in
АФРОДИТА (греч. afros — пена), в древнегреческой мифологии богиня любви и красоты.
Существуют две версии происхождения Афродиты: согласно одной — поздней, она — дочь Зевса и Дионы; согласно другой, она родилась из крови оскоплённого Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т.н. народная этимология её имени «пенорождённая» и одного из её прозвищ — Анадиомена — «появившаяся на поверхности моря». Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с Афродита из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, Афродита старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). Афродита обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Афродита представлялась как богиня плодородия, вечнвй весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «Афродита в садах», «священносадовая», «Афродита в стеблях», «Афродита на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор и нимф. Афродита прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т. е. земля, море и горы объяты силой Афродиты. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродита подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия.
По своему восточному происхождению Афродита близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия Афродита появляется в сопровождении свиты диких зверей — львов, волков, медведей, усмирённых вселённым в них богиней любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды» Афродита тоже выступает как богиня плодородия. Однако в Греции эти малоазийские черты богини, сближающие ее также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение Афродита часто носило чувственный характер (Афродита считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с её стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую Афродиту, занявшую своё место среди олимпийских богов. Эта классическая Афродита — дочь Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. В Гомеровском гимне (VI) богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда Афродита — Киприда, «кипро рождённая»). Горы в золотых диадемах увенчивают её золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде «фиалковенчанной» Афродиты дивятся прелести Кифереи (культ Афродиты был распространён и на острове Кифера) и возгораются желанием взять её в жёны. Мужем Афродиты является Гефест — самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчёсывает золотым гребнем кудри и принимает гостей — Геру и Афину. Любви Афродита домогались Посейдон и Арес. О любви Ареса и Афродита повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот, а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» — спутники Ареса) и Гармония. Первоначально Эрот — космическое божество, порождение Хаоса, в олимпийской мифологии стал сыном Афродиты. Парменид пишет о рождении Эрота: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота», подчёркивая именно самостоятельную созидающую силу богини любви. В поздней литературе Эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать, и, несмотря на свой детский возраст, помыкает Афродитой, став её постоянным спутником, крылатым мальчиком, вооружённым луком и стрелами, вселяющими любовь. Сыном Афродиты от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом).
Как и другие олимпийские боги, Афродита покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены. Афродита пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем. Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея — своего сына от возлюбленного Анхиса. Однако Диомед преследует богиню и ранит её в руку, так что Энея подхватывает Аполлон, закрыв его чёрным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет Афродиту на Олимп, где её заключает в объятия мать Диона. Афродиту поднимают на смех Гера и Афина — её постоянные противницы, и Зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки. Афродита с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоногому супругу. Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию Афродиты, приписывает ей обычные любовные функции — сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, «пьянящую радость объятий». В Гомеровском гимне Афродита изображается влюблённой в троянского героя Анхиса, и эта любовь представлена в духе роскошной и утончённой картины позднего времени, хотя сама Афродита наделена чертами матриархальной владычицы, перед которой ощущается всё ничтожество мужского начала, как и в истории любви Афродиты к Адонису, подобной истории Кибелы и Аттиса.
В гомеровском эпосе Афродита принимает всё более кокетливые черты и отношение к ней ласково-ироническое. В «Одиссее» рассказывается любовная история Афродиты и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест — законный супруг Афродиты, и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Освобождённые Гефестом по просьбе Посейдона, любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а Афродита на Крит в Пафос, где её искупали и натёрли нетленным маслом хариты. Хотя появление классической Афродита всё ещё внушает ужас, она постоянно именуется «золотая», « прекрасновенчанная », «сладкоумильная», «многозлатая», «прекрасноокая». Рудиментом архаического демонизма богини является её пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нём заключается всё». Это древний фетиш, наделённый магической силой, покоряющей даже великих богов. Афродите посвящён гимн поэтессы Сапфо, в котором богиня именуется «пестро-тронной» и «плетущей козни»; на золотой колеснице, запряжённой воробушками, она мчится из зевесова дома к чёрной земле и готова стать для поэтессы союзницей в любовном свидании. Помогая любящим, Афродита преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом).
Платону в «Пире» принадлежит противопоставление Афродиты Урании («небесной») и Афродиты Пандемос («всенародной»). Хотя древняя Афродита из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворённость, она переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождением от неба — Урана. Афродита Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дионы. Геродот сообщает о почитании Афродиты Урании в Сирии, в Персии, у арабов и даже скифов. Ксенофонт и Павсаний упоминают храм Афродиты Урании в Афинах. Храм Афродиты Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооружённой. Афродита Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, «когда он свёл всех афинян из сельских домов в один город». Здесь вполне ясно подчёркивается общегосударственный смысл культа Афродиты.
Как покровительница проституции, в разный местностях носила также наименования: Гетера (Hetaira) — покровительница гетер; Дарцетос (Darcetos) — богиня праздной лени; Диварисатрикс (Divarisatrix) — совершающая извращенный половой акт; Каллипига (Kallipygos) — богиня с красивыми ягодицами; Кастния (Castnia) — бесстыдных совокуплений; Механика (Mechanitis) — механическая: статуя с подвижными конечностями, которая принимала различные сладострастные позы. Мухейа (Mucheia) — богиня тайных мест; Пандемос (Pandemos) — всенародная; Перибазия (Peribasia) — совершающая извращенное сношение; Порне (Porne) — позорящая; Скотта (Scotta) — богиня мрака.
Многочисленные святилища Афродиты имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах — Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище Афродиты — Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрике — прозвище Эрикиния). Особенно почиталась Афродита в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе). В Риме Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына — троянца Энея, отца Юла — легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера — «рода Энеева мать» — постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию, особенно прославляется в эпоху принципата Августа.
Темную ипостась Афродиты олицетворяла Геката, царица ночи, властвующая над злыми демонами и душами умерших. Греки верили в то, что в новолуние можно увидеть Гекату возле
могил или на перекрестках, где она блуждает с полыхающим факелом в руках, в сопровождении священных псов и ведьм. Ее атрибутами были змеи, ключи и кинжалы. Когда она выходила на дорогу, почитатели ее культа собирались в храмах, устраивали застолья и мистерии в ее честь, нашептывали магические заклинания. Силой с ней мог сравниться только Зевс. Простых смертных она могла одарить милостью или забрать с собой, когда ей заблагорассудится. Она могла даже воскрешать из мертвых. Женщины в Древней Греции просили у нее защиты от нежити и вывешивали на дверях ее маски, чтобы призраки видели, что в этом доме живут друзья Гекаты. Во времена античности во славу Гекаты приносили в жертву темнокожих рабов.
Известны многочисленные античные изображения Афродиты, в которых художники стремились воплотить идеал женской красоты и привлекательности.