in ИНИЦИАЦИЯ (лат. initiatio — совершение таинств, посвящение), обряд, знаменующий переход адепта на более высокую ступень духовного развития. Сюда относятся также посвятительные обряды в родовом обществе, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Сексуальная инициация (первый в жизни коитус (половая близость), начало сексуальной активности с партнером) может быть разных форм, крайней из которых является как дефлорация женщины, так и дефлорация мужчины.

Инициации зародились ещё в глубокой древности, имели целью подготовку молодёжи к производственной, общественной и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой, различными, часто мучительными, испытаниями (например, нанесением телесных повреждений, о чём, в частности, свидетельствуют дошедшие до нашего времени мифы и предания, восходящие, по мнению специалистов, к дородовому периоду истории человечества). Если не принимать во внимание различные фантастические наслоения (так, в некоторых сказаниях говорится, что испытуемому удалялись органы или тело его расчленялось, после чего под действием каких-то средств и приёмов он становился сильным и выносливым), эти мифы дают основание для вывода, что в процессе инициации проводились хирургические вмешательства, применялись различные средства, вызывающие длительный сон и утрату (или значительное снижение) болевой чувствительности и что в дальнейшем создавались условия и применялись средства для заживления нанесённых повреждений. Обрядами инициации являются: сохраняющиеся в исламе и иудаизме обычай обрезания крайней плоти, христианское крещение, возложение священного шнура у индуистов.

Многие примитивные народы считали необходимыми обряды инициации при вступлении юношей и девушек во взрослую жизнь. Иногда достаточно было простого отселения в хижину, стоящую отдельно от деревни. В других случаях обряд предполагал нанесение различных физических увечий. Известны разного рода обрезания, вплоть до продольного рассечения уретры, и, по крайней мере, у одного племени — понапе — частью обряда посвящения в мужчины была половинная кастрация (удаление одного яичка). В некоторых обществах частью обряда пубертатной инициации у мальчиков была ритуальная содомия (коитальное сношение с ослицей, коровой и т.д.). В некоторых обществах при наступлении у девушек половой зрелости их дефлорировали с помощью специального инструмента, сделанного из рога животных, после чего их отселяли на некоторое время из деревни. В разных частях света пубертатная инициация включает обряды удлинения половых губ, прокалывания ушей, татуировки и нанесения шрамов. В некоторых культурах существовал такой обычай: для того чтобы сделать половые губы и клитор пухлыми, во влагалище девушки, достигшей пубертатного возраста, помещали чёрных муравьёв.

При обряде инициации, посвящения юноши в закрытое мужское сообщество, нередко вместе с насильственным оголением происходит и обратное — символическая демаскулинизация. Оголение, угроза его вирильности вызывает у мужчины сильные эротические чувства, составляющие стержень садомазохистских фантазий. Однако с точки зрения мужской группы, подвергающей молодого человека такому испытанию, поведение его реального пениса практически не имеет значения: если он не встает — значит, ты не мужчина, а если встает — значит, унижение доставляет тебе удовольствие, значит, ты «гей» и, следовательно, опять-таки не мужчина.

В тантризме первое посвящение, открывающее доступ к тантрической садхане, называется дикшей. Слово дикша происходит от санскритского корня до- (дьяти), который означает «обрезать» или «разрушать»; имеется в виду разрушение связей ученика с прежней жизнью и его символическая «смерть для мира». Обычно во время дикши ученик (шишья) получает от гуру свою личную мантру — дикша-мантру. Учитель тщательно подбирает подходящие для этого день и час; в отдельных случах он даже составляет гороскоп. Цель дикши — указать ученику на ишта-деватпа, или «избранное божество», к слиянию с которым тот должен стремиться. Гуру сидит лицом на восток; ученик — рядом с ним, в «позе лотоса». Сначала гуру произносит свою собственную мантру и вызывает свое собственное «избранное божество». Затем он три раза шепчет дикша-мантру в правое ухо ученика. Полученную мантру необходимо хранить в тайне. Одна из основных деталей высших ступеней посвящения — передача посвящаемому «устной тантры», т.е. тайных наставлений, которые никогда не записываются, но, тем не менее, сохраняются неизменными на протяжении многих столетий. В некоторых школах «устная тантра» сообщается посвящаемому прямо в ухо через тростниковую трубку. Иногда гуру передает наставление с помощью символических жестов, и в очень редких случаях — посредством телепатии. Посвящение должна проводить опытная наставница/наставник. Это ведет к удовлетворению всех желаний.

Считается, что наставления, передаваемые таким образом, имеют практический характер: это приемы медитативных и дыхательных техник, секреты ритуалов, магии, медицинской науки и т.д. Однако точных сведений о них нет и не может быть, поскольку посвященные не рассказывают о полученных ими наставлениях, и даже более того — скрывают сам факт посвящения. Они связаны обетом молчания, нарушение которого может повлечь за собой серьезные несчастья в будущих жизнях — вплоть до перерождения в одном из «миров страдания» (буддийский аналог чистилища).

Неотъемлемой особенностью тантрического ритуала является т.н. сексуальное посвящение, совершаемое в ходе майтхуны. Суть данного обряда можно определить одним словом — «обмен». Это физиологический обмен половыми выделениями, психо-физический обмен жизненными энергиями и зарядами, психологический обмен, обмен кармами и, наконец, духовный обмен между душами. Во время посвящения женская йони становится своего рода алхимическим тиглем, а лингам — магическим жезлом, которые осуществляют двусторонний обмен потенциалами. «Женщина посвящает с помощью Йони, из которой мужчина родился в прошлой жизни. Женщина посвящает с помощью грудей, которые мужчина сосал в прошлой жизни. Женщина посвящает с помощью уст, которые успокаивали мужчину в прошлой жизни. Женщина — верховный посвятителъ Тантры».(«Кауларахасья») Духовный наставник (гуру) передает своему ученику вместе с (первым) сексуальным посвящением и ванг (наделение правопочностью, силой). Во время ритуального соития непосредственно передаются психическая энергия, тайны учения, мистические знания и умения от божеств, существ и гуру к ученику. Гуру входит в тело ученика, очищает его сознание, и соединяет его душу со своим собственным тонким телом, помогая пробудить энергию Кундалинии. Мужчина может получать посвящение от одной женщины, нескольких женщин, от супружеской пары, нескольких супружеских пар, и наоборот. В тантрическом посвящении высших ступеней непременно должна участвовать хотя бы одна женщина. Сексуальные посвящения обычно проводятся с полуночи до 3-х часов утра, на 8-й или 14-й день новолуния, а также во время солнечных и лунных затмений.

Одно из немногих (и очень кратких) описаний тайного сексуального посвящения принадлежит Джузеппе Туччи, ведущему западному специалисту по Тибету. Туччи считает тантрические сексуальные ритуалы всего лишь отклонением от изначального, символического смысла йоги. Но научная честность вынуждает его привести пример такого посвящения в кратком введении в «Ану-йогу». Размышляя о «соитии отца и матери» (или яб-юм), в котором участвуют лама и его партнерша (Туччи называет ее паредрой), ученый пишет: «Символическая сила этого процесса, в котором Просветление отождествляется с семенем, исторгаемым в результате соития, пронизывает весь обряд... Это утверждение верно и в отношении второго круга посвящений, во время которого сам инициант становится действующим лицом и совокупляется с паредрой. Когда Мысль Просветления, отождествляемая с семенем Ламы, орошающим паредру, попадает на ее язык, это называется посвящением «сосуда». Отведав его, паредра становится посвященной». Итальянский ученый признается: один из учителей реформированной гелуг-па (XV в.) утверждал, что на подобного рода ритуалах должна присутствовать женщина, сведущая в 64-х способах любви.

В Тибете и Непале было известно символическое сексуальное посвящение, при котором гуру «сажал» на колени посвящаемому статую дакини с широко расставленными ногами.

Великий тантрист Падмасам-бхава, как известно, боролся со свирепыми демонами и дакинями, враждебно относившимися к буддизму. Между тем, ему также доводилось принимать посвящения от богинь и получать особое магическое знание от Великих Матерей. Особого внимания заслуживает 34-я песнь «Жития и освобождения Падмасамбхавы». В ней рассказывается, как герой «пал ниц перед троном дакини» по имени Сурьякандрасиддхи и «молил, чтобы она даровала ему внешнее, внутреннее и тайное учения». Сурьякандрасиддхи («верховная дакиня»; иногда ее еще называют Лайгья Вангмо — «великая дакиня-повелительница деяний») превратила ученика в священный слог ХУМ, затем проглотила его целиком и пропустила через свое тело. Таким образом Падмасамбхава очистился; он был посвящен в несколько учений, приобрел ряд магических способностей и родился заново. Сурьякандрасиддхи «извергла его через свой тайный лотос», т.е. йони. Магическая Мать Падмасамбхавы была весьма «продвинутой» адепткой; даже ее служанка Кумари («девственница») умела творить чудеса: «Хрустальным кинжалом распорола она себе грудь, и увидал Падмасамбхава великолепных многоцветных богов тихого Алмазного Уровня».

Гуру
Духовный наставник. В роли гуру может выступать как мужчина, так и женщина (одхепика). Гуру служит «гидом»-проводником по миру определенных знаний и умений. В тантризме — по миру садханы (духовного делания). Он досконально изучил эту дисциплину и прошел несколько стадий духовного развития. Первая ступень тантрического посвящения — это мантра, которую гуру дает своему ученику. Эта ступень называется пашьячара («обычная»). Затем идет 2-я ступень - вирачара; 3-я ступень — махавидья («высшее знание») и, наконец, 4-я — брахмайога («знание Абсолюта»). Большинство гуру «специализируются» лишь на одной из ступеней садханы.

Известны различные толкования самого слова гуру. Согласно Тантрарнаве, буква «га» обеспечивает сиддхи («успех»), «у» означает Шамбху («Приносящий Благо», одно из имен Шивы), а «ра» — устраняет грех. Т.е. гуру — это сам Шива, разрушающий греховность. Согласно другому толкованию, буква «га» означает знание и дарующего благо (или процветание), «у» — состояние Шивы, а «ра» — сжигает грех. Т.о., гуру — это тот, кто дарует знание, благо, состояние Шивы и устраняет грех. Третье толкование слова гуру: слог «гу» означает тьму (невежество или иллюзии), а «ру» — разрушающего эту тьму.

Тантрических гуру также называют сиддхами. Они в совершенстве владеют сексуально-йогическими методами освобождения в течение одной жизни. Их знания носят глубоко практический, непосредственный и трансцендентный характер. В Темный Век Кали роль тантрического гуру сводится к посвящению в тайны тантры. Гуру пользуются различными «формами обучения»: мистическими, психическими, снами, видениями, половым актом, ритуальными жестами, трансцендентными символами, песнями, аллегориями, музыкой, танцами, поклонением и другими шестьюдесятью четырьмя искусствами.

Гуру предоставляет своему ученику достаточную свободу действий. Старая индийская пословица гласит: «Гуру появляется в тот момент, когда садхака уже готов».

Упанайя
Индусский ритуал, призванный «сплотить» гуру и ученика. Иногда включает в себя символические или реальные элементы культового гомосексуализма.