in
ТРАНССЕКСУАЛИЗМ (транссексуальность, дисфория рода) (транс... + секс): стойкое несоответствие полового самосознания человека его истинному генетическому и гонадному полу. Изредка встречаются люди, остро ощушающие, что тело служит им ловушкой. Это мужчины, которые жаждут стать женщиной, или женщины, остро желающие стать мужчиной. О дисфории рода можно говорить, когда человек на протяжении многих лет пребывает в глубоком убеждении, что его истинный пол не совпадает с его или ее сексуальной анатомией, то есть нарушена внутренняя идентичность. Нормальное строение собственного тела и половых органов воспринимается транссексуалами как неправильное и противоестественное и сопровождается стремлением изменить пол любым путём.
Частота транссексуализма составляет примерно 1:100-200 тыс. человек. В основе его лежат грубые нарушения формирования структур мозга, ответственных за половое поведение индивида, что ведёт к искажению полового самосознания и ощущению принадлежности к другому полу. Причина транссексуальности могут быть различные на рушения внутриутробного развития ребёнка в результате нервных стрессов у беременной, приёма некоторых лекарственных препаратов, недостаточного питания плода и т.д. Выраженность подобных нарушений варьирует в широких пределах, чем объясняется многообразие клинических вариантов транссексуализма. Половое воспитание практически не влияет на становление полового самосознания при ядерной (выраженном) транссексуальности, но оказывает положительное влияние при коррекции его краевых (нерезких) проявлений.
Для транссексуалов характерны нарушения поведения, связанные с ощущением своей принадлежности к другому полу. Так, дети просят называть их именами и хотят носить одежду противоположного пола, мальчики охотно играют с девочками в куклы, девочки дерутся с мальчиками, играют в футбол и прочие мальчишеские игры. Попытки родителей уговорами или наказаниями изменить поведение детей-транссексуалов обычно не достигают цели. Они настойчиво борются за признание окружающими их в том поле, в котором они сами себя ощущают. Особенно резко усиливается стремление утвердиться в принадлежности к другому полу с началом активного функционирования половых желез. Подростки с ужасом отмечают рост гениталий и развитие вторичных половых признаков, противоречащих их самосознанию. Увеличение грудных желез и начало менструаций воспринимается девушками-транссексуалами как катастрофа, формирующееся в подростковом возрасте половое влечение обычно искажено: у женщин-транссексуалов оно возникает к женщинам, а у мужчин к мужчинам. Внешне подобное влечение воспринимается как гомосексуальное, но, по сути, таковым не является, поскольку в согласии с половым самосознанием мужчины-транссексуалы интимную связь с женщиной расценивают и отвергают именно как гомосексуальную. Половая жизнь большинства транссексуалов сопряжена с серьёзными трудностями в выборе сексуального партнёра, поскольку обычно предмет ухаживаний решительно противится попыткам установить близкие отношения. Примерно четверть из них (чаще мужчины) пытаются вступить в сексуальные контакты с представителями противоположного пола, но разочаровываются после нескольких попыток. Если транссексуалам удаётся найти постоянного полового партнёра одного с ними пола, то рано или поздно у них возникают различные сложности, поскольку окружающие негативно воспринимают такую связь. Но всё же сексуальные проблемы не являются для транссексуалов самыми важными в жизни. Всё их внимание и все устремления, прежде всего, сосредоточены на приведении своего внешнего облика и строения тела в соответствие с половым самосознанием, а также на общественное признание своей принадлежности к другому полу. При этом они не останавливаются даже перед самыми сложными хирургическими вмешательствами. В случаях более лёгких форм транссексуализма, хотя и имеется психическое чувство иной половой принадлежности, большая часть транссексуалов постепенно адаптируется, находя компенсацию в работе, привычках и поведении, свойственных противоположному полу. Например, женщины выбирают наиболее престижные мужские профессии: лётчиков, капитанов дальнего плавания, следователей и т. д., что помогает им не только самоутвердиться, но и на равных вращаться в мужском обществе. Профессия оправдывает их мужские привычки, манеру поведения, стиль одежды. При выраженных формах проявления транссексуальности полноценная социальная адаптация практически невозможна без смены пола. Решение вопроса о смене паспортного пола является компетенцией специалистов (сексопатологов, психологов, психиатров), которые после комплексного обследования и динамического наблюдения дают соответствующее заключение. После определённого периода адаптации к новому паспортному полу возможна операция изменения пола
Йелламма (Элламма)
Одна из форм индусской богини Ренуки, матери Парашурамы (Вишну). Культ Йелламмы наиболее распространен среди южноиндийских тамилов. Она считается богиней исцеления, мудрости и родов и покровительницей священных проституток девадаси. Жрецами Йелламы служат джогаппы (мужчины-транссексуалы) и джогаммы (женщины-транссексуалки). Подобно Шиве, Йелламма обладает как эротическими, так и аскетическими чертами. Иногда ее отождествляют с богиней Парвати, иногда - с Дургой. Людей, пренебрегающих Йелламмой, преследуют кадата («напасти»). Они утрачивают аппетит и сон, их пальцы и ноги сводят судороги, они испытвают головокружение, их кожа покрывается ранами и язвами; мужчины становятся импотентами, их волосы спутываются (каннада). При появлении подобных «симптомов» мужчина должен немедленно пройти посвящение и стать джогаппой — жрецом-транссексуалом. Самое знаменитое святилище Йелламмы находится в Сундатти. «Девибхагавата» (трактат о культе Великой Матери, который ставят иногда выше пуран) упоминает храм в Сундатти в числе крупнейших шактиштхан, или центров тантрического культа Шакти.
Джогаппи (санскр. dzhogappa — блуждать, раскачиваться, качать)
Транссексуальные жрецы индусской богини Йелламмы. Значение слова «джогаппа» указывает одновременно на бродяжничество и чувственные танцы джогапп. Джогаппы получают посвящение в Сундатти, центральном месте поклонения Йелламме. Гадатель устанавливает, действительно ли посвящаемый «схвачен» богиней. Если «диагноз» подтвердится, джогаппу омывают, облачают в красное сари, вручают ему красно-белые четки, корзину для милостыни (падалаги), музыкальные инструменты (сурати и чаудаки) и медный чан для воды (кода) с изображением Йелламмы. Мужчине дается также женское имя. Джогаппы отпускают волосы и удаляют растительность на лице, носят женские татуировки и занимаются женской работой (напр., мелют зерно). Они не упускают случая продемонстрировать свою сексуальность и превосходно исполняют эротический танец с медным чаном на голове. Но, в отличие от хиджров, они не подвергают себя ритуальной кастрации. Хиджры могут вступать в половую связь с не-хиджрами, а джогаппы занимаются сексом только с себе подобными. Джогаппы поют и танцуют на обрядах половозрелости, свадьбах, днях рождения (их присутствие на праздниках считается весьма благоприятным); собирают милостыню для Йелламмы; приносят в жертву богине бетель, куркуму, баклажаны, сахарный тростник и зеленый лук; готовят ритуальную пищу для богини и ее поклонников; занимаются исцелением; наставляют паломников и паству во время обрядов и служат деревенскими священниками. Священным временем Йелламмы джогаппы считают вторник и ночи во время полнолуния. В полнолуние они иногда разрывают свои ожерелья в знак «вдовьей» скорби по богине или дарят их другим джогаппам, символически обручая их с Йелламмой. Самый важный обряд джогапп — хуттаги, или очищение больных и страждующих паломников. Верующие украшают себя ветвями священного дерева и совершают ритуальное омовение в источнике, вода которого некогда излечила Йелламму от проказы. Затем они надевают чистую одежду, совершают ритуальный танец вокруг храма богини и вкушают яства, приготовленные джогаппами.