in МИСТИКА (гр. mistikos — присущий мистериям, таинственный, сокрытый, тайный) (эзотерика (гр. esoterikos — внутренний [exoterikos — внешний]; eso, ezo — внутрь [exo, ekzo — вовне]), оккультизм (лат. occultus — тайный, сокровенный)):


Тайны и знание заключены не только в книгах, но и в яичках

  • 1) Кроме явного богослужения у греков, как и у других народов, существовали сокровенные обряды и поучения, связанные в Греции преимущественно с новыми божествами, носителями культуры — Деметрой и Дионисом. Все сюда относившееся называлось ta mistika. Отсюда и прочие, уже переносные словоупотребления:

  • 2) Совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности; это есть мистика реальная или опытная, которая разделяется на:
    а) прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре — сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также астрология, и
    b) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо обычных средств и условий, производить различные явления, как-то: действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением, создавать пластические формы или материализовать духовные сущности и дематериализовать телесные и т. п.; сюда относятся так называемый животный магнетизм (искусственный гипноз и внушения), магия (в тесном смысле), алхимия, теургия, некромантия, всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических явлений.
    С христианской точки зрения реальная мистика (в обоих своих видах) разделяется, по достоинству и значению предмета и среды мистического взаимодействия, на мистика божественную, естественную и демоническую.

  • 3) В другом переносном смысле мистикой называется особый род религиозно-философской познавательной деятельности. Сверх обычных способов познавания истины — опыта, чистого мышления, предания и авторитета, — всегда допускалась большинством религиозных и метафизических умов возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания — сущностью всего, или божеством. Если такое общение признается единственным или, по крайней мере, самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то возникает известное исключительное направление мысли, называемое мистицизмом; если, независимо от крайности этого направления, внутреннее общение человеческого духа с абсолютным признается как существенная основа истинного познания, то появляются учения, которые, смотря по преобладанию в них религиозного или философского элемента, обозначаются как мистическое богословие, мистическая философия или теософия.

    Древнейший дошедший до нас памятник мистической философии — Упанишады, умозрительная часть ведийских священных сборников; мистический элемент преобладает также и в главных школах позднейшей индийской философии; основная мысль здесь есть поглощение всего индивидуального в абсолютном единстве мировой души. У других культурных народов древнего Востока также были тайные учения, но от них не осталось никаких письменных памятников, за исключением книги китайца Лао-цзы, у которого абсолютное безразличие — Тао (Дао) — есть своеобразное выражение того же пантеистического начала, которое господствовало в индийских умозрениях. В древнейшей греческой философии мистический элемент, вызванный первоначально восточными влияниями, получил оригинальное развитие особенно у Гераклита, пифагорейцев, Эмпедокла и занимает преобладающее место в учении Платона, в еврейско-эллинском учении Филона, в египетско-эллинском умозрении так называемых герметических книг (Гермес Трисмегист), а еще более у неоплатоников и гностиков. Неоплатонические влияния на почве христианского богословия обнаружились у Оригена, а затем породили религиозно-философскую систему, изложенную в книгах, приписанных Дионисию Ареопагиту и получивших большое значение с VI в. Ранее началось развитие особого типа монашеского мистического богословия в Египте и Сирии — Макарий египетский (IV в.), Исаак Сирин (VI в.). Впоследствии, сосредоточившись в афонских монастырях, отшельническая теософия все теснее связывалась с особым психофизическим методом для произведения экстатических состояний (так называемое «умное делание»), переходя таким образом из умозрительной в опытную или реальную мистику. Писания, посвященные этому предмету, были соединяемы впоследствии в особые сборники, получившие название Добротолюбия (filokalia).

    Теософические идеи, связанные с «умным деланием» (Фаворский свет), были в XIV в. предметом ожесточенных споров в византийской церкви и, наконец, объявлены согласными с православием, благодаря в особенности стараниям архиепископа фессалоникийского Григория Паламы. На Западе в Средние века развилась мистика умозрительная; под влиянием Ареопагита и его толкователя Максима Исповедника создал в IX в. Иоанн Скот Эригена свою оригинальную теософическую систему, с сильным пантеистическим оттенком, удаляющим ее от христианского учения. Вполне правоверным было мистическое богословие Викторинцев и Бонавентуры, а в новые времена — св. Терезы. Отличительные черты правоверия в этой области состоят:
    1) в признании нравственных условий для соединения человеческого духа с Богом,
    2) в представлении самого соединения как процесса постепенного, причем обыкновенно различаются три главных степени, называемые мистикой очистительной (purgativa), мистикой просветительной или озарительной (illuminativa) и мистикой соединительной в тесном смысле (unitiva) — и, наконец,
    3) отличительная черта правоверного мистического богословия есть тот принцип, что внутреннее общение с Богом не исключает внешних форм благочестия и что высшее духовное совершенство не отменяет низших заповедей.

    В противоположность этому, еретическая теософия Средних веков унаследовала от древних гностиков тот принцип, что для чистого все чисто, духовному все позволено и для совершенного ведения необходимо все испытать. В этом смысле развилось с XIII в. движение так называемых братьев свободного духа или спиритуалов, куда были вовлечены многие члены Францисканского ордена.

    Независимо от церковного учения, хотя без прямого противоречия с ним, держался величайший из средневековых мистиков, мейстер Эккерт и его школа.

    Вне христианства развились в Средние века два великие мистические движения — каббала у евреев и суфизм у персов-мусульман. С началом возрождения классицизма в Италии, наряду с другими учениями древности, воскресла и мистическая философия неоплатоников. Оригинальным и всеобъемлющим мистиком был знаменитый Парацельс; под влиянием его (со стороны терминологии, но совершенно независимо по существу) сложилось гениальное учение Якова Бёма, отчасти выяснявшееся его последователями (Гихтель, Пордэч, Сен-Мартен, Баадер). После Бёма наибольшее значение принадлежит Сведенборгу, который с оригинальной теософской системой соединял, как духовидец, и опытную или реальную мистику. Вообще эти два главных отдела мистики всегда более или менее связаны между собой, ибо естественно, что мистические учения ищут себе опоры в мистических фактах, а занятие последними вызывает для их объяснения те или другие мистические теории.

    Религия и эзотерика

    У каждой религии (лат. religios — благочестие, святость) есть свои собственные боги, священные книги, молитвы, ритуалы, святые места и храмы, а также многочисленные правила, по которым должны жить верующие. То, что в одной религии признаётся добродетелью, в другой может считаться грехом. Например, убийство коровы для индуиста более тяжкий грех, чем убийство простого человека, в то время как в некоторых других религиях на праздники принято резать коров. В синагогу и мечеть запрещается входить с непокрытой головой, а в православном храме мужчинам нельзя находиться в головном уборе. Иудеям не разрешается упоминать имя Господа всуе, а индуисты считают: чем чаще произносить имена богов, тем лучше. Для мусульманина выпить вина — это грех, а христиане причащаются вином в храмах. Отдельные различия между некоторыми религиями могут показаться прямо противоположными.

    Любая религия имеет:
    а) культ и
    б) особое мировоззрение.
    Культ, или культовая практика, подразумевает конкретные действия верующего (например, молитва или посещение храма). Мировоззрение, или мировосприятие, включает в себя представления об окружающем мире и человеке. Самое важное в религиозном мировоззрении — это представления о сверхъестественном, нематериальном мире.

    Если из каждой религии убрать то, что отличает её от других, останется суть, «сердцевина», практически одинаковая у всех религий. Эта суть говорит о том, что Вселенная устроена сложнее, чем кажется на первый взгляд: кроме окружающего мира, привычного для всех, существует другой, незримый мир, который влияет на происходящее вокруг. И человек должен учитывать это, соотнося своё поведение с определёнными закономерностями. Именно эти знания, исходившие от людей, которых впоследствии стали называть пророками, мессиями, аватарами, учителями, и служили причиной возникновения всех мировых религий.

    Важно подчеркнуть, что основатели любой религии говорили только о том, что было для них реальностью, результатом их собственного опыта. Они обладали не верой в то, о чём говорили, а прямым знанием этого. Прямое знание является результатом непосредственного восприятия. Точно так же зрячий человек знает о существовании солнца потому, что сам видит его, в то время как слепой может только верить в его существование со слов зрячего.

    Поэтому-то в каждой религии обязателен элемент веры и как следствие — сопровождающие его различные ритуалы поклонения. Ведь обычные люди, привлечённые чудесами и проповедями святых, сами никогда не переживали ничего подобного озарениям святых. Поэтому для них единственным способом прикоснуться к Великой Истине были вера и поклонение. Строились храмы, создавались молитвы и ритуалы, — всё это укрепляло веру и помогало поклонению. Однако всегда находились люди, которые были способны на большее. Благодаря особым приёмам работы над собой такие люди настолько усовершенствовали себя, что сами научились переживать то, о чём говорили их учителя. Методы самосовершенствования передавались от учителя к ученикам, их количество со временем росло, образуя целые школы.

    Итак, каждая религия с момента возникновения развивалась параллельно по двум направлениям. Первое — хорошо известное и массовое — внешнее, основанное на вере и соблюдении религиозных предписаний. Это направление со временем оформилось в религиозные организации со своей атрибутикой, обрядами и храмами, где верующие могли отправлять культ. Второе направление — малочисленное и закрытое для непосвящённых — внутреннее, основанное на тайных знаниях и интенсивных практиках. Это эзотерика, позволившая своим последователям (эзотерикам) практически изменять себя в соответствии с идеалами, провозглашёнными создателями каждой религии. При этом эзотерики благодаря непосредственному переживанию познавали глубочайшие истины, которые лежат в основе всех религий.

    Для эзотерики важно получить мистический опыт, а не соблюдать обряды и ритуалы, которые основаны на определённых религиозных нормах и правилах. Поэтому эзотериков также называют мистиками. Мистика — это расширение границ своего восприятия за пределы материального мира. Мистику удаётся напрямую прикоснуться к сокровенным тайнам Вселенной и человека, основываясь не на вере, а на собственном опыте. Поэтому между настоящими эзотериками никогда не было разногласий и уж тем более противоборства, хотя они могли принадлежать к различным традициям и школам. Ведь мистический опыт зависит от глубинного, фундаментального устройства человека и Вселенной, а эти вещи одинаковы для любого народа и времени.

    (N. B.: Разногласия, приводящие в итоге к конфликтам с убийствами, возникают между верующими, т. к. они спорят о своих различных верах (т. е. о разных фантазиях или интерпретациях священных текстов), а не о самой единой Истине. Спорить о ней невозможно, её можно переживать.)

    Древнейшие из известных ныне эзотерических школ возникли примерно 7-10 тыс. лет назад. Некоторые школы исчезли, другие до сих пор являют собой живую традицию. Такие школы были или есть в джайнизме (дигамбары), в индуизме (многие школы индуистской тантры и йоги), в бон (юнгдрунг бон), в буддизме (ваджраяна, дзогчен), в даосизме («внутренняя» алхимия, некоторые школы цигун), в иудаизме (хасидизм, каббала), в христианстве (в православии — исихазм; в католичестве — последователи Игнатия Лойолы и малабарские христиане), в исламе (многие суфийские ордена), в вуду, в коренных традициях американских индейцев (одна из таких линий описана Карлосом Кастанедой), среди аборигенов Австралии, в традициях дохристианской Руси. Многих выдающихся мистиков (Эмпедокл, Пифагор, Парацельс, Якоб Бёме, Г. И. Гурджиев, Р. Штайнер, Ошо Раджниш и многие другие) по ряду причин трудно отнести к какой-либо одной традиции; зачастую они сами создавали новые традиции.

    Мистики обычно не очень стремятся распространять свои знания широко, даже сохраняют свои знания в тайне, передавая их лишь ближнему ученику. Иногда объясняют это тем, что поскольку, если тайные знания неверно понять или неправильно использовать, то можно навредить и себе, и окружающим. Но, пожалуй, причина проще: непонятые знания просто бесполезны. Для каждого человека в свое время приходят те знания, которые нужны ему на его пути. И не имеет значения, насколько они были до того спрятаны или сокрыты. Они просто приходят к человеку и извне и изнутри. Так или иначе, но внешне большинство представителей традиционной религиозности весьма негативно относятся к эзотерике, может быть, даже совершенно искренне не понимая её и считая вредной ересью. И в этом их справедливость, польза и правота: их по их призванию заботят не столько повсеместные поиски совершенства, сколько «защита веры», того, что уже накоплено и есть, и сохранение этих основ, а значит, и основ знания, словно отобрный семян для посева, для передачи следующим поколениям людей дальше.

    Внешне эта попечение нередко приводит к тому, что «религиозные деятели» превращают свои религии в социальные и клановые организации, агрессивно борющиеся за власть над умами и базирующиеся на догмах. Будучи живыми словами в устах своих основателей, первоначальные идеи почти всегда быстро умервщляляются их последователями, начисто лишёнными харизмы и потому озабоченными распространением «истинной веры» и созданием соответствующих социальных институтов. Поэтому мастера не умещаются в рамках одной или даже очень многих традиций и создает под свой опыт новую, в свою очередь благополучно умертвлённую и должным образом усвоенную, переваренную, расчлененную по диссертациям и разложенную по полочкам его «последователями».

    Эзотерику часто путают с чёрной магией, однако ничего общего с исключительными вызываниями духов и колдовством она не имеет. Нередко эзотерикой называют пророчества о будущем Земли, таинственные легенды о далёком прошлом, рассказы о невидимых странах и т. п. Подобные истории часто содержат миф о непрерывной тайной войне «белого» и «чёрного» начал. Такие теории обычно приводят человека к поискам тёмных сил вокруг себя (при этом самого себя, естественно, относят к представителям «светлых» сил). Подобные учения иногда называют мезотерикой (от греч. «mesos» — «средний»), т. е. срединным учением между обычными знаниями — экзотерикой и эзотерикой. Ведь если человек видит только малую часть истины, то, естественно, он додумывает эту часть до целого в силу своих представлений о нём. Так возникла мезотерика.

    Таким образом, каждую религию условно делят на два слоя — внешний (обрядово-ритуальный) и внутренний (эзотерический). Эти два слоя каждой религии (в идеальной «здоровой» религии) дополняют друг друга, так как позволяют разным людям развиваться в зависимости от их природных данных. Например, известны единичные случаи, когда простые верующие во время молитвы испытывали глубокие мистические переживания. Однако одной из задач эзотерических практик является научить человека осознанно и целенаправленно достигать подобных состояний.

    Иногда внешнюю (обрядово-ритуальную) часть религии сравнивают с телом, а её внутреннюю (эзотерическую) часть — с душой. Сама же эзотерика подобна огромному айсбергу, большая часть которого находится под водой и скрыта от взора непосвящённых. Всему своё время и каждому свое.

    Сиддхи (санскр. «достижения»; имя также супруги Ганеши, олицетворяющей сверхъестественные силы)

    В индуизме: паранормальные способности. Восточный аналог ЭСВ (экстрасенсорного восприятия) и «способности X». Сиддхи часто называют «мистическими способностями», «паранормальным потенциалом» или «магическими умениями». Иногда сиддхи даются человеку от рождения, но чаще они приобретаются с помощью аскезы, асан и пранаям, специальных медитаций и визуализаций, непрерывного повторения мантр или правильного употребления наркотиков. Корень сиддх используется в титуле «великих достигших» — махасиддх, каждый из которых обладал одним из этих «достижений». В текстах ваджраяны говорится только о 8-ми типах сиддх, в индусских тантрах мы встречаемся с более подробной классификацией из 84-х способностей. Многие из них входят в компетенцию современной парапсихологии, например, психокинез, телекинез и астральное «двойничество». Наиболее важными способностями считаются:

    акристи — способность вызывать симпатию у людей
    анима — произвольное уменьшение собственного роста до размера атома
    антардхана — способность становиться невидимым
    вашитва — власть над другими людьми
    викаранадхармитва — неограниченные умственные способности
    гарима — способность становиться необыкновенно тяжелым
    ишитва— величие, власть
    камавашайта — способность управлять своими страстями
    камарупитва — способность принимать различные формы
    крамана — способность вселяться в тело другого человека, ср. «одержимость»
    кхекара — способность летать
    лагхима — способность к невесомости, ср. «левитация»
    маноджавитва — достижение высоких скоростей
    махима — произвольное увеличение собственного роста до размера планеты и больше
    мохана — способность приводить человека в бессознательное состояние, ср. гипноз
    падалепа — способность незаметно перемещаться в любую точку пространства
    пракамъя — непоколебимая воля
    прапти — способность получать все, что угодно
    стамбхана — способность вызывать в человеке временный паралич

    Совершенный адепт может также обладать и другими сверхспособностями — например, ясновидением и знанием прошлого, настоящего и будущего. Он может покидать свое материальное тело (стхула-шарира) и странствовать в тонком теле (сукшма-шарира) по различным мирам и уровням Вселенной. Существует множество менее значительных сиддх: понимание языка птиц и зверей, способность побеждать в любых диспутах и др. Совершенный адепт может получать любые наслаждения по желанию (камья-сиддхи) и обладать необыкновенной силой привлекательности и очарования (акаршана, вашикарана). Но самым высшим совершенством считается состояние «вечного абсолютного блаженства» — сатчит-ананда.

    Дивья-сиддхи (diviya санскр. «божественный», «небесный»)
    «Божественные силы», которые приобретают благодаря медитации и прочим психотехникам. В большинстве индусских и буддийских школ сознательное получение и использование дивъя-сиддхи не поощряется (они считаются досадной помехой). Но некоторые тантры останавливаются на них довольно подробно и сообщают о путях их достижения.

    Капала-рандхра-дхаути (санскр., букв. «очищение полости головы»)
    Большим пальцем правой руки массажируй углубление на лбу рядом с переносицей. Если будешь выполнять это упражнение ежедневно, излечишься от болезней, вызванных телесным дисбалансом. Внутренние сосуды очистятся, и ты обретешь ясновидение. Капала-рандхра-дхаути необходимо выполнять утром после сна, после еды и вечером. Это упражнение нормализует функции печени и других внутренних органов, очищает лобные и фронтальные пазухи и способствует ясновидению.

    Дополнительно:
  • Магия