in ЛЕСБИАНСТВО (по названию греческого острова Лесбос в Эгейском море) (лесбийская любовь, сапфизм (по имени древнегреч. поэтессы конца 7 в. до н. э. Сафо (Сапфо, Sappho), жившей на острове Лесбос), трибадия, женоложество), женский гомосексуализм, яркий пример взаимочутких и взаимотрепетных врожденных отношений между женщинами.

Под трибадией (греч. tribas; tribo — тереть, потирать, растирать, поглаживать, толочь, совершать фрикции; принстанское трение) понимают такую женскую гомосексуальность, при которой половое удовлетворение достигается (трибадия экстерна) трением половых органов о различные части тела партнёрши, поглаживанием половых органов рукой партнерши или (трибадия интерна) с имитации коитуса при введении клитора (пальца, фаллоимитатора) во влагалище или ещё каким-либо «механическим» способом, особенно таким, который имитирует (напоминает) коитальные движения во время соединения женщины и мужчины. Слово «трибада» (tribas) в старых лексиконах, tribaki aselgeia (трибадическое затмение (распутство, разнузданность)) у греческих лексикографов является обычным (нередко используемым и римлянами) обозначением женщины, предающейся гомосексуальным связям; наряду с ним употребляются слова «гетеристрия» (hetairistria; etairistria) или «дигетеристрия» (dihetaeristria; две подруги): и то и другое — производные от «гетера» (hetaira — подруга, спутница). В поздней латыни находим слово frictrix — «та, которая трет (совершает фрикции)» (fricare — тереть).

Лесбийская любовь была в древности распространена на Востоке и юге Азии (Ассирия, Вавилон, Древняя Индия), а также в Африке (Египет). Оттуда распространилось в Древнюю Грецию и Рим, а затем уже в Западную Европу и Америку. Отношение общества к женским однополым сексуальным отношениям в разных странах Европы было различным. Если в Австрии женская однополая любовь считалась тяжёлым уголовным преступлением, то во Франции в 1881 г. дамы официально получали право на посещение специальных домов терпимости для трибадии. Частота женской гомосексуальности колеблется от 1 до 3% женщин. Некоторые исследователи считают этот процент сильно заниженным, так как женщине гораздо легче, чем мужчине, скрывать свои сексуальные предпочтения, она может выйти замуж и родить ребёнка для того, чтобы реабилитировать себя в глазах общества, чего не может сделать мужчина-гомосексуал.

Ласки лесбианок весьма разнообразны: от безобидных поцелуев до взаимной мастурбации. Впрочем, для женских гомосексуальных отношений, как и мужских, совсем не обязателен телесный контакт, нередко (иногда) дело может ограничиваться платоническим обожанием, как взаимным, так и односторонним безответным. В восточных и южных странах широкое распространение получил искусственный пенис (олисб). В тех случаях, когда лесбианские взаимоотношения вызваны внешними обстоятельствами, лишающими женщин на длительное время возможности вести нормальную половую жизнь, лесбийскую любовь можно приравнять к викарному (замещающему) коитусу. Однако некоторые авторы полагают, что между женщинаим вполне возможен коитус и естественным образом, поскольку встречаются девушки и с особенно крупными клиторами.

Часто эти наклонности встречаются у семейных женщин, живущих одновременно со своими мужьями. Женщина в такой двойной половой жизни может получать удовлетворение от обоих партнёров (она бисексуальна) либо мужчины ей неприятны, и она испытывает оргазм только в гомосексуальной любви.

Пассивная лесбианка, «жена», полностью сохраняет свою внешность, женственность, одежду и поведение в быту, любит заниматься рукоделием и домашним хозяйством. В детстве она ничем не отличается от других девочек. Инверсия у неё приобретённая. Активная лесбианка, «муж», обычно отличается мужеподобным сложением, грубым голосом, любит носить мужскую одежду, выполнять мужскую работу, часто утрируя своё «мужское» поведение. Предпринимались многочисленные попытки лечения активных лесбианок, но до сих пор терапию надо считать безуспешной, хотя в некоторых случаях активный сапфизм может смениться пылкой гетеросексуальной любовью.

В Древней Индии сакхами называли компаньонок знатных индийских девушек, которые считали их своими «сестрами». Девушки обычно спали в одной постели и нередко занимались друг с другом любовью. Женщины не разлучались с сакхи даже после того, как выходили замуж; «сестры» становились «побочными» женами и присутствовали при ритуальном половом акте (майтхуне). В индусском эпосе «Рамаяна» поэтически описывается сапфический секс: «На ковриках спало огромное множество женщин, утомившихся после целой ночи любовных утех. Их дыхание было напоено сладостными винными парами. Некоторые девушки припадали во сне друг к другу губами. Возбуждаясь, они в полудреме занимались любовью со своими компаньонками. Некоторые спали, не снимая богатых одежд и подложив под голову руку, украшенную браслетами. Другие ложились на живот, на грудь, на бедра и спины своих компаньонок; нежно прижимаясь друг к другу и сплетая руки, стройные девушки вкушали хмельной сон».

Индийское общество не осуждало лесбийской любви (в отличие от мужского гомосексуализма) и выделяло 4 ее вида. В Кама-сутре описываются различные способы куннилингуса, совершаемого женщиной, а также перечисляются клубни, корни и фрукты, которые можно использовать вместо лингама. Известно, что гопи также предавались однополому сексу. Следует отметить, что тантрический сапфизм служил не альтернативой гетеросексуальной любви, а только дополнением к ней. «Источник моего счастья — девушка с нежной кожей и жемчужной улыбкой. Ее губы влажны, свежи и сладостны. Между ног у нее соблазнительная щелка, грациозная, как шея молодой газели. Ночь напролет мы целовались и лизали друг друга. Если моя любовь к этой девушке «грешна», тогда любовь к мужчине воистину «преступна»» («Благоухающий сад»).

Первая известная и официальная зарегистрированная организация для защиты прав лесбиянок в Британии, была учреждена в начале 1964 года под названием «Группа исследования меньшинств». Она возникла после публикации в журнале Туентит Сенчури в 1963 году статьи журналистки Дилис Роу «Взгляд мельком на лесбиянок». Говорят, что одна лесбиянка сказала, что «больше всего гомосексуальную женщину оскорбляет то, что гетеросексуалы не признают духовного аспекта её любви». Другая лесбиянка весьма эффектно ответила на эту реплику в следующем номере журнала, что её возмущает не столько то, что гетеросексуалы сомневаются в духовной стороне её жизни, сколько то, что они сомневаются в её подлинности. Гетеросексуалы не понимают, насколько тяжело гомосексуальной женщине представить себя влюблённой в мужчину.

Сафо

Сафо, или, как она называла себя на эолийском диалекте, Псапфа, знаменитая поэтесса, «десятая Муза», как называли ее восторженные греки, или, как сказал Страбон, «диво среди женщин», была дочерью Скамандронима; родилась около 612 года до н.э. в Эресе на острове Лесбос или, по другим источникам, в Митилене. У нее было три брата, один из которых — Харакс — значительное время жил в Навкратисе (Египет) с кокетливой гетерой Дорихой, которую прозвали Родопой (розовощекая); в одном из своих фрагментов Сафо порицает брата за эту безрассудную связь. О другом ее брате — Эвригии — нам не известно ничего, кроме имени; третий — Ларих — благодаря своей замечательной красоте был взят виночерпием в митиленский пританей. Упоминаемый лишь Судой брак Сафо с Керкилом из Андроса, бесспорно, является выдумкой, которую следует отнести на счет комедии, в которой частная жизнь Сафо весьма рано становится объектом критики, а сама поэтесса, вопреки истине, высмеивается как нимфоманка (Andros — «город мужчин», имя Керкил произведено от kerkos — пенис). Утверждение, будто у нее была дочь Клеида, также представляет собой не более чем заключение a posteriori на основании некоторых отрывков из ее стихотворений, в которых она говорит о девушке Клеиде, например: «Есть прекрасное дитя у меня Она похожа На цветочек золотистый, милая Клеида. Пусть дают мне за нее всю Лидию, весь мой милый Лесбос».

Судя по тому, что во всех фрагментах любовь к мужчине упоминается лишь однажды, причем поэтесса сразу же ее решительно отвергает, Клеида была скорее одной из подруг Сафо, чем ее дочерью. Роман Сафо с красавцем Фаоном, вне всяких сомнений, является от начала до конца легендой; равным образом, знаменитый прыжок в море, на который она решилась ввиду того, что наскучила Фаону, следует объяснять неверным пониманием распространенной у греков метафоры — «броситься в море с Левкадской скалы», т.е. очистить душу от страстей.

Жизнь и поэзия Сафо пронизаны любовью к собственному полу; в античности — а возможно, и во все времена — она была знаменитейшей жрицей данного типа любви, так что словосочетание «лесбийская любовь» возникло уже в древности. Сафо собрала вокруг себя кружок юных женщин, из которых во фрагментах названы по имени Анагора, Эвника, Гонгила, Телесиппа, Мегара и Клеида; мы узнаем также об Андромеде, Горго, Эранне, Мнасидике и Носсиде. С подругами ее связывали прежде всего поэтические и музыкальные интересы; в ее «доме Муз» девушки обучались всем мусическим искусствам, в частности, игре на музыкальных инструментах, пению и танцам. Она любит своих девочек так горячо и в своих скудных фрагментах говорит о любви с огромной страстью. В согласии с греческим мировоззрением и его сравнительным безразличием к таким вопросам, склонность Сафо не считалась грехом; конечно, ей не удалось избежать отдельных насмешек, однако она подвергалась им не из-за своей сексуальной ориентации, но из-за той искренности, с которой она открывала потаенные глубины своей души, из-за ее выхода — расценивавшегося как эмансипация — за пределы домашнего мира, в котором обязана была пребывать греческая женщина той эпохи.

Гораций метко назвал Сафо «мужественной» (mascula): (temperat Archilochi Musam pede mascula Sappho). «Мужественность» ее существа объясняет сафическую любовь и является ключом к пониманию ее поэзии. «Словно ель, колеблемая бурей», она глубоко потрясена всемогуществом Эроса. Ее поэзия проникнута неизреченным счастьем и бездонной мукой любви. Бог в ее груди знает, как придать терзаниям ревности и горю перенесенной измены ошеломляющую форму. Любимейшей из подруг была для нее Аттида; сердечная любовь двух девушек, одаренных исключительной душевной и физической красотой, явственно различима даже в чрезвычайно плохо сохранившихся фрагментах, причем мы в состоянии выявить, по крайней мере, отдельные ее фазы.

К самому началу их любви следует, возможно, отнести слова, в которых Сафо признается, что в груди у нее пылает могучий огонь страсти: «Эрос вновь меня мучит истомчивый — Горько-сладкий, необоримый змей». И вновь она сознает необоримость бога, которому невозможно противостоять и который является перед ней в новом образе: «Словно ветер, с горы на дуб налегающий, Эрос души потряс нам». Она, конечно, ищет способы заставить страсть смолкнуть, и с губ ее не без борьбы слетает трогательная жалоба, которая выдает, что сердце поэтессы рвется на части: «Я не знаю, как быть: у меня два решения». Но напрасна борьба с любовью: «Как дитя к милой матери, стремлюсь к тебе». Когда Сафо наконец понимает, что бесполезно противиться желаниям души, она обращается с проникнутой детским благочестием молитвой к великой богине, которая понимает ее муку, и из ее поэтических уст изливается бессмертный гимн к «ковы плетущей» Афродите. Ей позволено рассказать о своих страданиях, и ода становится исповедью благочестивого, но истомленного страстью сердца. Она призывает богиню помочь ее изболевшейся душе; только бы она сошла с небес, как уже сходила однажды, и облегчила ее печали. С подлинно поэтическим воображением она вызывает в памяти образ богини, которая некогда предстала перед ней, с ласковым участием расспросила, почему она так печальна, и обещала исполнить желания ее сердца. К этому воспоминанию она присоединяет мольбу и надеется, что и на этот раз бессмертная будет к ней милостива и окажет ей поддержку: «От горькой Скорби дух избавь и, чего так страстно Я хочу, сверши и союзницей верной Будь мне, богиня!»

Благая богиня не могла устоять против такой мольбы; во всяком случае, она наполнила сердце своей подопечной отвагой и радостной надеждой на любовь, так что Сафо удалось побороть смущение и открыться возлюбленной: «Лишь тебя увижу, — уж я не в силах Вымолвить слова».

Нельзя удивляться тому, что она перечисляет вместе душу, тело, слух, язык, глаза, цвета, сколь бы ни были они сами по себе различны, и что, соединяя противоположности, она в одно и то же время горит и холодеет, лишается чувств и обретает их вновь; она трепещет и чувствует приближение смерти, так что в ней проявляется не одна какая-нибудь страсть, но столкновение страстей.

Наше понимание этого стихотворения как песни-ухаживания подкрепляется, с другой стороны, тем фактом, что Катулл, стремясь открыть свою страсть возлюбленной и добиться ее благосклонности, перевел его чуть ли не слово в слово. Катуллова Клодия, однако, слишком хорошо была знакома с поэзией Сафо — в честь знаменитой поэтессы Катулл даже называл ее Лесбией, — чтобы мы могли поверить, будто тонко чувствующий римлянин способен допустить такую оплошность и пытаться завоевать любовь своей Сафо «прощальной песней» настоящей Сафо.

Таким образом, в двух жемчужинах поэзии Сафо нашла свое чистое и трогательное выражение ее любовь к Аттиде, и та не закрыла свое сердце для песен вдохновленной свыше поэтессы. Обе девушки связали себя прочными узами дружбы, благодаря которой на свет было произведено немало прекрасного: множество нежных и глубоких песен дружбы, любви и невинных радостей жизни и множество возвышенных величественных гимнов, когда поэтессой овладевало божественное наитие, размыкавшее ей уста. Немилосердная судьба похитила все это, Аттида покинула Сафо и уехала в Лидию и лишь от случая к случаю мы находим одно-два словечка лесбийской девы, свидетельствующие о ее любви к Аттиде; несомненно, признание, которым она однажды делится в минуту радости, относится к дням безоблачного счастья: «Я любила тебя, Аттида, всем сердцем, когда ты еще не знала об этом». Любовь Сафо к Аттиде тем более сердечна, что она нравилась ей еще в те дни, когда была маленькой девочкой и час замужества был от нее далек.

В дружбе Сафо со своими ученицами древние видели сходство с близкими отношениями между Сократом и его учениками; несомненно важное и весьма полезное для суждения о характере этих отношений сравнение подробно проведено философом Максимом Тирским: «Что такое страсть лесбийской певицы, как не любовное искусство Сократа? Ибо оба они понимали под любовью одно и то же. Чем были для Сократа Алкивиад, Хармид и Федр, тем же были для Сафо Гиринна, Аттида и Анактория; чем были для Сократа такие соперники, как Продик, Горгий, Трасимах, тем же были для Сафо Горго и Андромеда. Она высмеивает и обличает их, пользуясь тою же иронией, что и Сократ: «Привет тебе, мой Ион», — говорит Сократ; «Приветов много Дочери Полианакса шлю я...» — говорит Сафо. Сократ заявляет, что очень долго любил Алкивиада, но не желал приближаться к нему до тех пор, пока считал, что тот не поймет его слов; «Ты казалась мне девочкой малой, незрелою», — говорит Сафо. Всех забавляют манеры и осанка софиста; «В сполу одетая деревенщина», — замечает Сафо. Эрот, говорит Диотима Сократу, не сын, но спутник и слуга Афродиты, и Сафо в одной из своих песен обращается к богине: «Ты и твой служитель Эрот». Диотима говорит, что Эрот богат до пресыщения и изнывает от нужды; та же мысль заключена в словах Сафо: «горько-сладостный, причиняющий боль». Сократ называет Эрота софистом, Сафо — искусным в речах. Он теряет рассудок от любви к Федру — сердце Сафо судорожно сжимается от любви: так буря в горах колеблет дубы. Сократ упрекает Ксантиппу в том, что она оплакивает приближение его смерти, — Сафо говорит своей Клеиде: «В этом доме, дитя, полном служенья Музам,л Скорби быть не должно: нам неприлично плакать».

Такое сопоставление Сафо и Сократа полностью оправдано. В обоих случаях исключительная чуткость к телесной красоте составляет основание дружеских отношений с молодежью и является предпосылкой эротического характера такой дружбы. Поэзия Сафо не только дышала чувственным пылом страсти, но и озарялась чувством, исходившим из интимнейших глубин ее души.

Вне всяких сомнений, постепенно и, главным образом, через посредничество аттической комедии, а позднее, и нездоровой эрудиции духовная составляющая этой поэзии все решительнее отодвигалась на задний план, и Сафо стали считать то ли нимфоманкой, то ли бесстыжей трибадой. Нам известно шесть комедий под названием «Сафо» и две под названием «Фаон», от которых сохранились только скудные фрагменты, однако надежно установлено, что в них изображалась пылкая чувственность поэтессы, которая была самым грубым образом гиперболизирована и даже выставлена на осмеяние. Словосочетание «лесбийская любовь», напоминающее о происхождении поэтессы, вошло со временем в моду, и глагол «лесбиянствовать» часто встречается уже у Аристофана, в комедиях которого он значит «распутствовать на лесбийский лад». Лесбиянки, несомненно, считались женщинами безнравственными, так что слово это становится синонимом шлюхи (lakaistria). Дидим — эрудит, живший во времена Цицерона, — посвятил особое исследование вопросу, была ли Сафо обыкновенной проституткой; распутный характер ее отношений с подругами подчеркивали гуманисты Домиций Кальдерин и Иоанн Британник, а также комментаторы Горация — Ламбин, Торренций и Круквий. Если мы добросовестно рассмотрим все факты, особенно фрагменты ее поэзии, мы поневоле придем к заключению, что Сафо была вдохновенным художником, выдающимся поэтическим феноменом и в то же время — необузданно чувственной трибадой, пусть и сколь угодно просветляемой золотом своей поэзии.

Ранние христиане считали Сапфо глубоко безнравственной. Так, святой Григорий Назианзин, епископ Константинопольский, назвал её gynaeon pornikon erotomanes («распутной нимфоманкой») и приказал сжигать её книги сразу же, как только они будут где-либо обнаружены. В 1072 году римский папа Григорий уничтожил большую часть из её сохранившихся работ. Известные нам сегодня стихотворения Сапфо составляют, как говорят специалисты, всего 5 % от общего объёма её творчества, всё остальное было уничтожено ханжами.

В конце IV века жила Носсида, поэтесса из нижнеиталийской Локриды, дерзнувшая поставить себя в один ряд с Сафо: «Если ты к песнями славной плывешь Митилене, о путник, Чая зажечься огнем сладострастной Музы Сафо, Молви, что Музам приятна была и рожденная в Локрах, Имя которой, узнай, было Носсида. Иди!» Она изъявляла восторженное восхищение своими подругами в изящных эпиграммах; в одной из них она признается в том, что «нет ничего сладостнее любви» и что, если Афродита не будет милостива к человеку, ему ни за что не узнать, как прекрасны ее цветы.


Сексуальные приемы у лесбиянок

Лесбиянкой обычно называют женщину, которая испытывает основное сексуальное влечение к другим женщинам и в результате участвует, главным образом, в гомосексуальных актах с женщинами. Конкретные формы этих актов весьма разнообразны, так же как и формы гетеросексуальных актов. Лесбийский секс — это любые совместные сексуальные действия женщин, поэтому трудно сделать относительно него какие-либо обобщения. Однако существует ряд форм сексуальной практики, которые распространены среди лесбиянок.

Вероятно, самым большим отличием лесбийского секса является то, что в нем не участвуют мужские гениталии, поэтому он не сосредоточен на сношении. Действия, которые многие гетеросексуальные пары совершают в качестве увертюры, приобретают у лесбиянок большее значение, они занимаются ими дольше, чем это бывает принято между мужчиной и женщиной. Прикосновения, поцелуи, лизание и сосание являются главными приемами сексуального возбуждения у лесбиянок, которыг обычно считают полем сексуальной игры все тело. Груди являются у iec-оиянок высоко эрогенны™, и многие женщины любят играть сосками партнерши — перебирать их пальцами, целовать, взяв в рот огибать их языком. Поскольку груди есть у обеих партнерш, лесбиянкам обычно нравится прижиматься ими к груди партнерши, стимулируя одновременно соскя партнерши и свои собственные.

К числу популярных способов лесбийского секса относится трение телом о тело. Генитальная область женщины сильно прижимается к бедру или к ноге партнерши или трется об нее. Распространенным вариантом этого приема является трибадизм, состоящий в том. что партнерши ложатся одна на другую лицом к лицу. Их генитадь-ные области тесно соприкасаются. в то время как партнерши двигаются, создавая трение. Некоторые трут клитор об лобковую кость партнерши. В XIX веке лесбиянок часто называли «трибадами», и в течение многих лет фривольные французские романы описывали трибадизм в качестве основной сексуальной техники, принятой у лесбиянок. Преимуществом трнбаднз-ма является свобода рук и губ, при помощи которых можно стимулировать другие области тела.

Большинство лесбиянок с удовольствием прикасается к клитору и другим гениталиям партнерши пальцами. Для стимуляции гениталий партнерши могут также применяться вибраторы. Еше одной формой клиторалънон сексуальной игры является оральный секс, или соприкосновение рта с гениталиями партнерши. При оральном сексе лесбиянка лижет, покусывает, перебирает губами клитор, половые губы и влагалище партнерши. Лесбиянки могут заниматься орогенитальным сексом одновременно, заняв положение лицами к гениталиям. При этом они обычно лежат одна на другой. Многие женщины находят, что при одновременном оральном сексе их внимание рассеивается, и предпочитают стимулировать друг друга по очереди.

Многим лесбиянкам нравится проникновение во влагалище языка или пальца партнерши. Часто во влагалище также вводятся посторонние предметы, но отношение к специальным стержням различно, в особенности если они сильно напоминают мужской пенис. Некоторые женщины пользуются подобными предметами, в то время как другим сношение посредством того, что они воспринимают как искусственный мужской орган, бывает неприятно. Лесбиянки гордятся, что их секс является нетрадиционным, и тем, что они не ограничиваются общепринятым пониманием сексуальных ролей. Поэтому некоторые из них отвергают саму идею секса с применением искусственных пенисов, ориентированную, как они считают, на мужчин. Многие лесбиянки отказываются от высказывания суждений по поводу каких-либо форм лесбийского секса, предпочитая считать, что каждая женщина вправе самостоятельно определять для себя свое неповторимое сексуальное «я», какие бы привычки, фантазии или приемы при этом ни подразумевались.

Подобно тому как в гетеросексуальной культуре секс определяется прежде всего как сношение, лесбиянки могут, впадая в заблуждение, ограничить свое понимание секса контактами палец—влагалище или рот—клитор, имеющими целью достижение оргазма. Однако в большинстве своем лесбиянки считают приемлемой любую форму сексуальной игры. Конечной целью секса должно быть удовольствие, вне зависимости от того, приводит ли оно к оргазму. Тем не менее некоторые исследования, проводившиеся в 80-е годы, выявили, что лесбиянки чаще сообщают об оргазме, чем гетеросексуальные женщины. Исследователи связывают это с тем, что пары лесбиянок склонны стимулировать друг друга медленнее и более целенаправленно и дольше разговаривать во время секса, часто объясняя друг другу прямо, что им наиболее приятно в сексуальном плане. А что именно они находят приятным — не менее разнообразно, чем само лесбийское сообщество. Иногда лесбиянки стимулируют для достижения сексуального удовольствия анальное отверстие. Они могут проводить по его периферии языком, гладить пальцами или проникать при помощи пальца или специального стержня. Некоторые лесбиянки любят игры со связыванием и садомазохистскими фантазиями. Другие любят, чтобы их на чем-то «застукали». Они находят возбуждающими какие-либо действия, которые другим покажутся скандальными. Часто лесбиянки незаметно прикасаются друг к другу на публике и занимаются сексом в лесу и общественных банях.

Лесбиянки могут даже заниматься сексом с мужчиной, но их отношение к такому опыту различно. Одни занимаются сексом с мужчинами от случая к случаю, для разнообразия. Другие имеют регулярные сексуальные отношения с конкретным мужчиной. Для некоторых лесбиянок сексуальные отношения с мужчиной служат отличным дополнением к продолжающимся сексуальным связям с женщинами, не меняя их самоидентификации как лесбиянок. Для них лесбийство является состоянием души. Такая идентификация глубже конкретных сексуальных контактов.

Спектр сексуальной активности лесбиянок очень широк, он зависит от личных вкусов. Некоторые могут принять на себя специфичные родовые роли butch (мясо) (активная) и femme (дама) (пассивная). Так называемые «красящиеся» лесбиянки сохраняют традиционную привлекательность, тогда как другие отступают от традиционного образа, желая полностью исследовать свою сексуальность (см. также бисексуальность; геи и лесбиянки; геи и лесбиянки в жизни; гомосексуализм).