мышление, внести ясность в интересующие ребенка вопросы. Это не значит, что сексуальные чувства должны проявляться неконтролируемо. Когда ребенок достигнет двух-трехлетнего возраста, родителям следует начать учить его, что прикосновения к телу допустимы только в уединенной обстановке. Одновременно они должны начать говорить о личностных ценностях, так как секс и интимность неразделимы.

Нередко мальчики являются излюбленным объектом для фелляций. В этом нет ничего противоестественного, поскольку, даже не выделяя спермы, они при возрастании сексуального возбуждения и оргазме, особенно активно сублимационном и множественном, выделяют биологически активные энергии и вещества. Фелляции не приводят к преждевременному половому созреванию. Нечастые фелляции могут даже повышать иммунитет и самого мальчика. Однако злоупотребление этим качеством, особенно неумелого мальчика, может привести к осслаблению его здоровья.

Представление Фрейда о периоде скрытой сексуальности в позднем периоде детства - времени, когда сексуальные интересы и импульсы сменяются несексуальным поведением и интересами - в настоящее время не разделяется многими сексологами. Это просто период сексуальной стыдливости и осмотрительности, когда сексуальным играм дети предаются тайком. Перекрестные культурологические исследования однозначно показывают, что в обществе, допускающем сексуальные упражнения детей, такие игры продолжаются и нередко становятся более частыми именно в предподростковом возрасте. Данные Кинзи также свидетельствуют о том, что в рассматриваемый период сексуальные игры не только не прекращаются, но даже не становятся реже. Вопреки фрейдовской теории латентного периода, подавляющее большинство имеющихся данных показывает, что дети в возрасте от 5 до 15 лет проявляют повышенный интерес к половым вопросам, причем этот интерес прогрессивно усиливается с возрастом. Процесс психосексуального развития детей протекает в условиях их полного неведения о предстоящем периоде скрытой сексуальности. Единственная уступка, которую они делают, идя навстречу ожиданиям теоретиков, состоит в том, что они начинают играть по правилам взрослых.

Сексуальный опыт детей более старшего возраста может быть неупорядоченным и не столь существенным, как другие события их жизни, но может тем не менее вбирать в себя весь набор возможных сексуальных действий, вплоть до попыток полового сношения, иногда успешных. Дети занимаются мастурбацией в одиночку или в гетеросексуальных и однополых парах и группах, отмечены сексуальные игры с животными и предметами, а также случаи орального и анального секса. Нет сомнения, что к восьми- или девятилетнему возрасту дети уже осведомлены об эротическом элементе таких форм поведения, поэтому неправильно рассматривать их только как «игру». Половое возбуждение есть нечто большее, чем побочный продукт такого целенаправленного поведения. Это не случайное явление — дети настойчиво стремятся достигнуть эротического возбуждения, которое может сопровождаться сексуальными фантазиями или привести к влюбленности. Все это учит детей, как строить свои отношения с окружающими, что имеет важные последствия для развития способности к психосексуальной адаптации в зрелом возрасте..

Дополнительная информация:
  • Сексуальность в младенчестве
  • Сексуальность в раннем детском возрасте
  • Сексуальность подростков
  • Мастурбация умелая