in
МЕНСТРУАЦИЯ (регулы (лат. regula — норма, правило)), циклические кровянистые выделения из половых путей женщины, обусловленные отторжением функционального слоя слизистой оболочки матки. На санскрите менструальная жидкость называется кундапушпа («цветок священного иточника»).
«Менструальная кровь», или ежемесячный «красный прилив» — одна из основных биохимических жидкостей женщины. «Кровью» ее называют лишь условно. Помимо крови, в менструальной жидкости всех самок приматов содержатся расщепленные яйцеклетки, слизь, кусочки эндометрия (внутреннего покрова матки), клетки вагинального покрова и гормонообразные вещества, например, простагландины.
Менструации, начиная с менархе, продолжаются в течение всего детородного периода, прекращаясь во время беременности и, как правило, при лактации в послеродовом периоде. С наступлением климактерического периода ритм менструаций нарушается и через 1,5-2 года (иногда более) они прекращаются (менопауза). Нормальными считаются менструации, наступающие постоянно через равные промежутки времени (21-35 дней, обычно 28) продолжительностью 3-7 дней и не сопровождающиеся обильным (гиперменорея) или слишком малым (гипоменорея) кровоотделением (средняя потеря крови 100 мл). Если не произошло оплодотворения созревшей яйцеклетки, менструация завершает цикл изменений в половой системе. Изменения интенсивности, продолжительности и ритмичности менструаций являются признаками расстройств менструального цикла.
Во время менструации в матке образуется раневая поверхность, поэтому инфицирование её патогенными микроорганизмами может способствовать возникновению воспалительного процесса внутренних половых органов. В этот период необходимо особенно тщательное соблюдение правил личной гигиены и гигиены половых органов. В дни менструации из-за опасности инфицирования не рекомендуется проводить половые акты и делать влагалищные спринцевания. У многих женщин перед и во время менструаций наблюдаются некоторые изменения в организме (альгоменорея, дисменорея).
Менструация не вызывает физического нездоровья. Двигательные упражнения, включая плавание, наоборот, показаны при менструации; женщины-спортсменки реже жалуются на болезненные спазмы, чем те, кто ведет сидячий образ жизни. Стимуляция системы кровообращения, физическая активность способствуют снятию мышечного напряжения и сужения сосудов. Что касается секса, то одни женщины теряют к нему интерес во время менструации, в то время как другие, наоборот, получают от него большое удовольствие. Оргдлм может даже снять на время небольшие спазмы, увеличивая менструальное кровотечение и ослабляя напряжение.
Индусы считали менструальную жидкость одной из форм бога огня Агни. Женщина в период месячных становится воплощением жизненной энергии, направленной вниз. Тантрические йоги отождествляют менструирующую женщину с Матерью Кали - Трансцендентной Энергией, связывающей «этот» и «тот» свет, и богиней Ваджраварахи, которая «истекает кровью и прижимается ногами и животом к бедрам своего партнера». Восточные авторы выделяют около шестнадцати разновидностей менструальной жидкости. В «Матрикабхеда-тантре» и «Самаякара-тантре» упоминаются следующие: сваямбхупушта, голапушпа, ваджрапуита, свапушпа, кундапушпа, сонитапушпа, сарвакалодбхавапушпа. Название каждой из них заканчивается на пушпа (санскр. «цветок»).
В разных культурах менструальная жидкость получала различные наименования: например, китайцы называли ее красным приливом, красным потоком и красным снегом. Такие названия, как коралловая эссенция, жидкий рубин, elixir rubeus («рубиновый эликсир») или кхапушпа («цветок матки») имеют философский подтекст: они выражают уважение к этому необъяснимому» явлению и напоминают о том, что многие мудрецы приписывали менструальной крови алхимико-магические свойства. Однако практически у всех народов мира эти свойства считаются неблаготворными: широко распространенное мнение гласит, что от прикосновения менструирующей женщины портятся пищевые продукты, вянет зелень и происходят всевозможные несчастья. Вот почему большинство мужчин, начиная еще с древнейших времен, не видит в этой драгоценной жидкости ничего эротического и единодушно осуждает половой акт в период менструации.
Тантрическое отношение к менструальной жидкости может шокировать даже не очень брезгливых жителей Запада и Востока. Тантристы не просто уверены в ритуальной чистоте менструирующей женщины, но считают менструацию наилучшим состоянием для ритуального полового акта (майтхуны) и даже принимают внутрь смесь менструальной жидкости и мужского семени как магическое снадобье, способствующее соединению с Божеством. «Адепт Тантры должен относиться к менструирующей женщине с уважением и благоговением, — сказано в «Каула-тантре»ю — Она служит живым воплощением Кали, трансцендентной силы: ее менструальная кровь (кхапушпа) — это цветущая сущность женственности, кровь самой жизни. Она обладает сверхъестественными свойствами, омолаживает и преобразует организм, очищает все яды в алхимическом огне. Совершая сексуальные обряды с менструирующей женщиной, Адепт сможет быстрее продвигаться по Пути Освобождения».
Таким образом, «красный прилив» считается здесь материальным символом Великой Богини во всех ее ипостасях — от Парвати до Кали, - которая во время менструации пребывает в йони женщины. Аналогичные воззрения можно обнаружить и в «женских» школах ваджраяны. Например, в «Тайной жизни и песнях госпожи Еше Цогьял» известная тибетская йогиня рассказывает о посетившем ее видении: «Я увидела нагую красную женщину, на которой не было даже костяных украшений. Она поднесла к моему рту свою бхагу, и я напилась струившейся из нее крови». Подобные видения считались признаком посвящения, полученного непосредственно от Богини.
Чтобы понять «извращенное» пристрастие тантристов к менструальной жидкости, мы должны вспомнить о том, что столь распространенные понятия о «нечистоте» менструирующих женщин являются частью более обширного комплекса антифеминистских предубеждений, свойственных всем патриархальным культурам. Мужчина, убежденный в своей господствующей роли презирает женщин и, в то же время, втайне побаивается их, поскольку чувствует к ним непреодолимое влечение. Так возникает понятие о том, что «все женщины — колдуньи» или, проще говоря, ведьмы. При наличии такого понятия ежемесячные кровотечения, таинственным образом связанные с лунным циклом, выглядят наивысшим проявлением демонизма. Тантрическое понимание женской природы в корне противоположно этой мрачной мифологии. Каждая женщина — Шакти, и поэтому все в ней священно; и то, что служит наивысшим проявлением ее природы, является наиболее священным. Мужчина, не преодолевший в себе отвращения к каким-либо проявлениям женской природы, не готов к соединению с Шакти, которое служит одной из высших целей тантрической садханы.
Древние греки считали, что эффект обнажения женских половых органов для разрушения магические чар, заклятий, колдовства и злых сил усиливался в том случае, если в этот момент у женщины были месячные; и действительно, когда такое «заклятие» использовалось с сельскохозяйственными целями — в частности, для уничтожения паразитов — наилучших результатов можно было ожидать только в том случае, если оно произносилось в период менструации, когда мощные силы, приписывавшиеся женщинам в этом положении, могли вступить в игру самым активным образом.
Согласно Законам Ману, если мужчина приблизится к женщине, на теле которой есть менструальная кровь, он немедленно утратит всю свою мудрость, силу, жизненную энергию и пр. Плиний наряду с прочими весьма наглядным образом описывает пагубное воздействие на все окружающее менструирующей женщины. Стоит ей коснуться руты, и та увядает; один только ее взгляд на огурцы и тыквы высушивает их или, в лучшем случае, делает кислыми; молодая виноградная лоза ломается от ее прикосновения, ткани в корыте чернеют, бритвы тупятся, латунь ржавеет, у лошадей случаются выкидыши, а зеркало, в которое она посмотрится, тускнеет — хотя, если женщина будет после этого неотрывно смотреть на его тыльную часть, к нему вернется прежний блеск.
Особенно большим могуществом обладает женщина, менструирующая впервые в жизни или сразу после потери девственности; магическое действие имеют сами менструальные выделения, даже если они не вступают в контакт с объектом. Так, для предотвращения града выделения девушки сжигались на поле вместе с лавром; пропитанная ими тряпка, сжигаемая под любым ореховым деревом, заставляет дерево увянуть, а если ее расстелить вдоль дверного порога, все злые заклятия лишаются своей силы внутри дома.
Страшная сила была присуща также моче менструирующей женщины, однако свойство противодействовать любому магическому заклятию принадлежало любой моче.
Предменструальный синдром (ПМС)
Циклическое появление психической раздражительности, депрессии и других симптомов во время лютеальной фазы (после овуляции) менструального цикла. Эта фаза наступает за 7-14 дней до начала менструации. С ПМС связано свыше 150 симптомов, многие нормальные женщины с регулярными менструациями испытывают их в большей или меньшей степени.
Термин ПМС следует зарезервировать для симптомов, которые проявляются настолько остро, что затрудняют повседневную деятельность. К наиболее распространенным симптомам относятся перепады настроения, распухание живота, мягкость груди, изменения аппетита, бессонница, головная боль, рассеянность, тревога, приступы плаксивости, отеки конечностей. Ранее имевшиеся состояния, такие, как эпилепсия или мигрень, могут усугубляться на этой стадии менструального цикла. Для диагностики ПМС необходимо наличие самопроизвольных овуляционных менструальных циклов и симптомов, проявляющихся на лютеалъной или предменструальной фазе цикла: нервозность, неровное настроение; тревожность; раздражительность; депрессия; плаксивость; забывчивость; растерянность; рассеянность; неуклюжесть; повышенный аппетит; тяга к сладкому или соленому; бессонница; повышенное (ослабленное) либидо; снижение социальной активности.
Специалисты называют ряд вероятных причин ПМС, например, дефицит прогестерона, нарушения баланса жидкостей и дефицит питания. Однако нет научных данных, которые подтверждали бы, что какой-то из этих факторов является единственной причиной ПМС.
Чтобы определить у себя ПМС, женщина должна вести календарь менструаций, занося в него симптомы и соотнося их с фазами менструации. При ПМС симптомы пропадают на фолликулярной фазе (перед овуляцией), а затем возникают одновременно с овуляцией. Они сохраняются до менструации, а затем пропадают. Если симптомы сохраняются и после менструации, надо рассмотреть другие нарушения, такие, как депрессия и тревожность.
Предлагается много методов лечения ПМС. Ни один из них не зарекомендовал себя как универсально эффективный. Оральные контрацептивы ликвидируют гормональный цикл, что способствует облегчению симптомов у многих женщин; однако другие при приеме оральных контрацептивов испытывают симптомы, напоминающие ПМС, на протяжении всего цикла. Исследовались возможности введения витаминов, кальция и магния, но их эффект ненадежен и преходящ.
Некоторые исследования посвящены применению психотропных препаратов в лечении ПМС, связанных с преобладанием перемены настроений и нарушений поведения. Существуют препараты, позволяющие облегчить раздражительность, тревожность и депрессию, однако трудно поставить правильный диагноз. Действительно ли женщина страдает ПМС, или у нее — глубокие эмоциональные нарушения? Те, у кого симптомы проявляются циклически, должны получить консультацию и пройти психологическое обследование. Облегчение физических симптомов также может улучшить качество жизни некоторых больных. Для борьбы с накоплением жидкости и отеками рекомендуют прием слабых диуретиков, боль в области таза и в спине облегчается противовоспалительными препаратами. В уменьшении симптомов ПМС важная роль принадлежит ослаблению стресса. Физические упражнения улучшают самочувствие, что вызывает ослабление симптомов. По-видимому, ограничение потребления соли и кофеина снижает раздражительность и задержку жидкости в организме.
Предменструальный синдром представляет сложности как для больного, так и для врача. Его причины и методы лечения остаются неясными, но сочетание изменения образа жизни и сочувственного отношения к женщине может положительно сказаться на симптомах, от которых она страдает.