in
ЭРОТ (Эрос) (греч. eros, erotos —
(сексуальная, эротическая, плотская) любовь, желание, страсть (иногда как противоположность духовной (агапэ)), побуждение к телесному слиянию (соединению), стихийная, страстная влюбленность, направленная обычно на телесное обладание;
в Древней Греции название стихийной, страстной влюбленности, направленной обычно на физическое обладание (сопряжение, проникновение, конъюгацию);
у Платона фундаментальный созидательный импульс, имеющий чувственный элемент;
инстинкт к сохранению (сбережению, продолжению) жизни, к рождению и воспитанию детей;
у Фрейда врожденное побуждение к самосохранению и сексуальному наслаждению (удовлетворению)
):
в мифологии древних греков бог любви, один из четырех космогонических начал наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. В древнеримской мифологии известен как Амур (франц. Amour от лат. amor — любовь), олицетворение любовной страсти, и Купидон (лат. cupido — бурлящая (кипящая) страсть, пылкое (страстное) желание (побуждение, возжелание, устремление, похотение)), сын богини Венеры. По мифографу (5 в. до н.э.) Акусилаю, Эрот, Эфир и Метида (мысль) — дети Эреба и Ночи, происшедшие от Хаоса. У писателя Парменида Эрот мыслится также древнейшим божеством, которое создала Афродита.
Жак Луи Давид. Амур и Психея
Его называли также перворожденным, явленным, сияющим. Эрот — смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка эфира, неба, моря, земли, царства мертвых и тартара. По Ферекиду (6 в. до н.э.) сам Зевс, создавая мир, превратился в Эрота. Эрот, таким образом, мыслится всевластной мировой силой. Гесиод, один из древнейших поэтов Греции, писал в поэме «Теогония», что Эрот принадлежал к старейшему поколению богов, так как он родился из первичного хаоса (бесконечного и пустого мирового пространства) вместе с Землей и Небом. В пьесе Аристофана «Птицы» говорится, что от брака Эреба (мрака) и Ночи произошло мировое яйцо, из которого появился Эрот и из смеси всего породил Землю, Небо, океан, богов и людей. В эллинистическом стихотворении «Крылья Эрота» создан образ Эрота, созвучный «Теогонии» Гесиода. «Был я рожден во мраке веков. Недра земли, глуби морей, купол небес — воле моей покорны». Эрот воспринимался как всевластная мировая сила, олицетворение стихийного и созидательного начала в природе. В более поздних произведениях Эрота называют сыном Афродиты, богини любви, и Ареса, бога войны. Он «златокрылый» и «златокудрый», в руках у него колчан со стрелами На своих блестящих золотых крыльях носится Эрот над землями и морями, быстрый и лёгкий, как дуновение ветерка. Его золотые стрелы несут не только радость и счастье людям, но и муки любви, страдания и даже гибель. Обманутые в любви обвиняли Эрота в том, что он пронзил их сердца ядовитыми стрелами. Остальные прославляли его за то, что он украшает человеческую жизнь цветами прекраснейших чувств. Поэт Агафон (Агатон) посвящает такую похвалу Эроту: «Кротости любитель, грубости гонитель, он приязнью богат, неприязнью небогат. К добрым терпимый, мудрецами чтимый, богами любимый; воздыханье незадачливых, достояние удачливых; отец роскоши и неги, радостей, страстей и желаний; благородных опекающий, а негодных презирающий, он и в страхах, и в мучениях, и в помыслах, и в томлениях лучший наставник, помощник, спаситель и спутник, украшение богов и людей...». Иногда Эрот рассматривался как бог весны: ему приписывали господство над внешней природой и нравственным миром людей и богов. Перед могуществом Эрота не могут устоять ни люди, ни боги, даже Зевс не защищён от его золотых стрел. Эрот считался не только олицетворением любви мужчины и женщины, но и богом любви и дружбы, соединяющий юношей и мужчин. Поэтому его особо почитали в гимназиях, его статуи ставились рядом с изображением Гермеса и Геракла. Согласно греческим легендам, женой Эрота стала прекрасная девушка Психея (греч. psyche — душа, дух, сознание).
Культ Эрота существовал в Греции с незапамятных времён. В Беотии почитали необработанную глыбу мрамора, которую считали воплощением Эрота и величайшей святыней. В существовавшем здесь храме Эрота раз в пять лет справлялись праздники в его честь — эротидии. Спартанцы перед битвами приносили жертвы Эроту. В изобразительном искусстве Эрот появился только в V в. до н.э. Сначала его изображали отроком, ещё без крыльев, с цветком, лирой или венком. Позднее у него появляются крылья, лук и стрелы. С конца IV в. до н.э. он изображается мальчиком, иногда с факелом в руках. В эпоху эллинизма это шаловливый, лукавый, капризный, а иногда жестокосердный малыш. В это же время сложилось представление о существовании множества эротов. Вереницы этих божков изображены в настенной живописи, на монетах и рельефах. Традиция классической поэзии делает Эрота сыном Зевса, порождением Ириды и Зефира, сыном Афродиты и Ареса, так что он постепенно принимает черты «златокудрого», «златовласого», «подобного ветру» бога, знаменуя постепенный переход к изящному, лёгкому, капризному Эроту эллинистической поэзии.
Согласно орфической теогонии, в бешеных турбуленциях Хаоса проявилось серебряное мировое яйцо, откуда вырвался крылатый бог-андрогин — Фанес или Эрос. Вокруг этого бога, в напряженности атракций и репульсий, притяжений и отталкиваний возникла относительная определенность верха и низа, неба и земли, мужчины и женщины, относительная, потому что всё содержится во всём, небо в земле, земля в небе, мужчина в женщине, женщина в мужчине. Эротические силы создают и разрушают формы космоса: изменчивые и многоликие, они представляются сексуальной страстью, электричеством, магнетизмом, гравитацией, концентрацией, взрывом. Гнетущее предгрозовое томление, ликующий раскат, счастливая молния; «концепция», то есть зачатие в мозгу, беременность во чреве памяти, рождение идеи, замысла. Если напряженность достигнет «критической точки», фаллос взорвется, если вагина перестанет возбуждаться и притягивать,женская субстанция застынет в одиночестве и неподвижности.
Дополнительно:
Педофилия
Педерастия